Коммуникативные игры для развития детей дошкольного возраста.
методическая разработка по теме

Вельма Лариса Ивановна

Цель данной подборки коммуникативных игр – это развитие памяти, слухового внимания, коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог, умения согласовывать свои действия, наблюдательности, доверия, моторной ловкости, навыков общения, интереса к сверстникам, умения договариваться, работать в команде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Коммуникативные игры для развития детей дошкольного возраста.

Автор: воспитатель МБДОУ детский сад №153 Вельма Лариса Ивановна

     Отношение с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются                            в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в группе сверстников, во многом зависит его следующий путь личностного и социального развитие.

    Воспитательные возможности игры отмечались отечественными педагогами и психологами (П.Ф.Лесгафт, Д.Б.Элькони, А.Н.Леонтьев, Д.В.Хухлаева, и др.).                             Игра представляет собой совместную деятельность детей. Общие интересы, цели, задания, совместные действия в игре способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками. Именно игра позволяет выявить задатки ребёнка и превратить их в способности, развивает умения и навыки, стимулирует дошкольника в целом. Дошкольник не умеющий играть, не может содержательно общаться, не способен к совместной деятельности, не интересуется проблемами сверстников. Чтобы избежать отчуждённости, враждебности, агрессивности, а всё это следствия не умения ребёнка общаться с окружающими, приводят к необходимости создания условий, которые должны способствовать постепенному развитию игры, как специфически ведущей деятельности дошкольника – незаменимой школы общения, мышления и произвольного поведения.        Анализ развития коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста в последнее время показал, что в детском коллективе присутствует достаточно высокая напряжённость и конфликтность. Есть дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков и социальных умений, нарушающие социальные нормы и права других детей. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе.                                                                               С целью оптимизации  коммуникативных умений и навыков детей через игровую деятельность была создана подборка коммуникативных игр.                                                               Цель данных коммуникативных игр – развитие памяти, слухового внимания, коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог, умения согласовывать свои действия, наблюдательности, доверия, моторной ловкости, навыков общения, интереса к сверстникам, умения договариваться, работать в команде.                            

                             

 Младший дошкольный возраст.

Пальцы – звери добрые, пальцы – звери злые.

   

Описание игры: дети представляют, что их пальчики – добрые кошечки, злые мышки,            добрые волчата, злые зайчата и т. д.

Взрослый предлагает детям превратить свои пальчики, например, на правой руке – в добрых волчат, а на левой – в злых зайчат. Им надо поговорить друг с другом, познакомиться, поиграть, может быть, поссорится. Если у детей хорошо получается, можно предложить им познакомиться с ручками других детей.

Если «да» - похлопай, если «нет» - потопай.

   

 Описание игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать своё отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

Например : «Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на неё»,

                    «Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним».

               

Найди отличие.

   

 Описание игры: ребёнок рисует всё, что ему захочется, затем передаёт листок взрослому. Взрослый добавляет одну или несколько деталей и возвращает рисунок ребёнку, который должен найти изменения. Затем взрослый рисует, а ребёнок вносит изменения – они меняются ролями.

Ау!        

Описание игры: один ребёнок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лес                               Кто – то из детей кричит ему: «Ау!» - и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Интервью.

Описание игры: дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они – взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит представиться по имени – отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, какие имеет увлечения и т. д.

Обзывалки.

    Описание игры: детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать друг друга необидными словами, например названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того, кому передаётся мячик: «А ты, Лёшка – картошка», «А ты, Полина – малина» и т. д  Обязательно предупредить детей, что на эти обзывалки нельзя обижаться, ведь это игра. Завершать игру обязательно хорошими словами: «А ты, Маринка – картинка», «А ты, Антошка – солнышко» и т. д.

Охота на тигра.

    Описание игры: дети встают в круг, водящий отворачивается к стене и громко считает до 10. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, ребёнок, у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает вперёд руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти

тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.

Зеркала.

Описание игры: ведущий становится в центре, дети обступают его полукругом.                           Ведущий может показывать любые движения, играющие должны повторить их.                              Если ребёнок ошибается, он выбывает. Победивший ребёнок становится ведущим.

                   

   Старший дошкольный возраст.

Живая картина.

    Описание игры: дети создают сюжетную картинку и замирают. Изменить позу они могут лишь после того, как водящий угадает название «картины».

Ладонь в ладонь.

    Описание картины: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединённые таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, реку (в виде разложенного полотенца), гору (в виде кучи подушек) и т. д.

Зоопарк.

    Описание игры: дети делятся на две команды. Одна команда изображает разных животных, копируя их повадки, позы, походку. Вторая команда – зрители – они гуляют по «зверинцу», «фотографируют» животных, хвалят их и угадывают название. Когда все животные будут угаданы, команды меняются ролями.

Давай поговорим.

    Описание игры: играют взрослый и ребёнок (или дети). Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать…(волшебником, волком, маленьким и т.д.).  Как ты думаешь, почему?». Ребёнок высказывает предположение и завязывается беседа.             В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребёнок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким – либо причинам признаться.

Сиамские близнецы.

    Описание игры: дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг к другу, затем бинтом связывают правую руку одного ребёнка и левую руку – другого от локтя до кисти. Каждому в руку дают мелок. Мелки должны быть разного цвета. До начала рисования дети могут договориться между собой, что они будут рисовать. Время на рисование – 5-6 минут. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можно завязать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего».

На первых этапах игры временные ограничения можно снять, чтобы игроки могли получить опыт взаимодействия в паре без посторонних помех. В процессе игры взрослый может сопровождать действия участников комментариями по поводу необходимости договора в паре для достижения лучшего результата. После игры с детьми проводится беседа об их ощущениях, возникших в процессе рисования, было ли им комфортно, что им мешало, а что помогало.

Тропинка.

    Описание игры: дети делятся на две команды, число игроков в которых равно. Дети каждой команды  берутся за руки, образуя круги, и под музыку идут вправо. Как только музыка смолкает, они останавливаются и выполняют задания, которые даёт ведущий.

«Тропинка!» - дети кладут руки на плечи впереди – стоящему, приседают и наклоняют головы вниз;

«Копна!» - дети соединяют руки в центре своего круга;

«Кочки!» - все приседают, обхватив руками голову.

Команда ,все игроки которой первыми справились с заданием, получает очко.

Выигрывает команда, у которой наберётся наибольшее количество очков.

Небоскрёб.

    Описание игры: дети садятся в круг, а в центре  круга им необходимо построить небоскрёб. Дети по очереди кладут свои кубики (по одному за ход). При этом они могут обсуждать, куда лучше положить кубик, чтобы небоскрёб не упал. Если упадёт хоть один кубик, строительство начинается сначала. Взрослый, наблюдающий за ходом строительства, периодически измеряет высоту постройки.

    Включать коммуникативные игры в педагогический процесс рекомендуется ежедневно.

При проведении игр и упражнений педагогу необходимо продумывать не только содержание инструкции, но и способ её подачи; воздействовать с помощью интонационно – выразительной окрашенности речи; прогнозировать возможные реакции детей

на предлагаемые  правила и условия; помнить, что каждый ребёнок имеет свои

коммуникативные права на систему ценностей, на ответственность, на личное

достоинство и уважение этого достоинства, на индивидуальность и своеобразие,

на независимость от других людей, на собственные мысли, на отстаивание своих прав.

                                     

  Список литературы.

1.Коммуникативные игры для дошкольников. М.Ю.Картушина

2.Правильное общение: коммуникативные способности дошкольников. Л.Евушкина

3.Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений.

   А.А.Дубина

4.Игры для развития общения и коммуникативных навыков. О.Хухлаев, О.Хухлаева,

    Н.Кряжева, К.Фопель и др.

5.Развитие коммуникативных способностей дошкольника. А.Г.Арушанова.

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                               

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

буклет «Социально-коммуникативное и познавательное развитие детей дошкольного возраста средствами активной мультипликации»

буклет социально-коммуникативное и позновательное развитие детей дошкольного возраста средствами активной мультипликации...

«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АКТИВНОЙ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ»

педагогичекий проект социально-коммуникативное и познавательное развитие детей дошкольного возраста средставми активной мультипликации...

«Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста»

Презентация к районному семинару «Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и  познавательного развития...

Буклет районного семинара "Система работы по духовно-нравственному воспитанию как предпосылка социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста"

Программа  районного семинара "Система работы по духовно-нравственному воспитанию как предпосылка социально-коммуникативного и  познавательного развития  детей дошкольного во...

Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста

Основной идеей современного общества является идея формирования и развития успешной личности, способной быстро адаптироваться к новым социальным условиям. Приобщение детей к общепринятым нормам, прави...

Мастер-класс «Музыкальные коммуникативные игры в развитии детей дошкольного возраста»

Мастер-класс  «Музыкальные коммуникативные игры в развитии детей дошкольного возраста»...