"Право на имя"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Адаева Светлана Анатольевна

 

Цель:Дать представление о важности права на имя, закрепленное документом «Свидетельство о рождении». Познакомить с понятиями «отчество», «тезка», «однофамилец». Расширять и активизировать словарь детей, совершенствовать грамматический строй речи.

Задачи: Знакомить детей с правом на имя. Знакомить с происхождением и значением имени. Познакомить с понятиями «отчество», «тезка», «однофамилец». Формировать индивидуальность. Пополнять знания детей о народных традиция, праздниках (именинах). Развивать творческую активность, слуховое внимание. Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, полных имён, отчества. Помочь развитию связной речи через стимулирование собственных высказываний детей, вопросы, ответы. Воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим.

Оборудование: мяч, иллюстрации с именными иконами, свидетельство о рождении, диск с записью отрывка из мультфильма «Алиса в Зазеркалье», Поделки «Мое имя самое красивое»

 Ход занятия

 Воспитатель вместе с детьми образуют круг.  Приветствие по кругу

 Давайте улыбнемся друг другу и скажем громко: «Доброе утро! »

Давайте все возьмемся за руки и передадим частичку своего тепла и доброго настроения друг другу.

 У всех хорошее настроение?

 Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно друг на друга и скажите, чем мы похожи между собой (Ответы детей)

 Воспитатель: Умницы, правильно рассказали. Оказывается у нас много общего, и все-таки у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других. Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте ее отгадать.

 Нас не было – оно было,

 Нас не будет – оно будет,

 Никто ни у кого его не видел,

 А у всех оно есть.

 И у мамы есть, и у папы есть,

 У дочки есть, у внучки есть,

 Чтобы его узнать,

 Надо вслух назвать.

 Дети: Имя.

 

 Воспитатель: Правильно имя. Имя играет большую роль в жизни людей. Без имени нельзя обойтись. Люди ценят свои имена, через всю жизнь проносят имя. Человека можно лишить всех богатств, всех прав, но нельзя лишить имени. А давайте поиграем с вами в игру, где каждый назовет свое имя. Проводится игра «Дин-дон» (с мячом) .

 Дин-дон, дин-дон,

 По улице ходил слон.

 Ну, а наша детвора

 Начала игру в слова.

 Раз, два, три, не зевай-

 Имена называй.

Как зовут цыпленка? Цып-цып-цып.

 Как зовут котенка? Кис-кис-кис.

 Как зовут щеночка? Гав-гав-гав.

 Ну а как ребенка?

 (Дети передают мяч по кругу и называют свои имена) .

 

 

 

 Дети садятся на стульчики.

 Воспитатель. Ну вот, ребята, мы с вами еще раз познакомились, услышали ваши имена. Что же такое имена? Имена — это слова, но особые. Придуманы они были очень давно. Они имеют свои значения. Если мы обратимся к словарю, то узнаем значение нашего имени. Например, мое имя «Наталья» означает «родная», а имя «Александр» в переводе с древнего языка означает «сильный, смелый, мужественный».

 Воспитатель. А вы знаете, что означают ваши имена?

 Имя нам даёт отраду,

 Дарит счастье и удачу.

 Потому узнать бы надо,

 Что же имя наше значит?

Я вам сейчас расскажу, а вы запоминайте:

Данил – «Бог мой судья»

 

Александр-мужественный защитник.

 

Лиза-«почитающая бога»

 

Федор-«Дарованный богом»

 

Ангелина-«Вестница,ангел»

 

Полина-«Солнечная»

 

Алексей-«Защитник»

 

 

 

У каждого из нас есть свое имя. Все имена очень красивые. И даются они человеку не просто так. Ведь эти имена – не только имена твоих друзей или близких. Так когда-то, очень давно, звали святых. Святые - это особенные люди. Они жили праведной жизнью. Всех-всех любили и прощали – даже тех, кто их обижал. Но сами никого и никогда не обижали. Всегда помогали бедным. Молились Господу о себе и о людях, которые жили рядом с ними, чтобы все у всех было хорошо. Особенно молятся святые о тех людях, которые носят их имя. Например, святой Николай особенно молится о мальчиках по имени Коля. А святая великомученица Татьяна – о девочках Танях (показ иллюстрации с именными иконами) У каждого из нас есть свой святой – свой небесный покровитель. И у каждого есть праздник имени, который называется именинами, или Днем Ангела мальчиков и девочек.

 

 

 Воспитатель. А как вы думаете, зачем люди придумали имена? (Ответы детей)

Я предлагаю вам посмотреть отрывок из сказки «Алиса в стране Зазеркалье».

 – Надеюсь, вы не намерены потерять своё имя?

 – Конечно нет, – растерянно сказала Алиса.

 – Не знаю, не знаю. Вы только подумайте, как удобно вернуться домой без имени! Например, вас вызывают на уроке. Учительница говорит: Иди к доске… – и тут она замолчит, потому что у вас не будет имени, и вы можете сделать вид, что зовут не вас, а кого-то там.

 – Ничего из этого не выйдет, и всё равно придется отвечать мне, а не кому-то там. Учительница скажет: «Эй, ты! » или «Эй», или ещё как-нибудь.

 Воспитатель: Значит, без имени трудно общаться друг с другом и понимать о ком говорят. Ребята, скажите, к кому можно обратиться просто по имени?

Дети: по имени можно обратиться к другу, к брату, к сестре.

 Воспитатель: Правильно, просто по имени можно обратиться к сверстнику. А к кому обращаются по имени и отчеству? (Ответы детей)

 Воспитатель: Правильно, называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему. Отчество присваивается по имени отца. Моего папу зовут Алексей, поэтому я Наталия Алексеевна. Вы знаете, как зовут вашего папу? Подумайте и назовите своё отчество. (Дети называют отчество) .

 Воспитатель: Ребята, а будет ли нам приятно, если нас будут называть не по имени, а придумают прозвища или будут дразнить как-нибудь? Нет, конечно? Итак, каждый человек на земле имеет ПРАВО НА ИМЯ. И у каждого из вас есть документ, подтверждающий это право – это «Свидетельство о рождении» (рассмотреть свидетельство о рождении). Однако, мы с вами засиделись. Давайте, разыграем игру «Узнай меня»? Дети становятся в круг, а желающему Водяному завязывают глаза и сажают в середину круга. Взявшись за руки, дети ходят вокруг него и говорят хором: «Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой? Выходи хоть на час и узнай одного из нас! ». Ребята останавливаются, Водяной встает, подходит к игроку, ощупывает его и должен назвать его имя. Если отгадал, ему развязывают глаза, а тот, чье имя отгадано становится Водяным.

 

 Воспитатель: Молодцы, немного размялись, а теперь послушайте стихотворение:

 Марьюшка, Марусенька,

 Машенька и Манечка

 Захотели сладкого

 Сахарного пряничка.

 Воспитатель: Как вы думаете о каком имени шла речь?

Дети: Маша.

 Воспитатель: Хоть и разные были названы имена, но так называлась одна девочка Маша. Когда она вырастет, её будут называть Мария.

 Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Назови ласковые родственные имена».

 (Витя – Витюша, Витенька, Витёк, Витюнюшка, Витюнчик, Витюшок.

 Саша – Сашок, Сашенька, Сашунчик, Саня, Сашуля и т. д.) .

 Воспитатель: На свете много разных имён, но встречаются люди с одинаковыми именами. Например: Саша – девочка, и Саша мальчик. Таких людей называют «тёзками». А как вы думаете, как можно отличить людей с одинаковыми именами?

 Дети: По фамилии.

 Воспитатель: Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию. Одинаковые фамилии могут быть не только у родственников, но и у разных людей. Их называют однофамильцами.

А теперь давайте поиграем в игру «Что лишнее? ». Будьте внимательны.

. Алеша, Иванов, Рома, Ваня.

.Юля, Олег, Вова, Андрей.

.Сережа, Руслан, Жучка, Данил.

.Маша, Таня, Мурка, Марина.

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Скажите, с чем мы сегодня познакомились?

 Дети: Каждый ребёнок имеет право на собственное имя. Узнали о происхождении имён, отчеств, фамилий.

 

 

 Воспитатель: Кто такие тезки?

 Дети: Люди с одинаковыми именами.

Воспитатель: Кто такие однофамильцы?

Дети: Люди с одинаковыми фамилиями.

Воспитатель: Как называется праздник имени?

Дети: Именины или День Ангела.

 Воспитатель: Какой документ подтверждает ваше право на имя?

 Дети: Свидетельство о рождении.

 Воспитатель: Молодцы, вы очень дружные ребята. На воздушных шариках я написала ваши имена. Мы выпустим эти шары на улицу и все вокруг узнают, есть детский сад «Колосок» в нём живут такие дружные ребята, с такими прекрасными именами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx2.41 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мое имя самое красивое

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание Тема: «Охрана прав и достоинств ребенка» (по материалам «Декларации прав ребенка»)

Родительское собрание поможет вам сформироватьу родителей представления о правах ребенка....

Конкурсно - игровая программа"Правила дорожные - правила надежные"

Музыкальная   познавательная   программа  предполагает  участие  в  ней   детей  и  их  родителей. Направлена  на  совместное  обучение  правилам  дорожного  движения, включает стихи, веселые  игры , ...

Права ребенка-это права взрослого

Проектная работа  по правам ребенка в подготовительной группе...

Конспект познавательного занятия "О всеобщей декларации прав человека" и о "Конвенции о правах ребенка"

Конспект знакомит детей с нравственными нормами и правилами, учит соотносить права и обязанности....

Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"

Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...

Тематическое развлечение совместное с родителями. «Правила дорог - правила жизни!» Цель: создать условия для закрепления правил дорожного движения и дорожных знаков, навыка культуры поведения на дороге детей и родителей.

Тематическое развлечение, совместное с родителями. 2016г«Правила дорог - правила жизни!» Цель: создать условия для закрепления правил дорожного движения и дорожных знаков, навыка куль...