Доклад "Особенности использования театрализации в формировании социальных эмоций
статья
Эмоциональная сторона личности – это «работа сердца и нервов», где требуется буквально ежедневное и ежечасное расходование огромных душевных сил
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_umelye_ruchki.docx | 80.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
Деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №22 «Тополек»
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МАДОУ №22
____________Демина И.М.
Программа дополнительного образования детей
По развитию мелкой моторики рук
«Умелые ручки»
Срок реализации 4 года
Разработала:
воспитатель 1кв.категории
Городилова М.И.
2018г.
г. Бердск
Пояснительная записка
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.
Развитие мелкой моторики необходимо не только для выполнения каких-либо повседневных действий, но и стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных способностей. Так учеными доказана, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так же установлено, что уже к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Из этого следует что начинать работу в данном направлении необходимо с двух лет, так как это самый благоприятный период для развития ребенка, когда кора больших полушарий окончательно еще не сформирована.
Развитие у ребенка мелкой моторики важно еще и потому, что ему в дальнейшем потребуется использовать точные скоординированные движения: одеваться и обуваться, рисовать и писать, держать в руках ложку, кисточку или карандаш. Мелкая моторика напрямую развивает такие необходимо важные процессы, как воображение, внимание, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), мышление, словарный запас ребенка, координация движений. Именно мелкая моторика на раннем этапе жизни отражает развитие ребенка и его интеллектуальные способности. От того, насколько ребенок сможет управлять своими пальчиками в раннем возрасте, в дальнейшем зависит его развитие и, конечно, качество жизни.
Я выбрала кружковую работу по развитию мелкой моторики руки в связи с тем, что так же считаю эту тему наиболее актуальной для детей младшего дошкольного возраста. Свой кружок я назвала "Умелые ручки". Кружок «Умелые ручки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-6 лет.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребенка.
Цель рабочей программы кружка – развивать и укреплять мелкую моторику рук у детей младшего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.
Содержание рабочей программы направлено на решение следующих задач:
- сформировать навыки самоконтроля и саморегуляции движения рук под контролем зрения, осязания, тактильно- двигательных ощущений;
- создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости;
- способствовать умению целенаправленно управлять движениями пальцев, рук в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания и действий с бытовыми предметами, орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.)
- развивать речь, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие детей через стимуляцию мелкой моторики рук,
- прививать усидчивость. Нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувства товарищества) посредством игр, упражнений на развитие мелкой моторики рук.
При решении поставленных задач учтены основные принципы дидактики: возрастные особенности, физические возможности и индивидуально-психологические особенности детей 3-6 лет.
Принципы реализации программы:
- принцип доступности – обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме;
- принцип дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку с учетом его психофизических и возрастных особенностей. Данный принцип обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и индивидуальными возможностями, особенностями его развития;
- принцип оздоровительной направленности – на пальцах рук есть много точек, массаж которых помогает укреплять здоровье ребенка;
- принцип коммуникативности – создание атмосферы доброжелательного общения между детьми;
- принцип постоянного соблюдения техники безопасности и гигиенических условий, смены видов деятельности.
При составлении программы учитывались особенности детей конкретного детского сада. В начале учебного года в группу приходят дети, большинство которых не владеет тонкими движениями рук, у них наблюдается мышечная напряженность, нарушение мелкой моторики. Этих детей отличает общая скованность и медлительность в выполнении даже простых упражнений, направленных на развитие моторики рук, у большинства детей не развита речь. Многие дети не владеют навыками самообслуживания. Все эти навыки и умения формируются у ребенка чаще всего посредством развития мелкой моторики пальцев рук.
Календарно – тематическое планирование:
В календарно-тематическом планировании по теме «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности» использованы следующие формы работы:
- пальчиковая гимнастика;
- массаж пальцев кистей рук;
- пальчиковые игры;
- игры с предметами;
- упражнения для развития тактильной чувствительности пальцев и кистей рук;
- лепка из пластилина, пластилиновая картина;
- нетрадиционные способы рисования;
- развивающие игры: мозаика, пазлы, игры с прищепками, пуговицами, вкладышами, с панно, с крупами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями.
В своей работе я последовательно использую схему «от простого к сложному», систему, включающую в себя пальчиковую гимнастику, а также игры с предметами.
Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно-координированных движений пальцев и кистей рук.
В начале своей работы провела диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей с целью – выявить уровень развития мелкой моторики рук.
Диагностика по пальчиковым играм:
Детям предлагается представить, что они в лесу: поднялся сильный ветер, сорвал листья с деревьев, закружил их, и они медленно падают на землю. Дети вместе читают знакомый стишок и изображают обеими руками плавные движения падающих листьев.
Падают, падают, листья,
В нашем саду листопад,
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Листья многие облетели, и все увидели зайчика — дети руками изображают его (подняты два пальца: указательный и средний, остальные соединены). Воспитатель: «Зайчик скачет по дорожке — прыг-скок, прыг-скок, ушками — хлоп-хлоп. Прислушался (пальцы напряжены), где-то лиса рядом, испугался и спрятался, ушки опали (пальцы вяло сложились)». Затем дети вспоминают всю свою «Храбрую семейку»: у детей пальцы сжаты в кулачки перед собой, и они постепенно разжимают их, начиная с большого, приговаривая: пошел в лес дедушка (большой палец), пошла в лес бабушка (указательный), пошел папа (средний), мама (безымянный) и я (мизинец). Потом семейка собирается дома: пришел я, мама, папа, … пальчики поочередно складываются в кулачки.
ОЦЕНКА
1-й показатель — управление руками (плавность движений).
Низкий уровень — ребенок на неоднократные предъявления взрослого отказывается участвовать в игровой ситуации.
Средний уровень — ребенок выполняет задание с помощью взрослого, который рассказывает стихотворение и показывает движения, а ребенок выполняет вслед за ним, включаясь в движения.
Высокий уровень — ребенок по первому предъявлению взрослого включается в игровую ситуацию и самостоятельно читает стишок и выполняет руками соответствующие плавные движения.
2-й показатель — управление пальцами рук «Зайчик».
Низкий уровень — ребенок не включается в ситуацию и не может сложить пальцы рук (хотя бы на одной руке), чтобы изобразить зайчика.
Средний уровень — ребенок выполняет с помощью взрослого: после показа или на одной руке, помогая себе другой.
Высокий уровень — ребенок сразу включается в игровую ситуацию и самостоятельно на обеих ручках изображает зайчика сначала с напряженными ушками (пальчиками), потом вялыми.
3-й показатель — управление пальцами рук – «Семейка»
Низкий уровень — ребенок выполняет движения не синхронно или только на одной руке, или открывает сразу по два пальчика и проговаривает стишок вместе со взрослыми.
Высокий уровень — ребенок синхронно и самостоятельно разжимает поочередно все пальчики на обеих, проговаривая стишок.
Проведенная диагностика развития мелкой моторики показала, что вновь пришедших детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики.
№ | Ф.и.ребенка | «Управление руками» | «Семейка» | «Зайчик» | ||
1 | 001 | С | Н | С | ||
2 | 002 | Н | Н | Н | ||
3 | 003 | Н | Н | Н | ||
4 | 004 | С | Н | Н | ||
5 | 005 | С | С | С | ||
6 | 006 | С | С | С | ||
7 | 007 | С | С | С | ||
8 | 008 | Н | Н | Н | ||
9 | 009 | С | Н | Н | ||
10 | 010 | С | С | С | ||
11 | 011 | Н | Н | Н | ||
12 | 012 | Н | Н | Н | ||
13 | 013 | Н | Н | Н | ||
14 | 014 | С | Н | С | ||
15 | 015 | С | Н | Н | ||
16 | 016 | Н | Н | Н | ||
17 | 017 | С | Н | С | ||
18 | 018 | Н | Н | Н | ||
19 | 019 | Н | Н | Н | ||
20 | 020 | С | С | С | ||
21 | 021 | С | С | С | ||
22 | 022 | С | С | С | ||
23 | 023 | Н | Н | Н | ||
24 | 024 | Н | Н | Н | ||
25 | 025 | С | Н | Н |
Перспективный план работы
кружка «Умелые ручки»
Младшая группа
Октябрь
Занятие № 1.
1.Массаж пальчиков карандашами (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков).
2.Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются!», «Мы - друзья!».
3. «Помоги зайчику найти дорожку домой» (пальчиком провести дорожку к домику зайчика).
Занятие № 2.
1.Массаж пальчиков грецким орехом.
2.Пальчиковая гимнастика «Капуста», «Посуда».
3.Игра «Помоги ёжику собрать все грибы на полянке» (учить закручивать и откручивать пробки «грибочки»).
Занятие № 3.
1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» (поглаживание пальчиков в разных направлениях).
