Доклад по эмоциям
статья (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Сейчас особо значимой является проблема исследования эмоционально – волевой сферы у детей с нарушениями в развитии, поскольку любой дефект сопровождается изменениями эмоционального состояния ребенка. Поэтому одним из направлений в работе педагогов и специалистов коррекционных (речевых) групп является эмоциональное развитие детей.
Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико – жестовой речи затрудняют общение детей между собой и со взрослыми. Непонимание другого часто становится причиной страха, отчужденности, враждебности. Ведь каждый человек должен уметь слушать другого, воспринимать и стремиться его понять. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностном отношении. Не меньшее значение имеют способности слушать и понимать самого себя, т.е. осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими. Всему этому надо учиться. Взрослые могут научить детей понимать «язык эмоций» - научить присматриваться к лицам и жестам человека, к выражению глаз, улавливать изменения в интонации речи, замечать и понимать различные нюансы ее звучания. Понятие «эмоциональный интеллект» охватывает следующие способности:
- Способность распознавать собственные эмоции;
- Способность владеть собственными эмоциями;
- Способность к самомотивации;
- Способность распознавать эмоции других людей;
- Коммуникативная способность.
Умение не приходит к человеку само собой, оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение. Приобщение ребенка к эмоциональной культуре поможет формированию эмоционально яркой, нравственно богатой и владеющей своими чувствами личности.
Эта проблема как нельзя лучше решается через привычную и легко доступную детям форму обучения – игру. Игры из серии «Развитие эмоционального мира дошкольников» не только развивают умения детей в распознавании различных эмоциональных состояний, эмоциональный словарь дошкольников, но и способствуют развитию зрительного восприятия цвета, слухового и зрительного внимания, формируют чувство близости с другими, чувства ценности других и самоценности.
Д/и «Солнце, дождь и ветер»
Цель: развивать у дошкольников внимание, связанное с координацией зрительного, слухового и двигательного анализаторов; развивать мимику и пантомимику.
Ход игры: на разные 3 сигнала (картинки солнца, дождя и ветра) дети выполняют соответствующие движения с мимикой на лице. «Солнце» - улыбаются, подпрыгивают, хлопают в ладошки. «Туча» - на лице грусть, тело напряжено, плечи приподняты, локти прижаты к телу. «Ветер» - на лице спокойствие, тело раскачивается из стороны в сторону. Педагог обращается к детям: «Смотри, не зевай! Солнце, дождь и ветер различай! Что увидишь на картинке, то и проживай!» Педагог иногда, показывая сигнал, специально называет его неправильно, т.о. развивая внимание детей.
Д/и «Яблочное настроение»
Цель: закреплять умение детей в распознавании различных эмоциональных состояний (чувств) по мимике; развивать эмоциональный словарь; учить проживать различные эмоции; развивать цветовосприятие, цветоощущение.
Ход игры: дети вместе с педагогом рассматривают красивые необычные яблочки (мягкие игрушки). Их может принести или прислать любой известный детям персонаж (Незнайка, Ежик, Гномик и др.). педагог во время рассматривания яблок задает следующие вопросы, добиваясь от детей соответствующих ответов:
- Какое настроение у этого яблока? (веселое, радостное)
- Какое чувство оно переживает? (веселье, радость) и т.д.
(грустное, печальное – грусть, печаль; испуганное – испуг, страх, тревогу; злое, сердитое, рассерженное – злость, гнев, ярость; недовольное, хмурое – недовольство; довольное, веселое – удовольствие)
- Какого цвета грустное яблоко? (зеленого) и т.д.
Д/и «Волшебный клубочек»
Цель: развивать уверенность, гордость за свои успехи, новые знания и умения; формировать чувство близости с другими; способствовать принятию детьми друг друга; формировать чувство ценности других и самоценности.
Ход игры: дети, сидя в кругу, передают Клубочек друг другу и рассказывают ему (Клубочку), какое у них сегодня настроение, сравнивают свое настроение с каким – либо явлением природы. Затем, когда Клубочек возвращается к педагогу, дети, продолжая держать нить, закрывают глаза и представляют по просьбе педагога, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом. В другой раз Клубочек может желать детям, чтобы они чаще говорили друг другу приятные слова (комплименты), чтобы у них было всегда веселое, радостное настроение, чтобы они были дружными и добрыми. В третий раз Клубочек захочет услышать от своих друзей ребят, как они изменились, чему новому научились, что нового узнали и т.п. В заключении Клубочек желает ребятам, чтобы они старались всегда узнавать что – то новое, учиться новому и чтобы хотели измениться в лучшую сторону, чтобы быть интересными, умными людьми.
Необходимо также отметить, что элементы игр на развитие эмоционального мира дошкольников с речевыми нарушениями присутствуют в динамических играх – пятиминутках и психогимнастике, проводимых педагогом на каждом занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педсовете "Развитие эмоций и творческих способностей детей дошкольного возраста"
В докладе предсавлен материал по развитию эмоций дошкольников. Только человеку свойственно испытывать эмоции. Задача педагогов познакомить детей с миром эмоцийи научить правильно их использовать вжизн...
Доклад на тему: «Влияние РППС на формирование у детей эмоционального равновесия «Радуга эмоций» - уголок уединения в группе»
Доклад на тему: «Влияние РППС на формирование у детей эмоционального равновесия «Радуга эмоций» - уголок уединения в группе»...
Доклад "Особенности использования театрализации в формировании социальных эмоций
Эмоциональная сторона личности – это «работа сердца и нервов», где требуется буквально ежедневное и ежечасное расход...
Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую ...
Методическая разработка "Гномик эмоций. Все эмоции нужны, все эмоции важны"
Занятие с детьми старшего дошкольного возраста на тему эмоционального развития личности....
Стендовый доклад:"ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ."
ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ....