Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ. Успешность и карьера: перспективы на развитие педагога.
презентация к уроку по теме
Материал можно использовать как доклад, консультацию для воспитателей ДОУ на семинарах, педагогических советах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
профессиональная компетентность | 20.45 КБ |
успешность и карьера | 52.8 КБ |
Презентация | 438.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №74 общеразвивающего вида»
Доклад
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА ДОУ
Подготовила воспитатель высшей
квалификационной категории
МАДОУ «Детский сад №74
общеразвивающего вида»
Домашкина А. В.
Сыктывкар, 2013
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. Сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. Каждый ребёнок требует внимания и заботы. В связи с повышением требований к качеству образовательного процесса дошкольного учреждения, меняется и отношение к уровню профессионального становления педагога ДОУ. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.
Ученые А.С. Белкин и В.В. Нестеров считают: «В педагогическом плане компетенция – совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном пространстве».
Компетенция применительно к профессиональному образованию – способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности.
Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.
Структура профессиональной компетентности:
- когнитивный компонент - включает профессиональные знания в области психолого-педагогических и методических наук
- деятельностный компонент - профессиональные умения и опыт
- личностный (профессионально-личностный) компонент - личностные качества и профессиональные ценностные ориентации педагога
Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:
- воспитательно-образовательной;
- учебно–методической;
- социально–педагогической.
Воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности:
- осуществление целостного педагогического процесса;
- создание развивающей среды;
- обеспечение охраны жизни и здоровья детей.
Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога:
- знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников;
- умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.
Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:
- планирование воспитательно-образовательной работы;
- проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.
Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности:
- знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей;
- умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс;
- владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.
Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциональных программ и пособий, воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.
Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:
- консультативная помощь родителям;
- создание условий для социализации детей;
- защита интересов и прав.
Данные критерии подкрепляются следующими показателями:
- знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям;
- умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.
Учет деятельности специалистов ДОУ (музыкальный руководитель, воспитатель физической культуры, педагог изостудии) позволяет не только переносить определенные навыки детей из одного вида деятельности в другой, но и обогащает жизнь ребенка, делает ее более осмысленной, развивает потребность поделиться накопленными представлениями с другими в иных обстоятельствах.
Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
- работа в методических объединениях, творческих группах;
- исследовательская, экспериментальная деятельность;
- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
- различные формы педагогической поддержки;
- активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;
- обобщение собственного педагогического опыта.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №74 общеразвивающего вида»
Доклад
УСПЕШНОСТЬ И КАРЬЕРА: ПЕРСПЕКТИВЫ НА РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА
Подготовила воспитатель высшей
квалификационной категории
МАДОУ «Детский сад №74
общеразвивающего вида»
Домашкина А. В.
Сыктывкар, 2013
Качества и черты характера,
необходимые для успешности педагога
Для определения перспектив успешности педагога ДО необходимо определить основной базис и предпосылки. Данные аспекты могут быть выражены в форме требований и некоего эталона профессии:
- Хорошие знания человеческой натуры и межличностных отношений;
- Благородство духа;
- Чувство юмора;
- Острая наблюдательность;
- Интерес и внимание к другим;
- Заразительная увлеченность дошкольным детством;
- Богатое воображение;
- Энергичность;
- Толерантность;
- Любознательность;
- Профессиональная подготовленность и понимание того, как развивается ребенок;
- Умение составлять индивидуальные программы воспитания и обучения для возрастных групп или отдельных детей;
- Понимание процесса интеграции образовательных областей, частных методик ДО, специфических видов детской деятельности.
Опираясь на перечисленные основания, можно выделить слагаемые успешности педагога ДО.
Ниже рассмотрены главные принципы, реализуемые в организационной педагогической деятельности по позициям успешности (табл.1).
