Игра как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
статья (старшая, подготовительная группа) по теме

Титова Елена Юрьевна

Статья о влиянии  дидактических игр на развитие элементарных математических представлений 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

     Тот, кто пренебрегает обучением в юности,

                                                    теряет прошлое и умирает для будущего

Еврипид

В дошкольном образовании математика – это не предмет в чистом виде, а развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста и формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста. В данном возрасте ведущий вид деятельности – игра, поэтому весь образовательный процесс в ДОУ  строится на основе игр.

Характеристика игры как ведущеговида деятельности в дошкольном детстве

  • Игра как ведущий вид деятельности вызывает качественные изменения у дошкольников
  • дети в игре отражают окружающее их многообразие действительности и взаимоотношения людей в ней.
  • Игровая деятельность дошкольников влияет на формирование произвольности психических процессов
  • Игровая ситуация и действие в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности детей.
  • Игра в дошкольном детстве влияет на развитие личности ребёнка, его чувств и воли, формирует основные навыки общения
  • Игра решает такие задачи, как развитие мышления, памяти,  внимания, воображения, наблюдательности.

Сюжетно-ролевая игра в математическом развитии дошкольников:

  • Средство углубления интереса и потребности в математических знаниях.
  • Средство зоны ближайшего развития ребёнка.
  • Выполнение действий в воображаемой ситуации.
  • Способ побуждения к творчеству и самостоятельности.
  • Сравнение предметов по различным признакам; сравнение групп предметов; навыки счёта, сравнение смежных чисел.
  • Средство формирования простейших геометрических представлений  о геометрических фигурах; взаимном расположении предметов в пространстве, значении порядковых чисел.

Дидактическая игра имеет познавательную направленность:

- развивает индивидуальные способности к математике;

- воспитывает познавательную активность;

- вызывает интерес у детей к математике;

- способствует обогащению и закреплению  математических представлений детей дошкольного возраста;

- обеспечивает динамичность и продуктивность мышления.

Задачи развития элементарных математических представлений у детей 5 лет:

- сравнивать совокупности на основе взаимного однозначного соответствия :»много», «мало», «один», развивать представления о равенстве групп предметов;

- учить с помощью счёта определять количество, различать процесс счёта и его итог ( в пределах 5-10);

- учить сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, толщине, различать и называть форму предметов;

- развивать элементарные представления о времени и пространстве, определять направления движения и положения предметов относительно себя, различать и называть «день – ночь», «утро – вечер».

Возрастные возможности детей:

- употребляют в речи имена числительные;

- умеют находить сходство и различие предметов, группируя их;

- чувствуют движение, время;

- имеют представление о количественных отношениях;

- определяют своё положение в пространстве и положение других предметов относительно себя;

- имеют представления о сохранении количества.

Игровое занятие «Построй домик»

Из приготовленных заранее цветных прямоугольников и треугольников дети строят домик, называя, где какая фигура находится

Задачи:

- сравнивать геометрические формы, называть их отличительные признаки;

- развивать воображение.

Варианты:

- построй парусную лодку из геометрических фигур (данных);

- морской катер;

- вагон из фигур;

-поезд из фигур.

Игровое занятие «Бабочки»

Задачи:

- закреплять навыки счёта;

- закреплять понятия «слева», «справа», «вверху», «внизу», «между», «над», «под»;

- развивать внимание.

 Каждому ребёнку раздаётся по одной  коробочке с бабочками жёлтого и красного цвета. Педагог показывает им карточки с разными цифрами и просит такое же количество бабочек достать из коробочки.

Игра сопровождается вопросами:

- каких бабочек больше, а каких меньше;

- что нужно сделать, чтобы их стало поровну?

Можно использовать такие понятия, как «рядом», «выше», «ниже» и др.

Игровое занятие «Хлопки»

Задачи: закреплять понятия «большой», «короткий», «маленький», «длинный».

Материалы: три карандаша разного цвета и размера; три книги разные по толщине; три картинки слон, зайчик, бабочка.

Игра сопровождается вопросами:

- какого цвета карандаш самый длинный;

- какой карандаш короткий;

- книга тонкая;

- книга толстая;

- какие звери одинакового размера

- какой зверь больше, а какой меньше.

Если фраза, произносимая воспитателем, неправильная – дети хлопают один раз, если же правильная – дети не хлопают.

Игровое занятие «Сравни и запомни»

Задачи:

- формировать умение осуществлять анализ способа расположения фигур на наглядной основе;

- закреплять представления о геометрических фигурах.

Играют двое. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображением геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаками вопроса, положив в них нужную фигуру. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием.

Набор геометрических фигур

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация “Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста”

Одним из основных направлений работы детского сада является - социализация личности ребёнка через игру....

Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста

Игра – это вид непродуктивной деятельности,мотив которой заключается не в её результате,а в самом процессе.Игра выступает как важное средство воспитания.Сюжетно – ролевая игра – это основной вид...

Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста

В данной работе показана возможность использования дидактической игры в различных ее функциях.Также в работе рассматриваются разные виды дидактических игр. Они сгруппированы с учетом возрастных особен...

Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста.

В работе собран материал по проблемам речи детей дошкольного возраста и приведены некоторые дидактические игры для развития речи детей. работа сопровождается презентацией и картотекой дидактических иг...

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Значение театрализованных игр для развитие речи детей....