ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОУ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
консультация на тему

Киселева Елена Сергеевна

Под гендерной принадлежностью до­школьника мы понимаем процесс осознания себя как представителя определенного пола. Однако ...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_deyatelnosti_pedagoga_dou.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОУ

В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Г

лобальные изменения, происходящие в современном дошкольном образовании, наглядно прослеживаются как в многообразии его вариативных моделей и форм, так и в активном поиске механизмов управления его качеством, а также в разрабатываемых компетенциях воспитанников ДОУ и создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.

В современных условиях конкурентоспособным ресурсом деятельности педагога дошкольного образования являются не только специальные знания, владение информацией и педагогическими технологиями, но и способность увидеть в каждом ребенке его индивидуальные особенности, сильные и слабые стороны личности. Процесс формирования гендерной принадлежности детей в рамках образовательной области «Социализация» способствует раскрытию личностного потенциала каждого воспитанника дошкольного образовательного учреждения.

Под гендерной принадлежностью дошкольника мы понимаем процесс осознания себя как представителя определенного пола. Однако осознание - скрытый от педагога, внутренний процесс, но он имеет поведенческие проявления. Учитывая социальную направленность понятия (ген- дер - это социальный пол), гендерная принадлежность может проявляться по- разному, и индивидуальные проявления не обязательно совпадут со стереотипными (полоролевыми) представлениями окружающих о поведении девочки и мальчика.

В процессе формирования гендерной принадлежности

  • знать гендерный состав дошкольника педагогам ДОУ необходимо: группы детей;
  • ориентироваться в специфике траекторий развития детей, принадлежащих к различным гендерным группам;
  • учитывать гендерную составляющую игр и игрушек для детей разного пола;
  • выявлять различия в усвоении знаний детьми с различной гендерной доминантой;
  • ориентироваться в предпочтительных видах деятельности детей с различной гендерной доминантой;
  • обеспечивать условия для позитивной трансляции мальчикам и девочкам собственного опыта;
  • создавать условия для оптимального выбора форм, методов и средств обучения детей разного пола;
  • знать собственную гендерную доминанту и понимать специфику собственного гендерного стиля общения;
  • учитывать свою тендерную составляющую во взаимоотношениях с детьми разного пола.

Процесс формирования гендерной принадлежности дошкольника реализуется посредством внедрения в систему дошкольного образования гендерного подхода. Под гендерным подходом мы понимаем методологическую ориентацию, ориентированную на культивирование индивидуальных особенностей ребенка и на основании этого предполагающую:

  • определение содержания, форм и методов воспитания;
  • создание гендероориентированной образовательной среды, способствующей развитию личности в соответствии с ее природным потенциалом.

Методологической основой гендерного подхода является гендерная типология (В.Д. Еремеева, С.В. Железнова, И.Г. Малкина-Пых и др.), в соответствии с которой выделяют: маскулинный, феминный, андрогинный и недифференцированный типы. Данная типология отражает набор индивидуальных проявлений личности ребенка независимо от его половой принадлежности.

Маскулинный гендерный тип: ориентирован на авторитет силы и независимость поведения, имеет высокие индивидуальные достижения, отдает предпочтение мужскому авторитету, нуждается в мужском общении, нетерпим к возражениям, предпочитает отстаивать свое мнение и занимать позиции лидера, воспроизводит независимо соревновательный стиль поведения. Взаимоотношения со сверстниками носят авторитарный характер.

Феминный гендерный тип: предпочитает зависимое, подчиненное поведение, отличается осторожностью, не любит проявлять инициативу и самостоятельность, сознательно ограничивает свое «исследовательское пространство» (особенно мальчики), нуждается в постоянной моральной поддержке со стороны других людей, в игровой деятельности избегает контактов с маскулинными детьми; у мальчиков зачастую проявляются трудности в общении.

Андрогинный гендерный тип: свободен от жесткой половой типизации и традиционных норм, способен реально осмысливать и оценивать ситуации, самостоятельно преодолевать трудности, значительно социально активен и контактен, умеет активно и позитивно взаимодействовать с детьми и со взрослыми любого пола, обладает хорошими организаторскими способностями и личностными качествами конструктивного характера (защита, помощь), настойчив, самостоятелен, имеет высокий уровень достижений.

Недифференцированный гендерный тип: отвергает и мужской, и женский стиль поведения, не способен ориентироваться в традиционных нормах полоролевого поведения, пассивен, обладает низкими реальными достижениями, сознательно избегает контактов, в коллективе сверстников не пользуется авторитетом.

С точки зрения гендерной типологии не существует «плохих» и «хороших» типов. Дело в другом: дети каждого гендерного типа для успешного развития и реализации личностных черт требуют индивидуального подхода. Однако существует стереотипное отношение педагогов и родителей к ожидаемым и нежелательным гендерным проявлениям в поведении детей.

  • Педагог любит детей тех типов, которых он умеет учить и может научить.
  • Родители и педагоги терпимее относятся к неудачам детей «своего» типа.
  • Успешность обучения представителей разных гендерных типов зависит не только от образовательных технологий, но и от целей, задач, содержания образования, методов оценивания и «портрета идеального воспитанника».
  • Хорошие педагоги, мамы и папы ведут отсчет не от себя, а от ребенка. Не «делай, как я, думай, как я», а «делай и думай, как ты, а я тебе помогу».

В Федеральных государственных требованиях (ФГТ) к структуре Основной общеобразовательной программы дошкольного образования указывается общий объем обязательной части программы ДОУ в рамках времени, которое отведено на образовательную деятельность как в процессе организации различных видов детской деятельности, так и в ходе режимных моментов, а также на самостоятельную деятельность детей и взаимодействие с их семьями (п. 2.11).

По сути, в регламенте объема обязательной части Программы перечисляются все формы деятельности детей, которые организует педагог в рамках образовательного процесса. Каждая из перечисленных форм деятельности способствует целенаправленному развитию интегративных качеств дошкольника

Непосредственно образовательная деятельность будет целенаправленно способствовать формированию гендерной принадлежности детей, если педагог сможет:

  • видеть детей различных тендерных групп и предъявлять объективные требования к ним;
  • учитывать разницу в концентрации внимания детей феминной и маскулинной гендерных групп (готовность одних к восприятию и запоминанию материала сразу же, в начале занятия и неготовность других к активизации внимания в течение 9 минут после его начала); начинать НОД с материала, который интересен феминной группе детей или суперинтересен маскулинной (это привлечет внимание, заставит воспринимать его вопреки физиологическим особенностям);
  • дифференцировать раздаточный материал по интересам (если изделие круглой формы, то дать возможность выбора: бусы феминной группе или колесо, руль - маскулинной);
  • опираться на высокую поисковую способность маскулинной группы детей; если распределяем детей на подгруппы, то производим это на основании их деления на «идейных» детей (маскулинных) и тех, кто будет идею воплощать, делать мелкую работу (феминных);
  • опираться на высокую речевую способность феминных детей: предоставлять им возможность для дачи развернутых ответов, знать, что ребенок всегда хочет нравиться всем окружающим, в том числе педагогу; стараться быть деликатным с такими детьми в вопросах личного характера;
  • давать возможность маскулинным детям занимать лидерские позиции и при оценке деятельности учитывать, что, когда такие дети создают много шума, это не является сознательным нарушением дисциплины; оценивать следует не только конечный результат (он не всегда аккуратный), но и креативные идеи; оценка ребенка всегда субъективна и зависит от гендерных характеристик самого педагога.

Усвоение гендерной принадлежности детьми дошкольного возраста происходит в сюжетно-ролевой игре; при этом дети чаще играют в однополых группах, но иногда наблюдается и дифференцированное содержание сюжетно-ролевой игры. В процессе руководства ею педагогу необходимо учитывать гендерные проявления и предпочтения детей различных гендерных групп: организовывать включение ребенка в позицию субъекта игровой деятельности, которая наиболее полно соответствует его гендерной направленности, т.е. отражает гендерную доминанту.

