Картотека дидактических игр экологического содержания ( для средней группы)
картотека по окружающему миру (средняя группа) на тему
Картотека дидактических игр экологического содержания для детей средней группы. Содержит игры настольно-печатные, словесные, игры с предметами, игры-экспериментирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_didakticheskih_igr_ekologicheskogo_soderzhaniya.docx | 29.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр экологического содержания
Для средней группы
- Игры с предметами
1. «Кто быстрее соберет урожай»
2. «Чудесный мешочек»
3. « Узнай на вкус»
4. « Горячо - холодно» (Где спряталась матрешка?)
5. «Узнай растение по описанию»
6. «Найди растение по названию»
7. «Опиши , а мы угадаем»
8. «Найди листок как на дереве»
9. «Такой листок лети ко мне»
10. «Найди пару»
11. «Найди свой дом»
- Настольно-печатные игры
1. «Где насекомое?»
2. «Куда села бабочка?»
3. «Какая сегодня погода?»
4. «Узнай и назови цветок»
5. «Раньше-позже»
6. «Третий лишний»
7. «Кто как двигается»
8. «Овощи-фрукты»
9. «Кто где живет»
10. «Дикие и домашние животные»
11. «Где спряталась вода?»
12. «Кто прилетел в птичью столовую?»
13. «Узнай птицу»
14. «Весна -красна»
- Словесные игры
1. «Что сажают в огороде»
2. Подскажи словечко
3. « Знаешь ли ты …»
4. «Расскажи без слов»
5. «Кто знает , пусть продолжает»
6. «Повторяй друг за другом»
7. «Узнай ,что за зверь \ Догадайся, что за птица\Что растет и кто живет в лесу»
8. «Загадки голубого ручейка»
Игры с предметами:
«Кто быстрее соберет урожай»
Цель:
Закрепление представлений об овощах и фруктах.
Развитие внимания, быстроты реакции на слово воспитателя.
Ход игры:
Играют две команды. Одна команда собирает в корзину с наклеенным условным обозначением
овощи, а другая – фрукты. Плоды разложены на полу; в командах по 2 – 3 человека. Выигрывает команда, которая быстрее соберет все плоды и не ошибется.
«Чудесный мешочек»
Цель:
Закреплять умение различать и называть фрукты, овощи, выделять их характерные признаки.
Ход игры:
Ребенок достает из мешочка фрукт (овощ),осматривает , называет .К концу года можно использовать муляжи , активизируя память детей.
Усложнение:
1.Через некоторое время дети определяют овощи и фрукты на ощупь, не вынимая из мешочка .
2.Воспитатель перечисляет признаки задуманного фрукта (овоща), а ребенок находит его на ощупь и достает из мешочка.
«Узнай на вкус»
Цель:
Закрепление представлений об овощах и фруктах.
Сенсорное развитие.
Ход игры:
У воспитателя два подноса. На одном - целые овощи и фрукты (огурец, морковь, капуста, помидор, яблоко, груша, апельсин, лимон, арбуз и т.п.). На другом подносе плоды , нарезанные кусочками. Нужно определить овощ или фрукт не глядя, по вкусу и показать целый плод на подносе. Воспитатель подходит к любому из детей. Дети не должны подглядывать, торопиться с ответом. Игра заканчивается перечислением принесенных овощей и фруктов, определением вкуса каждого из них.
«Горячо – холодно» (Где спряталась матрешка)
Цель:
Закрепление представлений о комнатных растениях.
Развитие связной речи.
Воспитание находчивости, любознательности.
Ход игры:
Водящий выходит из комнаты. В это время прячут матрешку под одно из комнатных растений. Водящий ищет матрешку, дети подсказывают ему «горячо» или «холодно». Найдя матрешку, вод.
должен назвать растение под которым она спряталась . Вначале берется 4 – 5 растений, а затем
до 8 растений (герань, фикус, бальзамин, колеус, гибискус, алоэ, аспарагус, бегония вечноцветущая и др.)
Для ознакомления с комнатными растениями также используются игры:
«Узнай растение по описанию», «Найди растение по названию», «Опиши растение, а мы угадаем» и др. из сборника В.А.Дрязгуновой «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями».
Для закрепления представлений о деревьях и кустарниках используются игры из того же сборника:
«Загадайте, а я отгадаю», «Найди пару», «Найди листок как на дереве», «Найди свой дом», «Такой листок лети ко мне» и другие.
Настольно-печатные игры
«Где насекомое ?»
Цель:
Закрепление представлений о насекомых.
Развитие внимания, памяти.
Ход игры:
На фланелеграфе на голубом и зеленом фоне «летают» и «ползают» знакомые детям насекомые (можно добавить несколько неизвестных). Например: муха, комар, бабочка, жук, стрекоза, кузнечик, муравей, пчела. Воспитатель загадывает загадки о насекомых. Отгадавший загадку ребенок должен также найти картинку с его изображением.
«Куда села бабочка»
Цель:
Закрепление и уточнение представлений о частях растения.
