Нетрадиционные техники рисования
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В.А. Сухомлинский
Дети очень рано замечают красоту в окружающем мире и тянутся к ней, поэтому очень важно, используя это стремление, обогащать чувственный опыт ребенка, развивать его эмоциональную среду. Сухомлинский писал: «Клетки детского мозга настолько нежные, настолько чутко реагируют на объекты восприятия, что нормально работать они могут при условии, что объектом восприятия, осмысливания является образ, который можно видеть, слышать, к которому можно прикоснуться. Детское видение мира – это своеобразное художественное творчество. Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд детского творчества. » Поэтому очень важно именно в дошкольном возрасте создавать условия для развития детского художественного творчества.
Изо - деятельность – благотворная почва для всестороннего развития личности. В результате формируются воображение, художественный вкус, рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.
Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.
Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом мире.
Целостность любого произведения изобразительного искусства заключается в отражении художником своего внутреннего мира, отношению к окружающей среде, в эмоциональности и экспрессивности. Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества.
Нарушение мелкой у дошкольников затрудняет овладение письмом в начале школьного обучения и требует своевременной коррекции. Одним из близких и доступных видов работы с детьми по формированию мелкой моторики является изобразительная и художественно-продуктивная деятельность. Это побудило заняться проблемой развития мелкой моторики у дошкольников через использование нетрадиционных техник во время организованной деятельности по рисованию. Мотивация успешности при использовании нетрадиционных техник сохраняется благодаря особенностям их использования: быстрота и относительная простота получения силуэтов и деталей нужной формы, новизна способа, как фактор удержания внимания. В связи с этим, я попыталась разработать цикл занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, которые учитывали бы особенности детей и способствовали более результативному развитию. Одной из особенностей построения организованной деятельности по ИЗО является использование комплексов пальчиковых гимнастик и массажей для развития мелкой моторики пальцев рук.
Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться. Нетрадиционные способы рисования соответствуют методике «свободных ассоциаций». Нестандартные подходы к организации занятия вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскрепощенными, уверенными, что их работа лучше всех. Работа начинается постепенно, как принято «от простого к сложному», по китайской пословице «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать - и я пойму!»
АКТУАЛЬНОСТЬ
В наше время, когда преобладает жестокость и агрессия, дети зачастую либо замыкаются в себе, не желая общаться, либо наполнены отрицательными эмоциями. Именно поэтому в программу по изодеятельности я включила методы, способствующие успешной адаптации детей дошкольного возраста, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе, агрессивности. Содержание данной программы насыщено, интересно, эмоционально значимо для дошкольников, разнообразно по видам деятельности и удовлетворяет потребности каждого ребенка в реализации своих художественных желаний и возможностей, использую индивидуально-дифференцированный подход.
ЦЕЛЬ:
1. Формирование эмоционально-чувственного мира, развитие фантазии, воображения.
2. Совершенствовать и углублять изобразительные навыки.
3. Раскрывать творческий потенциал ребенка с использованием различных техник и жанров изобразительного искусства.
4. Дать знания о нетрадиционных техниках изобразительной деятельности.
5. Развитие мелкой моторики рук и тактильного восприятия.
6. Формирование навыков контроля и самоконтроля.
Описанные выше цели способствуют всестороннему развитию ребенка что является главным в подготовке к обучению в школе.
ЗАДАЧИ:
1. Учитывать интересы детей.
2. Решать задачи в единстве с основной программой.
3. Создавать комфортную обстановку, способствующую для развития творческой личности.
4. Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
5. Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности.
6. Формировать умение оценивать созданные изображения.
7. Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
8. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:
- комплекс пальчиковых гимнастик и массаж – используются для развития мелкой моторики;
- познавательные беседы – проводятся с целью ознакомления детей с новым материалом;
- вопросы проблемного и исследовательского характера – используются для развития мышления, умения рассуждать, высказывать свои мысли, делать выводы;
- метод моделирования – используется для развития у детей умения работать по схемам;
- рисование – проводится с целью развития памяти, воображения, мышления;
- игровые методы и приемы, сюрпризные моменты, творческие задания, экспериментирование.
Работа способствует развитию у ребенка:
- мелкой моторики пальцев рук;
- сенсорного восприятия;
- глазомера;
- логического мышления;
- волевых качеств (усидчивость, умение доводить начатое до конца);
- художественных способностей и эстетического вкуса.
В основе образовательного процесса лежат следующие педагогические принципы:
- уважение личности ребенка;
- принцип деятельности (дети находятся в постоянном процессе открытия новых знаний);
- принцип креативности (создание условий для творческой активности детей);
- принцип вариативности (свобода выбора ребенком способов решения творческих заданий).
Основная форма организации образовательного процесса интегрированные и комплексные занятия.
Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского изобразительного творчества, в том числе при освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят детям радость познания, творчества. В процессе работы моей основной задачей стало – подвести ребенка к самостоятельному поиску и выбору способов и средств выразительного воплощения в рисунке своего замысла, своих чувств и переживаний при помощи разнообразных художественных материалов. Освоение многообразных техник изобразительной деятельности предоставляет возможность почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунков.
Важнейший показатель эффективности проведенной работы – это изменения в поведении детей. Если неуверенный в себе, замкнутый ребенок стал с удовольствием рисовать и мастерить, делиться впечатлениями, умело использовать различные изобразительные материалы, тогда можно сказать - поставленные задачи выполнены.
Планирование на учебный год
№ п/п Тема занятия Нетрадиционная техника Программное содержание
1 2 3 4
Сентябрь
1 Луг Акварельные краски+восковые мелки Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете
2 Ваза для цветов Печать (печатками, по трафарету) «знакомая форма – новый образ» Закрепить умение составлять простые узоры, используя технику «старая форма – новое содержание» для рисования формы вазы. Развивать чувство композиции.
3 Бабочки Монотипия Познакомить детей с техникой монотипии. Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление.
4 По замыслу Различные Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему
5 Ежики на опушке. Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями.
Рябина Рисование пальчиками Закрепить умение рисовать пальчиками, прием примакивания (для листьев).Развивать чувство композиции, цветовосприятие
7 Рисование узоров по мотивам дымковских игрушек Закрепить умение передавать колорит дымковских узоров. Развивать чувство композиции, цветовосприятие
8 По замыслу Различные Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
Октябрь
9 Листопад Тиснение Познакомить с техникой тиснения. Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них.
10 Осенние листья Тычкование Закрепить умение вырезать листья и приклеивать их на деревья, прием тычкования . Развивать чувство композиции
11 Георгины в вазе (с натуры) Закрепить приемы рисования пастелью. Развивать чувство композиции. Учить обращаться к натуре в процессе рисования, подбирать цвета в соответствии с натурой
12 По замыслу Различные Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему
13 Ковер из осенних листьев Печатание листьями, печать или набрызг по трафарету Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати
14 Роспись дымковской игрушки Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит дымковских узоров, чувство композиции.
15 Платье Оттиск печатками, рисование пальчиками Закрепить умение украшать платье
16 По замыслу Различные Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
Ноябрь
17 Осеннее дерево Оттиск печатками, набрызг по трафарету, монотипия Учить изображатьбражатьизображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники (дерево в сентябре – монотипия, в октябре – набрызг по трафарету, в ноябре – печатание печатками). Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках
18 Кошечка Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции
19 Городецкие узоры Закрепить знания детей о городецкой росписи. Учить украшать разделочную доску простым узором. Развивать чувство композиции
20 По замыслу Различные Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему
21 Снежок Монотипия. Рисование пальчиками Закрепить умение изображать снег,используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции
22 Осенние дары Закрепить умение составлять натюрморт, упражнять в рисовании пастелью торцом мелка и всей его поверхностью. Развивать чувство композиции
23 Красивая тарелочка Продолжать закреплять знания детей об элементах и колорите городецкой росписи. Учить составлять простой узор в круге. Развивать чувство композиции.
24 По замыслу Различные Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
Декабрь
25 Фантазии Кляксография, «знакомая форма – новый образ» Познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание». Развивать воображение
26 Вечер Черно-белый граттаж Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого гратажа. Учить передавать настроение тихой зимнего вечера с помощью графики. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих
27 Снежинки Учить украшать тарелочки и подносы узором из снежинок различной формы и размера. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих
28 По замыслу Различные Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему
29 Рисование с натуры Продолжать учить использовать выразительные средства графики (пятно, линия, штрих). Учить продумывать расположение рисунка на листе, обращаться к натуре в процессе рисования. Закрепить умение пользоваться такими материалами, как тушь и уголь
30 Волшебная птица Продолжать закреплять знания детей о городецкой росписи. Познакомить с приемами изображения городецких птиц. Учить рисовать птицу (из цветов и листьев городецкой росписи).
31 Новый год Рисование пальчиками, акварель + восковые мелки Учить изготовлять плоскостные елочные игрушки (в технике акврель+восковой мелок) Закрепить умение украшать различные геометрические формы узорами, как на елочных игрушках.
32 По замыслу Различные Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
Январь
33 Сказочный сад Черно-белый граттаж, печать поролоном по трафарету Совершенствовать умение в нетрадиционных графических техниках (черно-белый граттаж, печать поролоном по трафарету).
