Практико-ориентированный проект "Развитие змоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста"
проект (подготовительная группа) по теме

Проблема развития эмоционального интеллекта у детей является насущной потребностью сегодняшнего времени.  Формирование способностей эмоционального интеллекта одно из эффективных направлений развития качеств  полноценной личности ребенка. Реализации проекта  дает возможность педагогам и родителям, способствовать формированию эмоционального интеллекта у детей, создать условия для эмоционально-комфортного взаимодействия детей, педагогов и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практико-ориентированный

Проект

«Развитие  эмоционального

интеллекта у детей

старшего дошкольного

возраста»

педагог-психолог  Чуваева О. А.

МБДОУ № 169 г. Оренбурга

 

Пояснительная записка

Становление личности – сложный процесс взаимодействия интеллектуального и эмоционального развития. В последние годы всё больше внимания уделяется эмоциональному интеллекту, то есть «способности осознавать смысл эмоций и использовать эти знания, чтобы выяснять причины возникновения проблем и решать эти проблемы» (Дж. Мейер и П. Саловей). 

Психологическая компетентность и грамотность, психологизация сознания являются основными условиями повышения эффективности современного дошкольного образования. Именно психологическая компетентность помогает сохранению и укреплению психического здоровья ребенка. Одной из основных составляющих психологической компетентности ребенка дошкольного возраста является  развитие эмоционального интеллекта, как основы формирования эмоционально-волевой сферы. Умение регулировать свои эмоциональные процессы чрезвычайно важно для дошкольника, поскольку именно такое умение помогает ребенку найти адекватные способы снятия напряжения. В противном случае это верный путь к развитию патологических привычек и различных негативных зависимостей

Реализация данного проекта поможет:  дошкольникам в формировании и овладении способностями  эмоционального интеллекта. Развитие, которого приобретает в дошкольном и младшем школьном возрасте особую важность, поскольку именно в эти периоды идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умения встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства). Определить диагностические и развивающие процедуры, психолого-педагогические условия развития эмоциональной культуры дошкольников, предложить  практические рекомендации для  родителей детей старшего дошкольного возраста.

 

                                                                                         

 

РАЗДЕЛ І

Информационная часть проекта

Сущность  проекта:  формирование способностей эмоционального интеллекта одно из эффективных  направлений   развития качеств полноценной личности ребенка.  Дает  воспитателям и родителям возможность сделать  развитие и воспитание ребенка таким, чтобы он имел шанс стать преуспевающим и счастливым человеком. 

Организация, осуществляющая разработку и управление проектом:

МБДОУ № 169.

Контактная информация: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 169» г. Оренбурга; тел. (3532) 52-55-61;  http://orenburg.detsad-56.ru/mdoy-169/

Вид проекта: среднесрочный.

Разработчик проекта: Чуваева Ольга Алексеевна педагог-психолог

МБДОУ № 169.

Куратор проекта:  Игонина Наталия Константиновна – зам. зав. по ВО и МР МБДОУ № 169.

Участники проекта: педагог-психолог Чуваева О.А.; воспитатели Казанцева И.З., Апасова И.В.; дети подготовительной группы; родители.

                                                                                 

                                                                                                                   

РАЗДЕЛ II

Содержательная часть проекта

Краткая аннотация проекта 

Проект «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» направлен на развитие эмоционального интеллекта детей, на организацию эмоционально-комфортного взаимодействия  детей, педагогов и родителей в группе детского сада, стимулирующее  развитие эмоционально-волевой сферы детей, посредством  интеграции разнообразных образовательных  областей  и    сфер жизнедеятельности ребенка.  Необходимые  условия: цикл развивающих занятий; создание эмоционально-развивающей среды и системы планирования, отражающей взаимодействие всех участников образовательного процесса, направленного на развитие эмоционального интеллекта и связанных с ним качеств личности детей.

Актуальность проекта

Реализация федеральных государственных требований к структуре и условиям основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ № 655 МО РФ и Приказ № 2151 МО РФ) дошкольного образования поставила перед педагогами  задачи,   развития  всех  сфер  деятельности  дошкольников. Проблема сохранения психического здоровья дошкольников является актуальной в дошкольном возрасте, так как этот возраст представляет собой период становления психических функций, личностных образований и качественных изменений в развитии психологических процессов: сотрудничество, ориентация на мир людей, межличностное общение и нравственное представление. Полноценную жизнь отличает богатство и разнообразие эмоций и чувств. Умение владеть своими эмоциями и выражать их зачастую становится  важным фактором нашей успешности. Благодаря эмоциональному интеллекту человек способен понимать чувства и переживания окружающих и свои собственные, а также учитывать их в ходе решения  жизненных задач.  Необходимость использования новых подходов к  развивающей работе  дает  возможность детям и педагогам научиться  интеллектуальным  способам  управления эмоциональной сферой.   От умения  всех участников воспитательно-образовательного процесса,  предвосхитить события, свое эмоциональное состояние при помощи усвоенных знаний и умений зависит их эмоциональная стабильность и благополучие. 

 Данный проект  актуален для педагогов-психологов и  педагогов ДОУ в связи с трудностями взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми,  с проявлением  эмоциональной нестабильности детей старшего дошкольного возраста, а также в рамках реализации ФГТ по  формированию и развитию интегративных качеств  детей подготовительной группы. Для подготовительной группы нашего дошкольного образовательного учреждения - это еще более актуально:  воспитатели данной группы  имеют стаж работы в детском саду менее 3 лет.

Анализ ситуации и постановка проблем

Для реализации проекта в детском саду необходимы  определенные условия:

  •  Методическое обеспечение и развивающая среда  для организации цикла занятий и построения эмоционально-комфортного взаимодействия.
  • Заинтересованность участников  воспитательно-образовательного процесса.
  • Эффективное управление процессом  создания условий для развития эмоционального интеллекта детей.

В детском саду создана эмоционально-развивающая среда: в группах организованы уголки психологической разгрузки, экраны настроения, картотека игр на развитие эмоциональной сферы детей,  в  кабинете педагога-психолога  есть  необходимое методическое обеспечение и оборудование для реализации задач проекта.

Результаты опроса  педагогов показывают их позитивный настрой и готовность активно участвовать в реализации проекта.  Родители также заинтересованы в развитии  эмоциональной  сферы своих детей, их личностных качеств.  

Однако в ходе анализа выявлены следующие проблемы:

  • развивающая среда в группе недостаточно способствует эмоционально-комфортному взаимодействию детей подготовительной  группы;
  • профессиональный уровень педагогов в данном вопросе требует системного повышения;
  • большая часть родителей мотивирована на обучение детей эффективным способам развития эмоциональной сферы, а не на совместное проведение   мероприятий родителей и ребенка ( в силу большой занятости) .
  • и, самое главное: выявлен средний и низкий уровень развития эмоционального интеллекта у детей подготовительной группы.

Целевые установки проекта

Цель проекта:  формирование способностей эмоционального интеллекта у детей  старшего дошкольного возраста и создание условий для его развития.

Задачи проекта:

  1. Способствовать созданию благоприятного эмоционального и психологического комфорта в группе ДОУ.
  2. Формировать представления о базовых эмоциях и чувствах, умение разумно и эффективно управлять своим поведением.
  3. Определить  условия для построения эмоционально-комфортного взаимодействия  детей, педагогов и родителей.
  4.  Развивать эмоциональную, творческую и познавательную активность и  интегративные  качества личности детей старшего дошкольного возраста.
  5. Повысить уровень знаний и умений у родителей и педагогов по вопросам развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

 Продукт проекта

  1.  Умения и навыки владения эмоциональным  интеллектом.
  2. Создание среды для эмоционально-комфортного взаимодействия.
  3. Методические материалы в соответствии с планом проекта.

Предполагаемый результат

Дети:  Научатся осознавать свои эмоции, лучше понимать причины собственного поведения.  Научатся распознавать чувства и настроение окружающих людей. Научатся выражать свои эмоции в корректной и понятной для окружающих форме. Познакомятся со способами управления своим настроением и поведением.

Родители и педагоги: Повышение уровня профессионального мастерства педагогов, взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Изменения в организации эмоционально-развивающей среды в группе. Научатся новым способам решения проблемных ситуаций. Познакомятся  с практическими приемами развития интеллектуальных эмоций.

Механизмы реализации проекта

  Сроки реализации проекта:  ноябрь  2012  г. -  апрель 2013 г.

Реализация данного проекта будет осуществляться в три этапа:

- подготовительный,  где будет проведен анализ имеющихся условий,  составлен  план реализации проекта, презентация проекта, анкетирование родителей, педагогов, диагностика детей подготовительной группы.

-основной, в рамках которого будет организовано: проведение развивающих занятий с  воспитанниками; определены условия организации эмоционально-комфортного взаимодействия; консультирование родителей и педагогов;  реализация  всех мероприятий по плану проекта.

-заключительный, открытое занятие для родителей, круглый стол.

Риски проекта

При  грамотном управлении риски данного проекта минимальны. Однако, учитывая человеческий фактор, будет возможность изменить сроки реализации проекта и внести корректировку в план мероприятий.

План реализации проекта

1 этап. Подготовительный (ноябрь 2012 года – декабрь 2012 года)

Задачи

Мероприятия

1. Исследовать условия для реализации проекта по  развитию эмоционального интеллекта.

2. Разработать план  по реализации  и представлению проекта.

1. Диагностика   детей  и ее анализ.

2.Анализ  содержания развивающей среды в группе ДОУ.

4. Анкетирование  родителей.

  1. Разработка плана реализации проекта.
  2. Презентация проекта «Развитие эмоционального интеллекта у детей ».
  3. Выпуск буклетов.

 

Ожидаемый результат

  1. Определение уровня  развития эмоционального интеллекта у детей подготовительной  группы ДОУ.

2. Положительная мотивация родителей  и  педагогов на активное сотрудничество.

2 этап.  Основной (январь  2013 года – апрель 2013 года)

Задачи

Мероприятия

  1. Формировать представления о базовых эмоциях и чувствах, умение разумно и эффективно управлять своим поведением.

2.Повысить профессиональную компетентность педагогов ДОУ  по вопросу развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

1. Разработка и проведение  цикла развивающих занятий с детьми.

2. Оформление психологической тетради.

3. Сообщение для педагогов

«Построение эмоционально-комфортного взаимодействия с детьми»

4. Консультация для родителей

«Эмоциональные состояния ребенка дошкольника»

 

3.Обеспечить применение практических методов и приемов по развитию эмоциональной сферы детей в воспитательно- образовательном процессе и дома.

4.Развивать эмоциональную, познавательную и творческую активность детей.

5.Разработка методических рекомендаций для педагогов по организации развивающей среды в группах ДОУ.

6. Создание  картотеки игр и

разработка рекомендаций по использованию.

7.Составление памяток для родителей «Приемы развития эмоционального интеллекта ребенка», «Эмоциональный  интеллект. Что это такое?»».

8. Индивидуальные консультации для родителей

« Правила общения с детьми».

9. Создание экрана  настроения в группе.

10.Смотр-выставка альбомов, коллажей, плакатов  «Мир эмоций» (совместная деятельность, направленность для самостоятельного использования)

Выставка  рисунков  «Я рисую настроение».

11.Оформление информационного стенда для родителей « Страна эмоций»

12. Активная консультация для педагогов  « Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста».

Семинар-практикум для педагогов «Как организовать уголок психологической безопасности  уголок в групповой комнате».

Ожидаемый результат

  1. Повышение уровня компетентности воспитателей по вопросам развития эмоциональной сферы дошкольников.
  2. Повышение уровня  знаний и умений  детей,  положительные изменения в развитии эмоциональной сферы.
  3. Повышение психологической культуры родителей.

3  этап. Заключительный (апрель 2013 года).

Задачи

Мероприятия

1. Проанализировать эффективность реализации проекта «Развитие эмоционального интеллекта у детей».

2. Укрепление обратной связи между родителями и педагогами. Укрепление позитивных взаимоотношений.

1. Анализ уровня профессиональной компетентности педагогов в музыкальной деятельности.

2. Анкетирование родителей

3. Итоговая диагностика уровня развития эмоционального интеллекта  у детей подготовительной группы.

1.Открытый просмотр итогового занятия для родителей.

2.Круглый стол с родителями.

3.Обмен опытом участников проекта

Ожидаемый результат

  1. Накопление опыта реализации и анализа проектной деятельности.

    2. Готовность родителей к активному сотрудничеству с ДОУ в вопросах развития и воспитания детей.

Методическое обеспечение проектной деятельности

  1. Алексеева Е.Е.Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? Учебно-методическое пособие.2-е изд.-СПб.:Речь, 2008.
  2. Балакирева Т.С. Эмоции и дети — комплексные занятия педагога-психолога // Дошкольное воспитание. 2005.
  3. Выготский Л.С. Cобрание сочинений: В 6 т. Т. 4. М., 1984.
  4. Данилина Т.А. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ, - М.: Айрис-пресс, 2004.
  5. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. М., 1986.
  6. Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1996. № 6.
  7. Морозова О., Даведьянова Н., Сикорский А. О постановке воспитания сообразно естественному ходу развития ребенка // Дошкольное воспитание. 1996. № 12.
  8. Мухина В.С. Детская психология: Учебник для студентов пед. институтов / Под. ред. Л.А. Венгера. М., 1985.
  9. Нъюкомб Н. Развитие личности ребенка. СПб., 2002.
  10. Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. М., 2003.
  11. Поддьяков А.Н. Способен ли ребенок понимать и учитывать чужую точку зрения? // Дошкольное воспитание. 2002. № 12.
  12. Психология личности и деятельности дошкольника / Под. ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. М., 1995.
  13. Стернберг Р.Дж. и др. Практический интеллект. СПб., 2002.
  14. Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для учеб.заведений. - М: Академия, 1998.
  15. Яковлева Е.А. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. 1997. № 4.

                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»

Социальный интеллект позволяет  самому человеку оценивать собственные достоинства и недостатки, а так же является необходимым условием эффективного межличностного взаимодействия...

Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.

Понятие «Эмоциональный интеллект» введено исследователями Иельского университета Питером Саловеем и Джоном Мейером в 1990 году.[4] Они определяют эмоциональный интеллект как сложный психологический ко...

«Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»

На сегодняшней день все больше возрастает  интерес, связанный с проблемой связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Эмоциональный интеллект...

Информационно-практико-ориентированный проект: «Здравствуй праздник Новогодний!» для детей старшего дошкольного возраста 6-8 лет

Проект: краткосрочный, информационно- практико-ориентированный.Участники проекта: педагоги, дети, родители.Цель проекта: привлечение родителей к непосредственному участию в педагогическом процессе дет...

Информационно-практико-ориентированный проект "Города-герои России" для детей старшего дошкольного возраста

Этот проект был реализован к 70-летию Великой Победы с детьми подготовительной группы....

Информационно-практико-ориентированный с элементами творчества проект для детей среднего дошкольного возраста «Новый год из прошлого в будущее» (краткосрочный)

Информационно-практико-ориентированный с элементами творчества проект для детей среднего дошкольного возраста «Новый год из прошлого в будущее» (краткосрочный)...