Статья "Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста"
статья (старшая группа) по теме
статья об ознакомлении детей с растительным миром
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние природы каждый человек испытывает на себе. Природа является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о природе. Уже в этот период у детей у детей формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Природа представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, что влияет на развитие у них нравственных, патриотических, эстетических чувств и интеллектуальных способностей. Непосредственное общение с природой, восприятие природных объектов способствует формированию у детей экологических представлений.
В работах С.Н. Николаевой экологические представления трактуются как обобщенное отражение определенных объектов и явлений природы, сложных связей, существующих внутри экосистем, характеризующих сообщества в целом .
Растительный мир нашего края – большая кладовая, неоценимое богатство для всестороннего развития ребенка. Он своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает у них массу переживаний, развивает любознательность. Поэтому я считают, что в экологическом воспитании дошкольников важное место должно быть отведено работе по формированию у детей представлений о растительном мире.
Основными задачами при формировании у дошкольников представлений о растительном мире являются:
- систематизация и конкретизация представлений детей о растительном мире;
- развитие познавательных процессов: памяти, внимания, мышления;
- воспитание чувства любви к природе, бережного отношения к ней, желания беречь и охранять ее.
Методическую направленность моей работы по экологическому воспитанию определяют теоретические труды Н.Н.Поддъякова, Л.А.Венгер, А.В.Запорожца, авторские программы С.Н.Николаевой “Юный эколог”, Н.А.Рыжовой “Наш дом – природа”, опыт работы педагогов – новаторов О.А.Скоролуповой, А.А.Плешакова, Н.А.Авдеевой и Г.Б.Степановой.
В работе с детьми использую методические пособия: Соломенникова О.А. “Экологическое воспитание в детском саду”, Горькова Л.Г. “Сценарии занятий по экологическому воспитанию”, Бондаренко Т.М. “Экологические занятия с детьми”, Т.И.Подрезова “Материал по ознакомлению с природой и по развитию речи”.
Образовательную деятельность по экологическому воспитанию осуществляю на основе Образовательной программы дошкольного учреждения, в которой ознакомление с природой выделено в отдельный подраздел образовательной области “Познание”.
При решении названных задач основная цель педагога состоит в том, чтобы выбрать такие современные технологии, формы, методы и приемы организации воспитательно-образовательного процесса, которые бы оптимально соответствовали требованиям, предъявляемым к работе по развитию личности ребенка – дошкольника. Поэтому я в своей работе использую все разнообразие педагогических технологий, среди которых:
- здоровьесберегающие;
- игровые;
- информационное обучение;
- личностно-ориентированные и др.
Работа, проводимая в нашем МДОУ предусматривает три направления:
- работа с детьми;
- работа с родителями;
- работа с педагогами.
В работе с детьми по формированию представлений о растительном мире я широко использую интеграцию, как при организации непосредственной образовательной деятельности, так и в совместной деятельности взрослых и детей. Возможности использования интегрированного метода довольно обширны. Так, экологическое воспитание в рамках образовательной области «Познание» может интегрироваться с образовательными областями «Физическое развитие», «Художественная литература», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка».
Воспитывая у детей интерес к таинственному миру растений, дети знакомятся с конкретными видами комнатных растений, узнают их названия, характерные особенности. Узнают, что они живые существа и у них есть потребности в определенных условиях жизни: что всем растениям нужны питательная почва (земля), вода, свет, тепло, воздух.
У детей развивается познавательный интерес - они самостоятельно рассматривают растения, охотно участвуют в наблюдениях, делают зарисовки, задают вопросы. У детей развиваются эстетические чувства, умение замечать и оценивать привлекательные качества комнатных растений: красоту формы и окраски листьев, вьющихся стеблей, красоту цветущего растения. Дети охотно участвуют в пересаживании растений, замечают и эмоционально реагируют на появившиеся ростки, бутоны, цветы. Также развивается восприятие комнатных растений, как живых существ: дети могут заметить их неблагополучное состояние (засыхающие листья, бледную окраску, вытянутые стебли и др.); обнаружить недостаточность условий для их жизни (сухую землю, малую освещенность). Дети сочувствуют растению: сообщают об этом взрослым о замеченных неполадках, охотно выполняют поручения по уходу на растениями, помогают при их пересадке.
В решении задач формирования представлений у детей о растительном мире мною широко используется технология организации проектной деятельности. С детьми и родителями мною организуются как долгосрочные, так и краткосрочные проекты.
В ходе создания проекта я использую разнообразные формы и методы формирования у детей представлений о растительном мире:
- экскурсии;
- наблюдения;
- эксперименты;
- чтение художественной литературы;
- прослушивание музыкальных произведений;
- разнообразные игры;
- трудовую деятельность.
Большое внимание при формировании у детей представлений о растительном мире я уделяю работе с родителями. Только совместно с родителями возможно воспитание гармонично-развитой и культурной личности. Исходя из этого, мною были проведены:
- Родительское собрание «Экологическое воспитание в семье»;
- Консультация «Досуг с ребенком на природе»;
- КВН «Знатоки природы».
В рамках работы с педагогами мною реализованы:
- Дискуссия «Экологическая культура: семейное и общественное воспитание»;
- Педагогический тренинг;
- Семинар – практикум «Экологическое пространство в группах старшего дошкольного возраста».
Анализируя результаты своей работы, я пришла к выводу, что формирование у детей представлений о растительном мире является продуктивным, если оно идет в контексте практической деятельности, когда созданы условия, при которых знания, поученные ранее, становятся необходимыми, т.к. помогают решать практические задачи и поэтому усваиваются легче и быстрее.
Проанализировав опыт работы педагогов по формированию у дошкольников представлений о растительном мире, я считаю возможным представить следующую методику экологического воспитания в ДОУ:
- Создание в детском саду условий для экологического воспитания: развивающей среды, фонда методических, наглядно-иллюстративных материалов.
- Организация «экологических пространств» в помещении детского сада: групповые уголки природы, зимний сад, теплица, комната (салон) природы. Подбор и размещение растений в соответствии с их биологическими особенностями.
- Организация и оборудование «экологических пространств» на участке детского сада: площадки природы, микрофермы, «уголка нетронутой природы» (леса, луга, пустыря). Экологическая тропа на участке детского сада: оборудование, использование в педпроцессе.
Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны. Таким образом, ведущим личностным достижением ребенка становится подлинно гуманное отношение к природе.
Использованные источники
- Молчанова И.Л. Формирование интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с растительным миром Сибири // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» // festival.1september.ru
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебн.пособие для студентов сред.и высш.пед. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 420 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Воспитание у детей любви к природе»
Под экологическим воспитанием понимают воспитание любви детей к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любо...
ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...
Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание особенностей экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание особенностей экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"...
Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)
Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...
Проект духовно - нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста "Воспитание души"
Методический материал - проект «Воспитание души» содержит 2 части: паспорт проекта, в котором прописана актульность проблемы, цели и задачи проекта, этапы реализации и пе...