Семинар – практикум для родителей «Домашняя игротека - развивающих игр с детьми»
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Одним из немаловажных аспектов развития детей дошкольников является интеллектуальное развитие.
Для родителей важно, чтобы их ребёнок был успешным и развитым. Эффективность развивающего процесса детей в ДОУ зависит от совместной деятельности воспитателя и родителей, способствующей скорейшему развитию дошкольников.
В связи с этим мной был разработан семинар-практикум.
Семинар-практикум проводился в рамках знакомства родителей старшего дошкольного возраста по теме: «Домашняя игротека - развивающих игр с детьми»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_na_sayt.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум для родителей
«Домашняя игротека - развивающих игр с детьми»
Форма проведения: семинар-практикум
Место проведения: музыкальный зал.
Участники: родители воспитанников подготовительной к школе группы, дети, воспитатели
Аннотация работы:
Одним из немаловажных аспектов развития детей дошкольников является интеллектуальное развитие.
Для родителей важно, чтобы их ребёнок был успешным и развитым. Эффективность развивающего процесса детей в ДОУ зависит от совместной деятельности воспитателя и родителей, способствующей скорейшему развитию дошкольников.
В связи с этим мной был разработан семинар-практикум.
Семинар-практикум проводился в рамках знакомства родителей старшего дошкольного возраста по теме: «Домашняя игротека - развивающих игр с детьми»
Семинар-практикум состоит из частей:
1. Теоретическая часть
1.1.Консультация для родителей «Игры - как средство развития детей»
2. Практическая часть
2.1. Игры - задания для родителей
2.2. Дискуссия о целесообразности условий и методов развития игровой деятельности детей в семье
2.3. Рассказы родителей из опыта семейного воспитания «Домашняя игротека»
2.4.Традиционная игра «Я дарю тебе игру».
2.5.Игротека (совместные игры детей и родителей).
3. Просмотр презентации
3.1.Просмотр презентации «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством математической деятельности»
3.2. Вручение памятки «Что могут родители»
4. Рефлексия
Семинар-практикум – одна из эффективных форм сотрудничества с родителями, где предполагается как теоретическое ознакомление с проблемой, так и практические решение конкретной ситуации.
Семинар-практикум получил высокие положительные отзывы от участников семинара.
Цели: Знакомство родителей с условиями, методами использования игр и упражнений, направленных на развитие интеллектуальных способностей детей
в домашних условиях;
Развитие взаимоотношений детей и их родителей посредством включения в совместную игровую деятельность. Создание положительного благоприятного климата, обеспечивающего сближение, взаимопонимание детей и взрослых. Задачи:
-Сформировать у родителей представления о значении игры в развитии ребенка, о влиянии игры на развитие интеллектуальных способностей у детей.
-Привлечь внимание родителей к детской игре как деятельности, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в деловом, познавательном и эмоциональном общении с взрослым и сверстниками.
-Упражнять детей и родителей в способе расположения частей, составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец, планировать ход действий.
- Предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений в условиях семьи, направленных на развитие интеллектуальных способностей у детей;
- Упражнять родителей в умении самостоятельно подбирать игры и упражнения для развития интеллектуальных способностей у детей.
Актуальность:
ДОУ, в силу своей близости к семье, может стать важным элементом, влияющим на развитие ребёнка-дошкольника, но для этого нужно повысить уровень грамотности родителей. Одним из направлений, реально повышающих знания родителей, является семинар-практикум.
Новизна:
Состоит в разработке семинара-практикума на основе применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)в работе воспитателя.
Новизна и практическая значимость семинара выражается в том, что реализация способствует созданию единой образовательно-воспитательной среды в дошкольном учреждении и семье; через развитие компетентности повышается заинтересованность родителей, ответственность за воспитание детей в условиях семьи на основе использования обновленных форм взаимодействия; родители являются активными участниками реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения, для которых целевым ориентиром является формирование социального портрета ребенка дошкольника 6– 7 лет и возрастает степень доверия и уважение к работникам дошкольного учреждения.
Ожидаемые результаты:
- у родителей сформированы представления о значении игры в развитии ребенка, о влиянии игры на развитие интеллектуальных способностей у детей
- родителям даны практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие интеллектуальных способностей детей
- родителями получен опыт самостоятельного подбора игр
Предварительная работа:
- проведение анкетирования и индивидуальных бесед с родителями с целью выяснения их представлений и возможностей по данной теме;
- анализ анкет и бесед с родителями;
- подбор пособий, игр, методической литературы по теме;
-создание презентации;
- оформление наглядных материалов и практических рекомендаций для родителей.
Информационно-техническое обеспечение:
Раздаточный материал для родителей: смайлики - красного, желтого, синего цветов (для каждого участника).
Карточки, на которых сформулированы условия и методы развития игровой деятельности детей в семье.
Презентация «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством математической деятельности»
Материалы и оборудование:
Ноутбук, проектор, экран, ножницы, образцы игры танграм, магнитная доска,
игры и пособия, используемые для развития детей.
Ход: Семинара – практикума для родителей
«Домашняя игротека - развивающих игр с детьми»
Слайд 1
Семинар – практикум для родителей
«Домашняя игротека - развивающих игр с детьми»
Слайд 2
План семинара - практикума
1. Теоретическая часть
1.1.Консультация для родителей «Игры - как средство развития детей»
2. Практическая часть
2.1. Игры - задания для родителей
2.2. Дискуссия о целесообразности условий и методов развития игровой деятельности детей в семье
2.3. Рассказы родителей из опыта семейного воспитания «Домашняя игротека»
2.4. Традиционная игра «Я дарю тебе игру».
2.5. Игротека (совместные игры детей и родителей).
3. Просмотр презентации
3.1. Просмотр презентации «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством математической деятельности»
3.2. Вручение памятки «Что могут родители»
4. Рефлексия
Здравствуйте, уважаемые родители! Очень рада видеть Вас!
Слайд 3
Игра «Давайте поздороваемся»
Здороваться надо определенным образом:
Музыка звучит – все гуляем по залу.
Музыка останавливается 1 раз – здороваемся за руки, с тем, кто окажется рядом.
2 раз – здороваемся плечиками.
3 раз – здороваемся спинками. Разговаривать запрещается.
После игры участники присаживаются на стульчики.
Слайд 4-5
1.Теоретическая часть
1.1Консультация для родителей «Игры - как средство развития детей» (Приложение1)
Слайд 6
2. Практическая часть
2.1. Игра-задание
Уважаемые родители, я предлагаю вам необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете смайлик красного цвета, не всегда - жёлтого, никогда - синего.
- Каждый вечер уделяю время на игры с детьми
- Рассказываю о своих играх из детства
- Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком
- Купив ребёнку игру, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры
- Слушаю рассказы, ребёнка об играх и игрушках в детском саду
- Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т.е. не лишаю его на время игры или игрушки
- Часто дарю ребёнку игру, игрушку
- Если на вашем столе больше красных смайликов, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ведь игра - это самое интересное в жизни ребёнка.
Слайд 7
Задание. Уважаемые родители, у вас на столе лежат карточки, на которых сформулированы следующие условия и методы развития игровой деятельности детей в семье. Ознакомьтесь, пожалуйста, с ними, и выбирают те, которые вы реализуете в своей семье.
Слайд 8
2.2. Дискуссия о целесообразности условий и методов развития игровой деятельности детей в семье.
(Педагог организует дискуссию о целесообразности используемых родителями методов) (Приложение 2)
Слайд 9
2.3.Рассказы родителей из опыта семейного воспитания «Домашняя игротека».
Слайд 10
2.4.Уважаемые родители, я предлагаю ввести в традицию семьи и нашей группы «Я дарю тебе игру».
Цель - развивать навыки общения со взрослыми и сверстниками.
Один раз в неделю, в выходной день, родители, «подарите» ребенку новую игру для него: не просто купите, а изготовьте вместе с ребенком, но и обязательно объясните и поиграйте с ребенком. Каждый понедельник дети «приносят» в группу изготовленные дома игры своими руками. Дети знакомят с ними в течение всего дня своих друзей. Получают призы за самые интересные игры.
Слайд 11
2.5.Игротека (совместные игры детей и родителей.) (На вторую часть семинара – практикума приглашаются дети.)
Родители располагаются за столами.
- Сегодня на нашей встрече я хочу поподробнее остановиться на таких занимательных играх, которые родители могут изготовить вместе с детьми своими руками. Это игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов из специальных наборов геометрических фигур, занимающие особое место среди математических развлечений. Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определённым образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. Они интересны не только детям, но и взрослым.
- Воспитатель демонстрирует родителям фигуры из игры «Танграм»
« Танграм»- одна из несложных игр. Называют её и «Головоломкой из картона», «Геометрическим конструктором». Квадрат размером 8 на 8 см из картона (демонстрирует), одинаково окрашенного с обеих сторон, разрезают на 7 частей. В результате получается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Используя все 7 частей, плотно присоединяя их одну к другой, можно составить много различных изображений по образцам или по собственному замыслу.
- Воспитатель предлагает родителям посмотреть, как используют игру «Танграм» дети на занятиях в группе.
Фрагмент игры с детьми
Цель: дать возможность родителям “прожить” в игре ребенка
На столах перед каждым ребёнком - наборы фигур из игры «Танграм». Дети стоят полукругом перед воспитателем. Воспитатель задаёт детям загадку:
Любит красную морковку,
Грызёт капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там,
По лесам и по полям,
Серый, белый и косой,
Кто, скажите, он такой ?
Дети отгадывают: «Заяц».
Слайд 12
- Воспитатель показывает детям образец фигуры – силуэта зайца.
-Ребята, посмотрите внимательно на зайца и расскажите, как он составлен. Из каких геометрических фигур сделаны туловище, голова, ноги зайца?
Дети называют фигуру и её величину. Воспитатель предлагает ответить нескольким детям. Спрашивает остальных детей, правильно ли ответили дети, заметили ли ошибки, предлагает исправить их.
-Вот мы и рассмотрели, как составлен заяц. А теперь, давайте сядем за столы и составим из своих наборов таких же зайчиков.
Дети выполняют задание.
После выполнения задания, воспитатель предлагает ещё раз проверить, правильно ли они составили фигуру зайца, сравнить с образцом. Просит нескольких детей рассказать, из каких фигур они составили зайца.
- Воспитатель объясняет родителям последовательность игровых действий: сначала проходит анализ образца под руководством взрослого, затем детям предлагается самостоятельно рассмотреть фигуру и составить её.
-Более сложной и интересной для детей деятельностью является воссоздание фигур по образцам контурного характера. Воссоздание фигур по контурным образцам требует зрительного членения формы той или иной плоскостной фигуры на составные части, т.е. на те геометрические фигуры, из которых она составлена.
Воспитатель предлагает родителям попробовать вместе с детьми поиграть в игру «Танграмм».
Слайд 13
-Воспитатель раздаёт родителям квадраты, ножницы, предлагает им самостоятельно приготовить игру.
Родители разрезают квадрат на 7 частей. Фигуры для игры готовы.
-Воспитатель задаёт родителям загадку:
Повыше кошки рост,
Живет в норе, в лесу.
Пушистый рыжий хвост,
Все знаем мы...
Родители отгадывают: «Лиса»
Слайд 14
Воспитатель показывает образец
-Дорогие родители и дети, посмотрите внимательно на фигуру лисы. Из скольких частей её можно составить? ( Ответы родителей.)
Воспитатель предлагает родителям и детям составить фигуру лисы самостоятельно. После того, как большинство детей составят силуэт, воспитатель предлагает одному ребёнку разместить на магнитной доске расположение частей. Дети и родители сверяют составленные ими фигуры с изображением на магнитной доске.
Воспитатель интересуется, понравилось ли родителям игра, все ли справились с заданием.
-В ходе игры совершенствуется умение детей производить зрительный анализ образца. Поисковые действия, направленные на выбор способа пространственного расположения фигур на основе зрительного анализа, приобретают целенаправленность. Дети начинают обосновывать свои действия и замыслы.
Затем воспитатель демонстрирует родителям аналогичные «Танграму» игры «Колумбово яйцо», «Пифагора» и «Монгольская игра». Объясняет, что эти игры аналогичны предыдущей, также их можно самостоятельно изготовить дома и играть в них вместе с детьми.
Слайд 15
В заключении встречи воспитатель раздаёт родителям листы с чертежами для приготовления игр «Колумбово яйцо» и «Монгольская игра», образцами фигур, которые можно составить из частей игр.
-Играйте вместе с детьми. Развивайте у детей творческие способности, самостоятельность, придумывайте новые варианты фигур-силуэтов.
Слайд 16
3.Просмотр презентации.
3.1. Уважаемые родители, в семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с вами, получал от вас не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас и интеллектуальные способности. Вашему вниманию предлагаю вам посмотреть презентацию
«Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством математической деятельности»
Слайд 17
3.2 Вручаются родителям памятки «Что могут родители» (Приложение2)
Слайд 18
Дорогие родители!
«Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но… не опаздывайте и, помогая… думайте сами» Б.П.Никитин
4.Рефлексия «Мое участие в семинаре»
Цель: конкретизировать, уточнить и обобщить знания родителей, полученные в результате проведения семинара-практикума.
Слайд 19
-Напишите на ваших смайликах, пожалуйста, о том, что вам понравилось или не понравилось? Ваши пожелания, предложения по вопросу дальнейшего сотрудничества детского сада и семьи по теме семинара?
И опустите в ящик.
Слайд 20-21
Благодарю за внимание! До свидания! До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для родителей "Домашняя игротека"
В процессе занятия родители знакомятся с одним из направлений работы по активизации и развитию речи детей младшего дошкольного возраста...
Семинар-практикум для родителей «Домашняя игротека игр-экспериментов с детьми»
Семинар-практикум для родителей«Домашняя игротека игр-экспериментов с детьми»...
Семинар-практикум для родителей «Домашняя игротека развивающих игр с детьми»
Цели: Знакомство родителей с условиями, методами использования игр и игровых упражнений, направленных на развитие детей в домашних условиях.Задачи:-...
Семинар-практикум для родителей «Домашняя игротека развивающих игр с детьми дошкольного возраста»
Одним из немаловажных аспектов развития детей дошкольников является интеллектуальное развитие.Для родителей важно, чтобы их ребёнок был успешным и развитым. Эффективность развивающего процесса де...
Мастер-класс с детьми и родителями «Домашняя игротека - развивающих игр с детьми».
Актуальность: Непонимание эмоциональных потребностей ребенка приводит к постепенному накапливанию у детей неудовлетворенности, пассивности, угасанию познавательной мотивации. Необходимо р...
Мастер-класс с детьми и родителями «Домашняя игротека - развивающих игр с детьми».Апрель.
Актуальность: Непонимание эмоциональных потребностей ребенка приводит к постепенному накапливанию у детей неудовлетворенности, пассивности, угасанию познавательной мотивации. Необходимо ро...