ЧТО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ?
статья по теме
В данной консультации для родителей перечислены параметры речевого развития ребенка, на которые обращает внимание учитель-логопед при обследовании речи; что должно насторожить родителей, если ребенок испытывает трудности по какому-либо параметру; алгоритм дальнейших действий родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_vhodit_v_logopedicheskoe_obsledovanie.doc | 102.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧТО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ?
В начале и в конце учебного года учитель-логопед индивидуально обследует состояние речевого развития каждого ребенка (уровень умений и навыков), обращая внимание на все параметры речевого развития.
№ | Параметры речевого развития | Умения, навыки ребенка |
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ | умеет ли ребенок составить рассказ повествовательного характера - по сюжетной картине - по серии сюжетных картинок | |
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ |
| |
НАВЫК ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ | правильно ли ребенок произносит звуки родного языка в естественной речи | |
ЗВУКОНАПОЛНЯЕМОСТЬ СЛОВ (СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВА) | правильно ли ребенок произносит слова, состоящие из разного количества слогов, и как сочетает звуки в этих слогах (переставляет, заменяет, пропускает) | |
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ (ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ, ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ-СИНТЕЗ-ПРЕДСТАВЛЕНИЯ) | готов ли ребенок к обучению чтению и письму: насколько он различает звуки родного языка, воспринимая их на слух | |
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС | какие части речи ребенок использует в связной речи | |
ДИНАМИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ |
| |
АНАТОМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА | состояние у ребенка: губ, зубов, языка, подъязычной связки, твердого и мягкого нёба, прикуса зубов |
В конце обследования учителем-логопедом могут быть даны рекомендации.
итог обследования | рекомендации |
Если ребенок справился со всеми заданиями успешно | Не останавливаться на достигнутом – дальнейшее правильное речевое развитие ребенка зависит от общения родителей со своим ребенком |
Если у ребенка отмечаются отдельные недостатки речевого развития по некоторым параметрам обследования | Обратится на консультацию к специалисту (невропатолог, психолог, отоларинголог, ортодонт) |
Если у ребенка отмечаются недостатки речевого развития по каждому параметру обследования | Ребенку требуется организация комплексной коррекционной помощи (посещение речевого детского сада) |
С В Я З Н А Я Р Е Ч Ь
(умение составить рассказ по картинке и по серии картинок)
Параметры оценки
1. ребенок составил рассказ самостоятельно
2. в рассказе были использованы разные слова (богатый словарный запас)
3. ребенок строил фразы правильно, без ошибок
4. ребенок использовал предложения, состоящие из 3-4 слов.
5. все звуки ребенок произносит правильно
6. речь была в нормальном темпе
7. речь плавная без больших пауз между словами, между слогами
8. речь выразительная, без гнусавого оттенка
Должно насторожить, если ребенок испытывает трудности | Алгоритм дальнейших действий родителей |
Ребенок только перечислял предметы на картинке | Консультация логопеда |
Ребенок использовал отдельные очень короткие предложения | |
Ребенок допускает ошибки грамматического характера (говорит «не по-русски») | |
У ребенка неразборчивая речь. Он глотает слова, неправильно произносит многие звуки | Нужны занятия с логопедом |
Речь ускоренная, «захлебывающаяся», у ребенка время от времени появляются запинки | Внимание, возможно появление заикания. СРОЧНАЯ консультация у логопеда или невропатолога |
Речь очень медленная, большие паузы не только между словами, но и между слогами. Ребенок говорит как будто по слогам, при этом многие слова коверкает | Возможно, что это проявление особенности типа нервной системы ребенка. Посоветуйтесь с невропатологом или психологом. |
Вас насторожил голос ребенка: он хриплый или, быть может, с гнусавым оттенком, хотя у ребенка нет насморка | Консультация отоларинголога |
Ребенок не смог обнаружить связи между двумя картинками | Консультация у психолога или психоневролога |
Ребенок часто отвлекается от темы рассказа, много посторонних деталей | Возможно, вы уделяете ребенку мало внимания. Посоветуйтесь с психологом |
СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВА
(умение правильно произносить слова, состоящие из разного количества слогов)
Слог – минимальная произносительная единица. Ребенок осваивает слова, состоящие из разного количества слогов, из слогов различных по составу, постепенно. Поэтому у дошкольников сложные, малознакомые слова могут вызывать трудности при произнесении. К школе ребенок должен освоить основные типы слоговых структур.
Параметры оценки:
1. ребенок все слова произносит правильно, выдерживает слоговую структуру слова
2. ребенок ошибся 1-2 раза, но быстро исправил себя сам
Должно насторожить, если ребенок испытывает трудности | Алгоритм дальнейших действий родителей |
Ребенок произносит только отдельные слоги, не может проговорить все слово целиком | Если ошибки носят единичный характер, потренируйтесь с ребенком произносить это слово правильно. Через несколько дней оцените результат вашей работы. Если ошибок много, проконсультируйтесь с логопедом. Возможно, что у вашего ребенка есть и другие проблемы |
Ребенок сокращает слово, пропуская некоторые слоги или не договаривая слово до конца | |
Ребенок говорит очень странно. Он один слог произносит многократно, заменяя им другие слоги | |
Ребенок пропускает согласные там, где они стоят рядом | |
Ребенок произносит слово несколько раз по-разному |
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ
(умение согласовывать, образовывать и изменять слова в предложении, использовать предлоги)
Недочеты в грамматическом оформлении речи в логопедии называются аграмматизмами. Необходимо различать истинные аграмматизмы, причиной которых является несовершенство речевого развития ребенка, и возрастные, обусловленные особенностями становления языковой системы ребенка, т.е. ошибки роста.
Параметры оценки:
- в предложении ребенок использовал слова «потому что», «так как», «поэтому».
- ребенок составил сложные предложения, состоящие из нескольких частей.
- ребенок строил предложения правильно, без ошибок
- ребенок использовал предложения, состоящие более чем из четырех слов.
- ребенок составил предложения самостоятельно
- ребенок составил предложения с небольшой помощью (потребовалось задать один-два вопроса)
- ребенок правильно согласует слова в предложении
- ребенок правильно изменяет слова
- ребенок правильно образует новые слова
- ребенок понимает и использует в своей речи предлоги
Должно насторожить, если ребенок испытывает трудности | Алгоритм дальнейших действий родителей |
Ребенок не смог составить предложения самостоятельно | Срочная консультация логопеда |
Ребенок только перечислял предметы на картинках | |
Ребенок составляет очень короткие предложения | |
Ребенок допускает ошибки грамматического характера (говорит «не по-русски») | |
Ребенок не смог составить большинство словосочетаний правильно и не замечает своих ошибок | |
Ребенок сделал ошибки и исправил их после того, как взрослый обратил его внимание на эти ошибки | |
Ребенок ошибается при согласовании с именами существительными среднего рода или множественного числа (брюки, очки, ножницы) |
|
Ребенок не знает некоторых предлогов | |
Ребенок не правильно использует падежные окончания имен существительных | Срочная консультация логопеда |
Ребенок неправильно произносит предлоги или заменяет одни предлоги на другие, не подходящие по смыслу | |
Ребенок смог самостоятельно изменить слова только после изучения 3-4 примеров |
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
(умение правильно произносить звуки родного языка)
Формирование звукопроизношения при норме речевого развития заканчивается в возрасте примерно 5 – 5,5 лет. К этому времени ребенок должен научиться правильно произносить все звуки (фонемы) родного языка, правильно использовать их в самостоятельной речи и не смешивать их между собой.
Параметры оценки:
- ребенок все звуки произносит правильно
- ребенок ошибся один-два раза, но быстро исправил себя сам
Должно насторожить, если ребенок испытывает трудности | Алгоритм дальнейших действий родителей |
Речь ребенка неразборчива. Его могут понять только родители и те, кто его хорошо знают | Срочная консультация логопеда |
Ребенок многие звуки произносит мягко, как будто он еще маленький | |
Ребенок говорит очень странно. Преобладают твердые звуки, как будто у него акцент | |
Ребенок звук «Р» произносит как француз | Не важно, сколько лет вашему ребенку. У него сформированы неправильные артикуляционные уклады. Ему требуются занятия с логопедом. |
Ребенок произносит звуки «С», «З», «Ц», как англичанин, язык между зубами | |
У ребенка при произнесении звуков «Ш», «Ж» немного раздуваются щеки | |
При произнесении некоторых звуков в речи ребенка появляется хлюпающий призвук | |
У ребенка нет звука «Р» | Если вашему ребенку больше 5 лет, лучше обратиться к логопеду. Специалист решит, можно ли еще ждать или пора начать занятия |
Ребенок смешивает звуки или использует звук, где надо и не надо |
|
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ
(умение правильно различать звуки речи – фонемы)
В основе грамотного письма лежит умение правильно различать звуки речи – фонемы. В системе русского языка одни фонемы имеют значительные отличия друг от друга и легко различаются детьми, другие очень близкие по звучанию или способу произношения и часто смешиваются. Одним из признаков неблагополучия в развитии фонематического восприятия могут служить замены и смешения фонем в устной речи. в ряде случаев с устной речью все в порядке, а проблемы фонематического восприятия существуют. Несвоевременно выявленная недостаточность фонематического восприятия может проявиться уже в послебукварном периоде, когда ученики начинают писать диктанты. Ошибки такого рода вызывают недоумение у родителей и они начинают ругать своих детей за невнимательность. А ругать в этом случае не за что. Просто у детей вовремя не сформировалось фонематическое восприятие в полном объеме. Своевременная коррекционная работа может полностью компенсировать этот недостаток.
Параметры оценки:
- ребенок все слоги воспроизвел правильно
- ребенок ошибся один-два раза, но быстро исправил себя сам
Должно насторожить, если ребенок испытывает трудности | Алгоритм дальнейших действий родителей |
Ребенок делает ошибки время от времени. При этом если взрослый начинает говорить громче или медленнее, у ребенка улучшается качество ответов |
|
Ребенок, как правило, дает правильные ответы при повторном проговаривании «цепочки» слогов взрослым | |
У ребенка отмечаются устойчивые ошибки в различении одной или двух пар звуков | Лучше начать занятия с логопедом как можно раньше |
У ребенка отмечаются устойчивые ошибки в различении более двух пар звуков | Срочная консультация логопеда |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
непосредственно образовательной деятельности "Знакомство с профессией врача" (включает в себя области "Познание" - формирование целостной картины мира и расширения кругозора, и "Художественное творчество" - аппликация)
Включает в себя области "Познание" - формирование целостной картины мира и расширения кругозора, и "Художественное творчество" - аппликация....
непосредственно образовательной деятельности "Таблетки и витамины" (включает в себя области "Познание" - формирование целостной картины мира, и "Художественное творчество" - лепка)
включает в себя области "Познание" - формирование целостной картины мира, и "Художественное творчество" - лепка....
Арттерапия включает в себя хромотерапию и изотерапию.
Хромотерапия изучает свойства цвета.Каждый цвет имеет свою целебную силу или негативно влияет на поведение детей . Изотерапия – использование разнообразных изобразительных средств, нетрадиц...
Что включает в себя понятие "метод проектов"?
Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Метод проектов – система обучения, при которой дети приобретают знания...
Что включает в себя готовность к школе?
Очень скоро ваш ребенок пойдет в школу. Как хочется, чтобы он был успешен, чтобы все у него ладилось: и с учебой и с одноклассниками, да и чтоб учительница любила его как родного. Ради этого мы ...
Консультация для родителей подготовительной группы «Что включает в себя понятие «готовность ребенка к школе»?».
Консультация «Что включает в себя понятие «готовность ребенка к школе»?» будет полезна для родителей старшей и подготовительной к школе групп. Она поможет родителям при подготовке ребёнка к школе поня...
Консультация для родителей " Что включает в себя подготовка к школе?"
Подготовка ребёнка к школе - это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник....