ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОТИВОСТОЯНИЮ НЕГАТИВНЫМ ВЛИЯНИЯМ СОЦИУМА.
статья по теме

Нехорошева Ольга Владимировна

Формирование личности – это, как правило, начальный этап становления личностных свойств человека. Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних факторов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОТИВОСТОЯНИЮ НЕГАТИВНЫМ ВЛИЯНИЯМ СОЦИУМА.

Нехорошева О.В.

г Тамбов  МБДОУ ЦРР–ДС №28 «Золотой петушок»

             Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль.
             Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что  личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения процесса формирования личности.
             Несмотря на многочисленные понятийные и другие различия, существующие между ними почти все психологические теории личности едины в одном: личностью человек не рождается, а становится в процессе своей жизни. Это фактически означает признание того, что личностные качества и свойства человека приобретаются не генетическим путем, а вследствие научения, то есть они формируются и развиваются.
             Формирование личности – это, как правило, начальный этап становления личностных свойств человека. Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних факторов. К внешним относятся: принадлежность индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние детерминанты включают генетические, биологические и физические факторы.

               Влияние на личность в большой мере оказывает социум. Оценка социумом личности влияет на её развитие и формирование индивидуальных качеств. Человек нуждается в высокой оценке другого человека собственных положительных качеств и достоинств, что как следствие рождает чувство собственного достоинства. Унижение и беспомощность в индивидууме порождает неудовлетворенность и негативно влияет на развитие личности.

              На раннем этапе развития личности индивида используется принцип похвалы, в случае успешного и адекватного поведения, и наказания, в случае неудачи. В первую очередь взрослые, точнее родители и педагоги, прививают ребенку правильную модель поведения, культурные традиции, нормы этики и правила получения новых знаний. Самоанализ индивида возникает уже после сравнения собственных поступков с известными ему шаблонами поведения. Например, негативная оценка ребенку в школе снижает мотивацию работать на результат.

               Большое влияние на личность оказывает личный опыт индивида, который определяется также физическим окружением, к которому  относится окружающая среда и особенно ее факторы. Например, люди,  живущие в разных климатических условиях, отличаются друг от друга. Природа, хотим мы этого или нет, влияет на личность, манеру поведения и формирование личностной структуры.

              Культура так же оказывает влияние на личность, так как является носителем определенных социальных норм и ценностей, вносящих свои коррективы в формирование личности.

               Все эти факторы требуют от человека адаптации социальным условиям, помогающим индивиду обогащаться новым опытом, становиться социально более зрелым. Многие этапы развития можно предвидеть и даже подготовиться к ним. Однако в жизни бывают такие ситуации, которые не поддаются предвидению. Все, что нас окружает - события, предметы, люди может раздражать или радовать, вызывать положительные или отрицательные  эмоции. Неизвестно в какое окружение, и под какое влияние попадет индивид.
             Необходимо научиться определять, какие люди являются «негативными», а уже затем научиться с ними общаться таким образом, чтобы им впредь не удавалось переносить свой негатив на окружающих,

              Негативные люди, к сожалению, не такое уж редкое явление в современной, насыщенной контактами, жизни. Негативные личности окружены отрицательным зарядом, поэтому находиться рядом с ними некомфортно. Нередки ситуации, когда приходится попадать в компанию людей, которые необъективны, враждебны и злы. В этом случае нужно поставить что-то вроде психологической стены, которая защитит вас от источаемого негатива. Защита от негативных личностей особенно актуальна, если по каким-либо причинам контакт с ними невозможно прервать физически. Например, нельзя избежать общения с сотрудниками по работе или родственником, однако, отгородившись психологически, можно создать защиту от негативного человека.

Сделать это стоит хотя бы для того, чтобы не позволить втянуть себя в конфликт, результатом которого станет потеря вами душевного равновесия. Для формирования защиты мысленно сотворите вокруг себя энергетический барьер, который способен отражать отрицательную энергию. Для этого представьте, что вокруг вас возникает белое сияние положительной энергии. Воздвигайте эту воображаемую преграду всякий раз, когда почувствуете психологическую угрозу. При надлежащей тренировке такой барьер может действовать избирательно, только против негативных людей.

Существует множество способов визуализировать защитную преграду.

                  Ею может быть оболочка, кокон или, например, навес с которого отрицательная энергия стекает, словно дождевая вода, минуя вас. Можно создавать и любые другие образы, соблюдая главное правило – вокруг вас должна быть защищенная зона. Барьер мгновенно активируется в случае угрозы воздействия отрицательной энергии, причем она может быть не только отражена, но и отброшена к своему источнику. Вне всякого сомнения, такой щит поможет стать более уравновешенным и уверенным в своих силах.                              

