Выступление на МО
методическая разработка (старшая группа) по теме

Шутова Марина Юрьевна

Модульный принцип организации педагогического процесса в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_m.yu_._na_ploshchadke.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на МО

Тема:”Модульный принцип организации пед.процесса в ДОУ”.

Составитель: воспитатель высшей

квалификационной категории

 МДОУ «Детский сад №130»

 Шутова М.Ю.

     Магистральной линией в сегодняшней реформе образования является использование здоровьесберегающих  технологий, что позволяет  давать достаточный объем знаний, не допуская учебных перегрузок и исключая возникновение неврозов. В центре внимания находится личностно-ориентированное отношение к ребенку и связанные с ним педагогика сотрудничества и развития.

    Мне хочется представить вашему вниманию модульный принцип организации педагогического процесса, который я использую в своей работе, особенно активно  в развитии связной  речи моих воспитанников.      

  Как всякий законченный узел, модуль имеет начало (завязку), основную часть и завершение – заключение – итоговое занятие.

Хочется подчеркнуть, что внедрение модульного принципа не означает отказа от программы, по которой работает детский сад. Занятия, включенные в модуль, вписываются в сетку часов по каждому виду деятельности, поэтому они являются составной частью пед.процесса, и не увеличивают общую нагрузку на детей.

        Хочу назвать отличие модуля от цикла занятий:

  • В модуль включаются занятия по всем видам деятельности, а цикл, как правило, организуется в пределах одного вида деятельности;
  • В модуле практически все занятия являются комплексными;
  • Термину  «занятие»  возвращается исходный смысл, т.к. дети все время заняты (вплоть до бытового разговора в повседневной деятельности); тем самым слово «занятие» перестает быть синонимом урока;
  • Модуль в отличие от цикла имеет сюжет, который развертывается на протяжении долгого времени (месяца и более);
  • В модуле пед.процесс перестает быть  «подготовкой к жизни», а становится самой жизнью, жизнью детей;
  • Деятельность детей приобретает целесообразность, они усваивают знания не потому, что так запланировал педагог, потому что эти знания совершенно реально понадобится им сегодня или в ближайшем будущем;
  • В модульной системе обучения все занятия объединены между собой на основе какого-либо сюжета. Этот сюжет делает пед.процесс интересным для детей и позволяет реализовать принцип обучения в игре.
  • Воспитательная ценность модуля заключается в том,  что он позволяет охватить все стороны воспитания.

   Мною разработаны  модули   речевых занятий по следующим лексическим  темам: «Что такое – детский сад», «Во саду ли, в огороде. (Овощи и фрукты)», «Одежда и обувь», «Зимующие птицы», «Дикие животные зимой», «транспорт», «Профессии», «Посуда», «Насекомые».

   Поподробнее я хотела бы  познакомить вас с модулем о по теме  «Овощи и фрукты», который называется  «Чиполлино ищет друзей». (Представить планирование)

    Прежде всего мной было составлено перспективное планирование, которое  включает в себя серию занятий по развитию речи, математике, ознакомлению с окружающим, трудовому и эстетическому воспитанию

   На всех занятиях дети работают с большим интересом. Этому способствует игровая ситуация, развивающаяся на протяжении всего модуля. На занятиях модуля решаются различные взаимосвязанные задачи, охватывающие все стороны речевого развития.

    В главном сюжете модуля появляется игрушка «Чиполлино». Вдруг он оживает и становится «говорящим». Ему хочется больше узнать о себе самом и найти друзей; он просит помочь детей ему в этом.

Дети видят реальную цель – помочь Чипполино найти друзей, побольше рассказать герою о нем самом,  это способствует формированию целеполагания  и, как следствие, более осознанному восприятию знаний.

В данном модуле представлена следующая серия занятий:

  1. «Как появился Чиполлино»
  2. «Где растут овощи»
  3. «Что нужно овощам для хорошего роста»
  4. «Какие овощи можно увидеть на грядке»
  5. «Собираем и считаем  хороший урожай»
  6.  «Что происходит с овощами в разное время года»
  7. «Осенний натюрморт»
  8. «Осенняя ярмарка»
  9. «Чиполлино и его друзья угощают ребят»
  10. Придумывание сказки  и оформление книги детьми «Как Чиполлино нашел себе друзей»

         Хочется отметить, что серия занятий, включенная в модуль, прежде всего,  направлена побуждать ребенка говорить, выражать свои мысли, переживания. Диалог между ребенком и воспитателем переходит в монолог, что является предпосылкой связной речи. Дети говорят много и с удовольствием, потому что есть интерес, который не проходит на протяжении всего занятия.

       Применяя различные формы организации, методы и приемы  преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем, если пользоваться шаблонными приемами. Детям интересна смена деятельности и поэтому процесс освоения знаний протекает  более интересно, живо и без утомления дошкольников. Чтобы деятельность на занятии была более продуктивной и интересной я стараюсь включать такие формы работы, как: мини сказки-загадки, драматизации, наблюдения, экскурсии, беседы, опытно-экспериментальную деятельность, конкурсы: «хорошо-плохо»,  «вредно-полезно», «что сначала-что потом», «определи на вкус», т.д. Оформление совместно с детьми альбомов по темам модуля.

    Как показывает практика, качественная реализация задач развития речи детей в ДОУ возможна только на основе комплексного подхода. Задачи речевого развития  в рамках модуля решаться не только на всех видах занятий в детском саду, но и в процессе совместной деятельности детей с взрослыми – специалистами ДОУ, а также в процессе самостоятельной деятельности дошкольников. В этой связи организация комплексного взаимодействия всех педагогов и специалистов ДОУ становится важным условием создания единого образовательного пространства для воспитанников с нарушениями речевого развития.

  Главными помощниками  в реализации модуля являются родители,  т.к. именно они оказывает решающее  воздействие на ребенка. Серьезный настрой родителей на проведение в семье необходимых мероприятий по развитию,   профилактике и преодолению нарушений речи у детей значительно дополняют работу  дошкольного учреждения в этом направлении.   Я  стараюсь оказывать родителям необходимую методическую помощь по вопросам создания речевой среды в семье и адекватного семейного воспитания ребенка с нарушениями речи.

  Т.о., модульная технология, применяемая  мной в  работе,  помогает целенаправленно управлять специально организованным   процессом   речевого развития  дошкольников  и получить высокие результаты.

     

          Мы надеемся, что работа,  проводимая нами по развитию связной речи, поможет максимально соответственно возрасту развить все аспекты речи наших воспитанников, познанию окружающего мира,  что станет  надежным фундаментом для дальнейшего обучения и воспитания детей в условиях школы.

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию

Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи"  Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей     старшего дошкольного возраста"...

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»

Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас

С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....

Выступление на муниципальном семинаре «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» (выступление из опыта работы)

Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры потребность, привычка.Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, ч...

Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"

Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"...

Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста. Тема выступления: «Развитие личности ребенка, его успешности и творческого потенциала через проектный метод»

Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-...

Тезисы выступлений. Тема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы».

Тезисы выступленийТема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы»....


 

Комментарии

Шутова Марина Юрьевна

Конспект открытого итогового занятия по математике
в средней группе
«Белоснежка и семь гномов».
Цели:

I
1. Закрепить навыки количественного и порядкового счета в пределах 5, соотнесение цифр 1-5 с количеством и порядком предметов
2. Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине).
3. Закрепить навыки ориентировки в пространстве (слева, справа) .
II
1. Повышать познавательную активность детей за счет привлекательности процесса обучения, его эмоциональной мотивированности, сюжетности.
2. Развивать восприятие, внимание, умение анализировать и сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам, обобщать.

Материал: герои из сказки «Белоснежка и 7 гномов»- 7 гномов, геометрические фигуры; набор цифр на каждого ребенка; карточки для работы на каждого ребенка; набор матрёшек; карточки-схемы для проведения минутки для отдыха, набор картинок для составления сюжетного рисунка, конфеты.

ХОД ЗАНЯТИЯ:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся

Ребята, я очень рада видеть вас. Возьмитесь за ручки, подарите друг другу улыбку. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите улыбку им.
Отлично!
А теперь покажите мне свои пальчики. Давайте подружим их (координация движений и развитие мелкой моторики, развитие памяти).

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
1, 2, 3, 4, 5!
Дружно мы в кругу стоим!
Начинаем счет опять:
1, 2, 3, 4, 5!
Вот и кончили считать.

Молодцы! (Звучит релаксационная музыка). Садитесь на ковер

Ребята, вы любите сказки?
Сегодня мы отправимся в гости к сказке «Белоснежка и 7 гномов» Помните эту сказку?

Белоснежку по воле злой мачехи, завели в темный дремучий лес и, бросили там одну одинешеньку. Она бродила по лесу и вдруг на поляне увидела маленький домик. Он был нарядный как игрушка. Белоснежка вошла в дом и увидела, что в нем живут 7 гномов. Гномам Белоснежка понравилась, и они предложили остаться ей жить в их маленьком домике. Шло время. Злая мачеха узнала о том, что Белоснежка жива и здорова, и решила её погубить. Она явилась к Белоснежке в образе старушки и угостила её яблоком, которое было отравлено. Надкусив кусочек, Белоснежка замертво упала на землю. Мачеха исчезла прочь, оставив письмо: Белоснежка откроет глаза и встанет лишь тогда, когда гномы смогут выполнить труднейшие из труднейших, сложнейшие из сложнейших заданий»

Посмотрите, гномы пришли к нам в детский сад и просят вас помочь им.
Ребята, мы поможем гномам спасти Белоснежку?
Давайте посчитаем, сколько всего гномиков и сколько заданий нам предстоит выполнить для спасения Белоснежки? Для каждого гнома злая колдунья приготовила задание и спрятала его в геометрической фигуре определенного цвета. Итак, вы готовы?

Посмотрите, какая геометрическая фигура около первого гнома? (красный треугольник) Значит первое задание спрятано в конверте с красным треугольником. Помогите его найти, (все геометрические фигуры расположены по периметру стен групповой комнаты в хаотичном порядке)

Итак, 1-ое задание:

Злая колдунья предлагает гному-малышу назвать все геометрические фигуры, которые вы видите на доске и найти такие же. Ребята, малыш никогда не ходил в детсад, и не знает названия фигур, поможем ему?

Красный треугольник, оранжевый круг, желтый квадрат, зеленый треугольник, голубой квадрат, синий овал, фиолетовый четырехугольник.

Найдите одинаковые фигуры и расскажите, что у них одинаковое (форма, цвет, величина)
Молодцы, вы отлично справились с 1-ым заданием.

2-ое задание:

Посмотрите, какая фигура около второго гномика? Найдите конверт с оранжевым кругом. (Оранжевый круг) Ребята, чтобы выполнить это задание нужно сесть за столы.

И я читаю следующее задание:
расставить числа по порядку от 0 до 5.
Выложите каждый у себя на столе числовой ряд, используя деревянные цифры.
Давайте проверим, что получилось:
- Какое число спряталось между числами 3 и 5?
-Какое число стоит последним в нашем числовом ряду?
-Назовите соседей числа 3?
- Какое число спряталось между числами 1 и 3?

3-ое задание:

Посмотрите, какая фигура около 3-го гномика? Найдите соответствующий конверт (Желтый квадрат)

Внимательно рассмотрите рисунки, которые лежат у вас на столе. Сосчитайте, сколько предметов на каждом из них, и соедини с нужным числом. Дополнительно: какой рисунок лишний?

4-ое задание:

Посмотрите, какая фигура около 4-го гномика? Найдите нужный конверт (зеленый треугольник)

Ребята, в корзине стоят матрешки. Вам необходимо расставить их по росту, начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой. Молодцы, справились с заданием.

5-ое задание:

Посмотрите, какая фигура около 5-ого гномика? Найдите конверт с заданием (голубой квадрат)

Лежебоке нужно повторить движения, которые зашифрованы на схеме. Ему, наверное, будет очень трудно, ведь он больше любит лежать. А вы сможете повторить? (выполнение движений по карточкам схемам)
6-ое задание:

Посмотрим, что приготовила колдунья для шестого гномика

Подскажите, какой конверт нужно взять (синий овал)

Это испытание – игра «Верно-неверно» Давайте поможем ворчуну: если вы услышите то, что считаете правильным, хлопайте в ладоши, если же то, что не правильно – покачайте головой

- утром солнышко встает;
- по утрам нужно делать зарядку
- нельзя умываться по утрам
- днем ярко светит луна
- утром дети идут в детский сад
-ночью люди обедают
-вечером вся семья собирается дома

7-ое задание:
Посмотрите, какая фигура около 7-ого гномика? Осталось последнее испытание и я открываю последний конверт (Фиолетовый четырехугольник)

Чтобы Белоснежка очнулась нужно расставить все предметы в следующем порядке:
- в правом верхнем углу прикрепите солнце;
- в центре расположите домик гномов;
- справа от дома «посадите» березу;
- слева от дома оформите клумбу с цветами;
- между березой и домиком «посадите» гриб.

Дети, вам понравилось путешествие по сказке? Как вы думаете, что было бы с Белоснежкой, если бы мы не помогли ей? » (Ответы детей).

Вот Белоснежка и проснулась! Это ваши знания и добрые сердца помогли гномам разбудить её. Спасибо! А вам понравилось путешествие? Что показалось самым трудным? Какое задание для вас было самым легким? Белоснежка угощает вас конфетами.