34 Любимый узор Оттиск печатками, поролоном, пенопластом, рисование пальчиками Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять простые узоры (полоска, клетка)
35 Сова Тычок полусухой жесткой кистью Учить создавать выразительный образ совы, используя технику тычка и уголь. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики.
36 По замыслу Различные Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему
37 Мой друг Черно-белый граттаж, акварель + восковые мелки Дать знания о портрете как жанре изобразительного искусства. Закрепить умение рисовать портрет человека.
38 Комнатное растение Продолжать учить анализировать натуру, форму и расположение листьев. Закрепить приемы работы с пастелью
39 Волшебный цветок Закрепить умение рисовать необычные цветы, используя разные приемы с пастелью. Развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятие
40 По замыслу Различные Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему
Февраль
41 Подводное царство Рисование ладошкой, восковые мелки + акварель Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике восковые мелки + акварель, отпечатки ладоней. Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, медуз, рисовать различные водоросли, рыб разной величины. Развивать воображение, чувство композиции
42 Полярная ночь Учить изображать снег, лед и полярную ночь, используя гуашь различных цветов, смешивая ее прямо на бумаге. Закрепить понятие о холодных цветах. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности
43 Арктика Совершенствовать умение в смешивании белой и черной красок прямо на листе бумаги. Развивать умение отображать в рисунке сложный сюжет
44 По замыслу Различные Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
45 Матрешка Познакомить детей с семеновскими матрешками. Учить определять колорит, элементы росписи
46 Матрешки Рисование пальчиками Продолжать знакомить с семеновскими матрешками. Упражнять в рисунке несложной композиции на фартуках ранее нарисованных матрешек. Развивать цветовосприятие
47 По замыслу Различные Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании.
48 Ваза с ветками Оттиск печатками Продолжать учить анализировать натуру, определять и передавать в рисунке форму и величину вазы, веточки.
Март
49 Подарок маме Печать по трафарету, рисование пальчиками Учить украшать цветами и рисовать пальчиками . Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображений. Учить располагать изображения на листе по - разному
50 Портрет любимого друга Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закрепить умение изображать лицо (фигуру) человека.
51 Платок для бабушки Учить рисовать несложный цветочный орнамент по мотивам павло-посадских платков. Развивать чувство ритма, цветовосприятие
52 По замыслу Различные Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему
53 Весенние цветы Акварель + восковой мелок Учить рисовать цветы восковыми мелками. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие
54 Узор на платке Продолжать знакомить детей с павло-посадскими платками. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, чувство композиции
55 Натюрморт Восковые мелки + акварель Продолжать учить составлять натюрморт определять форму, величину, цвет и расположение различных частей. Упражнять в аккуратном закрашивании мелками создании созвучного тона с помощью акварели
56 По замыслу Различные Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему
Апрель
57 Автопортрет Продолжать учить пользоваться различными графическими средствами (линия, пятно, штрих) для создания выразительного образа человека.
58 Роспись подноса Познакомить с жостовским промыслом, рассмотреть выставку, выделить колорит и элементы узора. Учить рисовать несложную композицию .
59 Фантазия Набрызг, печать поролоном по трафарету Учить создавать образ используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник
60 Красивые цветы Продолжать знакомить с росписью жостовксих подносов. Развивать чувство ритма, композиции
61 Наш детсад Учить создавать большую коллективную композицию, договариваться друг с другом, кто что рисует. Закрепить ранее полученные навыки и знания. Развивать чувство композиции
62 Наш сад Тиснение Продолжать знакомить с техникой тиснения. Учить рисовать листья разных видов и размеров.Закрепить умение вырезать листья и наклеивать на общую работу
63 Цветы Монотипия Закрепить знание детей о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью
64 По замыслу Различные Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании .
Май
65 Пчелки Восковой мелок+акварель, черный маркер+акварель Совершенствовать умения в данных изобразительных техниках. Развивать чувство композиции
66 Одуванчики Восковой мелок+акварель, обрывание, тычкование Совершенствовать умения в данных изобразительных техниках. Учить отображать облик одуванчиков наиболее выразительно.
67 Игрушки Совершенствовать умение украшать бумажный шаблон или готовые игрушки подходящим рисунком. Развивать чувство ритма, композиции
68 По замыслу Различные Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему
69 Дерево Рисование свечой Закрепить умение рисовать свечой и акварелью. Учить создавать выразительный образ.ВРазвивать чувство композиции
70 Украшение фартука Совершенствовать умение выбирать и рисовать предмет, украшать его
71 Весеннее дерево Рисование пальчиками, тычками Закрепить умения продумывать расположения рисунка на листе, обращаться к натуре в процессе рисования, соотносить размеры и веток. Совершенствовать умение использовать рисование пальчиками и тычком для повышения выразительности рисунки
72 Итоговая выставка рисунков за год