Что включает в себя понятие "метод проектов"?
статья по теме
Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Метод проектов – система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов. "Метод" является дидактической категорией. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания. Это путь познания, способ организации процесса познания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_vklyuchaet_ponyatie_metod_proektov.docx | 22.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Что включает в себя понятие "метод проектов"?
Для того чтобы ответить на этот вопрос обратимся к истории и понятию "проект" вообще. Из истории известно, что это понятие впервые возникло в Римской архитектурной школе XVI в. для обозначения эскизов, планов. Постепенно оно стало использоваться и в педагогике, как самостоятельно выполненное учащимися конкурсное задание.
В европейских языках слово "проект" заимствовано из латыни: причастие "projectus" означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза", то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Таким образом, проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.
В настоящее время термин "проект" часто применяется в менеджменте, означая в широком смысле любую деятельность, представленную как комплекс отдельных шагов, а в узком – "планирование от цели принципиально новой для организации деятельности, ограниченной по срокам и ресурсам".
За рамками управленческой терминологии понятие "проект" так же часто связывается с понятием "проблема". Проект как проблема может обозначать подлинную ситуацию творчества, где человек перестает быть просто собственником идеи, отказывается от своего, личного, частного, чтобы получить шанс натолкнуться на что-то другое, наполниться им, проявить его в своем творчестве. Такое понимание проекта открывает широкие возможности для его использования в образовательном процессе.
Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Метод проектов – система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов. "Метод" является дидактической категорией. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания. Это путь познания, способ организации процесса познания.
Слово "метод" (греч. methodos): meta – вне, за пределами и hodos – путь. Потому метод – это путь в определенной деятельности, следование которому приводит к получению необходимого результата. В основу метода проектов положена идея, составляющая понятие "проект", его прагматическая направленность на результат, который достигается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы. Ее решение предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний и умений из различных образовательных областей.
Под проблемой мы понимаем противоречие между идеальной и реальной ситуацией. Более общее понимание проблемы – "осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в той или иной ситуации, средствами наличного знания или – в данном случае можно сузить до противоречия между субъективной "нуждой" и условиями внешней среды, не позволяющими ее удовлетворить".
Результаты выполненных проектов, которые получают дети, должны быть, что называется, "осязаемыми": если это теоретическая проблема – то конкретное ее решение, оформленное в информационном продукте, если практическая – конкретный продукт, готовый к потреблению. Результатом с позиции педагога является изменение уровня сформированности ключевых интегративных качеств, который демонстрирует ребенок в ходе проектной деятельности.
Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели (субъектом которой является педагог) через детальную разработку проблемы (субъектом которой является воспитанник) и ее решение, что должно завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Таким образом, под проектом мы подразумеваем специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению значимой для воспитанников проблемы, завершающихся созданием продукта.
Под методом проектов мы подразумеваем технологию организации образовательных ситуаций, в которых воспитанник ставит и решает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности ребенка.
На сегодняшний день существует два определения проекта:
проект как нормативная модель некоторой системы;
проект как целенаправленное изменение некоторой системы, ограниченное во времени, ресурсах и имеющее специфическую форму организации.
Метод проектов не следует путать с педагогическим проектированием. Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. Он стал результатом "педагогизации", включения в образовательный процесс (в котором ведущей деятельностью ребенка является познавательная деятельность) проектирования как вида деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЧТО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ?
В данной консультации для родителей перечислены параметры речевого развития ребенка, на которые обращает внимание учитель-логопед при обследовании речи; что должно насторожить родителей, если ребенок ...
непосредственно образовательной деятельности "Знакомство с профессией врача" (включает в себя области "Познание" - формирование целостной картины мира и расширения кругозора, и "Художественное творчество" - аппликация)
Включает в себя области "Познание" - формирование целостной картины мира и расширения кругозора, и "Художественное творчество" - аппликация....
непосредственно образовательной деятельности "Таблетки и витамины" (включает в себя области "Познание" - формирование целостной картины мира, и "Художественное творчество" - лепка)
включает в себя области "Познание" - формирование целостной картины мира, и "Художественное творчество" - лепка....
Арттерапия включает в себя хромотерапию и изотерапию.
Хромотерапия изучает свойства цвета.Каждый цвет имеет свою целебную силу или негативно влияет на поведение детей . Изотерапия – использование разнообразных изобразительных средств, нетрадиц...
Что включает в себя готовность к школе?
Очень скоро ваш ребенок пойдет в школу. Как хочется, чтобы он был успешен, чтобы все у него ладилось: и с учебой и с одноклассниками, да и чтоб учительница любила его как родного. Ради этого мы ...
Консультация для родителей подготовительной группы «Что включает в себя понятие «готовность ребенка к школе»?».
Консультация «Что включает в себя понятие «готовность ребенка к школе»?» будет полезна для родителей старшей и подготовительной к школе групп. Она поможет родителям при подготовке ребёнка к школе поня...
Консультация для родителей " Что включает в себя подготовка к школе?"
Подготовка ребёнка к школе - это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник....