Дидактическое пособие «Чудо-дерево» для детей с интеллектуальной недостаточность (5-7 лет)
методическая разработка
1.Аннотация
Дидактическое пособие «Чудо-дерево»
для детей с интеллектуальной недостаточность (5-7 лет)
Работа с дидактическим пособием способствует развитию у детей познавательных интересов, познавательной активности и направлено на развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, развитие тактильной чувствительности кожного покрова ладоней, развитие внимания. Также использование данного пособия в ДОУ способствует развитию у детей речи, мышления, сенсорных и творческих способностей, воображения и фантазии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudo_derevo.docx | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№ 53 «Чайка» городского округа Тольятти
Дидактическое пособие
«Чудо-дерево»
для детей с интеллектуальной недостаточность (5-7 лет)
Авторы-составители:
Бацанина Лилия Михайловна
учитель-дефектолог
Краснова Ирина Петровна
воспитатель
Тольятти 2021 год
СОДЕРЖАНИЕ
1.Аннотация…………………………………………………………………………………..3
1.1.Пояснительная записка………………………………………………………………..…3
1.2.Актуальность………………………………………………………………………….….3
1.3.Новизна………………………………………………………………………….………..4
1.4.Целесообразность…………………………………………………………...……….…..4
2.Характеристика дидактического пособия………………………………………………..6
3.Игры, направленные на формирование познавательного интереса, познавательной активности, развитие мелкой моторики и тактильный ощущений……………. …...…..7
4.Список используемой литературы………………………………………………………..8
1.Аннотация
Дидактическое пособие «Чудо-дерево»
для детей с интеллектуальной недостаточность (5-7 лет)
Работа с дидактическим пособием способствует развитию у детей познавательных интересов, познавательной активности и направлено на развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, развитие тактильной чувствительности кожного покрова ладоней, развитие внимания. Также использование данного пособия в ДОУ способствует развитию у детей речи, мышления, сенсорных и творческих способностей, воображения и фантазии.
1.1.Пояснительная записка
Основной задачей для специального коррекционного образования является обеспечение доступного и качественного образования для детей с ограниченными возможностями. Коррекционные педагоги всегда в поиске наилучших путей для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество. Самые большие возможности для развития ребенка дает игровая деятельность. Доказано, что в игре интенсивно развивается психика, моторика и эмоциональное состояние детей. Игра как средство воспитания и обучения широко использовалась и продолжает использоваться как среди здоровых, так и среди детей с нарушениями в развитии. Стоит отметить, что у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью игре отводится особое место.
1.2. Актуальность. Учитывая особенности познавательных процессов у детей с нарушениями интеллекта, неравномерное сенсорное развитие, а так же замедленность процесса переработки поступающей информации и недостаточность восприятия, было разработано дидактическое пособие «Чудо-дерево»
Работа с ним направлена на то, чтобы помочь детям освоить сенсорные аспекты и активизировать познавательную деятельность, которые помогут им в дальнейшем справляться с трудностями и приобретать новые навыки.
1.3. Новизна
Перед педагогами коррекционных учреждений постоянно идет поиск новых технологий воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью, целью которых должно стать создание условий для активизации познавательной деятельности, развития потребности в самостоятельном познании окружающей действительности, устойчивого познавательного интереса. От мастерства педагогов, от поиска методов обучения зависит насколько проявится и разовьется у каждого ребенка стремление познавать окружающий мир и учиться новому.
Этому достойно может послужить дидактическая игра - важнейшая и неотъемлемая часть учения, досуга, культуры в целом. Педагогами было разработано дидактическое пособие «Чудо-дерево», которое включает в себя целый комплекс дидактических игр, направленных на реализацию образовательных задач.
Основу организации работы определяют следующие принципы:
Системность. Развитие ребенка - процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа по развитию ребенка.
Комплексность (взаимодополняемость). Развитие ребенка - комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций.
Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Индивидуальная работа с ребенком должна строиться в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учетом факторов риска, с учетом его дефицитарных возможностей.
Комплексно-тематический принцип - работа строится в комплексе с учетом тематики.
Принцип индивидуализации темпа работ предполагает переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.