2.Пальчиковая гимнастика «Овощи-фрукты», «Ягодки».
3.Штриховка «Овощи».
Занятие № 4.
1..Массаж пальчиков мячиком — ёжиком.
2.Пальчиковая гимнастика «Семья», «Игрушки».
3.Штриховка «Фрукты».
Ноябрь
Занятие № 1.
1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой).
2.Пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит», «Зима».
3.Разбери пуговицы по цвету
Занятие №2.
1.Массаж пальчиков грецким орехом.
2.Пальчиковая гимнастика «Рыбка», «Птицы».
3. «Собери бусы».
Занятие № 3.
1.Массаж пальчиков карандашами (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков).
2.Пальчиковая гимнастика «Апельсин», «Домашние животные».
3.Обведи по контуру (овощи и фрукты).
Занятие № 4.
1.Массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль, горох).
2.Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать», «Части тела».
3.Разберем счетные палочки по цвету.
Декабрь.
Занятие № 1.
1.Массаж пальчиков «Катаем карандашики».
2.Пальчиковая гимнастика «Новогодние игрушки», «Новогодний праздник».
3.Шнуровка «Пришей пуговицу».
Занятие №2.
1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» (поглаживание пальчиков в разных направлениях).
2.Пальчиковая гимнастика «Быстро тесто замесили», «Мебель».
3.Рисуем пальчиком по манке.
Занятие № 3.
1.Массаж пальчиков грецким орехом.
2.Пальчиковая гимнастика «Замок», «Кто игрушки разбросал?».
3.Поможем Золушке разобрать крупу (фасоль и горох).
Занятие № 4.
1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой.
2.Пальчиковая гимнастика «Котик», «Стирка».
3.Игра с прищепками «Ёжик», «Солнышко», «Цыпленок».
Январь.
Занятие № 1.
1.Массаж пальчиков мячиком — ёжиком.
2.Пальчиковая гимнастика «Снежок», «Надо, надо нам помыться».
3.Игра «Застегни и растегни» (пано «Веселый ёжик»).
Занятие №2.
1.Массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль).
2.Пальчиковая гимнастика «Лужок», «За грибами».
3.Шнуровка «Яблоня».
Занятие № 3.
1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» (поглаживание пальчиков в разных направлениях).
2.Пальчиковая гимнастика «Две сороконожки», «Кот Мурлыка».
3. «Собери бусы».
Занятие № 4.
1.Массаж пальчиков «Катаем карандашики».
2.Пальчиковая гимнастика «Семья», «Дикие животные».
3.Игра «Найди, что спряталось в фасоли».
Февраль.
Занятие № 1.
1.Массаж пальчиков грецким орехом.
2.Пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит», «Армия».
3.Мягкие пазлы «Бабочка, улитка, слоник».
Занятие №2.
1.Массаж пальчиков карандашами (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков).
2..Пальчиковая гимнастика «Капуста», «Профессии».
3.Игры с пробками (движение указательным и средним пальцами, имитация катания на лыжах).
Занятие № 3.
1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой).
2.Пальчиковая гимнастика «Апельсин», «Шарик».
3.Наматывание нитки на катушку и сматывание её в клубок.
Занятие № 4.
1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» (поглаживание пальчиков в разных направлениях).
2.Пальчиковая гимнастика «Липкие пальчики», «Транспорт».
3. «Выложи по контуру» (выкладывать по контуру рисунка фасолью, горохом, рисом).
Март.
Занятие № 1.
1.Массаж пальчиков мячиком — ёжиком.
2.Пальчиковая гимнастика «Мамин день», «Наши мамы».
3.Шнуровки «Укрась платье», «Укрась рукавичку».
Занятие №2.
1.Массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль).
2.Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу», «Весна».
3.Штриховка «Цветы для мамы».
Занятие № 3.
1.Массаж пальчиков мячиком — ёжиком.
2.Пальчиковая гимнастика «Шарик», «Первые цветы».
3.Развесь белье на веревку (закрепляем платочки на веревке прищепками).
Занятие № 4.
1.Массаж пальчиков- надевание и снимания колечка.
2.Пальчиковая гимнастика «Наши нежные цветы распускают лепестки», «Мебель».
3. Перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно.
Апрель.
Занятие № 1.
1.Массаж пальчиков - сжимание и разжимание эспандера.
2.Пальчиковая гимнастика «Фрукты-овощи», «Космос».
3. Составление контуров предметов (например, дома) сначала из крупных, затем из более мелких палочек.
