Использование театрализованных игр на занятиях
консультация по теме
Предварительный просмотр:
Чем хороши театрализованные игры?
Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуются у них неизменной любовью. За что? Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.
Тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость... Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей. С удовольствием, перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Таково влияние на дошкольников как положительных, так и отрицательных образов.
В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценить роль родного языка, который помогает людям – прежде всего детям – осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения,- невозможно. С.Я.Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Такая речь включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.
Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывает театрализованная деятельность, ведь это игра, и пожить и порадоваться в ней может каждый ребёнок.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.
В качестве примера игры для начала (зачина) занятия можно использовать песню «Солнышко» Е.Д. Макшанцевой.
Вот как солнышко встаёт – Выше, выше, выше! К ночи солнышко зайдёт – Ниже, ниже, ниже! Припев: Хорошо, хорошо Солнышко смеётся. А под солнышком всем Весело поётся! | Дети сидят на корточках по кругу. Звучит песня, все медленно поднимаются, встают на носки, одновременно поднимая всё выше и выше обе руки (смотрят на руки). Медленно опускают руки вдоль туловища и встают на полную ступню. Хлопая в ладоши, дети свободно приплясывают на месте. |
Примером театрализованной игры - кульминации может служить игра на основе песни «Васька-кот».
1.Ходит Васька серенький, Хвост пушистый беленький, Ходит Васька-кот. 2.Сядет, умывается, Лапкой вытирается, Песенки поёт. 3.Дом неслышно обойдёт, Притаится Васька-кот, Серых мышек ждёт. 4.Мышки, мышки, вам беда! Не ходите никуда! Всех поймает кот! Мяу!!!!!! | Один ребёнок – кот – находится в центре круга. С началом звучания песни дети начинают движение по кругу. (Направление движения круга меняется после каждого куплета.) Кот важно расхаживает в центре. Движения кота согласуются с текстом. Песня кота: «Мур, Мур!» Кот на цыпочках обходит круг. Садится на корточки в центре, как будто прячется. Кот грозит пальчиком мышкам. А после произнесения «Мяу!» начинает ловить мышей. Мыши должны найти норку, место которой заранее оговаривается. |
«Самолёт» - театрализованная игра на финал занятия.
Поиграем в самолёт? (Да.)
Вы все – крылья, я – пилот.
Получили инструктаж –
Начинаем пилотаж.
В снег летаем и пургу,
У-у-у-у!
Видим чьи-то берега.
А-а-а-а!
Ры-ры-ры – мычит мотор,
Мы летаем выше гор.
Вот снижаемся мы все
К нашей взлётной полосе!
Что ж – закончен наш полёт.
До свиданья, самолёт.
Нижеследующая игра может быть использована на любом этапе в зависимости от целей конкретного занятия.
Ладушки, ладушки, Где были? У бабушки! А у бабушки ладони все в морщинах собраны. А у бабушки ладони добрые-предобрые. Всё работали ладони долгими годами. Пахнут добрые ладони щами с пирогами. По кудрям тебя погладят добрые ладони. И с любой печалью сладят тёплые ладони. Ладушки, ладушки! Где были? У бабушки! | Хлопают в ладошки. Показывают руки ладонями вверх. Поглаживают ладони друг о друга. Постукивают кулачком о ладони. Подносят ладони к лицу, словно принюхиваются. Имитируют поглаживания. Складывают ладони, подносят к лицу, дуют на них. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" В зоопарке" музыкальное занятие с использованием театрализованной деятельности
Музыкальное занятие с элементами театрализации, развивает творческую фантазию,желание импровизировать, используются музыкальные произведения Сен-Санса....
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНЫХ ЗАНЯТИЙ В 1-Й МЛАДШЕЙ ГРУППЕ с использованием театрализованной деятельности
комплексные занятия по театрализованной деятельности на год...
Конспект интегрированного занятия с использованием театрализованной деятельности по теме ,,Весна"
Использование скази,, Заюшкина избушка" в занятии по развитию речи. Использование электронных образовательных ресурсов в занятии....
Использование театрализованных игр на занятиях
Консультация для воспитателей...
конспект занятия по образовательной области "Социально-коммуникативное" с использованием театрализованной деятельности
"Путешествие по сказкам"...
конспект занятия по образовательной области "Социально-коммуникативное" с использованием театрализованной деятельности
"Как мы Мышку учили"...
Конспект занятия по развитию фонематического слуха с использованием театрализованной деятельности "Путешествие с колобком".
Коррекционно-образовательные задачи: вырабатывать умение слушать сказку вместе с группой сверстников, побуждая эмоционально откликаться на воспринимаемое содержание сказки и принимать ...