Ход игры:
На мольберте модель «Зеленое растение». Маленькая бабочка из цветной бумаги «летает» и садится то на одну часть растения, тона другую. Дети по очереди их называют, а также объясняют их значение для растения.
«Узнай и назови цветок»
Цель:
Закрепление представлений о цветущих растениях.
Развитие памяти, связной речи.
Ход игры:
На столе – «клумба»: разложены картинки с изображением красивых цветущих растений ( розы, тюльпаны, маки, гвоздики, фиалки и т.п.). Водящий подходит к «клумбе» и отбирает картинки с известными ему растениями, называет их.
«Третий лишний»
Цель:
Закрепление представлений о живых существах.
Развитие логического мышления, связной речи.
Ход игры:
На карточках изображены два насекомых и птичка, две рыбы и лягушка, два зверя и насекомое и т.д. Дети должны определить, кто лишний и объяснить свой ответ.
«Кто как двигается»
Цель:
Закрепление представлений о способах передвижения живых существ.
Ход игры:
Воспитатель раздает большие карты с изображением моделей органов движения (ноги, крылья, плавники) в центре. Затем поочередно показывает маленькие карточки с изображением птиц, зверей, рыб, насекомых. Дети закрывают пустые квадраты на своих картах подходящими картинками. Выигрывает тот, кто первым закроет все квадраты.
По аналогии изготавливаются игры-лото «Овощи-фрукты», «Кто где живет» ( среда обитания вода, воздух, земля).
«Дикие и домашние животные»
Цель:
Закрепление представлений о диких и домашних животных.
Развитие внимания, интереса к живой природе.
Ход игры:
На фланелеграфе домик, ель и фигурка грустной девочки. На столе рядом – фигурки животных. Воспитатель говорит, что пришла девочка, у нее неприятность: все домашние животные перепутались с дикими
. Поможем ей отобрать домашних животных. Дети ставят фигурки медведя, зайца, лисы, волка и т.п. к ели, а фигурки козы, коровы, лошади, собаки и др. к домику. Каждое животное они называют. В конце игры появляется фигурка веселой девочки.
«Где спряталась вода»
Цель:
Закрепление представлений о воде как части природы, о ее свойствах замерзать и испаряться.
Развитие внимания, памяти, связной речи.
Ход игры:
Воспитатель раскладывает несколько картинок с изображением объектов природы, вещей из домашнего обихода, и просит детей сказать, где спряталась вода, в каком она виде (жидкая, пар, снег, лед).Например , такие картинки: сосулька, река, кипящий чайник, снежинка, облако, водопад, каток, ледяная горка, снежная баба, холодильник, комнатное растение .
«Кто прилетел в птичью столовую»
Цель:
Закрепление представлений о птицах.
Развитие умения узнавать птиц по внешнему виду и называть их. Развитие речи.
Воспитание интереса к природе.
Ход игры:
Панно «Птичья столовая». В прорези вставлены картинки с изображением птиц, которые упоминаются в стихотворении «Прилетели птицы». Дети должны внимательно слушать, т.к. в стихотворении прилетают и птицы и небылицы. Услышав нелепицу, дети должны хлопнуть в ладошки.
«Узнай птицу»
Цель:
Закрепление представления о птицах.
Ход игры:
На панно «Дерево» размещены карточки с изображением птиц, знакомых детям. Воспитатель загадывает детям загадки о птицах, дети находят загаданных птиц на дереве. Или один ребенок (водящий) описывает птичку, а остальные ее называют и показывают.
«Весна –красна»
Цель:
Уточнение и конкретизация представлений о весне. Закрепление представлений о природных явлениях, характерных для весны.
Ход игры:
Воспитатель раздает детям картинки с изображением весенних и зимних пейзажей. Дети должны показывать картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении.
Словесные игры
«Что сажают в огороде»
Цель:
Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам ( по месту произрастания, по способу применения).
Развивать память, внимание, речь.
Ход игры:
Отвечать на вопросы водящего нужно только «да» или «нет». Кто ошибется, тот отдает «фант».
Воспитатель спрашивает: «Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем : я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то , что сажают в огороде , то вы скажете «да», если же это в огороде не растет, то вы скажете «нет». Кто ошибется , тот проиграет : поспешишь – людей насмешишь.
«Подскажи словечко»
Цель:
Закрепление представлений о природе.
Развитие речи, находчивости, быстроты реакции.
Ход игры:
Воспитатель начинает фразу , а дети ее заканчивают. Например : У медвежонка мама – медведица, а у бельчонка … У коровы теленок , а у овцы … Корова мычит , а лягушка … Ворона каркает, а воробей … И т.п.
«Знаешь ли ты»
Цель:
Закреплять представления о животных. Обогащать словарный запас. Развивать быстроту мышления, речь детей.
Ход игры:
Приготовить цветные фишки четырех видов для обозначения зверей, птиц, рыб и насекомых. Дети по очереди называют сначала зверей, затем птиц и т.д., выкладывая при правильном ответе фишку. Кто выложит больше фишек – тот выиграл.
«Расскажи без слов» (Какая сегодня погода)
Цель:
Закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе.