Занятие №2.
1.Массаж пальчиков - катание деревянных палочек по столу.
2.Пальчиковая гимнастика «Сапожник», «Кораблик».
3. Складывание мелких предметов (например, пуговиц, бусин) в узкий цилиндр.
Занятие № 3.
1.Массаж пальчиков - перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно.
2.Пальчиковая гимнастика «Семья», «Муха строит новый дом».
3.Капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки.
Занятие № 4.
1.Массаж пальчиков- надевание и снимания колечка (пружинка).
2.Пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит», «Обувь».
3. Пано «Теремок» Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков.
Май.
Занятие № 1.
1.Массаж пальчиков грецким орехом.
2.Пальчиковая гимнастика «Здравствуйте!», «Колобок».
3. «Бусы для мамы» нанизывание пуговиц, крупных бусинок на шнурок, а мелких бусин, бисера – леску.
Занятие №2.
1.Массаж пальчиков- надевание и снимания колечка.
2.Пальчиковая гимнастика «Алые цветки», «Домашние птицы».
3. «Самый ловкий» - капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки.
Занятие № 3.
1.Массаж пальчиков - сжимание и разжимание эспандера.
2.Пальчиковая гимнастика «Липкие пальчики», «Птицы».
3.Стирание ластиком нарисованных предметов.
Занятие № 4.
1.Массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль).
2.Пальчиковая гимнастика «Замок», «Насекомые».
3. «Самый ловкий». Доставание бусинок ложкой из стакана.
Перспективный план работы
кружка «Умелые ручки»
в средней группе
Месяц | № недели | Лексическая тема | Упражнения |
4-я | Игрушки | 1.Разглаживание скомканных бумажных комочков из цветной бумаги. 2.Катание между ладонями карандашей, орехов, шариков. 3.Разрывание бумаги (путем отщипывания от листа). 4.Сжимание маленьких резиновых мячей. 5.Выкладывание домика для куклы по контуру.
| |
1-я | Семья | 1.Пальчиковая игра «Это пальчик – дедушка». 2.Нанизывание бусинок «Бусы для мамы». 3.Разложить в разные мисочки фасоль и горох. 4. «Поможем сыну застегнуть рубашку» (застегивание пуговиц, молний). | |
2-я | Осень |
3.Надевать прищепки на изображение ежика. Игра «Ежиные колючки». 4. «Заготовка корма для птиц» - рассортировать фасоль и горох. | |
3-я | Овощи |
| |
4-я | Фрукты |
| |
1-я | Части тела и лица | 1. Пальчиковая игра «Пальчик о пальчик». 2. Выкладывание ручек, ножек из палочек нарисованному человеку. 3. «Кто это?» - собрать фигурки человека из |
геометрических фигур. 4. «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками. | |||
2-я | Туалетные принадлежности |
| |
3-я | Одежда
|
| |
4-я | Обувь |
| |
1-я | Мебель | 1. Пальчиковая игра «На полянке дом стоит» 2. «Выложи дом из цветных геометрических фигур». 3. «Что это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями предметов мебели. | |
2-я
| Зимние забавы |
| |
3-я | Ёлка |
|
из мозаики. | |||
4-я | Новый год.
|
| |
3-я | Зима Зимние забавы |
| |
4-я | Продукты питания |
| |
1-я | Посуда |
| |
2-я 3-я | Домашние птицы |
3. «Кто это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями домашних птиц.
| |
4-я | Домаш- | 1. Пальчиковая игра «Идет коза рогатая». |
ние животные |
| ||
1-я | Мамин праздник | 1. Изготовление подарка для мамы (с учетом индивидуальных особенностей ребенка). | |
2-я | Домашние животные |
| |
3-я 4-я | Дикие птицы |
5. «Сложи картинку» - 3-х, 4-х частей. | |
1-я 2-я | Дикие животные |
| |
Май | 3-я | Весна |
|
4-я | Транспорт | 1. «Что у кого?» - разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями. 2. Пальчиковая игра «На опушке две избушки». 3. Пальчиковая игра «Пароход плывет по |
Перспективный план работы кружка
по развитию мелкой моторики рук
«Умелые ручки»
Старшая группа
Период | Содержание работы | Цели и задачи проводимой работы |
Октябрь | Знакомство с работой по развитию мелкой моторики рук. | Познакомить и заинтересовать родителей, привлечь к совместной работе. |
Обследование руки детей | Выявить отклонения для дальнейшей работы. | |
Игры с мелким строительным материалом | Развивать ручную умелость, координацию движений, воображение. | |
«Загадки с грядки» (Рисование по содержанию загадок и стихов) | Учить передавать форму и характерные особенности овощей по их описанию в загадках; создавать выразительные цветовые и фантазийные образы; самостоятельно смешивать краски для получения нужного оттенка; | |
Игры: «Подбери по форме», «Домино», «Составные картинки». | Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, сообразительность. | |
Пальчиковые игры: «Пальчики здороваются», «Дружные пальчики», «Осень», «Семья». | Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук. | |
Литература: С.Е.Большакова «Формирование мелкой моторики рук», А.У Белая, В.И. Мирясова «Пальчиковые игры для развития речи дош-ков», И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в д/с» | ||
Ноябрь | Знакомство с карандашом. Игры на развитие 3-х пальцев. | Учить детей правильно держать карандаш |
Работа с карандашом + готовые формы (закрашивание): «Овощи- фрукты», «Грибы», «Домашние и дикие животные» … | Закрепить навык закрашивания без пробелов, не выходя за контур. | |
«Листья превращаются в деревья» (лепка декоративная рельефная) | Вызвать у детей желание делать лепные картины. Познакомить с техникой рельефной лепки. Развивать чувство формы и композиции | |
Игры: «Нанизывание бус, пуговиц», «Цветные ниточки» | Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, сообразительность. | |
Пальчиковые игры: «Игрушки», «Дружные пальчики», «Наша группа». | Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук. | |
Литература: Щербина С.В. Развиваем руки, чтоб учиться и писать, и правильно рисовать. | ||
Декабрь | Знакомство с элементами дымковской росписи | Учить выкладывать орнамент из полосок, кружочков, палочек - закрепить цвета. |
Шнуровка: «Платье», «Сапожок», «Сумка» | Развивать ручную умелость, фантазию | |
Рисование пальчиками «Снежок», «Ягоды» | Развивать тактильную чувствительность. | |
«Снеговик» (лепка из соленого теста) | Закреплять умения детей работать с соленым тестом, изготавливать мелкие детали, используя разнообразные приемы лепки для создания целостного образа снеговика; развивать мелкую моторику рук, творческие способности; | |
Пальчиковые игры: «А на горке снег, снег...», «Пальчики спят», «Как у нас семья большая», «Елочка», «Дед Мороз» | Развивать чувство ритма, координацию движений | |
Литература: Щербина С.В. Развиваем руки, чтоб учиться и писать, и правильно рисовать. | ||
Январь | Дорисовка до образа. Игры: «Обведи контуры фигур», «Яркое солнышко»; | Учить доводить образ до конца, закрашивать фигуру цветными карандашами. |
«Снежинки» (лепка) | Учить придумывать и воплощать на горизонтальной основе узор «снежинки», передавая её природные особенности посредством пластилина. Развивать умения и навыки работы в технике пластилинография – отщипывание, скатывание колбасок пальцами, приплющивание. Расширять знания о природных явлениях, активизировать речь, развивать память, внимание, мышление, фантазию, общую и мелкую моторику. | |
Выкладывание фигур из счетных палочек | Развивать воображение, сообразительность. | |
Игры: «Дом и ворота», «Елочка», «Качели». | Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, сообразительность. | |
Пальчиковые игры: «Замок», «Подарки», «Компот», «Кошка». | Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук | |
Литература: Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. | ||
Февраль | Работа в тетрадях: упражнения «Дорисуй узор», «Дождь». | Развивать логическое мышление, формировать внимание, аккуратность, глазомер |
Трафареты «Дикие животные» | - учить дорисовывать до образа; развивать работу обеих рук, мышление, фантазию. | |
«Поздравительная открытка папе ко дню защитника отечества.» Аппликация из салфетки | Учить приклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности, учить катать шарики из салфеток и приклеивать их на соответствующие им места. | |
Игры: «Дорисовка до образа», «Улица геометрических фигур» | Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, сообразительность. | |
Пальчиковые игры: «Грибы», «Зайка», «Армия», Кот Мурлыка» | Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук | |
Литература: Никитин Б.П. Ступени творчества или развивающие игры | ||
Март | Оригами «Сложи квадрат, прямоугольник», «Лягушка» | Развивать сообразительность, мышление, конструктивные и творческие способности. |
Работа с бумагой «Мимоза», «Цыпленок», «Облако». | Учить комкать, отщипывать, вырезать бумагу (доведение до образа), развивать творческие способности. | |
«Ранняя весна». (по – мокрому) | Учить детей делать тычки жесткой полусухой кистью. Развивать эстетическое восприятие весеннего пейзажа. Развивать творческое воображение. | |
Работа в тетрадях «Продолжи узор» | Развивать пространственную ориентацию, умение анализировать, планировать, | |
Пальчиковые игры: «Мамочка любимая», «Бабочка», «Одуванчик», «Сидит белка на тележке», «Мебель» | Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук | |
Литература: Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги | ||
Апрель | Ориентировка на листе бумаги, «Укрась платочек», «Кто нарисует больше». | Развивать координацию движений, сформировать внимание, глазомер. |
«Звезды и кометы» (Аппликация из цветной бумаги, ткани, фольги) | Учить детей вырезать пятилучевые звезды: складывать квадратный лист бумаги по схеме и делать срезы. Вызвать интерес к созданию образа кометы, состоящей из головы - звезды, вырезанной по схеме, и хвоста, составленного из полос рваной, мятой и скрученной бумаги или лоскутков ткани. | |
Работа с крупой «Золушка» «Дорожка», «Цветок». | Развивать мелкую моторику рук и тактильную чувствительность | |
Пальчиковые игры: «Где обедал воробей», «Ласточка», «Космос», «Весна» | Развивать мелкую моторику рук, внимание, оптико – пространственное восприятие. | |
Литература: Дьяченко О.М. Игры и упражнения на развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста. | ||
Май | Знакомство с силуэтами | Учить рисовать с помощью силуэтов, закрашивание их и вырезание по контуру. |
«Волшебная бабочка» (монотипия) | С помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности. | |
Рассказывание сказки пальцами | Развивать работу обеих рук, сообразительность. | |
Обследование руки | Выявление изменений. | |
Пальчиковые игры: «», «Птички в гнезде», «Сороконожка», «Что такое лето», «Насекомые» | Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук | |
Литература: Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. И.А.Лыкова «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет». |
Перспективный план работы кружка
по развитию мелкой моторики рук
«Умелые ручки»
Подготовительная группа
Период | Содержание работы | Цели и задачи проводимой работы | |
Октябрь | Обследование руки | Выявить отклонения для дальнейшей работы | |
Рамки и вкладыши | Закрепить умения правильно держать карандаш и закрашивать без пробелов в определенном направлении | ||
Штриховка | Овладение 3-мя видами штриховки на геометрических фигурах | ||
Пальчиковые игры «Осенние листья», «Вышел дождик погулять», «За ягодами», «Пчела» | Развитие тонких моторных координаций, чувство ритма | ||
«Осенние фантазии» (из природного материала) | Продолжать учить детей создавать не сложную композицию; по-разному располагать изображение цветка на листе. Закреплять приёмы создания композиции и приёмы её наклеивания, умение подбирать цвета для цветового решения композиции. Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного. | ||
Литература: Никитин Б.П. Ступени творчества или развивающие игры.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. | |||
Ноябрь | Математическая мозаика | Продолжить создание предметов и сюжетов из геометрических фигур. | |
«Чайный сервиз» (аппликация). | Развивать мелкую моторику рук, чувство цвета, образное мышление, эстетическое восприятие, креативность. | ||
Работа в тетрадях – «Продолжи узор» | Закрепление навыков работы в тетрадях, формирование образного мышления, развитие координации движений | ||
Игры «Магазин», «Сделаем узор», «Украсим кукольное пальто» | Развивать репродуктивное и творческое воображение, зрительно - моторную координацию, глазомер | ||
Пальчиковые игры: «Наши пальчики», «Улитка», «Ягодки», «Игрушки» | Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук | ||
Литература: Щербина С.В. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. | |||
Декабрь | Рисование пальцами, ладошкой «Снежинки», «Воробей», «Зайчик», «Слоник». | Развивать творческое воображение, тактильную чувствительность. | |
Елочные украшения изготовление игрушек, гирлянд, снежинок своими руками, с помощью трафаретов, силуэтов, ножниц. | Развивать репродуктивное и творческое воображение, память, мышление, зрительно - моторную координацию, глазомер | ||
