Родительское собрание: "Экспериментирование в старшей группе"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Родительское собрание: "Экспериментирование в старшей группе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentirovanie_sobranie_dlya_roditeley.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в старшей группе детского сада на тему: «Детское экспериментирование»
Цель: показать, как опытная деятельность развивает в ребенке любознательность, познавательную деятельность, помогает ему углублять представления о живой и неживой природе, обобщать результаты опытов.
Предварительная работа:
- Подобрать пословицы, высказывания известных людей.
- Подготовить презентацию по теме.
- Провести анкетирование, которое поможет выявить уровень заинтересованности родителей данной темой, правильно построить дискуссию.
- Подготовка фотоальбома.
Ход собрания:
- Что такое экспериментирование?
Экспериментирование – это деятельность по изучению окружающего мира с помощью различных специальных и неспециальных манипуляций, продуманных и выстроенных действий с целью получения какого-нибудь результата. (Слайд № 2).
Цель экспериментальной деятельности:
Углублять представления о живой и неживой природе. Учить самостоятельно, проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов. (Слайд № 3).
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. (Слайд №4).
Как показывает практика наряду с игровой для детей дошкольного возраста очень важной является и экспериментальная деятельность. Вместе с игрой эксперимент оказывается ведущим видом деятельности в развитии дошкольника. (Слайд №5).
Само слово «эксперимент уже вызывает интерес. А сколько таится в процессе эксперимента! Взрослые люди экспериментируют в своей жизни постоянно: меняют место работы, создают семьи, меняются внешне? Многие думают, что ребенок и эксперимент – понятия далекие друг от друга. Но так ли это на самом деле? Крошечный младенец экспериментирует, едва родившись: заплачу – мама подойдет, засмеюсь – засмеётся и она.
Впоследствии эксперимент приобретает практический характер. Всем мамам знакомы рассыпанная крупа, разбросанные вещи, посуда, песок в карманах, камешки и монетки во рту ребенка. А ведь все это значит, что ребенок растет и познает мир.
Мышление, память ребенка ещё очень неустойчивы, он может что-то запомнить и осознать, только пережив это на собственном опыте. Но не каждая мама позволит своему чаду залезть по локоть в муку, замесить тесто, растворить килограмм сахара в кастрюле с водой, принести домой сосульку, чтобы она растаяла, или попробовать раскрасить окно в комнате гуашью.
Вот именно поэтому мы и работаем с детьми по данной теме. Для всестороннего развития дошкольников, для достижения наилучших результатов в процессе познания окружающего мира.
Наши знания не укладываются в рамки понятия «занятие». Это игры, опыты, проводимые с детьми. Во время экспериментов дети испытывают ни с чем не сравнимый восторг, удивление от знакомства с неожиданным свойствами и качествами окружающих и близких предметов.
В процессе игр – экспериментов у детей развивается (Слайд №7):
- мелкая моторика (игры с песком, мукой, горохом, мелкими камешками и бусинками);
- воображение (что случается с льдинкой в группе? полетит ли перышко, если на него подуть?)
- внимание и память (запомню – дома расскажу маме);
- речь;
- мышление (вода на морозе превращается в лед, значит, лед в тепле растает).
Конечно же, нельзя забывать о том, что во время таких игр формируются навыки общения, соучастия, сопереживания, взаимопомощи (не может Катя отделить фасоль от гороха – Даша предложит свою помощь). (Слайд №8).
Дети учатся анализировать произошедшее, не только во время игры, но и намного позже. Они гордятся своими успехами, делятся опытом с родителями и сверстниками. В свою очередь мама обязательно удивиться, узнав, что камень тонет в воде, а кора дерева – нет; бабушка «не поверит», когда внук расскажет ей, что сегодня он сам «сделал» болото в группе с лягушками и лилиями. И здесь очень важна реакция взрослых, похвала, поощрение ребенка.
В настоящее время в дошкольной педагогике ребенок рассматривается не как объект науки, а как субъект; отношения ребенок – взрослый – это субъектно-субъективные отношения, т.е. мы, взрослые, не только изучаем ребенка, но и учимся у него. (Слайд №9).
Взрослый и ребенок обмениваются опытом, знаниями, переживаниями, и это очень ценное приобретение для обеих сторон.
Отношения наши с детьми строятся на основе партнерства. Взрослый выступает в роли соучастника деятельности, а не наставника, и это позволяет ребенку проявить собственную познавательную исследовательскую активность.
Во время игр – экспериментов дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать предложения, проверять их опытным путем и делать выводы. От своих открытий они испытывают действительно настоящий восторг, чувство удовлетворения от проделанной работы. (Слайд №10).
Важное значение имеет то, что в процессе эксперимента ребенок имеет возможность удовлетворить свою любознательность (почему? зачем? как? откуда?), почувствовать себя ученым, первооткрывателем.
В свою очередь взрослый должен этот интерес поддерживать, развивать, поощрять, создавать все необходимые условия для экспериментальной деятельности.
И в этом должны помогать и вы родители.
II. Что сделать взрослому, чтобы ребенок экспериментировал? (Слайд №11).
Во-первых, самому быть любопытным.
Во-вторых, давать возможность для самостоятельных детских исследований: по возможности не мешать, если ребенок заинтересовался листом дерева, игрушкой или кучей песка.
В-третьих, предлагать новые интересные объекты для исследований.
В-четвертых, не ругать ребенка за сломанную игрушку, если она разбирается с целью изучения.
В-пятых, стараться отвечать на многочисленные вопросы ребенка.
Хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что - то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что - то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». (Слайд №12).
III. Как организовать детское экспериментирование в домашних условиях? (Слайд №13 - №20).
На улице идет дождь и прогулку приходится отложить. Чем же занять ребенка дома? Может быть химией? Отбросьте громоздкие формулы и взгляните на химию изнутри - вам откроется мир чудесных превращений!
Покажите ему как, словно по волшебству, вода в обычной банке меняет свой цвет. В стеклянную банку или стакан налейте воду и растворите в ней таблетку фенолфталеина (он продается в аптеке и лучше известен под названием «пурген»). Жидкость будет прозрачной. Затем добавьте раствор питьевой соды - раствор окрасится в интенсивный розово-малиновый цвет. Насладившись таким превращением, добавьте туда же уксус или лимонную кислоту - раствор снова обесцветится.
Производит впечатление на детей и такой простенький опыт: добавьте в питьевую соду уксус так, как мы это делаем для теста. Только соды должно быть побольше, скажем, 2 столовые ложки. Выложите ее в блюдечко и лейте уксус прямо из бутылки. Пойдет бурная нейтрализация, содержимое блюдца начнет пениться и вскипать большими пузырями (осторожно, не наклоняться!). Это можно показать на опыте «Вулкан»:
Очень хорошо и наглядно можно объяснить детям как выходит на поверхность магма.
Материал: сода 1 чайная ложка, три столовых ложки лимонной кислоты, красный пищевой краситель, стеклянная пробирка, конус из картона в которую будем вставлять пробирку, вода.
- Насыпьте 1 чайную ложку соды в пробирку. Налейте немного воды. Тщательно встряхните и перемешайте.
- Добавьте 5 капель моющей жидкости и три капли пищевого красителя. Еще раз перемешайте.
- Вставьте в конус пробирку.
- Всыпьте лимонную кислоту в пробирку. Увидите, как смесь начнет пениться.
А выращивать кристаллы не пробовали? Это совсем несложно, но займет несколько дней. Приготовьте перенасыщенный раствор соли (такой, в котором при добавлении новой порции соль не растворяется) и осторожно опустите в него затравку, скажем, проволочку с маленькой петелькой на конце. Через какое-то время на затравке появятся кристаллы.
Вы, наверное, играли с ребенком в пиратов или разбойников? Что в такой игре главное? Правильно, найти клад. А чтобы игра была интереснее, можно использовать секретное послание, где указано место расположения клада. Сделать такое письмо дома можно двумя способами:
- Обмакнуть перо или кисточку в молоко и написать послание на белой бумаге. Обязательно дайте высохнуть. Прочесть такое письмо можно, подержав его над паром (не обожгитесь!) или прогладив утюгом.
- Напишите письмо лимонным соком или раствором лимонной кислоты. Чтобы его прочесть, растворите в воде несколько капель аптечного йода и слегка смочите текст.
Очень простой опыт, но тоже очень интересный:
«Яйцо утонет или всплывет?»
Материал: 2 яйца, сваренное вкрутую, 4 ч. л. соли, 2 стакана воды.
Приготовьте 2 стакана с водой. Положите яйцо в первый стакан. Оно тонет.
В другой стакан насыпьте соль. Размешайте хорошо. Положите яйцо в воду - оно держится на поверхности.
Если вода соленая, ее вес увеличивается и поэтому яйцо плавает.
Будьте предельно осторожны при проведении опытов, в которых используются лекарства или химические реактивы! Не оставляйте малыша наедине с ними! Следите, чтобы результаты химических опытов не оказались в доступности для ребенка и не попали в пищу! (Слайд №21).
IV. Уважаемые родители!
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с вами и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Вы должны осознавать, что вы воспитываете своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность. Стройте своё общение с ребёнком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, поддерживайте познавательный интерес детей, их стремление узнавать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
V. Просмотр фотоальбома. (Слайд №22 – №38).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «Экспериментирование детей в семье»
«Экспериментирование детей в семье»Конспект родительского собрания по экспериментально-исследовательской деятельности детей в средней группе....
конспект родительского собрания "Экспериментирование детей в семье"
собрание проводилось с родителями детей средней группы...
Родительское собрание: «Экспериментирование детей дома».
для средней группы...
Родительское собрание "Экспериментирование детей в семье"
Расширение знаний родителей о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста. Ознакомление родителей с условиями развития любознательности у детей с...
Родительское собрание: «Экспериментирование детей дома».
Экспериментирование имеет большое значение в умственном развитии ребенка....
Родительское собрание: «Экспериментирование детей дома»
Родительское собрание: «Экспериментирование детей дома»...
Родительское собрание «Экспериментирование - средство познания окружающего мира»
Родительское собрание в младшей группе....
Комментарии
Детское экспериментирование
Спасибо!!! Ваш материал помог мне при оформлении презентации для родителей