Этажи тундры
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Тимофеева Ирина Викторовна

Устанавливать связь между питанием живтных и проживанием в природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etazhi_tundry1.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Этажи тундры

Конспект занятия с детьми

старшего дошкольного возраста

Цель: - формировать у детей представление о жизни животных в тундре, их приспособленности к зимнему периоду.

  • знакомить детей с тем, что животные живут на разных этажах тундры - там, где они находят пищу.
  • учить детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, делать выводы.

Ход занятия

Педагог: Ребята, к нам в гости пришла сова Фёкла - хозяйка экологической тропы, ей очень хочется узнать, что вы знаете о жизни животных в тундре и на каких этажах тундры, кто живёт. А если мы всё правильно расскажем, то Фёкла пригласит нас на экскурсию по экологической тропинке. Я предлагаю вам: показать картины и рассказать, как животные приспособлены жить в тундре зимой.

Затем педагог поочерёдно выставляет картины с изображением совы, волка, песца, лемминга, оленей, зайца. Дети берут сову в руки и по очереди рассказывают о том, что они видят на картине и что знают об этих животных. Педагог дополняет их рассказ.

Педагог: А сейчас мы с вами узнаем, на каких же этажах тундры живут эти животные.

Педагог выставляет на фланелеграфе многоэтажный дом (слева) и мох, кусты и карликовые берёзы (справа), протягивает нитки, разделяющие этажи. Затем, выставляя изображения животных, обсуждает их приспособительные особенности. При этом обращается и к сове и к детям.

Педагог: Давайте сначала поселим нашу сову в многоэтажный дом

Полярная сова: она живёт на самых высоких этажах тундры, но может спускаться и вниз.

Вопросы детям: чем питается сова? (ответы детей), да мышами, а ещё леммингами. Что ей помогает ловко ловить мышей? (ответы детей), зоркий глаз, сильные лапы и стремительный полёт и белое оперение, так как её не видно на белом снегу. Что её защищает от холода? (ответы детей), густое оперение.

Педагог: Ещё мы с ребятами можем показать тебе (обращение к сове) небольшое представление: «Песец и сова» (инсценировка произведения Н. Сладкова). Давайте вы поселите сову на нашей модели, (ребёнок выполняет задание, а остальные следят за правильностью выполнения).

Какое животное мы поселим следующим? (дети выбирают). Хорошо, теперь мы поселим: волка.

Волк: наземное животное.

Вопросы детям: На каком этаже тундры обитает волк? (ответы детей). Что ему в этом помогает? (ответы детей). Как волк защищает свою добычу? (ответы детей).

(ребёнок прикрепляет изображение волка на нужный этаж, остальные следят за правильностью выполнения задания).

Педагог: Кто следующий на поселение в нашем многоэтажном доме? (выбор детей).

Олень: Наземное животное.

Вопросы детям: На каком этаже будет обитать олень? (ответы детей). С какого этажа добывает себе корм в зимнее время? (ответы детей). Что ему в этом помогает? (ответы детей). Как олень защищается от врагов? (ответы детей). (ребёнок прикрепляет изображение оленя на нужном этаже, остальные следят за правильностью выполнения задания).

Педагог: Давайте покажем сове Фёкле небольшое представление, Которое показывает, как животные в тундре общаются между собой. А называется оно «Куропатка и олень» (инсценировка произведения Н. Сладкова). Выбирайте следующее животное на поселение, (выбор детей).

Песец: наземное животное.

Вопросы детям: Чем питается песец? (ответы детей). Как песец приспособлен к зимнему периоду? (ответы детей). Чем отличается от лисицы из лесов? (ответы детей). Кто охотится на песца? (ответы детей). На каком этаже обитает песец? (ответы детей).

Педагог: Предлагаю поселить его на свой этаж, (ребёнок выполняет задание). А следующего мы поселим, лемминга.

Лемминг: живет в норе, значит, мы поселим его на самом нижнем этаже тундры.

Вопросы детям: Кто враги лемминга? (ответы детей). Чем питается лемминг? (ответы детей). Как защищается от нападения хищников? (ответы детей). Как лемминг приспособлен жить в зимнее время? (ответы детей).

Педагог: На каком же этаже тундры будет обитать лемминг, кто сможет поселить? (ребёнок выполняет задание). Кто ещё у нас остался без этажа? (ответы детей). Правильно, заяц.

Заяц: наземное животное, полностью живёт на нижнем этаже.

Вопросы детям: Чем питается заяц зимой? (ответы детей). Что ему в этом помогает? (ответы детей). Как он спасается от врагов? (ответы детей). Что помогает ему выдержать холод? (ответы детей).

Педагог: Фёкла, ты теперь знаешь, как в тундре не просто жить. Все животные, которые там есть, приспособлены к трудным зимним условиям. И каждое животное живёт на своём этаже в тундре. В заключении я предлагаю поиграть с нами в подвижную игру: «Олени и хищники» (проводится игра).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Этажи леса"

Перентация для занятия по экологическому воспитанию для дошкольников старшей группы....

"Этажи" и "жители" леса

конспект Нод  по экологии в старшей группе...

Этажи леса.

Сформировать понятие "Этажи леса"....

НОД ПО ЭКОЛОГИИ «Этажи леса; лесной дом Ленинградской области»

Обобщить представления детей о растительном мире Ленинградской области; закрепить знания детей о «этажах леса»; активизировать мышление; формировать представления о разнообразии лесов и необходимости ...

Конспект интегрированного коррекционного занятия по развитию словаря в процессе изобразительной деятельности "Этажи леса"

В структуре данного занятия отражена интеграция изобразительной деятельности и занятия по развитию лексико-грамматических категорий. В процессе сюжетного рисования происходит развитие словаря детей по...

Этажи леса

Конспектзанятия по природному окружению и экологическому воспитанию в подготовительной группе: «Этажи леса»     Программное содержание: Уточнить и расширить предста...

«Кто живет на верхнем этаже?»

Знакомс            Как   знакомить детей  с лесными взаимосвязями     ЗнакоЗнакомс...