Структура НОД с использованием ТРИЗ-технологии Вавилова И.В.
статья (средняя группа) по теме
ТРИЗ-технологии - прививать ребенка радость творческих открытий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vavilova_statya.doc | 24.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Структура НОД с использованием ТРИЗ-технологии.
Основной задачей использования ТРИЗ-технологий в НОД в детском саду является привитие ребёнку радости творческих открытий. Для решения этой задачи необходимо:
- организовывать проведение НОД таким образом, чтобы они органично вписывались в естественную жизнь детей, а не носили «академический» характер;
- использовать специальную Игрушку – героя занятия, которая «помогает» воспитателю. От лица Игрушки задаются проблемные вопросы, с ней проводятся обучающие диалоги по теме НОД. Игрушка активно выражает своё мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, запутывается. Детское стремление общаться и помогать ей существенно увеличивает активность и заинтересованность. Одно условие – выбрать Игрушку необычную, оригинальную. После подведения итогов дети расстаются с игрушкой до следующей НОД;
- в конце НОД подводить итоги для того, чтобы обучить детей навыкам рефлексивного анализа (Чем занимались?, Что нового узнали?, Что было самым интересным?, Что осталось непонятным? и др.). Итоги подводить в самых разных формах: игры «Копилка новостей», «Интервью», «Доскажи предложение» и др., обсуждение планов на будущее (Вот мы сегодня узнали о ….., а в следующий раз узнаем, почему …..). При этом стараться обеспечить естественный переход детей от одного вида деятельности к другим, связав содержание НОД с последующими, режимными моментами.
Технология ТРИЗ работает как в организованной, так и в совместной деятельности. Она выстроена из нескольких этапов:
1. этап (подготовительный) – вторая младшая группа;
2. этап (ознакомительный) – средняя группа;
3. этап (изобретательный) – старшая группа;
4. этап (синтеза) – подготовительная к школе группа.
Методы составления сказок применяются на заключительном этапе синтеза и являются одними из самых сложных, но интересных упражнений, так как из одной и той же исходной сказки (сказок) может получиться много различных вариантов. На практике применяются следующие методы составления сказок:
- «Салат из сказок»;
- «Выкладывание карт»;
- «Маленькие человечки»;
- Сказка «наизнанку»;
- «Сказка в заданном ключе»;
- Мозговой штурм.
Еще один немаловажный аспект: творческие задания не содержат «правильных», заранее известных ответов, результатов. Каждое задание может содержать лишь примерные варианты решений. Основная задача взрослых - научить ребенка мыслить и отстаивать правомерность собственной точки зрения, сформировать у него позицию «Я могу!»
Существуют различные подходы к построению НОД с использованием ТРИЗ и РТВ-технологий: построение НОД на одной алгоритмической цепочки (в этом случае в НОД основным содержанием является решение творческой задачи) или использование на традиционном содержании отдельных инструментов. Первый вариант более технологичен, второй – доступнее начинающему практику.
Сюжеты подсказывают различные книги, в первую очередь, сказки, современные мультфильмы. Мы часто с детьми играем в путешествия, походы по сказкам, в сказочный лес, на вершину горы, в подводное царство, на различном сказочном транспорте: на космопоезде, на машине времени, на корабле невидимке, на волшебном космическом самокате. Где мы узнаем, что-то новое и интересное. Даже самые обычные темы можно сделать интересными и увлекательными, если придать им принципиально новый вид. Дети скучают на занятии в том случае, когда их вынуждают к пассивности (сиди и слушай) или когда в предлагаемом материале нет новизны. Поэтому основной задачей, которую я ставлю перед собой, является не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через грамотно организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги.
Учитывая это, НОД может быть построена по следующим правилам:
1. Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.
2. Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций - мозговой штурм.
3. Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).
4. Включение в процесс познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия (анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно, предметно-схематичной наглядности и т.д.)
5. Обязательна активизация творческого воображения.
В процессе проектирования НОД с детьми я придерживаюсь следующей последовательности:
а) Выбор темы НОД на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду». При этом не имеет значения, какая именно программа лежит в основе деятельности.
б) Определение вида НОД (выбор определенной методики или комплексный вариант). Замечу, что комплексный подход – та форма работы, которая обеспечивает наибольшую активность детей и свободу их выбора. Кроме того, в продуктивной деятельности, без которой комплексная НОД не обходится, происходит закрепление материала и рефлексия.
в) Формулировка программного содержания.
г) Выбор разнообразных инструментов обучения.
д) Составление конспекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преимущества и особенности использования информационных технологий в работе воспитателя с детьми со сложной структурой дефекта дошкольного возраста ДДИ № 28
В статье рассматривается коррекционная работа воспитателя на примере дома-интерната для детей со сложной структурой дефекта с применением информационных технологий....
Примерное планирование использования компьютерных технологий в структуре индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ с детьми ОНР в старшей группе.
Примерное планирование использования компьютерных технологий в структуре индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ с детьми ОНР в старшей группе.№ п./п.месяцНаправлен...
Развитие понимания и использование логико-грамматических структур языка
Взаимосвязь работы по формированию грамматически правильной речи и формированию пространственных представлений у детей...
Обследование звукослоговой структуры слов с использованием ИКТ
Презентация, интересная и привлекательная для детей, позволит логопеду быстро и достоверно обследовать состояние звукослоговой структуры слов у ребёнка....
Обследование звукослоговой структуры слов с использованием ИКТ
Этот материал сделает обследование ребёнка для логопеда максимально простым, а для ребёнка превратится в игру....
Структура занятия с использованием технологии развивающего (проблемного) обучения.
Технология проблемного обучения - это специально созданная совокупность специфических приемов и методов, которые способствуют тому, чтобы обучающийся самостоятельно добывал знания и учился их самостоя...
Формирование слоговой структуры слова с использованием элементов сказкотерапии
Образовательная область "Речевое развитие" НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР...