Познавательные игры
учебно-методическое пособие на тему
Яркость, эмоциональность и разнообразие- вот три основные направления, по которым должны проводиться познавательные игры в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnye_igry.docx | 19.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательные игры
Яркость, эмоциональность и разнообразие-вот три основные направления, по которым должны проводиться познавательные игры в детском саду.
Ребенок, начиная с ясельного возраста, нуждается в том, чтобы все понятия и знания в его маленькой голове укладывались в систему, чтобы потом ему было легче постигать разные мудрые истины. Это означает, что жизнь ребенка с самых малых лет нужно наполнить интересным содержанием, чтобы у него появилось желание поскорее познакомиться со всем новым и неизведанным.
«Маша обедает»
Ведущий. Час обеда подошел, села Машенька за стол. (Куклу посадите за стол.)
Собака. Гав, гав, гав!
Маша. Кто это к нам?
Собака. Это я, ваш верный пес,
Ваш Арапка – черный нос,
Денть и ночь я дом стерег,
Наработался, продрог,
Не пора ли обедать?
Кошка. Мяу-мяу!
Маша. Кто ж теперь к нам царапается в дверь?
Кошка. Это ваша кошка Мурка,
Мурка - серенькая шкурка,
Я ваш погреб стерегла,
Всех мышей перевела,
Крыс прогнала из подвала.
Наработалась, устала.
Не пора ли нам обедать?
Курица. Куд-куда, куд-куда!
Маша. Кто еще спешит сюда?
Курица. Ваша курочка рябая,
Я к вам прямо из сарая,
Я не ела, не пила-
Я яичко вам снесла.
Не пора ли обедать?
Ведущий. Маша всех зовет к столу.
Мойте лапки хорошенько,
Будет каждому обед:
Псу Арапке,
Кошке – царапке,
Курочке Рябе.
Собачке – в миске.
В блюдечке – киске.
Курочке – несушке дадим пшена в черепушке.
А Машеньке – в тарелке,
В глубокой, а не в мелкой.
Хлеб в солонку не макайте
И друг дружку не толкайте.
На второе будет рыба,
А на сладкое – компот.
Пообедали – ну вот.
Что должны сказать?
(Все дружно): Спасибо!
С помощью таких потешек, которые могут прозвучать из уст любимой детской игрушки, малыши знакомятся с элементарными понятиями. В познавательных целях можно использовать любую потешку, песенку или стихотворение.
«У медведя во бору»
На одну из стен нужно повесить панно, на котором изображен летний лес, а в дали деревня. Возле стены можно поставить картонные ёлочки разной высоты, кустики, пенёчки, грибы. Под стульчиками-плетённые корзинки.
Вариант этой игры возможен и на природе. Тогда декорации следует подбирать в зависимости от условий.
В зал входит Алёнушка.
Алёнушка. Здравствуйте, мои милые, мои пригожие!
Солнышко-то как припекает – ягоды в лесу созревают.
Спешила я к вам, поспешала, всех вас в лес по грибы да по ягодам звать. Пойдёте? (Обращается к одной из девочек.)
Собирай, Таня, подружек, да не забудьте прихватить с собой корзиночки да лукошки. А чтобы не было скучно по лесу шагать нашим ножкам, будем мы идти да приговаривать.
(Алёнушка с ребятами двигается по залу и приговаривают.)
МАЛЬЧИК. Ножки, вы, ножки,
Куда вы бежите?
ДЕВОЧКА. Пробегу по бору,
Тебе ягод наберу:
Черну чернику,
Алу землянику
АЛЁНУШКА. Ну вот мы и пришли на полянку.
Отгодайте мою загадку.
Сидит в траве Алёнка
В красной рубашонке,
Кто мимо идёт-
Всякий поклонится.
АЛЁНУШКА. Правильно, это земляника. Чтобы полную корзинку набрать, надо каждой ягодке до земли поклониться. Давайте собирать ягоды.
(Все собирают ягоды. Звучит музыка.)
АЛЁНУШКА. Все полные лукошки набрали? Теперь и отдохнуть в тенёчке можно на травке-муравке. (Все садятся на стульчики и отдыхают, после чего снова встают.)
АЛЁНУШКА. Ну, Ванечка, собирай всех своих друзей-приятелей, в лес за грибами пойдём. (Идут и приговаривают.)
За дубами, за лугами
Шла деревня за грибами
Старушки-по волнушки,
Старички-по сморчки,
Ребятки-по опятки.
АЛЁНУШКА. Ну вот мы и добрались до лесной опушки. Давайте собирать грибы. Только вот, не поклонясь до земли, и грибка не поднимешь. Много грибов тот найдет, кто под каждую елочку заглянет, под каждый кустик посмотрит да будет приговаривать:
Грибок-грибок,
Поставь в лобок,
Поставь в лобок,
Полезай в кузовок.
(Все ходят по залу, присаживаются, делают вид, что собирают грибы.)
АЛЕНУШКА. Давайте спросим у Ванечки, много ли он собрал грибов?
Ваня, Ванечка!
Куда ходил?
