Статья "Использование коммуникативных игр-танцев в ДОУ"
статья на тему

Белоус Ирина Владимировна

тема : "Теоретические основы развития коммуникативных навыков в музыкальной деятельности дошкольников через использование в образовательном процессе куоммуникативных игр-танцев" В консультации приведены методологические позиции педагогов-практиков об ипользованни в образовательногм процессе коммуникативных игр-танцев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_kommunikativnykh_igr-tantsev_v_dou.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

Белоус

Ирина Владимировна,

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

МДОУ д/с КВ №12 «Дубок»

(г. Южноуральск, Челябинской области)

Теоретические основы развития коммуникативных навыков в музыкальной деятельности дошкольников через использование в образовательном процессе коммуникативных игр-танцев.

        Общение и опыт взаимодействия со сверстниками важны для процесса музыкального развития детей-дошкольников.

Значение невербальных средств в процессе общения подчеркивали Г.М. Андреева, М. Аргайл, А.И. Волкова, А. Пиз, Э. Холл и др. Авторы подчеркивают, что телесное, наглядное проявление эмоций и мыслей свидетельствует о самочувствии человека, его искренность в общении, его темпераменте. С точки зрения А.Н. Леонтьева, В.А. Лабунской и др. авторов, знание средств невербального общения и правильная интерпретация невербального поведения партнеров помогут избежать конфликтов, споров между людьми и даже проявления агрессии. Навыки невербального общения необходимы не только взрослым, но и детям, так как они способствуют развитию эмоциональной культуры детей, открывают широкие возможности для полноценного социального общения, самореализации и контроля.

Особым потенциалом для развития навыков невербального общения в дошкольном учреждении имеют занятия ритмикой. В процессе музыкально-ритмической деятельности дети могут научиться понимать намерения другого ребенка, узнавать по жестам о его готовности вступить в контакт, об эмоциональном настрое партнера, освоение средств невербального общения дает ребятам возможность успешно их применять в творческой и танцевальной деятельности. Исполнительская, творческая, танцевальная деятельность – так или иначе, включает навыки невербального общения.

С древних времен танец является  одной из важных форм воспитания человека. Особую роль в этом играют народно-бытовые танцы, в которых через разнообразные танцевальные движений отражаются эталоны поведения в обществе, трудовая деятельность, семейные отношения. В XX веке на основе народно-бытовых танцев возникли коммуникативные танцы.

Большинство педагогов-музыкантов высказывают мысли и идеи по поводу того, что простой, легкий, игровой танец вызывает у детей массу положительных эмоций, способствуя развитию не только музыкально-ритмических способностей, но коммуникативных навыков (А.Буренина, Н.Куприна, О.Бубнова, М.Картушина и др.). Такой танец имеет название «коммуникативный танец».

        Танец – сложное и многогранное явление, которое объединяет биологические, психологические, социокультурные, социально-психологические аспекты, так как он является совокупностью невербальных сигналов и знаков, имеющих пространственно-временную структуру, несущую информацию о психологических особенностях личности. Следовательно, танец выполняет разнообразные социально-психологические функции:

  1. создает образ партнера, группы,
  2. способствует пониманию и взаимоотношению между партнерами,
  3. устанавливает и регулирует отношения и выражение чувств,
  4. развивает самопознание и познание других людей.

Существует много типов танцев:

- народно-бытовой,

- классический,

- современный.

Ряд исследователей отмечают несколько разновидностей бытовых танцев: сюжетные (движение трудового процесса, различные явления природы, жизненные уклады народа и его нравы), а так же бессюжетные танцы (импровизации). В сюжетных и бессюжетных танцах происходит процесс общения партнеров, в котором используются невербальные средства.

В психологии общения принята такая классификация:

  1. Пространственно-временные характеристики ситуации общения (проксемическая система).
  2. Оптическая система (внешний вид и выразительность движения – жесты, мимика, позы, походка и контакт глаз).
  3.  Акустическая (различные окраски голоса, интонация, темп речи, фразовые и логические ударения, паузы и т.д.).
  4. Кинестетическая система (прикосновения – их сила, давление).

К бессюжетным танцам можно отнести коммуникативный танец. Понятие «коммуникативный танец» формировалось постепенно. Идея «выразительного танца» возникла в педагогике Э.Жак-Далькроза.

К.Орф «заразился» идеей сочетания музыки и движения как средства «раскрепощения», свободы тела и духа. Он мечтал научить детей читать «мировую книгу» музыкальных интонаций так же, как они читают сказки народов мира. Педагоги-музыканты включают в свои занятия такой вид деятельности детей, как фольклорные танцы (Т.Э.Тютюнникова, Е.И. Поплянова и др.), коммуникативные танцы (В.А.Жилин), коммуникативные танцы-игры (А.И. Буренина).

Объединение двух таких сложных понятий, как «танец» и «коммуникация» – не случайны. Г.М. Андреева характеризовала структуру общения путем выделения трех взаимосвязанных сторон: коммуникативная, интерактивная, перцептивная.

Коммуникативная сторона, или «коммуникация» в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная – заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, но и действиями.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания.

Коммуникация и танец имеют много общих элементов: невербальные сигналы и знаки, пространственно-временная структура, установление и регуляция взаимоотношений.

Коммуникативный танец – это несколько несложных танцевальных движений, включающих элементы невербального общения и импровизации, направленных на формирование  и развитие взаимоотношений с партнерами и группой. Здесь развивается динамическая сторона общения – легкость вступления в контакт, инициативность, готовность к общению, развивает эмпатию и сочувствие партнеру, способствует эмоциональности и выразительности невербальных средств общения.

Компоненты танца просты: ходьба, бег, скольжение, подпрыгивание, кружение и т.д. Танцуя, дети вслушиваются в части музыкального произведения, и, поскольку музыкальные фрагменты повторяются несколько раз, дети легко осваивают форму и могут предвидеть каждую новую или повторяющуюся часть. Взаимодействие помогает ребенку ориентироваться в пространстве, познавать себя, сверстников, узнавать о культуре различных стран, понимать отличие характера и традиций в танце.  

С ростом опыта взаимодействия со сверстниками у детей происходит накопление знаний о формах поведения, осознаются причины действий, возможность видеть поведение других детей со стороны. Это приводит к тому, что содержание формирующихся у дошкольников понятий о чертах и качествах личности существенно изменяется, и позволяет более глубоко и правильно оценивать личность в целом.

В деятельности педагогов-практиков по использованию коммуникативных танцев возникает необходимость в составлении особой составительской программы, направленной на развитие социально-психологических качеств у старших дошкольников, чтобы, в игровой форме, они охотнее вступали в процесс общения друг с другом, тактильный контакт, осуществляемый в танце, способствовал развитию нормализации социального микроклимата в детской группе.

Помимо развития музыкально-ритмических способностей, коммуникативные танцы-игры направлены на формирование коммуникативных и личностных универсальных учебных действий, и предпосылок. Таких, как:

  1. Развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению.
  2. Развитие симпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения.
  3. Понижение «тревожности», повышение уверенности в своих силах.

Первоначально, при разучивании танцев, возможно использование текста танца-игры для стимулирования общения. Впоследствии, отсутствие в танце слов, усложняет задачу понимания. Поэтому, использование в образовательном процессе необходима определенная последовательность, включающая три раздела: поиск нового партнера, развитие взаимопонимания с партнерами, демонстрация доверия к партнерам.

Освоение танцев зависит от особенностей группы: если дети достаточно легко находят взаимопонимание с одним партнером, следует увеличить количество танцующих и усложнить танцевальную композицию.

Педагог может предложить детям сочинить свой коммуникативный танец из тех движений, которые им нравятся и получаются лучше всего. Разучивание коммуникативных танцев можно продолжать до тех пор, пока дети сохраняют интерес к данному виду деятельности, требует от детей большого внимания и точности. Здесь также развивается способность ориентироваться в пространстве и умение строить различные танцевальные фигуры (от простых к сложным).

Движения танцев помогают развивать у детей доброжелательность, сочувствие к партнеру, раскрепощенность, уверенность в себе, ощущение собственного эмоционального благополучия, свою значимость в детском коллективе, способствуют формированию положительной самооценки.

Коммуникативные танцы можно использовать в самых разнообразных формах работы с детьми: на музыкальных занятиях, в качестве физкультминуток, в праздниках, развлечениях и т.д., так как разучивание танцев не занимает много времени, ведь движения просты в исполнении и повторяются несколько раз (но обязательно уже с новым партнером).

Ценность и польза коммуникативных игр-танцев в развитии детей – очевидна. Их с успехом можно включать в коррекционную работу с детьми, имеющими особенности в развитии.

Этот вид деятельности возможен там, где все присутствующие являются участниками и создателями танцевального действия. Особенно это становится актуальным в настоящее время, поскольку совместные праздники и развлечения с родителями проводятся повсеместно.        

        Таким образом, можно сделать следующие выводы.

  1.  Навыки невербального общения в коммуникативном танце – это действия, сформированные путем повторения, включающие ориентирование в пространстве, оптимальное движение, согласованность действий и движений, понимание и передачу невербального сообщения партнеру.
  2. Коммуникативный танец – это художественный продукт, созданный детьми, совмещающий движения фольклорных танцев и основные средства невербального общения, направленный на создание положительных взаимоотношений с партнером и группой.
  3. Коммуникативный танец является определенным видом развития народно-бытового танца, который может быть адаптирован педагогом для детей самого разного возраста и разного уровня хореографической (танцевальной) подготовки.
  4. Коммуникативный танец может внедряться на музыкально-ритмических занятиях для развития навыков невербального общения, начиная со средней группы детского сада.  

Список используемой литературы.

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1997
  2. Буренина А.И. Римтическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. Спб.: Питер, 2000.
  3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968
  4. Конорова Е.И. Методическое пособие по ритмике. М. Гос.муз.изд-во, 1963
  5. Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Академия, 2005
  6. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972
  7. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982
  8. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: ВЛАДОС, 2002
  9. Руднева С.Д., Фиш Э.М. Ритмика. Музыкальное движение. М.: Музыка, 1979
  10. Федорова Г.П. Играем, танцуем, поем! СПб.: Детство-пресс, 2002

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Коммуникативные музыкальные танцы - игры в социально-личностном развитии дошкольников"

Презентация предназначена для педагогов ДОУ . В ней наглядно показывается роль коммуникативных музыкальных игр - танцев в социально-личностном развитии дошкольников....

Коммуникативные игры-танцы

Коммуникативные игры- танцы.Приходя в детский сад, детям младшего дошкольного возраста тяжело бывает познакомиться и найти общий язык. Большинство родителей желают, чтобы их ребенок вырос общительный....

Консультация коммуникативные игры-танцы

Направления воспитательной работы в коммуникативных играх и танцах....

Использование коммуникативных игр-танцев в ДОУ.

Общение и опыт взаимодействия со сверстниками важны для процесса музыкального развития детей- дошкольников....

Статья "Коммуникативные музыкальные танцы - игры как средство социального развития детей дошкольного возраста".

Коммуникативные музыкальные танцы - игры помогают сформировать у ребенка творческое восприятие музыки, способность получать наслаждение от контакта с музыкой, игрой, совместных действий сверстников, в...

Статья " Коммуникативные игры- танцы для детей дошкольного возраств

Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребёнка, в том числе в его коммуникативном развитии. Музыкальная игра – самый органичный из всех видов...

Консультация для родителей: «Развиваем творческие способности детей через коммуникативные игры – танцы».

Происхождение коммуникативных игр - танцев связано с фольклором разных народов....