Развивать творческое воображение, внимательность.
Ход игры:
Дети собираются в круг, воспитатель встает в середину. Он предлагает детям изобразить осеннюю погоду (весеннюю, зимнюю, летнюю) с помощью мимики, жестов, движений. Либо один из детей изображает погоду, а остальные должны отгадать.
«Кто знает, пусть продолжает»
Цель:
Закрепление представлений о природе. Развитие навыков обобщения, речевое развитие.
Ход игры:
Воспитатель называет обобщающее слово, а дети – слова, относящиеся к данному значению. Например: Птицы это … (ворона, попугай, гусь и т.д.) Или воспитатель называет видовое понятие, а дети – обобщающее слово. Например: Белка, еж, волк это… ( звери)
«Повторяй друг за другом»
Цель:
Закреплять представления о природе. Развивать речь, внимание, память.
Ход игры:
Водящий называет любое слово (объект природы) , ориентируясь по теме занятия. Например : кукушка. Второй игрок повторяет слово и добавляет свое, подходящее по смыслу. Например : кукушка, дятел.
«Узнай , что за зверь», « Догадайся , что за птица», «Что растет и кто живет в лесу»
Цель:
Закрепление представлений о живых существах.
Развитие памяти, внимания, речи.
Ход игры:
Воспитатель подбирает серии загадок о животных, растениях леса. Игра проводится в форме викторины.
«Загадки голубого ручейка»
Цель:
Закрепление представлений о живых существах, обитающих в воде и у воды.
Развитие речи. Воспитание интереса к живой природе.
Ход игры:
Дети отгадывают загадки о водных и околоводных животных и растениях ( рыбы, лягушка, улитка, утка, гусь, бобр, камыш, кувшинка, и др.).
Творческие игры – экспериментирования
Игры с водой , снегом и льдом
«Волшебная вода»
- смешивание подкрашенной воды и получение разнообразных «волшебных» оттенков и цветов.
«Цветные капельки»
- капанье из пипетки в баночки с водой жидкой краски различной густоты и наблюдение за путешествиями капель.
«Льдинки»
- замораживание в воде узоров из камешков, бусин, листьев, рассматривание их.
«Освобождение из плена»
- размораживание разными способами маленьких игрушек, замороженных в воду «ледяной колдуньей».
«Тонет – не тонет»
- испытание на плавучесть игрушек из разного материала.
«Снежные фигуры»
- лепка из снега, игра в снежное царство.
Игры с мыльной водой и пеной
«Мыльные пузыри»
- пускание мыльных пузырей с помощью разных предметов : соломинок, трубочек, деревянных катушек и пр.
«У кого пена выше и пышней»
- выдувание воздуха в мыльную пену через трубочку с целью получения «самой большой» пены.
«Подушка из пены»
- испытание : какие предметы, из каких материалов могут лежать на поверхности мыльной пены.
Игры с зеркалом
«Поймай солнышко»
- маленьким зеркалом поймать солнечный луч и пустить «зайчика».
«Солнечные зайчики»
- воспитатель и дети пускают веселых солнечных зайчиков.
«Что отражается в зеркале»
- пытаться увидеть , что находится за спиной только с помощью зеркала.
Игры со светом
«Театр теней»
«У кого тень интересней»
- экспериментирование с тенью.
«Угадай, чья тень»
Игры со стеклами
«Мир меняет цвет»
- рассматривание окружающего через стекла разного цвета.
«Таинственные картинки»
- рассматривание картинок через стекла разного цвета и наблюдение : какие изображения становятся невидимыми.
«Волшебное стекло»
- рассматривание предметов, картинок, знаков через увеличительное стекло.
Игры со звуками
«Погремушки»
- испытание :какие предметы лучше гремят в коробочках из разных материалов.
«Звонкие бутылочки»
- испытание : какой звук издает молоточек, если ударять по бутылочкам, наполненным водой, песком, по пустым.
«Что шуршит, что гремит»
- узнать с закрытыми глазами разные звуки : разрывание и сминание бумаги, фольги, насыпание песка, переливание воды и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр экологического содержания
Игра. Задачи. Описание....
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ для старших дошкольников
Дидактические игры данной картотеки можно использовать в режимных моментах, на определённых занятиях, во время прогулок....
Картотека дидактических игр экологического содержания для детей старшего дошкольного возраста
Цель экологической игры – формирование знаний об окружающей среде. Дидактические игры по экологии помогают дошкольникам узнать больше о природе, привить бережное отношение к ней.в дошкольном воз...
Картотека ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР экологического содержания.
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту. Научить детей жить в согласии с природой, с окружающей средой следует еще в дошкольном возрасте. Раз...
Картотека дидактических игр экологического содержания, для дошкольников
Картотека дидактических игр экологического содержания, для дошкольников...
Картотека дидактических игр экологического содержания в подготовительной группе
Картотека дидактических игр экологического содержанияв подготовительной группе...
Картотека дидактических игр экологического содержания в средней группе
В данной картотеке собраны дидактические игры по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста (4-5лет)...