                  Другой метод нейтрализации конфликтов и неприятных взаимоотношений заключается в том, чтобы просто махнуть на них рукой. Если вы пришли к выводу, что некий человек слишком негативен, а отношения с ним неустойчивы, возможно, стоит прервать общение с ним. Это можно сделать методом визуализации прекращения контакта. В некоторых случаях более выполнимо свести коммуникацию с негативным человеком к минимуму, найдя замену образовавшейся пустоте. Прерывание взаимоотношений может стать оптимальным вариантом, если вы пришли к мнению, что другой человек тормозит ваше развитие. Нередко такая ситуация имеет место, когда его мнение о вас не соответствует действительности или же вы заметно изменились с момента формирования представлений о себе.

 С негативными людьми можно научиться общаться.
               Улыбка спасает

Преградой негативу может стать улыбка. Просто улыбнитесь тому человеку и ничего не отвечайте. Постарайтесь под любым предлогом удалиться из комнаты, в которой находились. Скорее всего, негативные люди просто желают получить ответную реакцию, по этой причине даже не давайте им возможность найти в Вас благодарного слушателя.
                Расскажите о хорошем
Если все же заставили выслушать массу негатива, обратитесь с просьбой теперь рассказать  что-то позитивное, веселое и радостное. Некоторые люди, к сожалению, даже не подозревают, что несут в себе столько негатива.  Просьба рассказать что-то положительное может послужить сигналом для них о том, что они собственно ведь и вовсе не желали превратиться в постоянно жалующихся на все людей. Если же речь идет о неисправимых пессимистах, то они теперь не будут приходить, ведь будут уже знать, что им надо будет рассказывать Вам что-то позитивное, а это им совершенно ни под силу.
                Ярко вокруг
При общении с негативными людьми, которые черпают энергию, представляйте, что окружены ярким светом, который защищает от всякого негатива. Свет не пропускает этот негатив в наше поле, он действует как бумеранг, и вся отрицательная энергетика возвращается к тому, кто ее посылает.
                С негатива на позитив
Как только нам снова начнут жаловаться на всех и вся в этой жизни, вступайте в диалог и сообщайте говорящему, что его все любят, что его ценят. Иными словами, на каждое негативное высказывание находите что-то позитивное в ответ.
               Нет вины
Не следует чувствовать себя виноватым за то, что этим негативным людям постоянно плохо и все у них не ладится. Даже не стоит стремиться бросать все свои силы, чтобы помочь им, ведь главная цель этих людей – это забрать из собеседника всю энергию и передать свой негатив.

 Таким образом, в процессе формирования личности социум играет одну из основополагающих ролей. Но влияние социума может быть неоднозначным. Оно может оказывать как положительное влияние на личность, так и отрицательное.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование профессиональной готовности воспитателей к реализации личностно — ориентированного подхода в дошкольном образовательном учреждении»

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Радикальные преобразования последних лет, происходящие в современной России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Основным приоритетом сегодня выступает ли...

Проект по теме "Формирование профессиональной готовности воспитателей к реализации личностно — ориентированного подхода в дошкольном образовательном учреждении»

Один из наиболее важных направлений в работе современного руководителя  - это работа по реализации личностно-ориентированного подхода к профессиональной подготовке воспитателей....

Организация методической работы по формированию профессионально – личностной готовности педагогов дошкольного учреждения к решению проблем развития креативности дошкольников

1. Организация методической работы по формированию профессионально – личностной готовности педагогов дошкольного учреждения к решению проблем развития креативности дошкольников/8.Современный этап разв...

Формирование мотивационной готовности выпускников к школьному обучению: формирование личностных предпосылок УУД

В данном методическом материале описан проект "Скоро в школу", организованный на базе старше-подготовительной группы в МБДОУ Детский сад №32 п.г.т. Зеленоборский....

"Система работы по формированию личностной готовности к обучению в школе старших дошкольников."

Методическая разработка, в виде системы работы по формированию личностной готовности к обучению в школе старших дошкольников.Содержит занятия,игры,упражнения,работу с родителями и педагогами, направле...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного школьного обучения «На пороге школы»

Акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе, педагоги и родители иногда упускают из виду социально-личностную готовность, включающую в себя такие учебные навыки, от которых...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по формированию личностной готовности старших дошкольников к школьному обучению

Представлен методический материал для воспитателей ДОУ, студентов о созданию педагогических условий в детском коллективе для формирования личностной готовности дошкольников к школьному обучению в проц...