Духовно- нравственное воспитание дошкольников
материал по теме
Предварительный просмотр:
«Духовно-нравственное воспитание детей в семье"
Руководитель структурного подразделения ГБОУ СОШ№ 1034
Агапова Татьяна Ивановна
Что же такое нравственно-духовное воспитание?
Это прежде всего любовь к Родине, любовь к природе, уважение к другим людям, сверстникам, любовь к русскому творчеству. Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия как "труд", "долг", " честь", "Родина".
Воспитание гражданина - это целый комплекс задач: необходимо воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу; формировать в нем чувства хозяина - бережное отношение к родной природе и всему живому, хлебу и продуктами питания; воспитывать любовь и уважение к людям. Чувства, а затем любовь к Родине начинается у ребенка с отношения к семье к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Сколько открытий делает ежедневно малыш! Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Задача взрослых помочь отбирать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые наиболее доступны ему: ближайшее окружение, природа и мир животных родного края; труд людей; отношение людей, раскрывающие ребенку наш образ жизни (коллективизм, товарищество, взаимопомощь, гуманное отношение ко всему живому). Раскрывая перед родителями вопросы духовного воспитания, педагоги не только подчеркивают необходимость с ранних лет воспитывать у детей заинтересованность событиями, происходящими в их жизни, интерес к культуре, истории, но и указывают основные условия, при которых наиболее эффективно развиваются нравственные чувства.
Для развития нравственных чувств необходимо:
- формировать у детей представлений о явлениях общественной жизни, возможность ориентироваться в ней, , оценивать и осознанно относится к общественной жизни.
Чтобы пробудить у дошкольника духовные чувства, родители знакомят детей с достопримечательностями своего города, рассказывают им о труде людей, о своей работе, о природе, о тех местах, где он родился и живет.
Человек, умеющий наблюдать природу, испытывает эстетические переживания. Мир природы своей необычайностью, новизной, яркостью эмоционально воздействует на человека, вызывает у него удивления, радость, восторг, пробуждает к передаче чувств в слове и деятельности. Необходимость научить ребёнка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и вслушиваться, беречь красоту природы. Любовь к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы. Необходимо прививать любовь к природе с раннего возраста по нескольким причинам:
Во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру;
Во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия.
Поведение ребенка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их, мучают - "ласкают" котенка и пр.). Во время прогулок интересно показать детям растения, рассказать почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как одуванчик, мать-и-мачеха, подорожник. После таких бесед они бережно относятся к растения. Эмоциональное отношение ребенка к природе во многом определяется и отношение самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют их во время прогулок и наблюдений. Взрослые должны воспитывать у ребенка не только любовь к природе, но и воспитывать заботливое отношение к окружающим.
Заботливое отношение к окружающим - ценнейшее нравственное качество, которое воспитывается у детей с раннего возраста. Заботливость, выражаемая ребенком, может основываться на разных мотивах: один ребенок хочет доставить взрослому радость, облегчив его труд, а другой надеется получить награду за свою помощь и заботу. Эгоистические тенденции возникают у детей в тех случаях, когда родители все делают для ребенка сами, ничего не требуя от него взамен.
Заботливость, помощь и взаимопомощь, отзывчивость, доброжелательность, внимательное отношение к окружающим, охотное выполнение ребенком просьб, поручений, заданий старших, желание и стремление оказать помощь другим; затем - проявление внимания, чуткости не только в поведении, но и словесно, проявление заботливости в отношениях к близким людям родителям, родственникам- все это проявление нравственных качеств.
Проявление заботливого отношения к окружающим значительно углубляются и приобретают общественную направленность, если ребенок посещает детский сад, является членом детского коллектива. Благотворное влияние детского сада на воспитание у детей трудолюбия, коллективизма, заботливости, отмечают и родители. Уровень развития заботливого отношения ребенка к окружающим определяют следующие показатели: степень самостоятельности в проявлениях заботы о других, активность ребенка в оказании помощи, проявления сочувствия, сопереживания. Особенности проявления заботливости у детей во многом зависит от условий семейного воспитания: эмоциональной атмосферы в семье, понимания родителями задач воспитания и воплощения их на практике; отношения родителей к участию ребенка в домашнем труде. Постепенно дети осознают нравственный смысл своей помощи. У них появляется желание быть нужным и полезным дома, ответственность за порученное дело, стремление не только довести его до конца, но и выполнять так, чтобы родителям было приятно видеть их самостоятельными и умеющими все делать. Выполняя по заданию воспитателя практические дела, дети учатся и словесно выражать свои добрые чувства членами семьи.
Особую роль в воспитании нравственных качеств у дошкольников играет детская литература. Для воспитания художественных произведений у детей развивают эмоциональную отзывчивость на содержание литературных произведений, умение правильно оценивать поступки героев.. Для развития понятий о нравственности для самых маленьких используют пестовый фольклор и потешки. Пестовый фольклор - это колыбельные, приговоры при расчесывании, купании, заболевании ребенка - призван был защищать малыша или помочь ему. Потешки адресованы более старшим детям, они ритмически организованы и не читались, а произносились на распев, как правило, сопровождались какими-либо действиями взрослого - похлопыванием, покачиванием, поглаживанием, подбрасыванием. В фольклоре для каждой возрастной группы имелись свои произведения. Самым маленьким адресованы так называемые кумулятивные сказки такие, как - "Репка", "Рукавичка", "Теремок", "Колобок", песенки "Где был Иванушка?" и т.п. Многократно слушая их, ребенок прикидывает к тому, что герои появляются в строго определенном порядке. С каждым следующим героем происходит одно и тоже типовое событие, и он занимает свое типовое место в ряду. С появлением следующего героя весь ряд повторяется заново: " Жучка - за внучку, внучка-за бабку, бабка- за дедку, а дедка- за репку..." . Идея упорядоченной последовательности чрезвычайно важна для усвоения в последствии абстрактной идеи порядка вообще - в частности, представления о числовой последовательности, числовом ряде. В других сказках - например в сказке "Три медведя" - дети сталкиваются в понятиями о соответствии размеров.
Особая задача при знакомстве детей с литературой - воспитание эстетического вкуса и любви к родной русской речи. К поэтической форме дети привыкают с рождения, слушая колыбельные и другие песни, приобщаясь к рифмованному пестованному и потешному фольклору. В целом выбор произведений полагается осуществлять с учетом интересов конкретных детей. Однако в общем объеме читаемой литературы преимущество должно быть отдано непереводной отечественной словесности.
Всё лучшее, что начнёт формироваться с раннего детства в семье и в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект Тема: «Формирование духовно-нравственных представлений о матери у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) По курсу «Технологии духовно-нравственного воспитания дошкольников и младших школьников на основе православных ценностей и традиций»
Цель проекта Формирование духо...
Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".
Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....
Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"
Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"...
Проект по духовно-нравственному воспитанию " Значение устного-народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников".
Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольниов...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию "Значение устного-народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников".
Проект по духовно-нравственному восптанию....
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»
ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...
Городской семинар "Формирование духовно-нравственного воспитания дошкольников через приобщение к отечественным духовно-нравственным ценностям и культурному наследию родного края"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29645530","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29645641","attributes":{"alt":"","class"...