Практико-ориентированный проект "Развитие змоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста"
проект (подготовительная группа) по теме
Проблема развития эмоционального интеллекта у детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. Формирование способностей эмоционального интеллекта одно из эффективных направлений развития качеств полноценной личности ребенка. Реализации проекта дает возможность педагогам и родителям, способствовать формированию эмоционального интеллекта у детей, создать условия для эмоционально-комфортного взаимодействия детей, педагогов и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktiko-orientirovannyy_proekt_-_razvitie_emotsionalnogo_intellekta.doc | 342 КБ |
Предварительный просмотр:
Практико-ориентированный
Проект
«Развитие эмоционального
интеллекта у детей
старшего дошкольного
возраста»
педагог-психолог Чуваева О. А.
МБДОУ № 169 г. Оренбурга
Пояснительная записка
Становление личности – сложный процесс взаимодействия интеллектуального и эмоционального развития. В последние годы всё больше внимания уделяется эмоциональному интеллекту, то есть «способности осознавать смысл эмоций и использовать эти знания, чтобы выяснять причины возникновения проблем и решать эти проблемы» (Дж. Мейер и П. Саловей).
Психологическая компетентность и грамотность, психологизация сознания являются основными условиями повышения эффективности современного дошкольного образования. Именно психологическая компетентность помогает сохранению и укреплению психического здоровья ребенка. Одной из основных составляющих психологической компетентности ребенка дошкольного возраста является развитие эмоционального интеллекта, как основы формирования эмоционально-волевой сферы. Умение регулировать свои эмоциональные процессы чрезвычайно важно для дошкольника, поскольку именно такое умение помогает ребенку найти адекватные способы снятия напряжения. В противном случае это верный путь к развитию патологических привычек и различных негативных зависимостей
Реализация данного проекта поможет: дошкольникам в формировании и овладении способностями эмоционального интеллекта. Развитие, которого приобретает в дошкольном и младшем школьном возрасте особую важность, поскольку именно в эти периоды идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умения встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства). Определить диагностические и развивающие процедуры, психолого-педагогические условия развития эмоциональной культуры дошкольников, предложить практические рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста.
РАЗДЕЛ І
Информационная часть проекта
Сущность проекта: формирование способностей эмоционального интеллекта одно из эффективных направлений развития качеств полноценной личности ребенка. Дает воспитателям и родителям возможность сделать развитие и воспитание ребенка таким, чтобы он имел шанс стать преуспевающим и счастливым человеком.
Организация, осуществляющая разработку и управление проектом:
МБДОУ № 169.
Контактная информация: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 169» г. Оренбурга; тел. (3532) 52-55-61; http://orenburg.detsad-56.ru/mdoy-169/
Вид проекта: среднесрочный.
Разработчик проекта: Чуваева Ольга Алексеевна педагог-психолог
МБДОУ № 169.
Куратор проекта: Игонина Наталия Константиновна – зам. зав. по ВО и МР МБДОУ № 169.
Участники проекта: педагог-психолог Чуваева О.А.; воспитатели Казанцева И.З., Апасова И.В.; дети подготовительной группы; родители.
РАЗДЕЛ II
Содержательная часть проекта
Краткая аннотация проекта
Проект «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» направлен на развитие эмоционального интеллекта детей, на организацию эмоционально-комфортного взаимодействия детей, педагогов и родителей в группе детского сада, стимулирующее развитие эмоционально-волевой сферы детей, посредством интеграции разнообразных образовательных областей и сфер жизнедеятельности ребенка. Необходимые условия: цикл развивающих занятий; создание эмоционально-развивающей среды и системы планирования, отражающей взаимодействие всех участников образовательного процесса, направленного на развитие эмоционального интеллекта и связанных с ним качеств личности детей.
Актуальность проекта
Реализация федеральных государственных требований к структуре и условиям основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ № 655 МО РФ и Приказ № 2151 МО РФ) дошкольного образования поставила перед педагогами задачи, развития всех сфер деятельности дошкольников. Проблема сохранения психического здоровья дошкольников является актуальной в дошкольном возрасте, так как этот возраст представляет собой период становления психических функций, личностных образований и качественных изменений в развитии психологических процессов: сотрудничество, ориентация на мир людей, межличностное общение и нравственное представление. Полноценную жизнь отличает богатство и разнообразие эмоций и чувств. Умение владеть своими эмоциями и выражать их зачастую становится важным фактором нашей успешности. Благодаря эмоциональному интеллекту человек способен понимать чувства и переживания окружающих и свои собственные, а также учитывать их в ходе решения жизненных задач. Необходимость использования новых подходов к развивающей работе дает возможность детям и педагогам научиться интеллектуальным способам управления эмоциональной сферой. От умения всех участников воспитательно-образовательного процесса, предвосхитить события, свое эмоциональное состояние при помощи усвоенных знаний и умений зависит их эмоциональная стабильность и благополучие.
Данный проект актуален для педагогов-психологов и педагогов ДОУ в связи с трудностями взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми, с проявлением эмоциональной нестабильности детей старшего дошкольного возраста, а также в рамках реализации ФГТ по формированию и развитию интегративных качеств детей подготовительной группы. Для подготовительной группы нашего дошкольного образовательного учреждения - это еще более актуально: воспитатели данной группы имеют стаж работы в детском саду менее 3 лет.
Анализ ситуации и постановка проблем
Для реализации проекта в детском саду необходимы определенные условия:
- Методическое обеспечение и развивающая среда для организации цикла занятий и построения эмоционально-комфортного взаимодействия.
- Заинтересованность участников воспитательно-образовательного процесса.
- Эффективное управление процессом создания условий для развития эмоционального интеллекта детей.
В детском саду создана эмоционально-развивающая среда: в группах организованы уголки психологической разгрузки, экраны настроения, картотека игр на развитие эмоциональной сферы детей, в кабинете педагога-психолога есть необходимое методическое обеспечение и оборудование для реализации задач проекта.
Результаты опроса педагогов показывают их позитивный настрой и готовность активно участвовать в реализации проекта. Родители также заинтересованы в развитии эмоциональной сферы своих детей, их личностных качеств.
Однако в ходе анализа выявлены следующие проблемы:
- развивающая среда в группе недостаточно способствует эмоционально-комфортному взаимодействию детей подготовительной группы;
- профессиональный уровень педагогов в данном вопросе требует системного повышения;
- большая часть родителей мотивирована на обучение детей эффективным способам развития эмоциональной сферы, а не на совместное проведение мероприятий родителей и ребенка ( в силу большой занятости) .
- и, самое главное: выявлен средний и низкий уровень развития эмоционального интеллекта у детей подготовительной группы.
Целевые установки проекта
Цель проекта: формирование способностей эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста и создание условий для его развития.
Задачи проекта:
- Способствовать созданию благоприятного эмоционального и психологического комфорта в группе ДОУ.
- Формировать представления о базовых эмоциях и чувствах, умение разумно и эффективно управлять своим поведением.
- Определить условия для построения эмоционально-комфортного взаимодействия детей, педагогов и родителей.
- Развивать эмоциональную, творческую и познавательную активность и интегративные качества личности детей старшего дошкольного возраста.
- Повысить уровень знаний и умений у родителей и педагогов по вопросам развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Продукт проекта
- Умения и навыки владения эмоциональным интеллектом.
- Создание среды для эмоционально-комфортного взаимодействия.
- Методические материалы в соответствии с планом проекта.
Предполагаемый результат
Дети: Научатся осознавать свои эмоции, лучше понимать причины собственного поведения. Научатся распознавать чувства и настроение окружающих людей. Научатся выражать свои эмоции в корректной и понятной для окружающих форме. Познакомятся со способами управления своим настроением и поведением.
Родители и педагоги: Повышение уровня профессионального мастерства педагогов, взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Изменения в организации эмоционально-развивающей среды в группе. Научатся новым способам решения проблемных ситуаций. Познакомятся с практическими приемами развития интеллектуальных эмоций.
Механизмы реализации проекта
Сроки реализации проекта: ноябрь 2012 г. - апрель 2013 г.
Реализация данного проекта будет осуществляться в три этапа:
- подготовительный, где будет проведен анализ имеющихся условий, составлен план реализации проекта, презентация проекта, анкетирование родителей, педагогов, диагностика детей подготовительной группы.
-основной, в рамках которого будет организовано: проведение развивающих занятий с воспитанниками; определены условия организации эмоционально-комфортного взаимодействия; консультирование родителей и педагогов; реализация всех мероприятий по плану проекта.
-заключительный, открытое занятие для родителей, круглый стол.
Риски проекта
При грамотном управлении риски данного проекта минимальны. Однако, учитывая человеческий фактор, будет возможность изменить сроки реализации проекта и внести корректировку в план мероприятий.
План реализации проекта
1 этап. Подготовительный (ноябрь 2012 года – декабрь 2012 года)
Задачи | Мероприятия |
1. Исследовать условия для реализации проекта по развитию эмоционального интеллекта. 2. Разработать план по реализации и представлению проекта. | 1. Диагностика детей и ее анализ. 2.Анализ содержания развивающей среды в группе ДОУ. 4. Анкетирование родителей. |
|
Ожидаемый результат
- Определение уровня развития эмоционального интеллекта у детей подготовительной группы ДОУ.
2. Положительная мотивация родителей и педагогов на активное сотрудничество.
2 этап. Основной (январь 2013 года – апрель 2013 года)
Задачи | Мероприятия |
2.Повысить профессиональную компетентность педагогов ДОУ по вопросу развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. | 1. Разработка и проведение цикла развивающих занятий с детьми. 2. Оформление психологической тетради. 3. Сообщение для педагогов «Построение эмоционально-комфортного взаимодействия с детьми» 4. Консультация для родителей «Эмоциональные состояния ребенка дошкольника»
|
3.Обеспечить применение практических методов и приемов по развитию эмоциональной сферы детей в воспитательно- образовательном процессе и дома. 4.Развивать эмоциональную, познавательную и творческую активность детей. | 5.Разработка методических рекомендаций для педагогов по организации развивающей среды в группах ДОУ. 6. Создание картотеки игр и разработка рекомендаций по использованию. 7.Составление памяток для родителей «Приемы развития эмоционального интеллекта ребенка», «Эмоциональный интеллект. Что это такое?»». 8. Индивидуальные консультации для родителей « Правила общения с детьми». 9. Создание экрана настроения в группе. |
10.Смотр-выставка альбомов, коллажей, плакатов «Мир эмоций» (совместная деятельность, направленность для самостоятельного использования) Выставка рисунков «Я рисую настроение». 11.Оформление информационного стенда для родителей « Страна эмоций» | |
12. Активная консультация для педагогов « Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста». Семинар-практикум для педагогов «Как организовать уголок психологической безопасности уголок в групповой комнате». |
Ожидаемый результат
- Повышение уровня компетентности воспитателей по вопросам развития эмоциональной сферы дошкольников.
- Повышение уровня знаний и умений детей, положительные изменения в развитии эмоциональной сферы.
- Повышение психологической культуры родителей.
3 этап. Заключительный (апрель 2013 года).
Задачи | Мероприятия |
1. Проанализировать эффективность реализации проекта «Развитие эмоционального интеллекта у детей». 2. Укрепление обратной связи между родителями и педагогами. Укрепление позитивных взаимоотношений. | 1. Анализ уровня профессиональной компетентности педагогов в музыкальной деятельности. 2. Анкетирование родителей 3. Итоговая диагностика уровня развития эмоционального интеллекта у детей подготовительной группы. |
1.Открытый просмотр итогового занятия для родителей. 2.Круглый стол с родителями. 3.Обмен опытом участников проекта |
Ожидаемый результат
- Накопление опыта реализации и анализа проектной деятельности.
2. Готовность родителей к активному сотрудничеству с ДОУ в вопросах развития и воспитания детей.
Методическое обеспечение проектной деятельности
- Алексеева Е.Е.Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? Учебно-методическое пособие.2-е изд.-СПб.:Речь, 2008.
- Балакирева Т.С. Эмоции и дети — комплексные занятия педагога-психолога // Дошкольное воспитание. 2005.
- Выготский Л.С. Cобрание сочинений: В 6 т. Т. 4. М., 1984.
- Данилина Т.А. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ, - М.: Айрис-пресс, 2004.
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. М., 1986.
- Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1996. № 6.
- Морозова О., Даведьянова Н., Сикорский А. О постановке воспитания сообразно естественному ходу развития ребенка // Дошкольное воспитание. 1996. № 12.
- Мухина В.С. Детская психология: Учебник для студентов пед. институтов / Под. ред. Л.А. Венгера. М., 1985.
- Нъюкомб Н. Развитие личности ребенка. СПб., 2002.
- Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. М., 2003.
- Поддьяков А.Н. Способен ли ребенок понимать и учитывать чужую точку зрения? // Дошкольное воспитание. 2002. № 12.
- Психология личности и деятельности дошкольника / Под. ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. М., 1995.
- Стернберг Р.Дж. и др. Практический интеллект. СПб., 2002.
- Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для учеб.заведений. - М: Академия, 1998.
- Яковлева Е.А. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. 1997. № 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»
Социальный интеллект позволяет самому человеку оценивать собственные достоинства и недостатки, а так же является необходимым условием эффективного межличностного взаимодействия...
Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
Понятие «Эмоциональный интеллект» введено исследователями Иельского университета Питером Саловеем и Джоном Мейером в 1990 году.[4] Они определяют эмоциональный интеллект как сложный психологический ко...
Консультация для педагогов ДОУ «Формирование эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»
консультация...
«Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»
На сегодняшней день все больше возрастает интерес, связанный с проблемой связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Эмоциональный интеллект...
Информационно-практико-ориентированный проект: «Здравствуй праздник Новогодний!» для детей старшего дошкольного возраста 6-8 лет
Проект: краткосрочный, информационно- практико-ориентированный.Участники проекта: педагоги, дети, родители.Цель проекта: привлечение родителей к непосредственному участию в педагогическом процессе дет...
Информационно-практико-ориентированный проект "Города-герои России" для детей старшего дошкольного возраста
Этот проект был реализован к 70-летию Великой Победы с детьми подготовительной группы....
Информационно-практико-ориентированный с элементами творчества проект для детей среднего дошкольного возраста «Новый год из прошлого в будущее» (краткосрочный)
Информационно-практико-ориентированный с элементами творчества проект для детей среднего дошкольного возраста «Новый год из прошлого в будущее» (краткосрочный)...