У мальчиков и девочек среднего и старшего дошкольного возраста в игре формируется отношенческий компонент: при распределении ролей по половому принципу они практически не путают половую принадлежность игровых персонажей, выбирая себе в «партнеры» ребенка, с которым сложились дружеские отношения. Дети исполняют роль, не соответствующую полу, если не хватает мальчиков для «мужских» или девочек для «женских» ролей или если девочки или мальчики, играя в одиночку, вынуждены сами играть обе роли.

Для игры девочкам достаточно ограниченного пространства, мальчики осваивают доступные горизонтальную и вертикальную территории. Игры мальчиков более предметны и рассчитаны на «дальнее» зрение. Игры девочек коммуникативны, вербальны, отражают отношения между людьми. Сюжет ролевых игр отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе: ежедневно девочки осваивают и пополняют опыт «ухаживания» за домом, заботы о «детях». Реализуя потребность нравиться окружающим и быть красивой, девочки часто обыгрывают свадьбы, «выходят замуж». Мальчики сражаются на войне, водят транспорт, строят дома, мосты, машины, выполняют «тяжелую» физическую работу. В игре закладываются основы нравственности: великодушие, надежность, уважение к девочкам (женщинам); доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам (мужчинам).

Примерные основные общеобразовательные программы дошкольного образования, соответствующие Федеральным государственным требованиям к структуре Основной общеобразовательной программы («Успех», «От рождения до школы»), придерживаются принципа комплексно- тематического планирования и предлагают изучать с детьми одну тему на протяжении одной-двух недель. Рекомендуемые «темы недели» реализуются во всех направлениях деятельности педагога (НОД, режимные моменты, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с семьей).

Организуя образовательную деятельность в режимных моментах, педагог призван создать условия для разнообразной и интересной деятельности детей в рамках темы недели. Так, во время утреннего приема следует создать ребенку хорошее настроение; при затруднении выбора деятельности помочь: предложить игрушку, подключить к играющим детям. Воспитатель обязан проследить, чтобы все дети в процессе режимных моментов нашли себе интересную деятельность и не мешали другим.

Использование в образовательных целях потешек, коротких стихотворений, загадок, игровых обучающих или проблемных ситуаций, наблюдения, беседы, игры- развлечения, контроль действий детей (внос игрового атрибута), закрепление и активизация словаря - все это педагог может реализовать на основе гендерного подхода. Необходимо помнить специфику гендерной принадлежности и обеспечивать детей игровым материалом с учетом их интересов.

Для феминной группы следует подбирать эмоциональный, создающий условия для использования имен прилагательных, привлекательный и яркий материал, а игрушки располагать на расстоянии «вытянутой руки». Такие дети хорошо поймут и запомнят то, что смогут потрогать руками.

Для маскулинной группы игровой материал должен иметь немного агрессивный вид и сложную конструкцию и способствовать развитию пространственных ориентаций. Эти дети поймут и запомнят, если проявят способность выявлять и реализовывать все свойства предмета (игрушки). По сути, этой потребностью искать дополнительные возможности предмета объясняется частая ломка игрушек данной категорией детей.

Андрогинная группа справится с игровым атрибутом в виде дидактических игр. Такие дети считаются «условно одаренными», их познавательные способности выше средних и позволяют решать обучающие задачи в любой деятельности.

Для детей недифференцированной группы нужны потешки, стихи, проблемные ситуации, в которых показывается образец стереотипного мужского или женского поведения. Такие дети нуждаются в дополнительных условиях для формирования или закрепления гендерной принадлежности, т.е. осознания себя как представителя определенного пола.

Организуя самостоятельную деятельность детей, педагог меняет предметно- игровую среду, внося новый атрибут. Однако игровую среду группы ДОУ можно организовать на основе гендерного подхода.

