РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНЫХ И НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
статья
В статье рассмотрена роль средств массовой информации в формировании духовных и нравственных ценностей общества, а так же проведены попытки проанализировать возникновение определения понятия «культура».Проанализированы этапы развития средств массовой информации и сделаны выводы о том, что эффективность работы средств массовой информации неразрывно связана с учетом необходимостей и потребностей неселения, их возросших социальных, духовных и политических запросов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНЫХ И НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Рощупкина Татьяна Юрьевна, воспитатель
Уколова Ольга Николаевна, воспитатель
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Ромашка»
Белгородская обл. г.Губкин ул. Раевского д.12б
Аннотация: в статье рассмотрена роль средств массовой информации в формировании духовных и нравственных ценностей общества, а так же проведены попытки проанализировать возникновение определения понятия «культура».Проанализированы этапы развития средств массовой информации и сделаны выводы о том, что эффективность работы средств массовой информации неразрывно связана с учетом необходимостей и потребностей неселения, их возросших социальных, духовных и политических запросов.
Ключевые слова: культура, средства массовой информации, нравственность, развитие, ценность, духовность, информация.
Несмотря, на вроде бы, понятное для нас слово «культура», ученые уже много лет не могут сформулировать четкого определения культуры, с которым все бы согласились, или хотя бы большинство ученых.
Клайд Клакхон и Альфред Кребер, американские, довольно известные ученые Гарвардского университета, насчитали около 170 определений культуры, которые они брали из работ западноевропейских и американских ученых, которые были опубликованы с 1871 по 1950 годы [1].
Понимание сущности культуры приходит лишь при понимании сути человеческой деятельности, и в частности всего народа, населяющего планету. Культура не может существовать вне человека. Изначально она имеет прямую связь с человеком, она его порождение, потому что человек находится в постоянном поиске смысла своей деятельности и жизни в целом.
Культурой пронизана вся жизнь, весь быт, если не сказать, все бытие человека.
Люди на всем протяжении своего существования пытались понять природу культуры, природу прекрасного и влияние этого явления на свою жизнь.
Конфуций, например исследуя природу поэзии, показал, что поэзия может:
- вдохновлять людей, воздействуя на их чувства и разум
- духовно сплачивать тех, кто знакомиться с теми или иными поэтическими произведениями
- давать представление о нравах различных народов.
Фрагменты, содержащие размышления о роли искусства в жизни как отдельного человека, так и человеческого общества, содержаться и в древнеиндийской эпической поэме «Рамаяна», и в эпосе о Гильгамеше, и в других литературных источниках, созданных еще на заре человеческой цивилизации [2].
Огромное количество сведений о состоянии и особых симптомах разных культурных миров, о той роли, которую изобразительное умение, поэзия, музыка, наука играют в жизни людского семейства, возможно отыскать в трудах мыслителей Средневековья.
Церковь, как особая квинтэсенция духовности, культуры и веры, так же не осталась в стороне. В бессчетных трактатах, прописанных «дворянами церкви», также рядовыми теологами, рассказаны бессчетные размышления про то, отчего духовная музыка считается важным средством прояснения веры; какие виды изображений святых разрешены, а какие нет; отчего творчество не только лишь шутов, да и трубадуров, миннезингеров, труверов заслуживает не одобрения, а порицания, участие же в карнавальных действах является одним из самых страшных грехов [3].
Культура содержит в себе как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека. Данные материальные и духовные действительности именуются реликвиями, другими словами искусственно созданными – они задуманы и сделаны человеком как творцом.
Человека можно рассматривать как начальный системообразующий фактор в развитии культуры. Человек делает и употребляет мир вещей и мир идей, который крутится вокруг него. При всем этом его роль — это роль творца, а место человека в культуре — это место центра культуры. Человек создаёт культуру, воссоздаёт и употребляет ее как средство для своего становления.
Культура функционирует как живая система ценностей, пока активно функционирует сам человек – как творческое, созидающее начало[4].
