Организация центра театрализованной деятельности в ясельной группе ДОУ
статья по теме
Театрализация является эффективным инструментом в воспитании детей ясельной группы, ибо в ней синтезированы практически все виды художественной деятельности в доступной и интересной для ребёнка форме – игре, способствующей его развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 29.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Литковский детский сад»
Тарского муниципального района
Омской области
Организация центра театрализованной деятельности
в ясельной группе ДОУ
Подготовил воспитатель
I квалификационной категории –
Фрицковская Марина Даниловна
с. Литковка, 2013 г.
Вопрос создания предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с новыми ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому наши педагоги испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ. Организация развивающей среды в ДОУ должна строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Для детей 2-3 лет развивающая предметная среда должна строиться с учетом таких новообразований данной категории детей, как активное овладение речью и накопление словарного запаса, формирование основных мыслительных процессов, сенсорное развитие, изменения в характере игровой деятельности. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.
Театрализация является эффективным инструментом в воспитании детей ясельной группы, ибо в ней синтезированы практически все виды художественной деятельности в доступной и интересной для ребёнка форме – игре, способствующей его развитию.
В связи с этим, возникла необходимость в пересмотре театрального уголка в конкретно заданных условиях группы с последующим его формированием и доведением соответствия с федеральными государственными требованиями.
Перед собой поставили следующую цель: организовать центр театрализованной деятельности с учетом инновационных подходов, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей, успешной адаптации, развитии речи и всех познавательных процессов.
Для реализации поставленной цели нужно было решить следующие задачи:
1. Изучение психолого–педагогической литературы.
2. Моделирование центра театрализованной деятельности и обеспечение, дополнение игровой среды центра разнообразными игровыми атрибутами для театрализации.
3. Довести до родителей важность данной проблемы и активизировать работу по данному направлению, посредством привлечения их к изготовлению костюмов, декораций.
4. Практическое использование центра в воспитательно-образовательной работе с детьми.
Изучение психолого-педагогической и методической литературы показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт организации театрально-игровой деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов: Н. Карпинской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Л. Бочкаревой, И. Медведевой, Т. Шишковой и др. В настоящее время, благодаря усилиям ученых, методистов и практиков, работа с детьми по театрализованной деятельности получила научное обоснование и методическую проработку. Ученые единодушны во мнении, что театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию.
При переоформлении центра театрализованной деятельности руководствовались принципами ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования: полифункциональность, трансформируемость и вариативность среды.
Изучив групповое пространство, выбрали для оформления центра театрализованной деятельности главное место в группе – возле центральной стены, затем создали план по обеспечению, дополнению игровой среды центра разнообразными игровыми атрибутами для театрализации. Мы решили оформить стену в стиле «Сказка».
Успешную работу с детьми по развитию детей посредством театрализованной деятельности невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями. Для привлечения внимания со стороны родителей подготовили и провели консультации «Изготовление театральной игрушки в домашних условиях», «Кукольный театр дома», «Значение театрализованной деятельности в развитии речи детей 2 -3 лет», беседы, оформили папку – передвижку «Кукольный театр детям». На родительском собрании «Театр – наш друг и помощник», было решено организовать «Вечера добрых дел», где родители оказали помощь в оформлении, изготовлении костюмов, атрибутов, персонажей для театров.
Наши обыкновенные шкафы вдруг «превратились» в сказочный теремок, где из «окошек» выглядывают разные зверюшки. Над теремком светит солнышко, которое встречает детей каждое утро. На крыше теремка сидит петушок, который «…рано встает, громко песни поет…». По «небу проплывают» облака, на которых к детям «прилетели» сказочные герои из сказок «Репка» и «Колобок».
Далее мы дополнили центр игровым и дидактическим материалом: резиновые и мягкие игрушки для показа настольного театра, вязанные и театральные куклы, создали театр на палочке и к нему красочную ширму, театр кружек, пальчиковый театр, обновили и дополнили театр масок.
Оформили декорацию «Домик в деревне», обновили театр картинок, который в основном демонстрируем на фланелеграфе. Для хранения костюмов и атрибутов (шапки, косынки, фартуки, юбки, жилетки, шарфы, сумочки и т.д.) мы создали «Бабушкин сундук». Рядом с театральным уголком расположили музыкальный уголок. Бубны, погремушки, барабаны, дудочки, звучащие игрушки, а также самодельные музыкальные инструменты, созданные руками родителей и воспитателей из подручного материала – все это наполняет наш «Музыкальный городок».
В центре располагается полка с книгами (пять-шесть прочитанных, одна-две незнакомые детям). У родителей стало традицией при поступлении ребенка в детский сад дарить книжку, что позволяет периодически обновлять материалы. Книги на полке появляются в соответствии с программой по чтению, изменения вносит воспитатель. Мальчикам и девочкам нравится не только слушать сказки, но и рассматривать иллюстрации (яркие, красочные, с знакомыми героями).
Важную роль театр играет в период адаптации ребенка к детскому саду. Центр театрализованной деятельности выполнен в ярких тонах, что ни в коем случае не раздражает ребёнка, а наоборот настраивает его на радостное позитивное настроение, эмоцианально-положительное самочувствие.
Как отвлечь ребенка от грустных мыслей расставания с мамой? Здесь на помощь воспитателю приходят персонажи кукольного театра, это может быть герой, который выглядывает из окошка домика или появляется неожиданно из «Волшебного мешочка», что вызывает у детей огромный эмоциональный подъем, даже восторг. Очень важную роль в этом играют действия педагога, его эмоциональность, выразительность. Особенно радуют детей движения кукол, их различие по своему характеру и настроению.
Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а так же при проведении режимных моментов. Так утренний прием детей начинается с приветствия солнышка, песня петушка «Ку – ка – ре – ку» собирает детей на зарядку. Малые фольклорные формы, произнесённые от лица сказочного героя, помогают детям не осознанно усваивать культурно-гигиенические навыки, например, Лягушка – квакушка вызывает желание с удовольствием мыть руки.
Персонажи кукольного театра часто используются в непосредственно образовательной деятельности. Так при знакомстве с содержанием сказки «Репка», в гости к детям приходит дедушка с репкой и сказочным сундучком, в котором хранятся персонажи сказки. Дедушка рассказывает детям, как он вытянул репку с помощью своих друзей, используя элемент неожиданного появления героев из сказочного сундучка. Здесь дети узнают о пользе репки и о том, как ее вырастить. Слова дедушки: «А знаете ли вы, в какой цвет окрашена репка?», «А сможете ли вы среди красок отыскать краску желтого цвета?», побуждает детей к продуктивной деятельности (раскрашиванию репок). Проигрывание стихотворных строк со сказочным героем, помогает детям снять усталость и закрепить пройденное.
С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
В самостоятельной деятельности детей формируется умение и желание перевоплощаться и входить в роль. Развивающееся воображение, знакомство с образами любимых сказок и потешек, желание выступить в определенных ролях, например, пробежать, как мышка на носочках или пройти, как медведь, твердо ступая на всю ступню, чуть-чуть раскачиваясь, или побегать, плавно помахивая «крылышками», как птички, поскакать, как лягушки, и т. п. побуждают ребят не просто украшать себя, а «побыть кем-то».
Центр театрализованной деятельности в детском саду позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Он неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу.
Список используемой литературы:
- Смирнова, Е.О. Дети раннего возраста в детском саду [Текст] / Е.О. Смирнова. – М.: Педагогический университет «Первое сентября». - 2010. – 120 с.
- Спиридонова, М.Н. Предметно – развивающая среда в развитии игровой деятельности ребенка [Текст] // Воспитатель ДОУ. 2011. - № 7. С. 59 – 61.
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3- е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012. – 336 с.
- Подольская, О.А. Организация предметно – развивающей среды в ДОУ [Текст] // Воспитатель ДОУ. 2012. - № 4. С. 28 – 33.
- Матухно, И. Влияние предметно – развивающей среды на речевое развитие детей [Текст] // Дошкольное воспитание. 2012. - № 8. С. 95 – 97.
6. Губанова, Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада [Текст] / - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012. – 128 с.
7. Зверева, О. Л., Кротова, Т. В.[Текст] / Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 80 с. (Библиотека руководителя ДОУ).
8. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду [Текст] / Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2006. – 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность в ясельной группе.
Формировать у детей желание и умение наблюдать за театрализованной деятельностью, побуждать к совместной деятельности....
Центр театрализованной деятельности в старшей группе «Эко Лучи Театрофф»
Центр театрализованной деятельности в старшей группе «Эко Лучи Театрофф»«Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного м...
"Организация центра театрализованной деятельности в группах ДОУ"
quot;Театр-это волшебный мир.Он дает уроки красоты, морали и нравственности.А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей"...
«Организация центра театрализованной деятельности как средство развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста»
Цель выступления: Представить опыт работы с детьми среднего дошкольного возраста по развитию связной речи посредством организации центра театрализованной деятельности, показать эффективность используе...
Организация центра театрализованной деятельности как средство развития связной речи детей среднего возраста (текст к презентации)
Организация центра театрализованной деятельности как средство развития связной речи детей среднего возраста...
Организация центра театрализованной деятельности как средство развития связной речи детей среднего возраста (презентация)
Организация центра театрализованной деятельности как средство развития связной речи детей среднего возраста...
Конспект занятия с элементами театрализованной деятельности в ясельной группе «По дорожке за Колобком»
Конспект занятия с элементами театрализованной деятельности в ясельной группе «По дорожке за Колобком» Цель: Прививать интерес к театрально-игровой деятельности. Задачи:- ф...