ВАНЯ. В лесочек!
АЛЕНУШКА. А что ты там видал?
ВАНЯ. Пенечек!
АЛЕНУШКА. А что там под пенечком?
ВАНЯ. Грибок! Я его хвать - да в кузовок!
АЛЕНУШКА. Хорошие вы грибники. Давайте теперь отдохнем. (Все садятся на стульчики.)
АЛЁНУШКА. Отгадали вы мои загадки, отгадайте и ещё одну.
Зубовато, серовато,
По полю рыщет,
Телят и овец ищет.
АЛЁНУШКА. Отгадали? Правильно, это волк! А наш волчок маленький, сейчас мы с ним поиграем.
(Надевает любому мальчику шапку волка и выводит его на середину комнаты. Остальные встают в круг.)
Волк-волчок,
Шерстяной бочок,
Через ельник бежал,
В можжевельник попал.
Зацепился хвостом,
Ночевал под кустом.
(В это время волк бегом двигается по кругу, огибая каждого из детей. Обегает одного и присаживается на корточки.)
По желанию детей вы можете повторить игру. Ребёнок в качестве медведя - спит на коврике.
АЛЁНУШКА. Давно мы по бору гуляли, а медведюшку не встречали. Да вот он лежит, наелся спелой малины и спит. Давайте поиграем-ка с ним.
(Проводится игра «У медведя во бору».)
Медведь, которого выбрали жеребьёвкой, живёт в лесу. Дети идут в лес
за грибами и напевают песенку:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру!
Медведь постыл
На печи застыл.
Когда играющие произнесли последние слова, медведь, до сих пор дремавший, начинает ворочаться, потягиваться и неохотно выходит из берлоги. Но вот он неожиданно бежит за играющими и старается их поймать.
Пойманный становится медведем.
В зависимости от поведения медведя дети могут не сразу бежать в свой дом, а поддразнить его песенкой.
АЛЁНУШКА. Не пора ли нам по домам? Вот и солнышко заходит за лес. До свидания, мои милые, мои пригожие.
«Летает – не летает»
Дети идут в колонне по кругу. Воспитатель называет различные предметы. Если предмет летает (например, самолёт или птица), то дети должны поднять руки в стороны и взмахнуть ими, как крыльями. Если предмет не летает (например, диван или слон), то игроки не должны поднимать рук. Тот, кто неправильно поднял руки, считается проигравшим.
«Запрещенное движение»
Дети встают в круг на расстояние вытянутых рук. Воспитатель стоит в центре круга и показывает детям движение, которое выполнять нельзя, - это «запрещенное» движение. После этого воспитатель начинает выполнять различные движения, а дети должны повторять их за ним. Если воспитатель показывает «запрещенное» движение, то дети не должны его выполнять. Тот игрок, который выполнит «зарещенное» движение, считается проигравшим.
«Больше-меньше»
Поспорили жук и паук-
У кого больше ног и больше рук.
Жук говорит:
-У меня их шесть!
А паук говорит:
А у меня не счесть!
И хотя у него их восемь.
Помогите им с этим вопросом:
У кого же из двух
Больше ног, больше рук?
Инсценировка такого стихотворения в совокупности с яркой и красочной наглядностью или декорациями прекрасно поможет воспитателю научить детей различать эти понятия.
Литература:
Новикова Е.И. Современный справочник воспитателя детского сада.
«Развитие речи детей дошкольного возраста». Пособие для воспитателя детского сада под редакцией Ф.А. Сохина
Янушко Е.А. Развитие речи у детей раннего возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательной игры КВН для детей старшего дошкольного возраста ОНР
Данный конспект позволяет систематизировать и обобщить знания детей о физических свойствах явлений природы в форме интересных игровых заданий....
Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Социализация» , «Познание» по теме: «Дом, в котором я живу»Конспект познавательной игры
Игра, ставящая своей целью формирование у детей патриотических чувств, осознания причастности каждого человека к судьбе семьи, города, края....
Консультация "познавательные игры,в которые можно играть дома"
Консультация для родителей...
Изготовление игр по познавательному развитию «Бросовый материал +фантазия =познавательные игры»
laquo;Давайте поиграем!» Нет в мире человека, который бы не произносил эту фразу хотя бы несколько раз в жизни. И нет человека, который десятки раз не приобщался бы к игре. Человек играл ...
Конспект познавательной игры по ТРИЗ в первой младшей группе детского сада Тема игры: "Встреча с собачкой"
ТРИЗ в дошкольном детстве – это определенная системавоспитания и развития мышления человека,которая подразумевает активное и одновременноеразвитие у детей процессов мышления, речи ивоображения,п...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательной деятельности интеллектуально – познавательная игра – викторина для детей 6-7лет по теме: «Моя родина - Россия»
Форма занятия представлена в виде увлекательной игры-викторины....
Конспект непрерывной образовательной деятельности познавательной игры - путешествия по образовательной области «познавательное развитие» для детей подготовительной группы 6 – 7 лет на тему: «Огородные помощники»
Цель: Развивать познавательные интересы детей, используя бросовый материал в игровой форме....