Материальная культура содержит в себе различные по типам и формам артефакты – это техника, сооружения, орудия и средства труда, производство, пути и средства сообщения, предметы быта - всё, что создается человеком в процессе эволюции и имеет материальное воплощение и, как правило, практическое применение.
Человек организует поток ценностей по каналу культуры, он обменивает и распределяет их, обеспечивает сохранение их, продуцируя и потребляя духовные и материальные культурные продукты, а при осуществлении этой работы, происходит созидание самого себя как существа социального и культурного субъекта [5].
Основной функцией культуры является «сохранение и воспроизведение совокупного духовного опыта человека, передача его последующим поколениям и его обогащение».
Влияние культуры прослеживается не только при взаимодействии с природой, но и на историческом ходе человечества и на общественном развитии. Однако и само общество определяет культурное существование в большинстве своем. Ведь накопление ценностей, их демонстрация и использование возможно только посредством общества. Культура сохраняя свои нормы и ценности вступает во взаимодействие с иными саморегуляционными системами существующими в обществе. К таким системам можно отнести политику, право и т. д., однако их особенным отличием является то, что культурные нормы можно использовать основываясь на принципе свободы выбора, т.е. они амбивалентны.
Таким образом, мы приходим к выводу, что структура культуры многокомпонентна, состоит из разных элементов. Культурные элементы делятся на духовные, т.е. нематериальные и материальные. Поэтому, взаимосвязь материальной и духовной культуры очевидна.
Передавать накопленный опыт, знания, традиции, культурные ценности человечество пыталось еще в стародавние времена такими формами языка как : летопись; хроники; анналы; жизнеописание; ситуации; странствия; разнообразные эпистолярные формы – от собственного послания до официальных писем, от назиданий и наказов до булл, рескриптов, прокламаций. А с появлением печатной журналистики появилась возможность формирования системы журналистских жанров [7].
Принято выделять следующие типы журналистик: религиозно-клерикальная (XV-XVI вв.), феодально-монархическая (XVI-XVIII вв.), буржуазная (XIX-XX вв.), социалистическая (XX вв.) и общегуманистическая (конец ХХ в. – начало III тысячелетия).
В средневековье, во время религиозно-клерикального на подобии, спектр творчества был быстро урезан. Данное разъяснялось не столько небольшим количеством квалифицированных людей, какое количество воздействием религии на все сферы жизни. Не допускалось инакомыслия, которое выискало отражение в повторяющихся изданиях. Феодально-монархический вид отображает низкую финансовую развитость сообщества и начало перехода от естественного хозяйства к товарно-денежным взаимоотношениям. Становление торговли добивалось размена информацией о товарах, прибытии кораблей, стоимостях. В XIX в. журналистика стала важной долею общественно-политической жизни и хозяйствования. Она перевоплотился в орудие политической борьбы – 80 процентов прессы носили ясно воплощенный политический и общественно-политический нрав. Вышло традиционное разделение прессы на доброкачественную (элитарную) и пользующуюся популярностью (массовую). К концу ХХ в. к ней прибавился вид промежуточных СМИ.
Этапы развития средств массовой информации:
1) прагазетное явление - перед началом нашей эры;
2) период рукописного издания - начало нашей эры вплоть до пятнадцатого века нашей эры;
3) изобрели и стали развивать книгопечатание, организация газетного и журнального дела - с пятнадцатого до семнадцатого века;
4) журналистика стала развиваться как общественный институт, с одновременным становлением прессы как фундамента демократии и совершенствованием полиграфической базы - с восемнадцатого века и до начала двадцатого века;
5) печать приобрела функцию «четвертой власти» с 1900 - 1945годы;
6)происходит концентрация и монополизация средств массовой информации - с 1945- 1955годы;
7)становление электронных коммуникационных средств - 1955- 1990 годы;
8) установление новых мировых информационных правил - 1990 и по нынешнее время [10].
Средства массовой информации – мощная сила действия на понимание людей, средство своевременного донесения информации в различные уголки мира, более действенное средство воздействия на впечатления жителя нашей планеты, способное уговаривать реципиента лучше всего.
Эффективность работы СМИ неразрывно связана с учетом необходимостей жителей нашей планеты, их возросших социальных духовных и политических запросов.
В наше время средства печати и телевидение находятся в поисках новых подходов, которые были бы применимы к своей целевой группе. Соответственно, современная тематика журналов и газет иногда содержит новое, правда не совсем «идеально чистое», зато привлекающее читателей направление («Скандалы», «Желтая пресса», «Совершенно секретно» и др.) Сюда же относится и телевидение, массово пропагандирующее различные викторины, аналоги американских развлекательных ток-шоу (наше «Поле чудес» - это американское «Колесо фортуны» и мн.др), «Окна», «Дом 2».
Здесь прослеживается четкая взаимосвязь уровня культуры населения и уровня культуры средств массовой информации [12].
Деятельность средств массовой информации сильно влияет на общество в целом и на людей в отдельности, на психологический, социальный и нравственный образ каждого кто принадлежит к этому обществу, так как любая новая информация, которая поступает по каналам средств массовой информации имеет неотъемлемые стериотипы, и является носителем политических ориентаций и ценностных установок, прочно закрепляемые в людском сознании.
Основной проблемой сегодняшних дней для коллективов редакций и изданий, чей «долг» заключается в сохранении культурного наследия являются попытки сохранения классического наследия, среди «информационного мусора» . Их основные жанры включают: – рецензию на новое произведение искусства, творческий портрет, обозрение, аналитическую статью, интервью и эссе. Журналы публикуют анонсы и ведут хронику новостей культуры.
Такие издания характеризуются преимущественно эстетическим подходом к проблеме искусства, а так же рельефно выраженным интересом к творческим личностям. Они не выстраивают рейтингов, однако по сей день считается престижным, например для художников, если репродукция их картин будет воспроизведена журналом «Искусство»; режиссеры, актеры, сценографы, считают важным отрицензирование их труда «Театром» или «Театральной жизнью». Однако, по ряду причин, в частности дороговизны, такие издания основной читательской массе малодоступны.
Сложности сохранения такого культурного наследия еще заключаются в том, что за последние десять-пятнадцать лет очень привлекательна для молодого поколения стала интернет-литература, которая изобилует трэш-культурой (графомания и безвкусица) и информационный шум, а так же современный ритм жизни, который нацелен на «бесконечную погоню» за деньгами, вычурностью, да и для некоторых слоев населения за обычным бытовым выживанием и существованием [14].
Такая литература имеет огромные тиражи и рассчитана на многомиллионного читателя. Она практически не имеет контроля в обществе, в законодательной сфере не имеет регулятора, т.е. не ограничена никакими правовыми нормами. В этот список можно отнести литературно-художественные журналы, которые издаются в стране небольшим тиражом и не потерли своего авторитета, это - «Звезда», «Нева», «Дружба народов», «Новый мир» и др. Это журнальные издания литературно-критические, поэтические, литературно-исторические. Они и сегодня являются эдакой словесной лабораторией.
В обществе пустили корни развлекательные рекламно-стилевые журналы (глянец). Они публикуют интервью с кинозвездами, миллионерами, фотомоделями. Самая многочисленная группа журналов Cosmopolitan, Harper’sBazaar, Elle, Vogue, Grazia, «Домашний очаг» и др. обращена к читательницам 20-35 лет. Журналы рекламируют высокую моду, косметику, стиль жизни современной женщины. Читатели журналов Playboy, Maxim, Esquire, Men’sHealth, FHM (ForHimMagazine) – это делающие успешную карьеру, уверенные в себе мужчины старше 25 лет. Серия изданий меньшего объема и формата предназначена более молодым читательницам . К сожалению, «Глосси-журналы» не столько воспитывают эстетические вкусы, пропагандируют новый стиль жизни, сколько навязывают образцы поведения.
Однако есть и позитивная примета нашего времени – расширение рынка просветительских журналов. Возродились журналы для семейного чтения. Вырос интерес к этнографии, краеведению. Журналы «для всех» в большей мере, чем другие издания, проявляют ценностные ориентиры общества, во всяком случае его читающего слоя. Это издания широкого спектра информации.
Просветительские журналы расширяют культурные горизонты читателя, дают возможности самообразования. К сожалению, некоторые журналы «для всех», стремясь привлечь внимание читателя, много пишут о символических ключах в культуре, о разгадке различных кодов и тайн истории. К этой группе примыкают эзотерические журналы, но к собственно просветительским они не могут быть отнесены. Здесь сказывается экспансия международных издательских домов и международных общественных фондов.
Таким образом, можно прийти к выводу, что независимо от количества и изобилия печатных культурных публикаций, определение культурного обеднения, как и социальной бедности, очень актуально и для России. Основным и главным требованием сегодня к культуре является требование ее доступности для людей. Многие люди, в частности и в нашей стране, не имеют возможности реализовать, в полной мере свое право на культурную деятельность и творчество, на достойное образование и на приобщение к культурным ценностям в целом.
Список использованной литературы:
- Культурология. История мировой культуры : учеб.пособие для вузов. - М.: Академия, 2015. - С. 607
- Огапов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры: учеб.пособие для вузов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2015. - С. 384
- Кравченко А.И. Культурология: учеб.пособие для вузов / А.И. Кравченко. - М.: Академический Проект, 2014. - С. 496
- Флиер А.А. Культурология для культурологов:- М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2015. - С. 492
- Гуревич П.С. Философия культуры: - М.: Аспект Пресс, 2016. - С. 415
- Чачановский А.А. Инстанция истины: СМИ и жизнь: возможность, поиск, ответственность”. М: Политиздат, 2014.- С.87
- Прохоров Е. П. "Введение в теорию журналистики". М.,2015.- С.90
- Назаров Б.Н. Массовая коммуникация и общество. М.,2014.- С.32
- Есин Б.И. История русской журналистики XIX века. – М: Аспект Пресс,2014.- С.50
- Козлова М. М. История отечественных средств массовой информации. – Ульяновск, 2015.- С.60
- Ким М.Н. Основы теории журналистики: Учебное пособие. ООО Издательство «Питер»,2013.- С.98
- Резников М.Р. Радио и телевидение вчера, сегодня, завтра. М.: Связь, 2016.- С. 95.
- Корконосенко С. Г. "Основы теории журналистики". СПб. 2014.- С.40
- Головин Ю.А. Российские литературнго-художественные журналы как форма реализации культурной политики: Монография.-М., 2010. С. 224
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДЕТИ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Реалии современной жизни таковы, что многие семьи имеют в доме не один телевизор, компьютер или ноутбук. К сожалению, детские журналы уже не выписываем через почту, а редко покупаем в киосках. Б...
Дети и средства массовой информации.
Статья по духовно-нравственному развитию в ДОУ...
Негативное влияние средств массовой информации на детей дошкольного возраста
В последнее время психологам чаще приходиться сталкиваться с очень искаженным поведением детей. С одной стороны скованность и недоразвитие речи. С другой - сильная агрессивность и излишняя демонстрати...
Дети и средства массовой информации
Какие серьезные и тревожные последствия в развитие ребенка влекут за собой СМИ...
Влияние средств массовой информации на развитие речи детей
Дискуссия«Влияние средств массовой информации на развитие речи ребенка»Дискуссия - это форма работы с педагогами, которая позволяет вести активный диалог, высказывать различные точки зрения, спорить и...
Консультация для родителей «Дети и средства массовой информации»
В настоящее время наблюдается сильное влияние средств массовой информации на детское сознание, дети испытывают дефицит общения с родителями. Безусловно, информационная эпоха ...
Статья на тему влияния средств массовой информации на формирование личности ребенка дошкольного возраста
Рассмотрение положительных и отрицательных сторон взаимодействия ребенка со СМИ. Рекомендации...