Игра как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
статья (старшая, подготовительная группа) по теме
Статья о влиянии дидактических игр на развитие элементарных математических представлений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья о влиянии дидактических игр на развитие элементарных математических представлений | 19.07 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Тот, кто пренебрегает обучением в юности,
теряет прошлое и умирает для будущего
Еврипид
В дошкольном образовании математика – это не предмет в чистом виде, а развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста и формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста. В данном возрасте ведущий вид деятельности – игра, поэтому весь образовательный процесс в ДОУ строится на основе игр.
Характеристика игры как ведущеговида деятельности в дошкольном детстве
- Игра как ведущий вид деятельности вызывает качественные изменения у дошкольников
- дети в игре отражают окружающее их многообразие действительности и взаимоотношения людей в ней.
- Игровая деятельность дошкольников влияет на формирование произвольности психических процессов
- Игровая ситуация и действие в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности детей.
- Игра в дошкольном детстве влияет на развитие личности ребёнка, его чувств и воли, формирует основные навыки общения
- Игра решает такие задачи, как развитие мышления, памяти, внимания, воображения, наблюдательности.
Сюжетно-ролевая игра в математическом развитии дошкольников:
- Средство углубления интереса и потребности в математических знаниях.
- Средство зоны ближайшего развития ребёнка.
- Выполнение действий в воображаемой ситуации.
- Способ побуждения к творчеству и самостоятельности.
- Сравнение предметов по различным признакам; сравнение групп предметов; навыки счёта, сравнение смежных чисел.
- Средство формирования простейших геометрических представлений о геометрических фигурах; взаимном расположении предметов в пространстве, значении порядковых чисел.
Дидактическая игра имеет познавательную направленность:
- развивает индивидуальные способности к математике;
- воспитывает познавательную активность;
- вызывает интерес у детей к математике;
- способствует обогащению и закреплению математических представлений детей дошкольного возраста;
- обеспечивает динамичность и продуктивность мышления.
Задачи развития элементарных математических представлений у детей 5 лет:
- сравнивать совокупности на основе взаимного однозначного соответствия :»много», «мало», «один», развивать представления о равенстве групп предметов;
- учить с помощью счёта определять количество, различать процесс счёта и его итог ( в пределах 5-10);
- учить сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, толщине, различать и называть форму предметов;
- развивать элементарные представления о времени и пространстве, определять направления движения и положения предметов относительно себя, различать и называть «день – ночь», «утро – вечер».
Возрастные возможности детей:
- употребляют в речи имена числительные;
- умеют находить сходство и различие предметов, группируя их;
- чувствуют движение, время;
- имеют представление о количественных отношениях;
- определяют своё положение в пространстве и положение других предметов относительно себя;
- имеют представления о сохранении количества.
Игровое занятие «Построй домик»
Из приготовленных заранее цветных прямоугольников и треугольников дети строят домик, называя, где какая фигура находится
Задачи:
- сравнивать геометрические формы, называть их отличительные признаки;
- развивать воображение.
Варианты:
- построй парусную лодку из геометрических фигур (данных);
- морской катер;
- вагон из фигур;
-поезд из фигур.
Игровое занятие «Бабочки»
Задачи:
- закреплять навыки счёта;
- закреплять понятия «слева», «справа», «вверху», «внизу», «между», «над», «под»;
- развивать внимание.
Каждому ребёнку раздаётся по одной коробочке с бабочками жёлтого и красного цвета. Педагог показывает им карточки с разными цифрами и просит такое же количество бабочек достать из коробочки.
Игра сопровождается вопросами:
- каких бабочек больше, а каких меньше;
- что нужно сделать, чтобы их стало поровну?
Можно использовать такие понятия, как «рядом», «выше», «ниже» и др.
Игровое занятие «Хлопки»
Задачи: закреплять понятия «большой», «короткий», «маленький», «длинный».
Материалы: три карандаша разного цвета и размера; три книги разные по толщине; три картинки слон, зайчик, бабочка.
Игра сопровождается вопросами:
- какого цвета карандаш самый длинный;
- какой карандаш короткий;
- книга тонкая;
- книга толстая;
- какие звери одинакового размера
- какой зверь больше, а какой меньше.
Если фраза, произносимая воспитателем, неправильная – дети хлопают один раз, если же правильная – дети не хлопают.
Игровое занятие «Сравни и запомни»
Задачи:
- формировать умение осуществлять анализ способа расположения фигур на наглядной основе;
- закреплять представления о геометрических фигурах.
Играют двое. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображением геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаками вопроса, положив в них нужную фигуру. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием.
Набор геометрических фигур
| ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация “Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста”
Одним из основных направлений работы детского сада является - социализация личности ребёнка через игру....
Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста
Игра – это вид непродуктивной деятельности,мотив которой заключается не в её результате,а в самом процессе.Игра выступает как важное средство воспитания.Сюжетно – ролевая игра – это основной вид...
Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста
В данной работе показана возможность использования дидактической игры в различных ее функциях.Также в работе рассматриваются разные виды дидактических игр. Они сгруппированы с учетом возрастных особен...
Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста
Игра - это искра, заж...
Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста.
В работе собран материал по проблемам речи детей дошкольного возраста и приведены некоторые дидактические игры для развития речи детей. работа сопровождается презентацией и картотекой дидактических иг...
ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Значение театрализованных игр для развитие речи детей....
Консультация "Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста"
консультация для педагогов...