Методические разработки
методическая разработка
1.Доклад по теме "Взаимодействие детского сада и семьи" на четвёртую городскую дистанционнную конференцию.
2.Сообщение из опыта работы на педагогический совет ДОУ по теме: "Использование игровых методов и приёмов в непосредственно-образовательной деятельности и повседневной жизни".
3.Образовательный проект "Атомные знания - детям".
4.Методический опыт работы по теме: "Предметно-развивающая среда, как фактор развития речи детей".
5. Проект для старших дошкольников "Эковолонтеры"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад "Взаимодействие детского сада и семьи" | 20.97 КБ |
Сообщение на педагогический совет ДОУ. | 13.86 КБ |
Образовательный проект "Атомные знания - детям" | 168.37 КБ |
Методический опыт работы. | 41.5 КБ |
proekt_ekovolontery.docx | 17.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на IV городскую дистанционную конференцию по теме:
«Взаимодействие детского сада и семьи».
Детство – это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.
В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители. Благодаря их любви, заботе, эмоциональной близости и поддержке ребёнок растёт и развивается, у него возникает чувство доверия к миру и окружающим людям.
На определённом этапе жизненного пути ребёнок поступает в детский сад. Теперь его окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые составляют иную общность, чем его семья. Если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь и в детском саду и дома, а детский сад будет способствовать его развитию, умению общаться со сверстниками, поможет подготовиться к школе, то можно с уверенностью сказать, что произошедшее изменение в жизни ребёнка – ему на благо. Активный курс на создание единого пространства развития ребёнка должны поддерживать как детский сад, так и семья.
Современные условия деятельности дошкольных образовательных учреждений выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. По мнению специалистов, общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи. Именно по этой причине детский сад сегодня ориентируется на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.
Эффективное организованное сотрудничество может дать импульс построению взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию. Общение в непринуждённой, эмоционально насыщенной обстановке способствует сближению воспитателей и родителей, родителей и детей. Беседа за чашкой чая, лёгкий музыкальный фон, атмосфера игры – всё это оказывает содействие эмоциональному раскрепощению родителей, дающему возможность открыто высказывать собственное мнение, делиться успехами и трудностями семейного воспитания. Мамы и папы видят собственного ребёнка в отличной от семейной обстановки, наблюдают его общение со сверстниками и педагогами, открывают в нём новые черты и способности. Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнёрами.
Как показывает практика, родители выбирают именно тот детский сад, который находится недалеко от их места жительства. Мы в детском саду устанавливаем взаимодействие с семьями до первого дня прибытия ребёнка, например:
- приглашаем родителей с детьми и без них посетить детский сад;
- посещаем семьи на дому;
- представляем «визитную карточку» детского сада;
Технологию взаимодействия детского сада с семьёй мы можем представить следующими аспектами: принципами организации работы с родителями, методами изучения семьи и педагогического воздействия на семьи воспитанников. Выделяем следующие основные принципы работы с родителями:
- целенаправленность, систематичность, плановость;
- дифференцированный подход к работе с родителями с учётом многоаспектной специфики каждой семьи;
- возрастной характер работы с родителями;
- доброжелательность и открытость.
Наиболее эффективными методами изучения семьи, по нашему мнению, являются: анкетирование, наблюдение за ребёнком, обследование семьи с помощью проектных методик, беседа с ребёнком и родителями.
Цель взаимодействия детского сада с родителями – это решение задач, связанных с возрождением традиции семейного воспитания, вовлечением родителей в педагогический процесс в детском саду. Достижение целей происходит в результате применения различных форм работы с родителями. В зависимости от поставленных целей и задач мы используем общие, групповые и индивидуальные формы. Среди традиционных можно выделить наиболее распространённые:
- педагогические консультации, беседы, семинары, тренинги, конференции;
- групповые и общие собрания;
- «круглые столы»;
- читательские конференции и тематические выставки;
- посещение семьи;
- наглядная пропаганда и просвещение родителей;
- дни открытых дверей;
- совместное проведение мероприятий и досугов;
- участие родителей в методических мероприятиях, выступление воспитанников детских садов;
- библиотечки для родителей при детских садах;
- педагогическая гостиная;
- лектории для родителей с привлечением специалистов;
- участие родителей с детьми в конкурсах, смотрах, акциях различного уровня;
- экскурсии и походы.
Помимо традиционных форм взаимодействия детского сада и семьи мы используем инновационные формы и методы. Набирая детей в ясельную группу, мы решили организовать «школу молодых родителей». Занятия проводили в форме консультаций, использовали разнообразный наглядный и практический материал, устраивали открытые показы воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Интерес к нашим занятиям постепенно возрастал. Так были проведены консультации на темы: «Ваш ребёнок от 2 до 3 лет – каков он?», «Соблюдение режимных моментов», «Как организовать дома кукольный театр?» и др.
Результаты работы «школы молодых родителей» удовлетворяют: многие родители стали создавать детям условия для всестороннего воспитания, сократились случаи нарушения режима, необоснованных просьб к воспитателям – не брать ребёнка на прогулку. Не проводить закаливающих процедур после сна и т.д. В результате посещения на дому и опроса родителей установили, что значительно повысился интерес родителей к педагогической литературе, в домашних библиотеках появились «Дошкольное воспитание», «Обруч» и др.
Также на занятиях мы представили молодым родителям фильм «Один день ребёнка в детском саду», чтобы было более понятно, чем заняты дети в течение дня. Родители наглядно увидели, как же соблюдаются режимные моменты, как используются потешки, песенки и стихи, а также как проводится непосредственно образовательная деятельность с детьми. Такие школы для родителей ставят своей целью освещать вопросы воспитания и ухода за детьми от рождения до семи лет, подготовки их к школе.
В раннем возрасте, как и в младших дошкольных группах, особое внимание мы уделяем индивидуальной работе с родителями, посещению воспитателем семьи. При этом обсуждаются вопросы, наиболее значимые для воспитания детей именно этого возраста: уход за ребёнком, формирование культурно-гигиенических навыков, развитие речи, сюжетно-ролевая игра и др.
В старшей группе больше внимания уделяли работе с коллективом родителей, ведь они уже достаточно хорошо узнали друг друга. Раскрывая содержание педагогических контактов с родителями детей 5-7 года жизни, мы обращаем больше внимания вопросам трудовой деятельности, развития познавательных интересов у детей, их речевой активности, обращаем на определённое изменение места и роли игровой деятельности в воспитании и развитии ребёнка, подчёркиваем и значительное возрастание роли обучающих занятий.
Для обогащения воспитательного опыта родителей используем различные виды наглядной, словесно-наглядной пропаганду: стенды, выставки, папки-передвижки и ширмы, просмотр родителями мероприятий и игр, трудовой и бытовой деятельности детей в ДОУ.
Анализируя работу с родителями, мы сделали вывод, что наиболее эффективно проходят родительские собрания, проведённые в нетрадиционной форме: «круглого стола», «викторин», «КВН», «Посиделок», «За чашкой чая» и т.д.
Очень полезны родителям и практические семинары, которые проводим по любой волнующей их теме. Например, на собрании мы даём родителям анкету, где предлагается выбрать тему семинара: «Закаливание детей дома», «Мастерим вместе с детьми», «Готовимся в школу» и т.д., согласно пожеланиям родителей.
В старшей и подготовительной группе проводим лектории с привлечением специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физическому воспитанию. Например, учитель-логопед рассказывает родителям об особенностях развития речи детей, о значении образца правильной речи родителей, о развитии фонематического слуха у детей, о чтении художественной литературы. Инструктор по физическому воспитанию рассказывает об особенностях физического развития детей, какие условия создаются в детском саду. А воспитанники детского сада продемонстрировали свои умения, физические качества.
Способствует сближению родителей, воспитателей и детей совместное проведение праздников. Например, мы проводим с детьми старшего дошкольного возраста праздники: «Папа, мама, я – дружная семья», «Папа, мама, я – читающая семья», «Конкурс знатоков», «Праздник книг» и т.д. Очень нравятся детям и родителям совместные походы и экскурсии. После проведения таких походов мы выпускаем совместную газету, в которой помещаем фотографии и рисунки детей.
