Роль дидактической игры у детей с интеллектуальной недостаточностью.
статья по теме

Рыжкова Ирина Викторовна

Что такое дидактическая игра? Роль дидактической игры в воспитании детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rol.zip11.35 КБ

Предварительный просмотр:

         

   Роль дидактической игры у детей с                                

   интеллектуальной недостаточностью.    

    Игра - основная деятельность детей. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями. Игра является формой активного, творческого, отражения ребенком окружающей жизни людей, поэтому она не сводится к простому копированию деятельности. Ребенок вносит в нее свои выдумки, фантазии, поэтому в ней переплетается реальность и вымысел. Известно, что игра возникает тогда, когда ребенок полон ярких впечатлений, которые сильно воздействуют на его чувства. Чтобы полностью использовать игру в воспитательных целях, следует знать особенности, интересы каждого ребенка. Но в самостоятельных играх порой наблюдается и такое: одни дети не проявляют инициативы, не умеют устанавливать контакты со сверстниками, другие - чрезмерно активны во взаимоотношениях со сверстниками, эгоистичны, излишне самолюбивы.

    Но совершенно по-иному выглядит процесс развития игры у детей с интеллектуальной недостаточностью. Уже в раннем детстве у таких детей недоразвитие игровой деятельности оказывается, как бы «запрограммированным». Причины этого: низкий уровень познавательной активности, запаздывание в сроках овладения двигательными функциями, предметными действиями, речью, эмоциональным и ситуативно-деловым общением со взрослыми. И несмотря на это, развитие детей с нарушением интеллекта проходит те же стадии, что и развитие нормально развивающегося ребенка (Л. С. Выготский), т. е. происходит последовательная смена ведущего вида деятельности, определяющей переход от одной стадии к другой.

Игра может оказывать положительное воздействии на развитие всех психических процессов и функций личности в целом лишь в том случае, когда создаются особые условия для развития ребенка, и он включается в процесс систематически осуществляемой коррекционно - воспитательной работы, элементом которой является целенаправленное формирование игровой деятельности.

   Дидактическая игра-одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая- игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для проблемных детей, у которых опыт действий с предметами значительно беден, не зафиксирован и не обобщен. Игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.  

   Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребёнку получить собственный опыт.

   При отборе дидактических игр прежде всего нужно ставить коррекционные цели и учитывать особенности развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

    Важным условием результативного использования дидактических игр в обучении является соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего учитываются следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения по развитию речи и формированию коммуникативных умений детей с интеллектуальной недостаточностью

В материале дана подборка игр и упражнений по развитию речи и формированию коммуникативных умений детей с интеллектуальной недостаточностью по годам обучения. Расписаны цели игр и описание....

Консультация "Роль дидактической игры для детей раннего возраста"

Методический материал как правильно проводить с детьми дидактические игры, подробное описание игр....

Дидактическая игра для детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточность) "Новый год"

Технологическая карта дидактической игры для детей с ОВЗ  (интеллектуальная недостаточность)«Новый год» Автор: учитель-дефектолог Смирнова А.МОбразовательная область: Познаватель...

Дидактическая игра для детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточность) "Что в мешке у Деда Мороза"

Технологическая карта дидактической игры для детей с ОВЗ(интеллектуальная недостаточность)«Что в мешке у Деда Мороза?» Автор: учитель-дефектолог Смирнова А.М....

Мастер класс - Дидактическая игра для детей с интеллектуальной недостаточностью рисование крупами «Раз крупинка, два крупинка- получается картинка»

У дошкольников с интеллектуальной недостаточностью наблюдается грубое недоразвитие сенсорной сферы, мелкой моторики. Нарушено зрительное, слуховое и тактильно-кинестетическое внимание. Присуще грубое ...

Дидактическое пособие «Чудо-дерево» для детей с интеллектуальной недостаточность (5-7 лет)

1.АннотацияДидактическое пособие «Чудо-дерево»для детей с интеллектуальной недостаточность (5-7 лет)Работа с дидактическим пособием способствует развитию у детей познавательных интересов, ...

«Игровая деятельность и её роль в воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью»

Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования....