«УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»
консультация (старшая группа) по теме

Бунакова Анна Юрьевна

Новые условия существования, в которые попадает первоклассник, требуют от него ответной реакции – новых форм поведения, определенных умений и усилий. От того, насколько малыш был подготовлен к приходу в учебное заведение, зависят течение адаптационного периода и последующее развитие школьника.
Важно создать условия для успешной организации воспитания и подготовки, детей к школе таким образом, чтобы свести к минимуму адаптационный период – осложнение физического и психического состояния, суть которого кроется в психологической природе и находится в сфере социальных отношений первоклассника с новым, окружающим его миром.
Успешная подготовка ребенка к школе – это итог успешного развития ребенка в дошкольном возрасте:
·    Как ребенок сможет приспособиться к школе и приступить к систематической учебе;
·    Насколько он готов к школьному обучению.
В психолого-педагогической литературе выделяют:
·    функциональную готовность «школьная зрелость» - степень созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций по отношению к условиям и задачам школьного обучения (мозг формируется у детей от 7-9 лет: у девочек до 7 лет, у мальчиков до 8-9 лет).В целом мозг человека формируется на протяжении первых 12 лет его жизни.
·    психологическая готовность:
-личная (мотивационная) - желание стать школьником, выполнять серьезную деятельность, учиться;
-эмоционально-волевая – достижение ребенком сравнительно хорошей эмоционально-волевой устойчивости, проявление минимума импульсивных реакций, развитие произвольности в выполнении действий, умение управлять своим поведением;
-социальная готовность- зрелость потребностей ребенка, в частности, потребности в общении с другими детьми, умение подчиняться интересам и правилам детской группы, способность исполнять социальную роль школьника как в ситуации школьного обучения, так и при взаимодействии со значимыми взрослыми.
·    Педагогическая готовность – владение ребенком основными учебными навыками.
 Успешное подготовка ребенка к школе напрямую зависит от того, насколько развит сам ребенок и  его познавательные процессы: памяти, внимания, воображения, восприятия, мышления и речи. Все важнейшие новообразования формируются  и развиваются в игровой деятельности дошкольника. Ведь наблюдая за игрой ребенка можно многое сказать о его уровне развития в целом. В игре ребенок может проиграть беспокоящие его фантазии, ситуации, переживания, в том числе трудности во взаимопонимании с родными.
Для успешного формирования и развития компонентов психологической готовности - социальной  и эмоционально-волевой также необходимо владение коммуникативными средствами общения: речью, эмоциями и  самой игрой. Игра  тоже является одним из средств вербально - коммуникативного общения. Ее можно рассматривать как своеобразную форму общения взрослого с детьми. В каждой даже самой простой игре обязательно есть правила, которые организуют и регулируют действия ребенка.
Игра необходима для развития взаимоотношений детей между собой. Также во время игры создается положительный благоприятный климат, обеспечивающий сближение, взаимопонимание детей и взрослых
К тому времени, как ребенок поступает  в школу, в его деятельности оформляются в качестве основных два вида игр - игры с правилами и ролевые игры. В ролевых играх ребенок учится осознавать различные роли. Это умение будет очень полезно ему уже при поступлении в школу, когда он  будет знакомиться с новой для него ролью-ролью ученика. А во взрослой жизни ему придется включаться в роли мужа, отца, представителя той или иной профессии, поэтому здесь необходимо  уделять внимание развитию умения проигрывать различные роли по статусу  и содержанию.
Тренинговая коррекционно-развивающая НОД педагога-психолога направлена на улучшение эмоционально-личностных особенностей детей средних, старших и подготовительных групп. В игровой форме развиваются коммуникативные средства общения: речь, эмоции и сама игровая деятельность. Это способствует развитию эмоционально-волевой и социальной готовности и созданию условий успешного развития и подготовки детей к школе.
Литература:
1.    Давыдова М., Агапова И. Как правильно подготовить ребенка к школе. Москва Издательство «Лада» 2006.
2.    Рогалева Н.А. Психологический клуб для родителей в детском саду. Игры, в которые играют. Москва Издательство «Скрипторий 2003»,2010.
3.    Справочник педагога-психолога Детский сад. Психологическая коммуникация. Семинар-практикум для родителей и детей 5-6 лет «Играйте вместе с детьми».№ 1,2011.
4.    Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Введение . Москва «Генезис»2011.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon usloviya_uspeshnoy_podgotovki_detey_k_shkole.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

 ДЕТСКИЙ САД №15 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СОВЕТЕ ПЕДАГОГОВ

«УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ : БУНАКОВА А.Ю.

АПРЕЛЬ, 2013 ГОД

«УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»

Новые условия существования, в которые попадает первоклассник, требуют от него ответной реакции – новых форм поведения, определенных умений и усилий. От того, насколько малыш был подготовлен к приходу в учебное заведение, зависят течение адаптационного периода и последующее развитие школьника.

Важно создать условия для успешной организации воспитания и подготовки, детей к школе таким образом, чтобы свести к минимуму адаптационный период – осложнение физического и психического состояния, суть которого кроется в психологической природе и находится в сфере социальных отношений первоклассника с новым, окружающим его миром.

Успешная подготовка ребенка к школе – это итог успешного развития ребенка в дошкольном возрасте:

  • Как ребенок сможет приспособиться к школе и приступить к систематической учебе;
  • Насколько он готов к школьному обучению.

В психолого-педагогической литературе выделяют:

  • функциональную готовность «школьная зрелость» - степень созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций по отношению к условиям и задачам школьного обучения (мозг формируется у детей от 7-9 лет: у девочек до 7 лет, у мальчиков до 8-9 лет).В целом мозг человека формируется на протяжении первых 12 лет его жизни.
  • психологическая готовность:

-личная (мотивационная) - желание стать школьником, выполнять серьезную деятельность, учиться;

-эмоционально-волевая – достижение ребенком сравнительно хорошей эмоционально-волевой устойчивости, проявление минимума импульсивных реакций, развитие произвольности в выполнении действий, умение управлять своим поведением;

-социальная готовность- зрелость потребностей ребенка, в частности, потребности в общении с другими детьми, умение подчиняться интересам и правилам детской группы, способность исполнять социальную роль школьника как в ситуации школьного обучения, так и при взаимодействии со значимыми взрослыми.

  • Педагогическая готовность – владение ребенком основными учебными навыками.

 Успешное подготовка ребенка к школе напрямую зависит от того, насколько развит сам ребенок и  его познавательные процессы: памяти, внимания, воображения, восприятия, мышления и речи. Все важнейшие новообразования формируются  и развиваются в игровой деятельности дошкольника. Ведь наблюдая за игрой ребенка можно многое сказать о его уровне развития в целом. В игре ребенок может проиграть беспокоящие его фантазии, ситуации, переживания, в том числе трудности во взаимопонимании с родными.

Для успешного формирования и развития компонентов психологической готовности - социальной  и эмоционально-волевой также необходимо владение коммуникативными средствами общения: речью, эмоциями и  самой игрой. Игра  тоже является одним из средств вербально - коммуникативного общения. Ее можно рассматривать как своеобразную форму общения взрослого с детьми. В каждой даже самой простой игре обязательно есть правила, которые организуют и регулируют действия ребенка.

Игра необходима для развития взаимоотношений детей между собой. Также во время игры создается положительный благоприятный климат, обеспечивающий сближение, взаимопонимание детей и взрослых

К тому времени, как ребенок поступает  в школу, в его деятельности оформляются в качестве основных два вида игр - игры с правилами и ролевые игры. В ролевых играх ребенок учится осознавать различные роли. Это умение будет очень полезно ему уже при поступлении в школу, когда он  будет знакомиться с новой для него ролью-ролью ученика. А во взрослой жизни ему придется включаться в роли мужа, отца, представителя той или иной профессии, поэтому здесь необходимо  уделять внимание развитию умения проигрывать различные роли по статусу  и содержанию.

Тренинговая коррекционно-развивающая НОД педагога-психолога направлена на улучшение эмоционально-личностных особенностей детей средних, старших и подготовительных групп. В игровой форме развиваются коммуникативные средства общения: речь, эмоции и сама игровая деятельность. Это способствует развитию эмоционально-волевой и социальной готовности и созданию условий успешного развития и подготовки детей к школе.

Литература:

  1. Давыдова М., Агапова И. Как правильно подготовить ребенка к школе. Москва Издательство «Лада» 2006.
  2. Рогалева Н.А. Психологический клуб для родителей в детском саду. Игры, в которые играют. Москва Издательство «Скрипторий 2003»,2010.
  3. Справочник педагога-психолога Детский сад. Психологическая коммуникация. Семинар-практикум для родителей и детей 5-6 лет «Играйте вместе с детьми».№ 1,2011.
  4. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Введение . Москва «Генезис»2011.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование оригами - один из компонентов всестороннего развития и успешной подготовки детей к школе.

Одним из немаловажных аспектов всестороннего развития дошкольника и успешной подготовки к обучению к школе является развитие мелкой моторики и координации движения пальцев рук....

Проект "Взаимодействие ДОУ и начальной школы как одно из условий успешной подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению"

Какова роль приемственности и взаимодействия двух образовательных учреждений в подготовке ребенка и их родителей к обучению в школе?...

Роль семьи в успешной подготовке детей к школе

Роль семьи в успешной подготовке детей к школе    подготовила:  воспитатель ГБДОУ № 108 Невского района...