Использование традиционных и нетрадиционных методов работы с семьей по физическому воспитанию детей.
материал (старшая группа) по теме

Чекулаева Антонина Викторовна

Предварительный просмотр:

                                               

                                             

Использование  традиционных

и нетрадиционных методов работы

                      с семьей по  физическому

                           воспитанию детей.

                                   

                           МДОУ детский сад № 12 г. Ржев

                   Воспитатель: Чекулаева Антонина Викторовна

 «Движение, как таковое, может по своему действию заменить любое средство, но все лечебные средства мира  не могут заменить  действия движения".

Ж. Тиссо

      На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации и, в частности, в Тверской области, поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья детей.

      На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления.

В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи.

Физическая культура охватывает те стороны жизни и воспитания, которые имеют решающее значение для нормального физического развития двигательной сферы человека. Физическое здоровье – основополагающее условие духовного и нравственного развития человека.

 В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья:

- происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма;

- развиваются его адаптационные возможности;- повышается его устойчивость к внешним                  

   воздействиям;

- формируется осанка;

- приобретаются физические качества, привычки;

- вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Двигательная активность – главный источник и побудительная сила охраны и укрепления здоровья, совершенствования физических и интеллектуальных способностей человека. Ребенок познает мир, осваивает речь, пространство – временные связи предметов и явлений при помощи движений, это у него заложено с дошкольного возраста.

Наряду с этим решаются задачи, направленные на укрепление здоровья и гармоничное развитие детей, на воспитание нравственных и волевых качеств, на развитие многих психических процессов и свойств личности.

 Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей используются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями, такие как информационные бюллетени, выпуск буклетов  «Здоровье», тематические выставки, библиотека здоровья, оформляются информационные уголки здоровья «Здоровые дети », «Как я расту», проводятся консультации, встречи «за круглым столом», родительские собрания с привлечением  медицинских работников, спортивные семейные эстафеты. Родители - постоянные участники всех конкурсов и праздников , проводимых в ДОУ.

Совместную работу с семьёй я строю  на следующих основных положениях, определяющих её содержание, организацию  и методику.

- Единство целей и задач в воспитании ребёнка.

- Систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания детей в ДОУ.

-  Индивидуальный подход к каждой семье

-  Взаимное доверие и взаимная помощь воспитателя и родителей на основе доброжелательной критики  и самокритики.

В соответствии с этим, система методов моей работы с семьёй включает:

Ознакомление родителей с результатами состояния здоровья ребёнка и его психологического развития;

Участие в составлении индивидуальных планов оздоровления детей;

Целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую необходимость рационального, полного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного  и теплового режима и т.д.

Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы;

Обучение конкретным методам и приёмам оздоровления /ЛФК, массаж, самомассаж;

Ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ

Обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления /фитотерапии, пальчиковым играм/.

При использовании традиционных и нетрадиционных методов работы с семьей по физическому воспитанию детей, можно достигнуть наивысшей двигательной активности, эмоционального подъема, снижения заболеваемости. Поэтому  я провожу многочисленные беседы с родителями о том, что  особое место в жизни ребенка занимает сказка (приключения), что  дети познают мир не только умом, но и сердцем и это способствует повышению настроения во время выполнения физкультурных упражнений, а  так же познакомила родителей с работой, которой отвела

ведущее место в организации  занимательной двигательной деятельности  (далее ЗДД). Необходимое условие – доброжелательное отношение к детям. Проявляя к детям искренний интерес, помогаю преодолевать  трудности и неудачи, радуюсь вместе с ними успехам, стараюсь, чтобы все упражнения выполнялись на фоне позитивных ответных реакций ребёнка, доставляя ему не только мышечную, но и эмоциональную радость, используя при этом  как традиционные, так и нетрадиционные  виды занимательной двигательной деятельности с которыми и знакомлю родителей.

Классическая ЗДД (по схеме: вводно-подготовительная часть, основная, заключительная части).

Игровая ЗДД (с использованием игр: народные подвижные игры, игры-эстафеты, игры-аттракционы и т.д.).

ЗДД тренировочного типа (ходьба, бег, строевые упражнения, спортивные игры, упражнения в лазании, акробатические элементы, упражнения с мячом и т.д.).

