Статья "Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста"
статья (старшая группа) по теме
статья об ознакомлении детей с растительным миром
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние природы каждый человек испытывает на себе. Природа является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о природе. Уже в этот период у детей у детей формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Природа представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, что влияет на развитие у них нравственных, патриотических, эстетических чувств и интеллектуальных способностей. Непосредственное общение с природой, восприятие природных объектов способствует формированию у детей экологических представлений.
В работах С.Н. Николаевой экологические представления трактуются как обобщенное отражение определенных объектов и явлений природы, сложных связей, существующих внутри экосистем, характеризующих сообщества в целом .
Растительный мир нашего края – большая кладовая, неоценимое богатство для всестороннего развития ребенка. Он своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает у них массу переживаний, развивает любознательность. Поэтому я считают, что в экологическом воспитании дошкольников важное место должно быть отведено работе по формированию у детей представлений о растительном мире.
Основными задачами при формировании у дошкольников представлений о растительном мире являются:
- систематизация и конкретизация представлений детей о растительном мире;
- развитие познавательных процессов: памяти, внимания, мышления;
- воспитание чувства любви к природе, бережного отношения к ней, желания беречь и охранять ее.
Методическую направленность моей работы по экологическому воспитанию определяют теоретические труды Н.Н.Поддъякова, Л.А.Венгер, А.В.Запорожца, авторские программы С.Н.Николаевой “Юный эколог”, Н.А.Рыжовой “Наш дом – природа”, опыт работы педагогов – новаторов О.А.Скоролуповой, А.А.Плешакова, Н.А.Авдеевой и Г.Б.Степановой.
В работе с детьми использую методические пособия: Соломенникова О.А. “Экологическое воспитание в детском саду”, Горькова Л.Г. “Сценарии занятий по экологическому воспитанию”, Бондаренко Т.М. “Экологические занятия с детьми”, Т.И.Подрезова “Материал по ознакомлению с природой и по развитию речи”.
Образовательную деятельность по экологическому воспитанию осуществляю на основе Образовательной программы дошкольного учреждения, в которой ознакомление с природой выделено в отдельный подраздел образовательной области “Познание”.
При решении названных задач основная цель педагога состоит в том, чтобы выбрать такие современные технологии, формы, методы и приемы организации воспитательно-образовательного процесса, которые бы оптимально соответствовали требованиям, предъявляемым к работе по развитию личности ребенка – дошкольника. Поэтому я в своей работе использую все разнообразие педагогических технологий, среди которых:
- здоровьесберегающие;
- игровые;
- информационное обучение;
- личностно-ориентированные и др.
Работа, проводимая в нашем МДОУ предусматривает три направления:
- работа с детьми;
- работа с родителями;
- работа с педагогами.
В работе с детьми по формированию представлений о растительном мире я широко использую интеграцию, как при организации непосредственной образовательной деятельности, так и в совместной деятельности взрослых и детей. Возможности использования интегрированного метода довольно обширны. Так, экологическое воспитание в рамках образовательной области «Познание» может интегрироваться с образовательными областями «Физическое развитие», «Художественная литература», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка».
Воспитывая у детей интерес к таинственному миру растений, дети знакомятся с конкретными видами комнатных растений, узнают их названия, характерные особенности. Узнают, что они живые существа и у них есть потребности в определенных условиях жизни: что всем растениям нужны питательная почва (земля), вода, свет, тепло, воздух.
У детей развивается познавательный интерес - они самостоятельно рассматривают растения, охотно участвуют в наблюдениях, делают зарисовки, задают вопросы. У детей развиваются эстетические чувства, умение замечать и оценивать привлекательные качества комнатных растений: красоту формы и окраски листьев, вьющихся стеблей, красоту цветущего растения. Дети охотно участвуют в пересаживании растений, замечают и эмоционально реагируют на появившиеся ростки, бутоны, цветы. Также развивается восприятие комнатных растений, как живых существ: дети могут заметить их неблагополучное состояние (засыхающие листья, бледную окраску, вытянутые стебли и др.); обнаружить недостаточность условий для их жизни (сухую землю, малую освещенность). Дети сочувствуют растению: сообщают об этом взрослым о замеченных неполадках, охотно выполняют поручения по уходу на растениями, помогают при их пересадке.
В решении задач формирования представлений у детей о растительном мире мною широко используется технология организации проектной деятельности. С детьми и родителями мною организуются как долгосрочные, так и краткосрочные проекты.
В ходе создания проекта я использую разнообразные формы и методы формирования у детей представлений о растительном мире:
- экскурсии;
- наблюдения;
- эксперименты;
- чтение художественной литературы;
- прослушивание музыкальных произведений;
- разнообразные игры;
- трудовую деятельность.
Большое внимание при формировании у детей представлений о растительном мире я уделяю работе с родителями. Только совместно с родителями возможно воспитание гармонично-развитой и культурной личности. Исходя из этого, мною были проведены:
- Родительское собрание «Экологическое воспитание в семье»;
- Консультация «Досуг с ребенком на природе»;
- КВН «Знатоки природы».
В рамках работы с педагогами мною реализованы:
- Дискуссия «Экологическая культура: семейное и общественное воспитание»;
- Педагогический тренинг;
- Семинар – практикум «Экологическое пространство в группах старшего дошкольного возраста».
Анализируя результаты своей работы, я пришла к выводу, что формирование у детей представлений о растительном мире является продуктивным, если оно идет в контексте практической деятельности, когда созданы условия, при которых знания, поученные ранее, становятся необходимыми, т.к. помогают решать практические задачи и поэтому усваиваются легче и быстрее.
Проанализировав опыт работы педагогов по формированию у дошкольников представлений о растительном мире, я считаю возможным представить следующую методику экологического воспитания в ДОУ:
- Создание в детском саду условий для экологического воспитания: развивающей среды, фонда методических, наглядно-иллюстративных материалов.
- Организация «экологических пространств» в помещении детского сада: групповые уголки природы, зимний сад, теплица, комната (салон) природы. Подбор и размещение растений в соответствии с их биологическими особенностями.
- Организация и оборудование «экологических пространств» на участке детского сада: площадки природы, микрофермы, «уголка нетронутой природы» (леса, луга, пустыря). Экологическая тропа на участке детского сада: оборудование, использование в педпроцессе.
Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны. Таким образом, ведущим личностным достижением ребенка становится подлинно гуманное отношение к природе.
Использованные источники
- Молчанова И.Л. Формирование интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с растительным миром Сибири // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» // festival.1september.ru
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебн.пособие для студентов сред.и высш.пед. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 420 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Воспитание у детей любви к природе»
Под экологическим воспитанием понимают воспитание любви детей к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любо...

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...
Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание особенностей экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание особенностей экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"...
Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)
Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...

Игры дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война» дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война»
Развивать связную речь детей....

Сборник методических материалов по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Дошкольный возраст: время растить патриотов!"
Сборник разработан для реализации образовательной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения. В данном сборнике рассматривается система ра...