« Инновационные методы работы с семьей. Домашние визиты.»
консультация по теме

Власова Лидия Николаевна

Консультация для педагогов, психологов описывает такую форму работы с родителями, как домашние визиты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon domashnie_vizity.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

  « Инновационные методы работы с семьей. Домашние визиты.»

«Родителям следует знать, что дом, несмотря

на многие отвлекающие обстоятельства (школа, друзья, улица и т.п.),

сильнее всего влияет на ребенка.» Росс Кемпбелл

                                                                             

   С помощью этой техники психологу будет легче понять атмосферу семьи, если он хотя бы изредка, сможет наблюдать своих клиентов в их домашнем окружении, более естественном для них, чем кабинет. Домашние визиты могут помочь включить в работу всех членов семьи.

   В тот момент, когда психолог решил использовать технику домашних визитов, он информирует семью о своем желании посетить их дома, согласовывает время , удобное для визита. Ни о каких неожиданных визитах психолога в семью не может быть и речи. Количество таких визитов в каждом конкретном случае буде разное. Такие визиты могут быть как запланированные, так и ситуативные. Во время визита члены семьи и психолог могут просто разговаривать , играть, выполнять упражнения. В любом случае цель домашних визитов состоит в оценке устройства семьи и помощи ее членам в том, чтобы их общение стало более продуктивным.

   Техника домашних визитов наиболее эффективна в случаях, когда члены семьи не хотят или не могут прийти в кабинет психолога или когда он замечает большие различия между тем, что говорят члены семьи , и тем, что он видит.

   Понять атмосферу отдельно взятой семьи поможет знакомство с семейными реликвиями, фотографиями и т.п.

  Вопросы к интервью с родителями при посещении на дому

- В честь кого назван ребенок?

- Чем и как болел ребенок? Был ли при этом длительный отрыв от родителей? Насколько сильной была эмоциональная реакция ребенка на временное лишение его от общения с родителями?

- Часто ли вы называете ребенка? Понимает ли ребенок, за что его наказывают?

- Реакция ребенка на трудности. В чем он любит проявлять инициативу?

- Какие обязанности имеет ребенок дома и как с ними справляется?

- Любимая игра или игрушка ребенка?

- Что ребенок любит делать с родителями, а что один?

- Кто из родителей чаще занимается с ребенком?

- Какая в доме линия воспитания (мужская или женская)?

- Кого или что хвалят родители – самого ребенка или его дела?

                Вопросник для выявления способности ребенка

                       адаптироваться к жизни (А Фромм)

- Легко ли рассмешить вашего ребенка?

- Как часто он капризничает (нормативно реже 1-2 раз в неделю)?

- Ложится ли ребенок спать спокойно?

- Все ли ест ваш ребенок, в достаточном количестве, не капризничая ?

- Есть ли у ребенка друзья, с которыми он охотно играет?

- Часто ли ребенок выходит из себя?

- Всегда ли нужно присматривать за Вашим ребенком?

- Есть у него привычка сосать большой палец, хныкать,много и подолгу фантазировать?

- Можете ли Вы оставить ребенка одного, не опасаясь, что он расплачется?

- Хорошо ли ведет себя ребенок со сверстниками?

- Нет ли у ребенка каких-либо незначительных страхов?

Задачи , стоящие перед психологом

В интервью с родителями следует выяснить:

- состояние здоровья ребенка;

- круг его предпочтений, занятий дома;

- обязанности, права в семье;

- реакцию на успехи и неудачи;

- отношение к материальным ценностям;

- степень внимания и заботливости в отношениях с другими членами семьи;

- характер детских одиночеств и уединений, если ребенок прибегает к ним в каких-то определенных случаях;

- особенности, характер ночного сна;

- о чем спрашивает родителей чаще всего;

- используют ли родители угрозы, связывают ли с этим непослушание ребенка;

- ставят ли родители свои условия;

- бывают ли язвительны в общении с ребенком, оскорбляют ли его;

- знают ли о чем ребенок мечтает и чем лучше всего его поощрить (похвала, доверие, возможность самостоятельно что-то сделать).

     Информация, полученная во время домашних визитов, может оказаться очень ценной. Психолог может прояснить для себя настоящее положение дел, что действительно происходит в семье. Во время домашнего визита выходят на поверхность все шероховатости в отношениях между членами семьи. Наряду с проблемами семьи и напряженность в отношениях, психолог может отметить и позитивные особенности уклада семьи: заботу о своих близких, поддержание чистоты и порядка в доме, наличие места для личного уединения ребенка и т.д. Такие моменты помогут в процессе работы с этой семьей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные методы работы с семьей в вопросах формирования осознанного отношения к здоровью детеq

Инновационные методы работы с семьей в вопросах формирования осознанного отношения к здоровью детей.Современное образование немыслимо без инновационных процессов. В общем смысле «инновация»...

Консультация для воспитателей Интерактивные и инновационные методы работы с родителями по организации работы по здоровьесбережению дошкольников.

Особое место в ряде здоровьесберегающих технологий по работе с родителями занимает проведение совместных мероприятий, активное вовлечение родителей в образовательный процесс и жизнь группы.Родителям н...

«Содержание, формы и методы взаимодействия современного образовательного учреждения и семьи» Содержание, формы и методы работы с семьей «группы риска»

         Семья - это неотъемлемая составляющая социально-педагогической деятельности, поскольку успешное развитие и социализация ребенка во многом определяется семейной...

Презентация «Эффективные практики наставничества (модели, приёмы, методы, результаты)» Инновационные методы работы с родителями

Использование  разнообразных инновационные формы работы с родителями.К ним относятся:ØИнформационно-аналитическиеанкетированиеопрос“почтовый ящик”ØНаглядно-информационныевыпуск газетп...

План работы МО "Инновационные методы работы с детьми ОВЗ"

Оказание помощи воспитателям групп  в речевом развитии  детей с ОВЗ....