Конспект родительского собрания «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста». Игровой практикум «Путешествие в страну Сенсорику»
методическая разработка
Обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей раннего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игровой практикум «Путешествие в страну Сенсорику» | 32.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек» комбинированного вида
2018 - 2019 уч.год
Конспект родительского собрания «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста».
Игровой практикум «Путешествие в страну Сенсорику»
Подготовили: воспитатели Шалагина Н.В.
Решетова А.В.
Богомазова Т.А.
Первутинская Е.А.
Елкина О.В.
Гончарова М.С.
Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей раннего дошкольного возраста.
Задачи: познакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей, направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы, величины предметов, положений в пространстве и др.; активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания; укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.
Участники: родители, воспитатели.
Место проведения: музыкальный зал.
РППС: пособия и дидактические игры, игрушки по сенсорному развитию, буклет «Дидактические игры по сенсорике», ящик «ощущений», «волшебная палочка»
План проведения:
1.Вступительный этап:
введение в проблему;
создание проблемной ситуации.
2. Основная часть:
игротека в форме путешествия на поезде по станциям.
3.Подведение итогов собрания:
обратная связь.
1.Подготовительный этап
1) Изготовление пособий и дидактических игр по сенсорному развитию.
2) Подборка и оформление буклета по теме собрания.
3) Проведение консультации: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста».
4) Оформление наглядной информации: методические рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию ребёнка раннего возраста в семье.
5)Проведение анкеты «Выявление интересов и знаний родителей по вопросам сенсорного развития детей».
6) Создание презентации «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста».
2.Организационный этап
1)Оформление выставки, посвященной сенсорному развитию (дидактические игры, пособия).
2)Подготовка места проведения собрания и необходимого оборудования.
3. Заключительный этап
Проведение мероприятия
Ход собрания:
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
Слайд 2. «Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра» А.С. Макаренко
Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. И, конечно, своими открытиями очень хочется поделиться, особенно с теми, кого любишь больше всех. Но, к сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что совсем не остается времени на свое чадо. И все же мы уверены, что необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться с ребенком, поиграть с ним и чему – то научить. Сегодня мы хотим поделиться своим опытом работы с детьми и поговорить о сенсорных дидактических играх, в которые мы играем в детском саду и в которые мы советуем играть дома.
И проведём мы нашу встречу не совсем обычно, в форме игры-путешествия в страну Сенсорику.
Но сначала немного в памяти освежим, что же это такое - сенсорное воспитание.
Слайд 3. Сенсорное воспитание – целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений)
Психологи доказали,
Слайд 4. Сенсорное развитие - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д.
Сенсорное, сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития, а с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств игрушек и других предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но, если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно не редко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
На основе этих задач разработана система дидактических игр и упражнений. Основная задача сенсорных дидактических игр для малышей – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения, занятиях по ИЗО деятельности, конструированию позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях, повседневной жизни.
Какие дидактические сенсорные игры есть у вас дома? Как в них вы играете со своим ребёнком? Чему могут научить ребёнка эти игры?
Создание проблемной ситуации.
Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?», перед родителями появляется «ящик ощущений».
Перед нами возникла проблемная ситуация – узнать на ощупь, что находится в «ящике ощущений».
Воспитатель предлагает трём родителям определить на ощупь содержимое ящика. Родители запускают руки через рукава в ящик и ощупывают предмет. Выслушиваются и принимаются все предложения.
Сейчас вы попали в затруднительную ситуацию. Что вы чувствуете? (ответы родителей). Такое бывает с ребёнком при столкновении с неизвестным, он испытывает возбуждение, страх.
А так как вы родители маленьких детей, а все дети любят играть, то я вам предлагаю вспомнить детство и понять, как через дидактическую игру дети должны усваивать сенсорные знания.
Забудьте на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем.
Сегодня мы предлагаем вам пройти путь, который проходит ваш ребенок. Все вместе мы узнаем, в какие дидактические игры можно поиграть дома, что может послужить вам пособиями, направленными на усвоение сенсорных эталонов.
И в итоге вы узнаете, что же находится в этом ящике.
Вы этого хотите? Тогда мы отправляемся с вами в путешествие в страну Сенсорику!!!
-Выходите, становитесь в круг! Воспитатель берёт в руки волшебную палочку.
Вот я палочкой взмахну (действия выполняются по содержанию текста)
Загадаю чудо!
А теперь начнём вращаться,
В ребятишек превращаться!
Паровоз давно вас ждет,
В страну Сенсорику повезёт!
