"Художественно-творческое развитие детей как проблема дошкольного учреждения"
статья по теме

Аверина Ольга Викторовна

В статье отражена актуальность и содержание педагогической деятельности МБДОУ "д/с №51" г.Арзамаса по художественно-творческому развитию детей дошкольного возраста в условиях работы экспериментальной площадки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_v_agpi.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но... не опаздывайте, и помогая... думайте сами

Б.П.Никитин.

Проблема развития творчески активной личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач художественно-эстетического воспитания. Эстетическое воспитание и развитие художественно- творческих способностей  это два взаимосвязанных процесса, реализующихся в разнообразных художественно- творческих видах деятельности детей игровой, художественно – речевой, театрализованной, музыкальной, изобразительной.

Педагогический коллектив ДОУ на протяжении нескольких лет активно работает по совершенствованию приобщения детей к  художественному творчеству. Тематика вопросов и проблем,  а также решение их  были самыми разнообразными:

  • 2008-2009 уч. год – «Театр как фактор развития  художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста». Такая деятельность требует ясного представления образа литературных героев и сюжета произведения, умения передавать действия, характер при помощи соответствующих движений, голоса, жестов. А это в свою очередь невозможно без воображения. Поэтому при подготовке данного мероприятия предпочтение отдавалось сказкам с большим количеством действующих лиц, чтобы в них принимало участие как можно больше детей.
  • 2009-2010 уч. год – «Раскрытие личности ребенка через приобщение к произведениям искусства и собственное творчество». Особенно сильное положительное эмоциональное воздействие на детей оказывают произведения искусства. Полученные при восприятии предметов и явлений действительности образы, активизируют желание детей изобразить это в собственном творчестве различными средствами.
  • 2010-2011уч. год – «Развитие ассоциативного мышления через использование музыкальных, художественных, литературных произведений». Познание окружающего мира через разные формы художественной деятельности обеспечивает разностороннее воздействие на детей, а также способствует образованию ассоциативных связей.
  • 2011-2012 уч. год – «Народное декоративно – прикладное искусство в художественном развитии детей». Рассматривая произведения народного декоративного искусства, дети видят как мастера по – разному передают образы, как выбирают объекты для изображения и какими средствами пользуются для решения поставленной задачи.

Проводимые мероприятия были одновременно серьезными и приятными, свободными и планируемыми. Поэтому задача и обязанность педагогов заключалась в поощрении и деликатном направлении исследовательской инициативы детей, стремлении развить у них независимость, изобретательность и творческую инициативу самыми разнообразными способами.

Оценив увлеченное отношение детей к процессу творчества, результативность творческой деятельности детей,  коллектив МБДОУ д/с № 51 принял решение включиться в экспериментальную работу по теме: «Полихудожественная деятельность как фактор обогащения и развития речи детей дошкольного возраста».

 В качестве основных ориентиров выделили основные требования, которые должны опираться на собственный опыт ребенка, обучать в действии, побуждать к непосредственному восприятию предметов и явлений, чередовать индивидуальную и коллективную работу.

Программа экспериментальной площадки представляет собой стройный, логический ряд, включающий в себя комплекс последовательно решаемых задач:

1.

При этом каждая такая задача для ребенка дошкольного возраста содержит                        познавательную линию и способ ее решения.

Решение поставленных задач решили начать посредством создания специальной развивающей среды, в которой ребенок находил бы стимул для самообучения и развития.

На первом этапе работы педагоги провели обследование детей и выявили, что отсутствие внешнего воздействия и относительного регулирования деятельности со стороны воспитателей, делает работу детей малопродуктивной.  

Дальнейшая экспериментальная работа показала положительное влияние разнообразных игр, игровых приемов и игровых ситуаций, специальных методических приемов и методов работы на развитие речи, мыслительных способностей и художественно – образных представлений. Все это потребовало больших творческих усилий со стороны педагогов, однако сформировать эти способности удалось пока не у каждого ребенка.

Были найдены пути практического решения проблемы, в основе которых созданы циклы занятий для детей старшего дошкольного возраста, описаны все возможные и необходимые взаимосвязи всех составляющих, обеспечивающих наиболее полное раскрытие образов темы.

Включение детей в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества – одно из главных условий полноценного интеллектуально – эстетического воспитания, развития его речевых и художественно- творческих способностей.

Такой подход к использованию народного искусства и проведенное итоговое художественное событие на тему «Дивный сказочный сервиз – царской дочки он каприз» обеспечил освоение и обогащение знаний детей о народной культуре. Наиболее эффективными путями развития творчества детей стали взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства, а точнее – народной музыки и декоративно – прикладного искусства и взаимосвязь художественного слова и театрализованной деятельности.

Успешному осуществлению художественно –эстетического воспитания дошкольников во многом способствуют социальные и семейные виды организации жизнедеятельности ДОУ. Установление взаимодействий дошкольников с социокультурными и образовательными учреждениями города обеспечивает приобщение детей к социуму, привлечение внимания субъектов социума к художественному развитию личности ребенка. Для реализации этих целей ДОУ взаимодействует с :

  • АГПИ им. А.П. Гайдара (экспериментальная площадка)
  • музыкальный колледж (музыкальные развлечения «Волшебный мир ноток»)
  • музыкальная школа (выступления  детей разного возраста с музыкальными номерами)
  • Арзамасский муниципальный театр Драмы (посещение и просмотр театрализованных  представлений)

 Объединение усилий семьи  в интересах личностного развития ребенка происходит путем приобщения родителей к образовательному процессу, ознакомлению их не только с формами работы воспитателя с детьми ( музыкальная деятельность, праздники и развлечения), но и ее содержанием, осуществляя совместную творческую деятельность в детских спектаклях и постановках, в создании коллективных поделок, т.е. в организации деятельности, объединяющей детей, родителей и педагогов.

Будем продолжать работу и ориентироваться на поиск новых форм и способов интеграции разных видов деятельности на уровне содержания используемых программ и применяемых технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста (нетрадиционное рисование) "Разноцветная полянка"

Обучение нетрадиционным видам рисования. Обучение умению пользоваться различными средствами выразительности.(автор-составитель Хорольская С. В.)...

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО- ТВОРЧЕСКОГО, ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

1. Проектный метод в организации взаимодействия ДОУи семьи в процессе художественно-творческого, познавательного развития детей:-Проектный метод – немного из теории…-Плюсы и минусы проектного метода...

«Оптимизация здоровья и физического развития детей в условиях дошкольного учреждения»

Жизнь – это система движений. Потребность в движении дана человеку природой. Детский возраст – это время интенсивного формирования и развития функций всех систем организма и псих...

Консультация для педагогов. «Оптимизация здоровья и физического развития детей в условиях дошкольного учреждения»

Жизнь – это система движений. Потребность в движении дана человеку природой. Детский возраст – это время интенсивного формирования и развития функций всех систем организма и псих...

«Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ через технологии «Дорисовывание рисунка» в рамках реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Данный материал направлен на формирование самостоятельности при дорисовывании целостного изображения на основе заданных геометрических форм у дошкольника с РАС. Поможет познакомить ребенка с техникой ...