Игры с мелким строительным материалом | Развивать ручную умелость, оптико-пространственное восприятие | ||
Пальчиковые игры: «Угощение гномов», «На елке», «Мороз», «наряжаем елку» | Развитие тонких моторных координаций, чувство ритма | ||
Литература: Венгер И.Б., Венгер А.А. Сенсорное воспитание культуры ребенка | |||
Январь | Штриховка косыми линиями | Развивать умение штриховать в определенном направлении. | |
Вышивка на бумаге, картоне «Тропинка», «Яркое солнышко» | Учить работать иглой и нитью, познакомить со швом «вперед иголкой» | ||
Работа в тетрадях. | Развивать координацию движений | ||
Пальчиковые игры: «Снежок», «Дом», «Снеговик». | Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук | ||
«Дом в котором я хочу жить» (лепка) | Развивать мелкую моторику, образное и логическое мышление, эстетическое восприятие.Вызывать эмоциональный отклик, воспитывать самостоятельность, усидчивость и аккуратность. | ||
Литература: Гаврилова С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать. | |||
Февраль | Штриховка дугами | Закрепить знакомые виды штриховки познакомить с новым видом. | |
Поделки из проволоки | Развивать мышление, воображение, сообразительность, глазомер | ||
Оригами «Зайчик», «Грибок», «Птичка» | Закрепить умение изготавливать поделки из бумаги, формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога | ||
«Маленький солдат» (рисование) | Совершенствовать технику рисования гуашью. Развивать глазомер и координацию движений рук. Развивать фантазию, аккуратность, умение самим подбирать нужный цвет | ||
Пальчиковые игры: «Птичка», «Капитан», «Прогулка», « | Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук | ||
Литература: Дошкольное воспитание №9, 11.1998. | |||
Март | Штриховка волнистыми линиями | Закрепить умение штриховать, соблюдая параллельность. | |
Пуговицы, шнуровка | Закрепить умение составлять узор из пуговиц и научить пришивать их | ||
Подарок маме (вышивка на ткани) | Закрепить шов «вперед иголкой» и умение работать с иголкой и ниткой | ||
Открытка «Мак» (аппликация из картона) | Учить детей изготавливать цветы, пользуясь шаблонами, составлять композицию, закрепить прием симметричного вырезывания, развивать чувство прекрасного. | ||
Игры: «Цветок», «Сложи рисунок», «Нанизывание пуговиц», «Шнуровка». | Развивать репродуктивное и творческое воображение, зрительно - моторную координацию, глазомер | ||
Пальчиковые игры: «Четыре братца», «Волчок», « Где живет сапожник?». | Развитие тонких моторных координаций, чувство ритма | ||
Литература: Щербина С.В., развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. Никитин Б.П. Ступени творчества или развивающие игры | |||
Апрель | Книжки- раскраски | Закрепить умение штриховать всеми видами штриховки. | |
«Ракета» (оригами) | Продолжать учить детей работать в технике оригами, складывать ровно углы, соблюдая пропорции. Развивать мелкую моторику руки, творческое воображение. | ||
«Кошечка» (лепка) | Продолжать учить детей лепить из пластилина. Совершенствовать приемы лепки: раскатывание (прямое и круговое), придавливание, загибание, соединение. | ||
Математический диктант | Учить выполнять задания по клеточкам в тетради, развивать внимание, мышление | ||
Пальчиковые игры: «Деревья в лесу», «Про кошку»», «Мальчик-пальчик, где ты был?», «Дом» | Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук | ||
Литература: Щербина С.В., развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. Никитин Б.П. Ступени творчества или развивающие игры | |||
Май | Ориентировка на листе бумаги | Закрепить умение ориентироваться в тетрадях в клетку, развивать умение рисовать по клеткам в нужном направлении. | |
«Закладка для книги». (аппликация) | Продолжать учить наклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности, проявлять фантазию, смекалку | ||
«Весна» (рисование) | Продолжать учить рисовать гуашью, передавать в рисунке характерные изменения времени года | ||
Работа с ножницами | Закрепить умение работать с ножницами, вырезать фигуры по контуру, делить фигуры на части | ||
Рассказывание сказки руками | Развитие тонких моторных координаций обеих рук | ||
Обследование руки | Выявление изменений. | ||
Пальчиковые игры: «Цветок», «Слон», «Лакомка», «Птичка» | Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук | ||
Литература: Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. |
Результат:
- Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка.
- Ребенок проявляет интерес к выполнению графических заданий.
- Ориентируется в пространстве и на микроплоскости.
- Быстро и успешно справляется с заданиями, требующих координированных движений рук.
- Выполняет задания по словесной и зрительной инструкции.
- Сформированы графические навыки.
- Могут самостоятельно оценивать правильность задания выполнения
Диагностика готовности руки к овладению письмом проводилось с использованием методики Е.В.Колесниковой из книги «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет» Москва, 2009г., теста К.Йирасика, графических диктантов Д.Б.Эльконина, монометрического теста «Вырезание круга».
Задания для диагностики:
1.Развитие мелкой моторики
-Упражнения «Кольцо», «Зайчик» -пальцы зажаты в кулак, указательные и средний пальцы выпрямлены (комбинацию из пальцев выполняет по показу),
- «Сделай бусы» нанизывание мелкого и крупного бисера (оценивается быстрота, создание рисунка)
-Завязывание шнурков разной величины
-Застегивание пуговиц (5шт) разного размера
2.Ориентировка в пространстве
-Зрительные, слуховые диктанты
-Д\И «Найди, где спрятано?»
3.Срисовывание образца
-задания на листе бумаги в клетку, в линейку
-дорисовывание второй половины рисунка (зеркальной отражение)
4.Штриховка
-выполняется штриховка в разных направлениях, разных форм.
Оценивается параллельность линий, соблюдение расстояний между ними, сохранение направления, соблюдение контура изображения.
5.Графический диктант.
-Задание по типу «Продолжи узор»
- Графический диктант Д.Б.Эльконина
6. Тест Керна Йирасика
-Срисовывание фразы «Он ел суп»
-Срисовывание группы точек
-Рисование фигуры человека
При оценке рисунка человека учитывается:
- наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, рук, ног;
- наличие второстепенных деталей: пальцев, шеи, волос, обуви;
- способ изображения рук и ног: одной чертой или двумя, так что видна форма конечностей.
7.Вырезание ножницами.
-Вырезание силуэта предмета
- Тест Н.Н. Озерецкого «Вырезание круга» (На карточке изображен толстой линией круг диаметром 30 мм, разделенный на 8 секторов. Вокруг него имеются 3 больших и 3 маленьких по диаметру круга, изображенные тонкой линией на расстоянии 1 мм друг от друга. Вырезается основной круг. Работа должна быть выполнена за 1 минуту. Допускается отклонений не более 2-х раз.)
Критерии оценки деятельности ребенка:
За каждое правильное задание ставится 5 баллов
Высокий уровень - задания выполнены без ошибок и самостоятельно. (30 баллов)
Средний уровень - есть 2-4 ошибки.
Низкий бал -задание не выполнено.
Результат:
- Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка.
- Ребенок проявляет интерес к выполнению графических заданий.
- Ориентируется в пространстве и на микроплоскости.
- Быстро и успешно справляется с заданиями, требующих координированных движений рук.
- Выполняет задания по словесной и зрительной инструкции.
- Сформированы графические навыки.
- Могут самостоятельно оценивать правильность задания выполнения
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь – Лань, Санкт-Петербург, 1997.
- Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики – Дрофа, 2000.
- Лосев П., Плутаева Е. Дошкольное воспитание. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет - № 3, 5,6 2005.
- И.А.Лыкова Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Москва-2013.
- А.В.Никитина 20 лексических тем: пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки, потешки для детей.., Санкт-Петербург, 2009.
- Гаврина С.Е., Щербинина С.В. Готовим руку к письму. Росмэн-Пресс, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приемов театрализации в формировании интереса к художественной литературе у дошкольников
Здесь отмечены театрализованные игры, которые вызывают интерес у детей при чтении художественной литературы, а также представлены различные виды театров и оснащение зоны театральной деятельности...
«Использование игрушек в формировании социально-нравственной культуры дошкольника»
Обобщение педагогического опыта....
Игры и упражнения на формирование социально проблемных способов выражения эмоций.
Учить детей высказываться о своих чувствах......
«Особенности использования театрализации в формирование социальных эмоций у дошкольников»
Театр учит нас видеть прекрасное в жизни и людях, заставляет сердце биться сильнее, стремиться к прекрасному и доброму. Детский спектакль – кульминация проделанной детьми, педагогами и родителям...
МАСТЕР - КЛАСС ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ "ШКОЛА ДОВЕРИЯ"
Цель мастер - класса: построение эмоционально- доверительных взаимоотношений, способствующих приобщению к социокультурным нормам....
Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании социальных эмоций дошкольников
Стендовый доклад на тему «Семья как источник социальных эмоций»...
Стендовый доклад:"ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ."
ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ....