Художественное экспериментирование.
(средняя группа) на тему
В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью … (так для более выразительного изображения моря используется в рисовании зубная щетка). Эти и показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей. Дошкольники – прирожденные исследователи. Один из интересных путей развития исследовательской деятельности детей реализуется в художественно – продуктивной деятельности.
Художественное экспериментирование мы рассматривание как работу с различными материала, разнообразными методами, способами и предоставление работ в разных формах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
khudozhestvennoe_eksperimentirovanie_vykachko_e.a.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом.
Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников являются продуктивные виды деятельности, в том числе и ручной труд.
В результате многолетнего поиска и апробации разнообразной продуктивной деятельности, наш детский сад стал использовать в своей работе авторскую программу художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой Ирины Александровны., учебно - методическое пособие «Умелые ручки».
В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью … (так для более выразительного изображения моря используется в рисовании зубная щетка). Эти и показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей. Дошкольники – прирожденные исследователи. Один из интересных путей развития исследовательской деятельности детей реализуется в художественно – продуктивной деятельности.
Художественное экспериментирование мы рассматривание как работу с различными материала, разнообразными методами, способами и предоставление работ в разных формах.
В свое работе мы проводим экспериментирование с материалами и их свойствами: традиционные – гуашь, краски, карандаши, фломастеры, пластилин, цветная бумага, картон; не традиционные: соленное тесто, жатая бумага, ткань, лоскутки, нитки, коктейльные трубочки, ватные палочки, листья, зубную щетку, цветное тесло для лепки, бросовый и природный материал, вату.
Новые материалы, красивее и разные, возможность выбора, помогают не допустить однообразия и скуки.
Экспериментирование с материалом проходит в виде обучения, опытов, дидактических игр, обыгрывание незавершенного образа, наблюдение.
Ну, чего же тут скрывать? Дети любят рисовать и рисуют самозабвенно, создавая на поверхности листа бумаги целые истории о своей жизни, жизни игрушек и окружающего мира.
Самозабвенно: делать что-либо настолько преданно и фантастично, с таким удовольствием, отдаваясь полностью, буквально забывая о себе. | |||
Рисование разнообразно – рисование пальчиками, ладошкой, печать листьев, кляксография, свечой, по мокрому, поролоном, зубной щеткой, ватными палочками, набрызгивание, граттаж и т.д..
Аппликация – это широко распространенный в разных культурах мира способ создания художественных изображений из различных фигур. Аппликация один из любимых детьми видов изобразительного творчества. Детей радует яркий цвет, «Звонкий ритм», удачное размещение силуэтов и доступность техники вырезания и приклеивания. Дети могут свободно размещать вырезанные силуэты, передвигать в поисках более интересного решения, играть с персонажами – силуэтами. Техника аппликация поддерживает сенсорное развитие – способность ребенка узнавать и называть различные формы. Цвета, величины, пропорции, варианты размещения предметов. Аппликация позволяет использовать нити, ткань, вату, бумагу, природный материал, стружку от карандашей, что параллельно позволяет изучать их свойства, состав, возможности.
Пластилин – искусственный материал, специально созданный для лепки и моделирования. Пластилин не так пластичнее и приятен в лепке как хорошая глина, но имеет свои преимущества. Современные технологии его производства получить пластичный, не липнущий к рукам и немаркий материал. Большой выбор цветов дает возможность создавать из пластилина многоцветные фигурки и композиции, что очень радует детей. Дошкольники также, с большим увлечением изготавливают поделки из солённого теста, которые затем используют в своих играх, дарят родителям и друзьям.
Солёное тесто простой и доступный материал., обладающий высоким пластическими свойствами. Поделки можно оформить бисером, семенами, бусинами, тканью, перышками, листьями и лепестками цветов.
Для художественного экспериментирования подходит также такой вид деятельности как ручной труд. Ребенок создает конкретный продукт (самый настоящий и потому так радующий) – «цветные мячики» (модульная техника); «миски для трех медведей» (техника папье-маше), «пестрый коврик» (из полосок в технике «плетения»); «нарядные бусы и браслеты» (прочные нити или мягкая проволока, ягоды рябины, шиповника, желуди) – художественное экспериментирование. Любимые игрушки своими руками ( куколки изготовленные бесшовным способом, сворачиванием, скручивание, завязывание).