Таблица 1
Принципы профессиональной успешности педагогической деятельности
Принципы
| Педагогический замысел |
«Принцип фейерверка»: Раскрой себя!
| Все педагоги – звезды: близкие и далекие, большие и маленькие, одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свой путь полета: у одних он длинный, а у других…. Главное – желание сиять! |
«Принцип весов»: Найди себя! Твой выбор – твои возможности! | Нет прописных истин, они рождаются в споре. Вокруг бушует ураган социальных противоречий. Важно быть самостоятельным в мире. Весы–качели – символ постоянного поиска, стремление выработать свою точку зрения. |
«Принцип рейтинга»: Побеждай! Пробуй! Планируй! | У каждого своя программа развития, цели и задачи. Каждый выбирает путь движения к успеху по силам и проявляет себя в разных жизненных ситуациях. |
«Принцип успеха»: Реализуй себя! | Создание ситуации успеха. Главное – почувствовать вкус победы. Педагог – равноправный партнер, учитывающий интересы ребенка, индивидуальные способности и потребности. |
Шаги к успешной деятельности
С педагогической точки зрения успех – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и количества в целом.
Обозначим несколько сопутствующих шагов к успешной деятельности педагога.
- Перспектива деятельности и дела.
- Стимулирование.
- Благодарность.
- Помощь и поддержка.
- Тактичность.
- Ответственность.
- Творчество.
- Умение признавать и исправлять ошибки.
- «Живое участие».
- Конструктивная критика.
Способы вовлечения педагогов в процесс деятельности, способствующей успеху:
- Проектирование;
- Решение педагогических ситуаций;
- Активно – игровые методы;
- Практикумы и тренинги;
- Профессиональные конкурсы;
- Индивидуальные и микрогрупповые педагогические исследования;
- Документальный анализ;
- Написание творческих работ;
- Оформление портфолио;
- Ведение аналитического дневника;
- Дискуссионный клуб;
- Часы заинтересованного информационного обмена;
- Посещение видов детской деятельности у коллег с последующим анализом;
- Разработка и реализация профессиональных программ.
Основными субъективными источниками определения успешности педагога считают:
- Слухи;
- Мнение администрации;
- Анализ и мнение методистов, членов ГМО и экспертных групп;
- Сложившееся представление среди коллег, родителей;
- Показательная активность педагога, желание выступить, казаться, участвовать, руководить.
Основные же источники определения успешности педагога:
- Результаты воспитанности, обученности детей в разных видах деятельности;
- Количество детей, успешно обучающихся в начальной школе;
- Успешно проведенные педагогические мероприятия;
- Обобщение передового профессионального опыта;
- Публикации в местной печати, СМИ.
Только деятельность, приносящая успех и высокое удовлетворение, становится для личности фактором развития.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Исследование профессиональной компетентности педагога — одно из ведущих направлений деятельности целого ряда ученых В.Н. Введенский, Г.Воронцова, Е. Вторина , И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Г.Молчанов, Л.А. Петровская, Г.С. Сухобская , Т.И. Шамова « Профессиональная компетентность» рассматривается как : совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда; объем навыков выполнения задачи; комбинация личностных качеств и свойств; комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств; направление профессионализации; теоретическая и практическая готовность к труду ; способность к сложным культуросообразным видам действий; основанный на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности .
Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как - совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей . -проще говоря, способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности.
Структура профессиональной компетентности когнитивный компонент - включает профессиональные знания в области психолого-педагогических и методических наук деятельностный компонент - профессиональные умения и опыт профессионально-личностный компонент - личностные качества и профессиональные ценностные ориентации педагога
Современные требования к компетентности педагога Педагог должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям : - воспитательно -образовательной; - учебно –методической; - социально–педагогической.
Воспитательно –образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога : знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.
Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно -образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей .
Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав. Данные критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.
Основные пути развития профессиональной компетентности педагога - работа в методических объединениях, творческих группах; - исследовательская, экспериментальная деятельность; - инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий; - различные формы педагогической поддержки; - активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах; - обобщение собственного педагогического опыта.
У мение ориентироваться в информационных потоках О сваивать новые технологии И скать и использовать недостающие знания Обладать такими качествами: Универсальность мышления Мобильность Динамизм С амообразовываться
Ресурсное обеспечение ДОУ для повышения профессиональной компетентности педагогов Материально-техническое обеспечение Трудовые ресурсы Информационные ресурсы Оборудование кабинета ИКТ; Обновление библиотечного фонда методической литературы; Пополнение методической базы 1. Корректировка плана повышения квалификации педагогов; 2. Внесение изменений в положение «О распределение стимулирующей части фонда оплаты труда» 3. Привлечения специалистов, занимающихся повышением квалификации кадров. Выход в Интернет, электронная почта. Создание официального сайта ДОУ; Взаимодействие МАДОУ с КРИРОиПК
Принципы профессиональной успешности педагогической деятельности Принципы Педагогический замысел «Принцип фейерверка»: Раскрой себя! Все педагоги – звезды: близкие и далекие, большие и маленькие, одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свой путь полета: у одних он длинный, а у других…. Главное – желание сиять! «Принцип весов»: Найди себя! Твой выбор – твои возможности! Нет прописных истин, они рождаются в споре. Вокруг бушует ураган социальных противоречий. Важно быть самостоятельным в мире. Весы–качели – символ постоянного поиска, стремление выработать свою точку зрения.
Принципы Педагогический замысел «Принцип рейтинга»: Побеждай! Пробуй! Планируй! У каждого своя программа развития, цели и задачи. Каждый выбирает путь движения к успеху по силам и проявляет себя в разных жизненных ситуациях. «Принцип успеха»: Реализуй себя! Создание ситуации успеха. Главное – почувствовать вкус победы. Педагог – равноправный партнер, учитывающий интересы ребенка, индивидуальные способности и потребности. Хочу Умею Могу Знаю
Основными субъективными источниками определения успешности педагога считают : Слухи ; Мнение администрации; Анализ и мнение методистов, членов ГМО и экспертных групп; Сложившееся представление среди коллег, родителей; Показательная активность педагога, желание выступить, казаться, участвовать, руководить.
Основные же источники определения успешности педагога : Результаты воспитанности, обученности детей в разных видах деятельности; Количество детей, успешно обучающихся в начальной школе; Успешно проведенные педагогические мероприятия; Обобщение передового профессионального опыта; Публикации в местной печати, СМИ.
А нализ возможных рисков и способы их преодоления Планируемый риск Возможный способ преодоления Сопротивление отдельных педагогов инновационной деятельности Использовать возможности по стимулированию педагогов, вовлечению их в инновационную практику - часть педагогов формально принимают нововведения; - часть не вникают в суть предстоящих изменений -Формировать рефлексивную компетенцию педагогов; -Включение педагогов в деятельность работы творческих групп. Увеличение временных затрат на самообразовательную деятельность педагогов Возможность предоставления методических часов педагогам ДОУ Возможности методического сопровождения не удовлетворяют образовательным потребностям педагогов Пополнение методического кабинета банком практического и методического материала Широкий спектр деятельности для педагогов может снизить качество предъявляемых образовательных услуг на определенном этапе освоения технологии. Оптимальное планирование методической работы
Только деятельность, приносящая успех и высокое удовлетворение , становится для личности фактором развития . СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ. Успешность и карьера.
«Профессиональная компетентность» рассматривается как :- совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда;- объем навыков выполнения задачи;- комбинация личностных качеств и сво...
Проектная культура педагога - важная составляющая профессиональной компетентности современного педагога
в статье раскрываются основные аспекты по формированию проектной культуры педагогов...
Деловая игра для педагогов на тему: Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ
Деловая игра для педагогов на тему: "Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ"...
Деловая игра для педагогов «Креативность — как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОО»
Ход деловой игры с педагогами в детском саду...
Информационная компетентность как основа профессиональной компетентности современного педагога ДОО.
Вы никогда не сумеете решить возникшую проблему, если сохраните то же мышление и тот же подход, который привел вас к этой проблеме. Альберт ЭйнштейнСегодня информационно-коммуникационные технолог...
Круглый стол для педагогов МДОУ «Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт педагога», доклад на тему «Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ» 23 апреля 2019 года
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна п...
Деловая игра для педагогов с элементами тренинга на тему: «ИКТ компетентность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ»
В статье анализируется процесс педагогической образовательной деятельности дошкольного учреждения, делается акцент на обновлении содержания образовательного процесса за счет стимулирования кадрового п...