Сюжетные формы ЗДД– комплексные (объединенные определенным сюжетом, спортивное ориентирование, с развитием речи, с викторинами и т.д.).

Ритмическая гимнастика (занятия, состоящие из танцевальных движений).

Самостоятельная двигательная деятельность (самостоятельная тренировка по выбору, затем проверка задания тренером).

ЗДД серии «изучаем свое тело» (беседы о своем теле, обучение самомассажу, привитие элементарных навыков по уходу за собой и оказанию первой медицинской помощи).

Тематическая ЗДД (с одним видом физических упражнений).

Контрольно-проверочная ЗДД (выполнение отставания в развитии моторики ребенка и пути их устранения).

Работая с родителями над проблемой создания устойчивого интереса к ЗДД по физической культуре, физическому воспитанию и созданию положительного эмоционального настроя в процессе двигательной деятельности – это 99% успеха в освоении предлагаемых заданий и 100% успеха в решении задачи по формированию желания выполнять физические упражнения ежедневно. Как же сделать  ЗДД радостным событием и потребностью в режиме дня дошкольника?

Игроритмика –является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.

Игрогимнастика – служит основой для усвоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков. В раздел входят строевые, общеразвивающие упражнения, акробатические, направленные  на расслабление мышц, дыхательные и укрепление осанки.

Игротанец – направлен на формирование  танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. Танцы имеют воспитательное значение и доставляют эстетическую радость детям. В этот раздел входят танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений, танцевальные формы (историко-бытовой, народный, современные ритмические танцы).

.Нетрадиционные виды упражнений:

Самомассаж и массаж – помогает повысить защитные функции организма ребёнка. Во время утренних процедур провожу самомассаж ушных раковин, пальцев. Во время дыхательной гимнастики – игровой самомассаж.  Игровой самомассаж является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления.

Тренинги – элементы психической дисциплины, помогают развивать у дошкольников, способность преувеличивать положительное, и растворять, распылять отрицательное. При выполнении тренингов считаю важным, умение детей вообразить описываемую ситуацию, что в свою очередь дает им возможность успокоиться, снять излишнее напряжение и повысить своё настроение.

Аутотренинг– помогает воздействовать на подсознание детей с помощью расслабления мышц, дыхания, учу расслабляться. После двигательной активности необходимо изолированно от посторонних шумов сесть , или лечь, расслабиться, отвлечься от тревожных мыслей; дышать глубоко и спокойно.

Релаксация – это один из путей преодоления внутреннего напряжения у ребёнка. Обучая детей приёмам релаксации, я помогаю им снять внутреннее мышечное напряжение, успокоиться, тем самым привести нервную систему и психику в нормальное состояния покоя. Умение детей управлять своими чувствами и эмоциями – ещё один шаг к воспитанию у них уверенности в себе.

Для получения наибольшего оздоровительного эффекта соблюдаем следующие правила при подборе упражнений и их выполнение.

Упражнения на релаксацию выполняем в тихой, спокойной обстановке.

Расслабляемся с закрытыми глазами.

В зависимости от условий применения данных упражнений использую различные позы.

Во время выполнения. Учу детей распознавать ощущения напряженности и расслабленности.

Не спешим заканчивать релаксацию.

Дети могут полежать, если им хочется.

Выходим из этого состояния медленно и спокойно: сначала потягиваемся, словно после пробуждения ото сна, затем открываем глаза и потихоньку садимся. При выполнении релаксации использую спокойную музыку.

Музыкотерапия – это лекарство, которое дети слушают. Мелодии доставляющие ребёнку радость, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления, а раздражающая музыка даёт прямо противоположный эффект. Музыка, которую дети охотно слушают, стимулирует выделение пищеварительных соков и повышает аппетит.

Музыкально-подвижные игры применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности дошкольников. Здесь использую приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по танцевально-игровой гимнастике.

Креативная гимнастика способствует  внедрению в работу с детьми нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этой форме работы создаются благоприятные возможности для развития способности детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности. В свою деятельность я включаю  музыкально-творческие игры и специальные задания для детей.

Игропластика основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются элементы  движений и упражнения стретчинга, хатха-йоги, выполняемые в сюжетной игровой форме без музыки. Использование в работе этих упражнений кроме радостного настроения и мышечной нагрузки дают ребенку вволю покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции, открытость и внутреннюю свободу. Положительное  воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.

Игровой стретчинг, упражнения  которого, носят имитационный характер и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, состоящей из взаимосвязанных игровой ситуаций, заданий, упражнений. Подобранных  таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач. С подражания образу начинается познание ребенком техники движений спортивных и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности и т.д. Образно-подражательные движения развивают творческую, двигательную деятельность, творческое мышление, двигательную память, быстроту реакции, ориентировку в движении и пространстве, внимание.

 Одним из важных элементов здорового образа жизни является физиологически правильное, рациональное дыхание, которое способствует сохранению и укреплению здоровья. Существует несколько вариантов и типов дыхания, в которых смешиваются два разных понятия: дыхательная гимнастика и повседневное дыхание.

 Итак, в спортивной жизни своих детей  активное участие принимают родители:

участвуют в различных соревнованиях, с азартом болеют за детей, ведут видеозапись, оформляют альбомы.

   Созданная в детском саду система физкультурно-оздоровительной работы  позволяет качественно решать цель развития физически развитой, социально-активной, творческой личности. Данные выводы подтверждают показатели состояния здоровья и физического развития детей.

Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность занятий, постоянная опора на интерес, воспитание чувства ответственности за порученное дело - все это дает положительный эффект в моей работе: у большинства детей была замечена  тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств, для его укрепления, стремления к расширению двигательного опыта.

Дети показывают высокий уровень развития физических качеств, отдельных качественных сторон двигательных возможностей человека: быстроты, силы, гибкости, равновесия, выносливости и ловкости, достаточный уровень развития основных движений.

Таким образом, созданная единая система "детский сад - дети - родители " и на данный момент достаточно успешно функционирует.

Подводя  итоги  эффективности физкультурно-оздоровительной работы с семьей по использованию традиционных и нетрадиционных методов по физическому воспитанию детей за последние три года показали:

уровень физического развития детей за три года:

2010        72%        

2011        73%

2012     77%

Вывод: Сравнительный анализ данных диагностики ежегодно показывает положительную динамику уровня развития детей, что подтверждает эффективность использования  методов в работе с семьей  и формирование потребности в здоровом образе жизни.

שּשּשּשּשּשּשּשּשּשּשּשּשּשּשּשּשּשּשּשּשּשּשּשּשּשּשּשּשּשּשּשּשּשּשּשּשּשּשּשּשּשּשּשּשּשּשּשּשּשּשּשּשּשּשּשּשּשּשּשּשּשּשּשּשּשּשּשּשּשּ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация Нетрадиционные методы по ФЭМП у детей дошкольного возраста.

Консультация Нетрадиционные  методы по ФЭМП у детей дошкольного возраста....

Презентация на тему:"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ ПРОФИЛАКТИКИ ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "

У ДЕТЕЙ ДО 2-Х ЛЕТ НАБЛЮДАЕТСЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ПЛОСКОСТОПИЕ, Т.Е. ПРАКТИЧЕСКИ ОТСУТСТВУЕТ СВОД СТОПЫ. ЭТО АБСОЛЮТНО НОРМАЛЬНО, ВЕДЬ У МАЛЫШЕЙ КОСТНАЯ ТКАНЬ МЯГКАЯ И ЭЛАСТИЧНАЯ, В НЕЙ ЕЩЕ МАЛО МИНЕРАЛЬ...

«Использование нетрадиционных методов для сенсорного развития детей в логопедической практике ДОО »

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:- является основой для интеллектуального развития-развивает наблюдательность и мелкую моторику;- позитивно влияет на эстетическое чувство;- являет...

Метадическая разработка "НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВА-НИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Условия современности таковы, что дошкольник не может быть «чистым листом» при поступлении в школу. Все чаще требования, предъявляемые к первокласснику, заставляют родителей «развива...

Использование пластилинографии, как нетрадиционного метода коррекции речи у детей с тяжелыми нарушения речи.

Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяют уровень развития мелкой моторики. Одним из основных условий...

Нетрадиционные методы работы по социализации детей раннего возраста

Задачи Адаптационного клуба для родителей и детей раннего возраста:•          Создание благоприятных условий адаптации детей раннего возраста к услови...