1.4. Целесообразность
Цель и задачи дидактического пособия
Цель дидактического пособия: активизация познавательной деятельности, развитие потребности в самостоятельном познании окружающей действительности, развитие устойчивого познавательного интереса
Задачи дидактического пособия:
- формирование познавательного интереса;
- развитие тактильной чувствительности кожного покрова ладоней;
- развитие внимания;
- развитие умения действовать по образцу и по заданному условию
- формирование мыслительной деятельности (сравнение, обобщение);
- развитие сенсо-моторной сферы;
- формирование зрительно-моторных координаций;
- развитие коммуникативных способностей;
- обогащение и активизация словаря;
- развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;
- развитие любознательности;
- развитие усидчивости;
Дидактическое пособие соответствует ФГОС, оно содержательно - насыщенно, полифункционально, вариативно, доступно и безопасно. Данное пособие можно использовать как элемент образовательной деятельности, а также в самостоятельной деятельности детей. Дети могут использовать пособие ежедневно, и оно им не наскучит, т.к. включает в себя огромное количество ярких, разноцветных картинок, которые постоянно обновляются.
С данным пособием можно работать как для поиска новых знаний, так и для закрепления пройденного материала. Игры подбираются для детей с учетом их индивидуальных особенностей, а также отталкиваясь от зоны ближайшего развития.
2. Характеристика дидактического пособия
Дидактическое пособие «Чудо-дерево» это пособие, которое сделано своими руками из бросового материала, оно постоянно изменяется, обновляется и совершенствуется.
Перечень материалов, инструментов и оборудования:
- пластиковое полотно с изображением дерева на подставке размером 100*70мм
- 12 пар тактильных ладошек из различного материала с липучками на обратной стороне (гладкие, шершавые, пушистые, ребристые и т.д)
- 4 пары ладошек из фетра красного, зеленого, желтого и синего цвета и 8 птичек соответствующих цветов с липучками на обратной строне
- предметные картинки по лексическим темам в двух экземплярах с липучками на обратной стороне;
- «Волшебный мешочек»
- контейнеры для тактильных ладошек и картинок по лексическим темам.
Дидактическое пособие адресовано дефектологам, логопедам и воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью (5-7 лет), а также может быть использовано педагогами, как элемент непосредственной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности с воспитанниками. Пособие постоянно обновляется в зависимости от возрастных особенностей детей и поставленных задач.
Ожидаемый результат: расширение у детей представлений в рамках Адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБУ детского сада № 53 «Чайка» для детей 5-7 лет с умственной отсталостью, коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности и в речевом развитии в пределах возможностей каждого ребенка, а так же развитие у детей способностей сенсорного обследования окружающих предметов
3. Игры, направленные на формирование познавательного интереса, познавательной активности, развитие мелкой моторики и тактильных ощущений.
Комплекс дидактических игр:
- «Найди ладошку, которая тебе нравится»
- «Найди такую же ладошку (пару)»
- «Посади птичек на ладошки соответствующего цвета»
- «Покажи, что назову» (по всем лексическим темам)
- «Назови, что покажу» (по всем лексическим темам)
- «Летает не летает» (транспорт)
- «Выбери только овощи» (по всем лексическим темам)
- «Найди пару» (по лексическим темам)
- «Найди всех диких животных-назови» (по всем лексическим темам)
- «Что здесь лишнее» (по всем лексическим темам)
- «Собери только овощи, фрукты, продукты питания… (по всем лексическим темам)
- ) и др
4.Список используемой литературы:
1. Войлокова Е.Ф. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью».- М.: Изд. Каро, 2005.
2. Баряева Л.Б., Бгажнокова И.М., Бойков Д.И., Зарин AM., Комарова С.В. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта:
программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажн
3. Коррекционная работа в обогащенной предметно-развивающей среде / Под ред. Л.Б. Баряевой. - СПб.: КАРО, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическое пособие"Чудо-дерево"
Дидактическое пособие «Чудо-дерево»Данное пособие используется в качестве выносного материала во время прогулки, а также в помещении во время НОД в любое время года.Цель: Развитие дв...
наглядно-дидактическое пособие "Чудо-дерево"
Многофункциональное дидактическое пособие...
дидактическое пособие "Чудо дерево"
Представляет собой дерево , на которое прикрепляются различные модули, в зависимости от заданий работы с ним....
Дидактическое пособие «Чудо-дерево»
Дидактическое пособие «Чудо-дерево» является многофункциональным, мобильным и лёгкимв использовании пособием для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.Пособие способствует раз...
дидактическое пособие "Чудо-дерево"
дерево выполнено из фанеры. удобно использовать при ознакомлении с временами года (дети развешивают листочки определённого цвета, снежинки); формируем представление детей о многообразии цветовых оттен...
Дидактическое пособие «Чудо — дерево».
Дидактическое пособие «Чудо — дерево». Добрый день коллеги. Предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие «Чудо – дерево».С целью ознакомления моих воспитанников с временами года решила из...
Многофункциональное – дидактическое пособие « Чудо-дерево»
Управление образования Администрации муниципального районаТуймазинский район Республики БашкортостанМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 6 г. Туймазы муниципального р...