Мы стремимся совершенствовать систему педагогического просвещения, заботимся о том, чтобы родители свои педагогические знания правильно применяли на практике. При этом используем разнообразные формы работы, как индивидуальные, так и коллективные.
Таким образом, проводимая работа по взаимодействию с семьёй даёт положительные результаты. Увеличился рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению и активности их участников. Родители стремятся анализировать собственный опыт и опыт других семей, проявляют осознанное отношение к воспитательной деятельности. Стареются проявлять активное участие во всех праздниках, конкурсах, смотрах, организуемых в детском саду и в группе, что способствует сближению их с детьми и активному участию в воспитательно-образовательном процессе.
Опубликовано в сборнике «Современное Зеленогорское образование:
приоритеты модернизации и направления развития», 2007.
Используемая литература
- Доронова Т.Н. «Дошкольные учреждения и семья» - М., Линка-пресс, 2001.
- Загик Л.В. «Воспитателю о работе с семьёй» - «Просвещение», 1989.
- Маркова Т.А. «Детский сад и семья» - «Просвещение», 1981.
Предварительный просмотр:
Сообщение из опыта работы на педагогическом совете ДОУ по теме: «Использование игровых методов и приёмов в непосредственно образовательной деятельности и повседневной жизни».
Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Обучая маленьких детей в процессе игры, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным.
В непосредственно образовательной деятельности я стараюсь использовать разнообразные игровые методы и приёмы, чтобы активизировать детей. Один из наиболее распространённых игровых приёмов – это приход сказочного героя, игрушки или куклы, которым нужно помочь.
Например, на обучение грамоте к детям пришёл мишка из леса. Он был очень огорчён и рассказал ребятам, что ему скоро пора идти в школу, но он не знает букв, не умеет читать и писать. Дети с удовольствием вместе с мишкой познают новое и готовятся к школе.
Или на логику пришёл Незнайка с картинкой «автобус» и стал запутывать детей, говоря, что это животное, что он рычит и двигается. А дети уверенно доказывают, что это совсем не животное.
Можно использовать приход воспитателя, переодевшегося сказочным героем, который играет с детьми, задаёт вопросы, ребята ему помогают, он раздаёт подарки или поощрения. Например, на математике детям на пути встретился пират и не пускал их к сокровищам. Детям нужно было ответить на математические и логические вопросы, и тогда пират отдал им сокровища.
На обучении грамоте и развитии речи очень часто использую загадки. Например, я говорю, что сегодня мы будем проводить звуковой анализ слова, которое вы должны угадать сами, так детям становится интересней:
Не лает, не кусает
А в дом не пускает.
Мы будем разбирать слово «Замок».
Или воспитатель говорит, что сегодня мы будем придумывать сказку, в которой два героя. Кто это такие, вы сейчас угадаете – даются загадки о зайце и ёжике.
Непосредственно образовательная деятельность в форме игры-путешествия очень нравится детям. Они любят фантазировать. Мы путешествуем по сказочному лесу, или на необитаемых островах, по странам на корабле, на самолёте или на поезде. Даже можем полететь в космос на неизвестную планету, а можем просто отправиться в зимний лес или сказочный замок. Любую непосредственно образовательную деятельность можно построить в форме игры-путешествия, где ребят на пути будут ждать интересные задания и препятствия, с которыми они должны справиться.
Например, на математике мы с детьми путешествовали на корабле по математическим островам, где на каждом острове их ждали интересные задания и приключения. Изучая различные природные зоны, мы с детьми тоже путешествуем. Во время путешествий рассматриваем животных, растения, условия жизни, делаем выводы.
Очень часто на логике мы с ребятами играем в профессии. Если мы разделяем по группам цветы, то становимся садоводами, если животных – то зоологами. Во-первых, это обогащает словарный запас детей, готовит их ко взрослой жизни, во-вторых очень активизирует детей.
В непосредственно образовательной деятельности использую такой интересный игровой приём, как угадывание зашифрованного слова. Дети выполняют задания, за каждое правильно выполненное задание находится буква, в конце составляется целое слово. Например, на итоговой НОД по математике мы с детьми попали в неизвестную страну и угадывали её название. Ребята выполняли задания, находили буквы, в конце составили слово «ШКОЛА». Такой приём лучше использовать в подготовительной группе, когда дети знают буквы и умеют читать.
Очень активизирует детей приём соревнования, они стараются выполнить быстро и правильно. Например, на конструировании проводим соревнования «У кого лучше постройка», «Конкурс на лучший сказочный дворец». На обучении грамоте дети соревнуются, кто больше назовёт слов на данный звук или составит слова, подходящие к данной схеме.
Также я применяю на занятиях другие игровые приёмы – викторины, конкурсы, дидактические игры и занимательные задания. Дети всегда с восторгом и азартом играют, постигают всё новое с помощью игры.
Предварительный просмотр:
Образовательный проект
«Атомные знания – детям»
Цель проекта: повышение интереса и уровня знаний дошкольников в области атомной энергетики, охраны окружающей среды.
Задачи проекта:
- расширение познавательных горизонтов детей, ознакомление с понятием атома и его строения;
- формирование у дошкольников позитивного отношения и доверия к атомной энергетике и технологиям;
- знакомство с электрохимическим заводом и его деятельностью;
- развитие любознательности, элементов логического мышления, детского творчества;
- привлечение внимания детей к профессии людей, работающих на электрохимическом заводе.
Этапы проекта:
- Подготовительный:
изучение литературы, сбор информации по выбранной теме, создание предметно-развивающей среды, составление системы планирования.
- Практический:
проведение мероприятий в соответствии с составленным планом:
- экскурсии в Музейно-выставочный центр ЭХЗ и библиотеку им. Маяковского;
- встреча с родителями, работающими на электрохимическом заводе;
- просмотр книг и фильмов об электрохимическом заводе;
- конкурс семейных рисунков и поделок «Мирный атом»;
- итоговое образовательно-просветительское мероприятие «Путешествие в страну мирного атома».
- Обобщающий:
подведение итогов, проведение итогового мероприятия, обобщение опыта работы, определение перспектив.
Комплексно – тематическое планирование
Виды детской деятельности | Формы организации совместной деятельности педагога с детьми | Организация развития среды для самостоятельной деятельности детей | Взаимодействие с родителями |
Коммуникативная | Беседы «Для чего нужен атом?», «Из чего состоит атом», «Что работает на атоме». Составление рассказов по теме: «Этот нужный атом», «Наш электрохимический завод». | Подбор книг, картин, открыток для чтения и рассматривания. | Встреча с родителями, работающими на ЭХЗ, рассказ об электрохимическом заводе. |
Чтение художественной литературы | Экскурсия в библиотеку, сбор материала, книг по теме «Атом». Чтение и рассматривание книг и энциклопедий об атомной энергетике. | Подбор книг, энциклопедий для чтения. | Помощь родителей в подборе книг об атомной энергетике, об ЭХЗ. |
Познавательно-исследовательская | Экскурсия в Музейно – выставочный центр ЭХЗ, просмотр фильма о заводе, знакомство с деятельностью ЭХЗ. Конструирование из магнитного, конструктора техно: «Модель атома», «Атомные установки», «Машины будущего». | Подбор необходимого конструктора, атрибутов для обыгрывания. | Организация и помощь в проведении экскурсии в Музейно – выставочный центр ЭХЗ. |
Продуктивная | Рисование «Мы рисуем атом» Лепка «Модель атома» Аппликация «Атомные машины» | Подбор материалов для продуктивной деятельности. | Конкурс семейных рисунков и поделок «Мирный атом» |
Игровая | Д/и: «Что работает на атомной энергии», «Где нужен атом» С/р игра «Атомная энергия». | Подбор атрибутов для дидактических и сюжетно-ролевых игр. | Помощь в изготовлении атрибутов для сюжетных игр. |
Двигательная | П/и: «Собери атом», «Атомные частицы», «Энергия атома». | Подбор атрибутов для подвижных игр. | Изготовление атрибутов для подвижных игр. |
Предварительный просмотр:
Методический опыт работы:
«Предметно-развивающая среда, как фактор развития речи детей».
Рекомендации для педагогического сообщества
г. Зеленогорска
Каждое утро я спешу на работу в свой любимый детский сад. Ребятишки ждут меня, чтобы вместе идти в интересную и загадочную страну сказок, игр, развлечений, где мы вместе будем взрослеть и умнеть.
Три года назад в группу раннего возраста пришли совсем маленькие ребятишки. Наблюдая за детьми в группе, я заметила, что многие боятся идти на контакт со сверстниками и взрослыми, очень плохо говорят, а некоторые совсем молчат. Анализируя данные наблюдения, я выделила несколько причин, влияющих на недостаточный уровень речевого развития.
Во-первых, родители стали больше времени уделять работе и меньше общению с детьми, во-вторых, зависимость неблагоприятной экологической среды, в-третьих, наличие у некоторых детей послеродовых травм. В связи с этим, большое внимание я стала уделять, именно, работе по развитию речи детей, начиная с раннего возраста, а также оказывать консультативную помощь родителям в общении с детьми. Так как своевременное овладение правильной речью, имеет большое значение, для формирования полноценной личности ребёнка, для успешного обучения его в школе и для дальнейшей деятельности.
Цель моей работы: развитие речи детей дошкольного возраста, как одного из важнейших условий развития личности, через воспитательно-образовательную деятельность.
Одной из главных задач речевого развития детей является создание специальной предметно–развивающей среды. Поэтому мною было уделено особое внимание организации предметно–речевой среды в группе, используя личностно–ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми.
В первую очередь, удовлетворяла потребность детей в получении и обсуждении информации о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы ближайшего окружения, способствовала развитию любознательности.
В центре речевого развития для детей группы раннего возраста мною были подобраны серии предметных и сюжетных картин по темам: «Домашние животные и их детёныши», «Игрушки», «Лесные звери» и др.; иллюстрации и книги с русскими народными сказками; дидактические игры «Найди маму», «Кто у кого?», « Назови предмет» и др.; наборы игрушек и комплекты предметных картинок для уточнения произношения в звукоподражаниях.
В младшей группе содержание центра речевого развития поменялось, в соответствии с возрастом и запросами детей, проведёнными занятиями и играми, предусмотренными программой по развитию речи.
В центр подбирала наборы картинок; фотографий; открыток; серии предметных и сюжетных картин по изучаемым лексическим темам; иллюстрированные издания любимых книг; дидактические игры из серии «Учись, играя», «Кто в домике живёт?»; лото «Парные картинки», «Магазин», наборы игрушек для проведения артикуляционной и пальчиковой гимнастики. Подобранный материал регулярно менялся, тем самым поддерживался интерес у детей.
В средней группе работа по развитию речи усложнилась, поэтому материал в центре речевого развития менялся в соответствии с требованиями программы. Совместно с детьми среднего дошкольного возраста мы оформляли выставки по темам: «Здравствуй, зимушка–зима»; «Любимые сказки»; «8 Марта – праздник мам», причём дети сами выбирали интересные им темы и подбирали книги, иллюстрации, картины, открытки с помощью воспитателя и родителей. Так оформляя выставку «Здравствуй, зимушка-зима», дети вместе с родителями рисовали рисунки, выполняли поделки, подбирали книги и открытки, а затем рассказывали о своих работах, тем самым, развивая навыки связной речи. Согласно комплексной программе «Развитие» в речевом центре нашей группы имеются условные обозначения предметов, схемы, модели, кружки-заместители, для игр-драматизаций. В центре речевого развития созданы все условия для развития у детей навыков правильной речи. Для этого у нас есть: зеркало для того, чтобы дети следили за своим артикуляционным аппаратом при произнесении определённых звуков; пособия для воспитания и отработки правильного дыхания (тренажеры, мыльные пузыри, бумажные и надувные игрушки), игры и картинки для автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Для развития представлений об окружающем мире, о нашем крае и городе, помещены альбомы и наборы открыток с видами Красноярского края и города Красноярска, альбом «Наш город – Зеленогорск», рисунки и рассказы детей о нашем крае, о городе Зеленогорск. В центре речевого развития для развития представлений о себе, вместе с детьми помещали альбомы с семейными фотографиями, оформляли фото–выставки.
Подходя творчески к работе над развитием речи, я в группе соединила в единое целое: музыкальный, речевой и театральный центры. В результате появился своеобразный творческий центр, где дети могут развивать и показывать все свои творческие способности, предусмотренные программой «Развитие».
Например, при проведении игры–драматизации в центре театральной деятельности дети использовали музыкальные инструменты из музыкального центра, тем самым оформляли сказку и делали её интересней. Предлагала детям использовать маски и атрибуты для подвижных и сюжетно-ролевых игр, а также изготовить атрибуты для сказок самим, тем самым, развивая у детей мелкую моторику пальцев, влияющую на развитие речи.
С детьми старшего возраста я организовали в речевом центре «Музей воздуха». Все экспонаты, представленные в музее, помогают в работе над постановкой правильного дыхания, необходимого для речевого развития детей. Дети совместно с родителями участвовали в оформлении музея, приносили разнообразные предметы: вертушки, веера, свистки, воздушные игрушки, султанчики, мыльные пузыри, насосы, воздушные шары, парашюты, глиняные свистульки, бумажные поделки и др. Дети с большим удовольствием проводят время в музее, рассматривают экспонаты и используют их для отработки правильного дыхания.
Начиная с раннего возраста, я организовывала работу по взаимодействию со своими воспитанниками таким образом, чтобы каждый ребёнок смог раскрыть свои таланты и способности, легко рассказывал стихи и сказки, был открытым и активным во всём. В этом нам помогает дидактическое пособие « Я расскажу», состоящее из окошечка, куда ребёнок вставляет голову и рассказывает. Цель данного пособия – совершенствование навыков связной речи, развитие внимания, воображения и мышления. Например, дети рассказывают, используя предметные или сюжетные картинки, о жизни животных, насекомых, птиц и др. С помощью пособия «Я расскажу» дети объясняют последовательность действий, например, одевание на прогулку. Тем самым у детей развивается логическое мышление, связная речь.
Мы с детьми в группе постоянно проводили мини – концерты, в которых каждый ребёнок мог рассказать или спеть всё что захочет: будь то стихотворение, или песенка, или сказка, или невероятная история, которую он сам придумал. При этом давала ребёнку возможность говорить самому и внимательно его слушала, в результате после этого дети легко общались со всеми в группе, раскрепощались, легко шли на контакт с новыми людьми. Затем в дальнейшем в школе и в повседневной жизни детям легче будет приспособиться к новым условиям и успешно учиться в школе.
Для более эффективной работы над развитием речи я использовала разнообразные формы организации деятельности детей: дидактические игры, речевые упражнения, занятия, игры-путешествия, соревнования, коллективные творческие дела и т.д. Чтобы занятия были продуктивны и интересны для детей, я их комбинировала, включая элементы из других занятий, предусмотренных комплексной программой «Развитие». Все занятия проводила и провожу по подгруппам для большей эффективности.
В дальнейшем в старшей и подготовительной группе мною планируется продолжить работу по развитию речи. Для детей старшего дошкольного возраста я планирую разработать систему дидактических игр и упражнений, направленных на развитие связной речи.
Я буду стремиться к тому, чтобы подготовить детей к успешному обучению в школе, развивать познавательные и творческие способности своих воспитанников.
Предварительный просмотр:
Проект «Эковолонтеры».
Актуальность. Экологическое воспитание – это развитие экологического образования детей, экологической культуры и просвещение подрастающего поколения в области сохранения природной среды. Экологическое воспитание играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Поэтому в этом году в нашем ДОУ стартовал проект «Эковолонтеры».
Основой разработки проекта послужили прошедшие: Год Экологии (2017) и Год Волонтера, добровольца (2018) в России.
Эковолонтер – это тот, кто бережет и охраняет природу, ему свойственно доброе, уважительное, внимательное и заботливое отношение к ней.
Цель: создание условий для проявления инициативы, активности и самостоятельности у старших дошкольников в области экологической культуры и бережного отношения к природе родного края через организацию волонтерской деятельности.
Задачи:
- расширить представления об охране окружающей среды и здоровьесбережения на основе экологического календаря на 2018 – 2019 гг.
- соотнести основные глобальные экологические проблемы с проблемами города и края, используя дидактическую игру «Эко-мемори» и индивидуальные исследования
- сформировать навыки правильного экологического поведения, познавательные и коммуникативные способности через взаимодействие с Эковолонтерами объединения «Третья планета» Центра экологии краеведения и туризма (ЦЭКиТ), образовательными учреждениями и общественными организациями города Зеленогорска.
- способствовать улучшению экологической обстановки в городе, на территории ДОУ на основе практической деятельности и социальных акций.
Предварительная работа. Обсуждение на утреннем групповом сборе новых дел волонтерского отряда «Солнышко». Волонтеры обсуждали проблемы охраны окружающей среды, было принято решение – вступить в отряд Эковолонтеров.
Во всемирный день охраны окружающей среды – 5 июня – прошло посвящение дошкольников в Эковолонтеры.
Июнь: Посвящение в Эковолонтеры, детский совет Эковолонтеров, знакомство с экологическим календарем, экологическая тропа в ДОУ. Знакомство со сказочными героями – Эколятами – друзьями и защитниками природы.
Июль: Конкурс рисунков и плакатов «Берегите природу», социальная акция для жителей города и микрорайона с выходом к реке Кан «Защитим родную природу!».
Август: Экологическая акция для жителей города и микрорайона с раздачей листовок о правильном распределении отходов и их утилизации. Акция под девизом: «Знай маркировки для сортировки! Мы за чистоту природы!».
Экологический десант «Уборка и сортировка мусора».
Проект «Эковолонтеры» реализуется в течение всего учебного года с детьми подготовительной группы. Тематика всех событий и мероприятий определяется экологическим календарем и интересами дошкольников. Тематика проекта обсуждается на детском совете в начале учебного года и может изменяться по ходу реализации, исходя из интереса дошкольников и их индивидуальных результатов проектно-исследовательской деятельности.
В «Линейный календарь», расположенный в группе, воспитанники вносят основные экологические даты.
Работа по проекту ведется в трех основных направлениях.
Первое направление – «Ты и я - экологии друзья!»: взаимодействие со сверстниками, младшими воспитанниками, педагогами и родителями ДОУ.
В данном направлении используем разнообразные формы взаимодействия: (см. Приложение № 1)
- Детский совет Эковолонтеров.
- Кружок «Эковолонтеры».
- Экологическая тропа на территории ДОУ (разработка экскурсий, проведение экскурсий для воспитанников, создание книги редких растений ДОУ, атласа лекарственных растений).
- Акция под девизом «Сохраним и приумножим наш сибирский лес!» с посадкой деревьев на территории ДОУ.
- Экологические квесты с родителями.
-Экологический десант «Уборка и сортировка мусора», «Чистые игры».
- создание макетов отражающих взаимозависимость в природе (экосистемы, пищевые цепочки, круговорот воды в природе).
- Экологические акции для младших дошкольников и родителей: «Берегите воду!», «Спаси дерево!», «Помоги животным!», «Каждой пичужке – кормушка».
- Экологические познавательные события для дошкольников «Живи, Земля», «Наши любимые животные».
Второе направление – «Эковолонтер - всем пример!»: взаимодействие с Эковолонтерами «Третьей планеты» ЦЭКиТ и общественными организациями города Зеленогорска. Это совместные экологические акции «Поддержи идейку – сдай батарейку», «Сохрани жизнь деревьям!», «Зверьё моё», «Зарядись»; познавательные события: «Эта интересная «Красная книга», «Эксперименты и опыты профессора Всезнайкина»; совместные интерактивные игры и события «Час земли», «Этот удивительный мир природы!».
Третье направление – «Вместе мы – сила!»: взаимодействие с жителями микрорайона и города Зеленогорска.
Экологические акции для жителей микрорайона и города «Защитим родную природу!», «Знай маркировки для сортировки!», «Берегите лес!», «Сдай батарейку – спаси ёжика!». Изготовление и распространение среди жителей памяток и листовок экологической направленности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....