(Звучит сказочная мелодия)
Слайд 5. (Звучит песенка «Паровоз Букашка», родители становятся «паровозиком»).
Слайд 6: Мы приехали на вкусную станцию, которая называется «Вкусовая». И нас уже встречают.
- Игра «Угадай на вкус».
Задача: развивать вкусовые рецепторы, развивать умение различать и называть вкусовые ощущения.
Нарезаются в тарелку небольшие кусочки овощей и фруктов (яблоко, апельсин, лимон, солёный огурец, лук). Предложить ребёнку закрыть глаза и разжевать какой-нибудь кусочек. Спросить, что это был за вкус (сладкий, кислый, горький, солёный) и как называется то, что он ест.
- Игра «Ароматные баночки»
Задача: развивать обоняние.
Взять несколько баночек, положить в них, например: чеснок, лимон, кофе и т.д. Поочерёдно давать понюхать ребёнку каждую баночку (предварительно завязав глаза). Пусть определит по запаху, что там лежит.
Звучит музыка, паровоз едет дальше
Внимание! Наш поезд прибывает на станцию. Как она называется, вы знаете? А кто же это нас встречает? Выходите из вагонов, садитесь по удобнее, будем выяснять.
Как же называется эта станция, давайте угадаем?
Ни угла, ни стороны,
А родня – одни блины (круг)
Обведи кирпич мелком
На асфальте целиком,
И получится фигура –
Ты, конечно, с ней знаком. (прямоугольник)
Злая рыба хвост-лопата
Откусила полквадрата –
Целый угол, верь не верь!
Кто ж он, бедненький, теперь? (треугольник)
Кубик в краску окуни,
Приложи и подними.
Вася десять раз так сделал –
Отпечатались они. (квадраты)
Треугольник с полукругом
Круг дразнили "толстым другом".
Круг, расстроившись до слез,
Уже стал и вверх подрос.
Кто же угадает тут,
Как теперь его зовут. (овал)
- Как станция называется? Догадались? (станция Фигурная).
Слайд 7. станция Фигурная
Нас встречают фигуры разной формы. Они нам приготовили много интересных игр, которые познакомят с плоскостными геометрическими формами – кругом, квадратом, треугольником, овалом, прямоугольником; научат подбирать нужные формы разными методами.
1.Цвет
Цель: обучение умению различать и называть цвета.
Игра "Разноцветные кружки» - развитие внимания, закрепление цвета.
Веселая, подвижная игра-разминка для детей от двух лет, направленная на развитие внимания и реакции детей. Так же позволяет закрепить знание цвета.
Описание игры: Для игры нужно взять несколько разноцветных кружков. Когда ведущий поднимает красный кружок – дети должны, например, подпрыгнуть; зеленый – хлопнуть в ладоши; синий –шагаем, желтый –идем по кругу и т.п.
2. Форма
Цель: закрепление названия формы
Игра "Волшебный мешочек"
1вариант: "Прятки" (определить какой фигуры не стало). Те фигуры, которые игроки достали из «чудесного мешочка» (5 штук) нужно класть на стол (или на наборное полотно) и попросить детей запомнить их расположение, затем накрыть их платком и незаметно убирать одну из фигур. После этого дети должны определить, какая фигура «спряталась».
3. Величина
Цель: совершенствование умения сравнивать несколько предметов по величине и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке.
Игра "Матрёшки" (большая, средняя (поменьше), маленькая (самая маленькая).
Спасибо. А нам пора в путь. Быстрее занимаем вагоны и едем дальше.
паровозик (Звучит музыка, паровоз едет дальше)
Слайд 8. Мы приехали на удивительную станцию. Станция волшебные ладошки.
Здесь мы научимся рисовать необычным способом. ( Родители садятся за столы, на которых стоит оборудование для нетрадиционного рисования).
Нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения. И одна из главных задач такого рисования - способствовать накоплению сенсорного опыта и обогащению чувственных впечатлений детей, развивать способность ребенка наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков природы.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей детей.
Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой.
Дома вы можете использовать не только стол, но и мольберт, холодильник, стену, рисовать можно на альбомных листах, ватмане или кусках обоев, которые остались от ремонта.
Появляется незаконченная «картина» нарисованная на ватмане, которую ладошками и пальчиками нарисовали дети.
- Это наши юные художники старались в нетрадиционной технике нарисовать красивую картину, но не успели.
-Вы узнали, в какой технике выполнена работа? (рисование ладошкой и пальчиками)
-Какие цвета использовались? (основные: зеленый, синий, красный, желтый)
-Давайте поможем нашим детям завершить этот шедевр.
Вам задание, используя нетрадиционную технику рисования и вашу фантазию, превратите ладошки в разнообразных животных, насекомых или что то другое.
(Звучит песенка из мультфильма «Про художника», родители выполняют задание),
-Какая красота! Вот чудо! Ладошки превратились в разнообразные рисунки! Молодцы!
(звучит песенка из м/ф «Про чистоту», родители моют руки и вытирают)
А паровоз снова зовёт нас в путь.
Слайд 15. Паровозик. (звучит музыка)
Паровозик прибыл на станцию «Звуковая». Нас встречает нотка.
Игра «Кто что услышит?»
Материал: ширма, колокольчик, баран, бубен, дудочка и т.д.
Цель: развиваем слуховое восприятие, умение различать звучание разных музыкальных инструментов.
Ставится ширма, за ней звенит колокольчик, стучат в барабан, бубен, играют на дудочке. Дети должны определить, каким инструментом произведен звук.
Игра «Разноцветные шумелки»
Материал (бросовый, природный): пластиковые бутылки наполненные цветными полиэтиленовыми гранулами, желудями (можно использовать песок, крупу, горох, фасоль, макароны).
Цель: развивать слуховое восприятие, упражнять в умении определять громкое и тихое звучание, развивать чувство ритма.
Усложнять: развивать восприятие цвета.
Наш поезд прибыл на конечную станцию «Игрушкино».
Слайд 16. Станция Игрушкино
Мастер класс по изготовлению пособия для сенсорного развития.
Цель: С помощью доступного материала изготовить игру для сенсорного развития.
Задачи: Развиваем умение изготавливать пособие для сенсорного развития у детей из подручного материала.
Пособие «Подбери заплатку к одежде»
Цель пособия: закрепить умение у детей находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета.
Задачи пособия: -Научить детей подбирать заплатки по цвету и форме;
-Развиваем у детей логическое мышление, внимание;
-Закрепить знания геометрических фигур, цветов;
-воспитывать усидчивость у детей, способность продуктивно участвовать в совместной деятельности, желание сохранять дружеские взаимоотношения с детьми, умение работать в коллективе, интерес к игре.
Материал: цветной картон, ножницы, линейка, карандаш.
-Берём лист цветного картона.
-Рисуем на нём одежду (можно использовать трафарет)
-Вырезаем одежду по контуру.
-Рисуем на одежде геометрическую фигуру.
-Вырезаем геометрическую фигуру (можно использовать канцелярский нож).
-Игра готова и можно играть.
Играя, ребёнок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения. У ребёнка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность.
Настало время вам превращаться во взрослых.
Вот я палочкой взмаху, (действия выполняются по содержанию)
Загадаю чудо!
А теперь начнём вращаться,
И во взрослых превращаться.
(Звучит сказочная мелодия)
Уважаемые родители, давайте вспомним нашу первую игру «Ящик ощущений».
Как вы думаете, что это? (Родители предлагают варианты ответов). Воспитатель достает объект из «ящика ощущений» и показывает.
Сегодня мы с вами подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов.
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонично, т.е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.
Подведение итогов собрания.
Нам хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии. (воспитатель задаёт вопросы родителям).
Обратная связь:
-Понравилась ли Вам сегодняшняя встреча?
- Чем полезна именно для Вас данная встреча?
- Какие конкретные игровые приёмы Вы будете использовать дома?
- Чему могут научить ребёнка сенсорные дидактические игры?
Передаём «волшебную палочку» из рук в руки и высказываем свои мнения, пожелания по поводу прошедшего родительского собрания.
Заключительное слово
-Уважаемые родители!
Пусть подготовленные нами памятки помогут вам в путешествии по стране Сенсорике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста Младший дошкольный возраст — это совершенно особый период станов...
Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
Младший дошкольный возраст — это совершенно особый период становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л.С.Выготский, - «этот возраст сензитивен во всем», ведь именно он...
Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста...
Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста».
Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на ...
Конспект родительского собрания «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста». Игровой практикум «Путешествие в страну Сенсорику»
Данная работа участвовала в областном конкурсе методических материалов организации взаимодействия ОУ и родительской общественности "Семья - Школа - Социум"Цель: Обогащение родительских предс...
Конспект родительского собрания «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста».
Игровой практикум для ролителей "Дидактические игры как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста"...
Конспект родительского собрания "Дидактические игры как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста".
Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей раннего дошкольного возраста....