Художественный труд – это универсальная деятельность, имеющая давнюю историю и многовековые традиции. Все известные нам сегодня техники имеют в своей основе древнейшие операции: плетение, связывание, нанизывание, резание, коллаж многое другое. И большинство изделий – калачи, корзины, коврики, миски и т.д. – изобретено в древнейшие времена. Вот почему содержание занятий художественным трудом в детском саду выстроено на материале народной культуры в доступных формах детской деятельности.
Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. Чтобы повысить интерес, педагогу необходимо ставить вопросы побуждающие детей сравнивать свойства материалов (глина и пластилин), выдвигать предположения, делать вывод, совместное обсуждение помогает обобщить полученные результаты.
Планомерная, систематичная и последовательная организация художественной деятельности приносит ощутимые плоды в виде реальных продуктов детского творчества, а так же положительную динамику результатов диагностики по всем показателям художественно- творческого развития детей.
Компонентами художественного экспериментирования являются активность, самостоятельность, инициативность и воображение. В старшем возрасте дети сами могут творчески реализовывать задумки. Показателями их самостоятельности можно считать умение переносить умения и навыки из одних условий в другие, поиск способов и приемов создания выразительного образа. (Так умения и навыки работы с засушенными листьями, позволяют ребенку создать свой коллаж дома совместно с семьей).
Инициатива проявляется в том, насколько ребенок расширяет границы содержания продукта своего творчества, опираясь на личный опыт, руководствуясь замыслом, фантазией.
Художественная деятельность влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Разнообразные формы предметов окружающего мира, различные величины, многообразие цветов, способствует обогащению словаря. Различные материалы дают возможность применять коллективную форму творчества. Она сближает детей, развивает навыки культуры общения. Проводятся индивидуальные занятия, занятия по интересам и уровню подготовки детей, дети самостоятельно изготавливают поделки, организуются мини центры «дети обучают детей».
Созданные детьми продукты художественного творчества используются для оформления музыкального зала, подготовки атрибутов для спектаклей, организации выставок, участие в конкурсах, в подарок, оформление группы.
С родителями проводятся консультации, родительские собрания, круглые столы, мастер – класс. Регулярно организуются выставки совместных работ родителей и детей.
Художественное экспериментирование с разнообразными материалами, инструментами и изобразительными техниками, дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знания, впечатлениях, способствует воспитанию любознательности, успешного ребенка, уверенного в собственных силах.
Хотелось бы закончить словами Сухомлинского
«В период детства мышление, мыслительные процессы должны быть как можно теснее связаны с живыми, яркими наглядными предметами окружающего мира.
Эмоциональная насыщенность восприятия - это духовный заряд детского творчества …»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Художественное экспериментирование"
Одной из главных задач педагога по изо-деятельности является развитие творческих способностей детей: умения увидеть образ, воплощать его разными средствами и способами, выразительно передавать особенн...
Консультация для родителей " Художественное экспериментирование"
Самая обычная техника рисования может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов. В этих способах изображения нет чёткой заданности, строгого контроля. Зато есть...
Развитие воображения по средствам художественного экспериментирования у старших дошкольников
Конспекты занятий , диагностика, теоретический материал....
Художественное экспериментирование - ДЕКУПАЖ
Данная статья познакомит Вас с основными этапами художественного экспериментирования - техникой ДЕКУПАЖ...
«Художественное экспериментирование в ДОУ»
Консультация предназначена для воспитателей дошкольных образовательных организаций и преподавателей изобразительной деятельности. Детское художественное экспериментирование раскрывает творческие возмо...
Мастер-класс «Технология художественно-изобразительного развития детей дошкольного возраста» (Метод художественного экспериментирования)
Мастер-класс «Технология художественно-изобразительного развития детей дошкольного возраста» (Метод художественного экспериментирования)...
Развитие креативности старших дошкольников в процессе художественного экспериментирования
ÒЭкспериментирование понимается как вид ориентировочно-исследовательской деятельности детей.ÒРазвиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности...