Игра как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
статья (старшая, подготовительная группа) по теме
Статья о влиянии дидактических игр на развитие элементарных математических представлений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.07 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Тот, кто пренебрегает обучением в юности,
теряет прошлое и умирает для будущего
Еврипид
В дошкольном образовании математика – это не предмет в чистом виде, а развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста и формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста. В данном возрасте ведущий вид деятельности – игра, поэтому весь образовательный процесс в ДОУ строится на основе игр.
Характеристика игры как ведущеговида деятельности в дошкольном детстве
- Игра как ведущий вид деятельности вызывает качественные изменения у дошкольников
- дети в игре отражают окружающее их многообразие действительности и взаимоотношения людей в ней.
- Игровая деятельность дошкольников влияет на формирование произвольности психических процессов
- Игровая ситуация и действие в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности детей.
- Игра в дошкольном детстве влияет на развитие личности ребёнка, его чувств и воли, формирует основные навыки общения
- Игра решает такие задачи, как развитие мышления, памяти, внимания, воображения, наблюдательности.
Сюжетно-ролевая игра в математическом развитии дошкольников:
- Средство углубления интереса и потребности в математических знаниях.
- Средство зоны ближайшего развития ребёнка.
- Выполнение действий в воображаемой ситуации.
- Способ побуждения к творчеству и самостоятельности.
- Сравнение предметов по различным признакам; сравнение групп предметов; навыки счёта, сравнение смежных чисел.
- Средство формирования простейших геометрических представлений о геометрических фигурах; взаимном расположении предметов в пространстве, значении порядковых чисел.
Дидактическая игра имеет познавательную направленность:
- развивает индивидуальные способности к математике;
- воспитывает познавательную активность;
- вызывает интерес у детей к математике;
- способствует обогащению и закреплению математических представлений детей дошкольного возраста;
- обеспечивает динамичность и продуктивность мышления.
Задачи развития элементарных математических представлений у детей 5 лет:
- сравнивать совокупности на основе взаимного однозначного соответствия :»много», «мало», «один», развивать представления о равенстве групп предметов;
- учить с помощью счёта определять количество, различать процесс счёта и его итог ( в пределах 5-10);
- учить сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, толщине, различать и называть форму предметов;
- развивать элементарные представления о времени и пространстве, определять направления движения и положения предметов относительно себя, различать и называть «день – ночь», «утро – вечер».
Возрастные возможности детей:
- употребляют в речи имена числительные;
- умеют находить сходство и различие предметов, группируя их;
- чувствуют движение, время;
- имеют представление о количественных отношениях;
- определяют своё положение в пространстве и положение других предметов относительно себя;
- имеют представления о сохранении количества.
Игровое занятие «Построй домик»
Из приготовленных заранее цветных прямоугольников и треугольников дети строят домик, называя, где какая фигура находится
Задачи:
- сравнивать геометрические формы, называть их отличительные признаки;
- развивать воображение.
Варианты:
- построй парусную лодку из геометрических фигур (данных);
- морской катер;
- вагон из фигур;
-поезд из фигур.
Игровое занятие «Бабочки»
Задачи:
- закреплять навыки счёта;
- закреплять понятия «слева», «справа», «вверху», «внизу», «между», «над», «под»;
- развивать внимание.
Каждому ребёнку раздаётся по одной коробочке с бабочками жёлтого и красного цвета. Педагог показывает им карточки с разными цифрами и просит такое же количество бабочек достать из коробочки.
Игра сопровождается вопросами:
- каких бабочек больше, а каких меньше;
- что нужно сделать, чтобы их стало поровну?
Можно использовать такие понятия, как «рядом», «выше», «ниже» и др.
Игровое занятие «Хлопки»
Задачи: закреплять понятия «большой», «короткий», «маленький», «длинный».
Материалы: три карандаша разного цвета и размера; три книги разные по толщине; три картинки слон, зайчик, бабочка.
Игра сопровождается вопросами:
- какого цвета карандаш самый длинный;
- какой карандаш короткий;
- книга тонкая;
- книга толстая;
- какие звери одинакового размера
- какой зверь больше, а какой меньше.
Если фраза, произносимая воспитателем, неправильная – дети хлопают один раз, если же правильная – дети не хлопают.
Игровое занятие «Сравни и запомни»
Задачи:
- формировать умение осуществлять анализ способа расположения фигур на наглядной основе;
- закреплять представления о геометрических фигурах.
Играют двое. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображением геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаками вопроса, положив в них нужную фигуру. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием.
Набор геометрических фигур
| ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/27/picture-189534-1359291583.jpg)
Консультация “Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста”
Одним из основных направлений работы детского сада является - социализация личности ребёнка через игру....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/13/picture-424342-1397380046.jpg)
Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста
Игра – это вид непродуктивной деятельности,мотив которой заключается не в её результате,а в самом процессе.Игра выступает как важное средство воспитания.Сюжетно – ролевая игра – это основной вид...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/04/picture-18292-1407175709.jpg)
Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста
В данной работе показана возможность использования дидактической игры в различных ее функциях.Также в работе рассматриваются разные виды дидактических игр. Они сгруппированы с учетом возрастных особен...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/18/picture-134538-1353248827.jpg)
Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста.
В работе собран материал по проблемам речи детей дошкольного возраста и приведены некоторые дидактические игры для развития речи детей. работа сопровождается презентацией и картотекой дидактических иг...
ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Значение театрализованных игр для развитие речи детей....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/11/picture-591341-1423647318.jpg)
Консультация "Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста"
консультация для педагогов...