Рекомендации для педагогов по организации предметно-игровой среды в группе ДОУ на основе гендерного подхода

  1. Нетипичным, но встречающимся явлением считается выбор ребенком игрового материала, не соответствующего полу. Педагог должен следить за выбором роли и помнить: если мальчик в игре «Дочки- матери» исполняет мужскую роль, а девочка в военной игре - женскую, это не является признаком нарушений развития ребенка.
  2. Анализируйте поведение детей в сюжетно-ролевой игре, отслеживая полоролевое соответствие и фиксируя разнообразие манипуляций с игрушками.
  3. Оцените привлекательность для детей игрового материала и ролевой атрибутики с точки зрения одобряемых обществом образцов мужского и женского поведения.
  4. Заведите «Дневник игровых действий», где вы будете фиксировать соответствие наиболее часто выбираемого сюжета игры наличию игрового материала. Это поможет выявить дефицит игрушек и устранить его. Пополняйте среду игрушками в соответствии с меняющимися потребностями детей. Помните: чем старше дети, тем чаще они создают разнополые игровые объединения.
  5.  Создавайте условия для принятия ребенком половой роли: пополняйте среду игрушками, уточняющими действия ролевого персонажа (в уголке мальчиков - милицейский жезл, наборы слесарных инструментов, автомобильная атрибутика, достаточное количество конструкторов и пр.; в уголке девочек - скатерти, вазочки, украшения для самих девочек и кукол, расчески и одежда для кукол: нижнее белье, платья, носки, головные уборы, перчатки, аксессуары и пр.).

Обеспечьте достаточное количество игрушек в уголке совместных игр, чтобы ребенок без труда мог выбрать атрибут для самостоятельной деятельности.

Организуйте выставку детской литературы, где герои ведут себя как настоящие «рыцари и принцессы».

Взаимодействие педагога ДОУ с семьей воспитанников на основе гендерного подхода предоставляет огромные возможности для реализации разнообразных форм индивидуальной и групповой работы: родительские собрания, освещающие вопросы индивидуализации и дифференциации развития детей разного пола; родительские клубы; совместные (педагоги, родители и дети) мероприятия гендерной тематики; анализ воспитательного влияния семьи на формирование и развитие гендерного самосознания детей и пр.

Инструментарий взаимодействия таков: дидактическая игра, тренинг, совместные тематические мероприятия, развлечения, консультации, портфолио семьи и пр. Тематика взаимодействия достаточно широка: «Особенности воспитания в семье разнополых детей», «Гендерная принадлежность игрушек», «Маленькие рыцари и принцессы», «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста различных гендерных типов», «Сюжетно-ролевая игра в старшем дошкольном детстве как средство усвоения половой роли», «Гендерная мозаика», «Растим будущего семьянина!», «Растим будущую хозяйку!».

Деятельность педагога ДОУ, направленная на формирование гендерной принадлежности ребенка, не ограничивается данными в статье рекомендациями и материалами. Только методичная и целенаправленная работа по применению гендерного подхода ко всем видам детской деятельности (игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, двигательная, музыкально- художественная, чтение) будет способствовать формированию гендерной принадлежности каждого ребенка во всем ее разнообразии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал с использованием инновационной технологии по формированию гендерной принадлежности у детей раннего возраста в процессе игровой ситуации «В гости едет кукла Маша».

Методический материал с использованием инновационной технологии по формированию гендерной принадлежности у детей раннего возраста в процессе игровой ситуации «В гости едет кукла маша»...

Формирование гендерной принадлежности старших дошкольников

Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек ...

Комплексный подход в процессе формирования у старших дошкольников гендерной принадлежности и уважительного отношения к своей семье. Сценарий развлечения для детей подготовительной к школе группы с ОНР «Мамочку любимую поздравляем мы», посвященному праздни

Комплексный подход в процессе формирования у старших дошкольников гендерной принадлежности и уважительного отношения к своей семье.Сценарий развлечения для детей подготовительной к школе группы с ОНР ...

Мастер-класс для педагогов "Формирование гендерной принадлежности у детей дошкольного возраста"

МАстер -класс для педагогов детского сада по гендерному воспитанию...

Конспект к мастер-классу для педагогов "Формирование гендерной принадлежности у детей дошкольного возраста"

Конспект мастер-класса для педагогов по гендерному воспитанию дошкольников...

Мастер-класс для педагогов «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста»

Представление  педагогического   опыта  гендерного  подхода  к  воспитанию дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения....