Консультация для педагогов ДОУ «Формирование эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»
консультация

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_dou.docx16.03 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ «Формирование эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для педагогов ДОУ.

Формирование эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.

В настоящее время проблема изучения связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния вызывает к себе все больший интерес. Развитие эмоционального интеллекта начинается в дошкольном возрасте. Эмоциональный интеллект является фундаментом для дальнейшего становления личности ребёнка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, поведение и самочувствие среди людей.

В настоящее время существует потребность в дальнейшем исследовании феномена эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста, его структуры, путей его развития, что откроет реальную возможность оптимизации взаимоотношений через более глубокое осознание эмоциональных процессов и состояний, возникающих между детьми в процессе межличностного взаимодействия. Развитие эмоционального интеллекта может рассматриваться как значимый фактор повышения психологической культуры в детском обществе в целом.

Эффективность работы по формированию эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста подтверждается стабильными позитивными результатами реализации мероприятий психолого-педагогического сопровождения по развитию эмоциональной сферы дошкольников:

  • Успешно формируется детская компетентность в соответствии с возрастом.
  • Правильно строятся взаимоотношения в детском социуме.
  • Дети проявляют активность и самостоятельность в разных видах деятельности. Они стали отзывчивее, проявляют навыки взаимодействия со сверстниками.
  • Бескорыстно предлагают свою помощь, настойчивы при выполнении начатого дела, инициативны. Внимательно выслушивают собеседника.

На сегодняшний день убедительно доказана центральная роль эмоциональной стабильности в успешности школьного обучения, а развитие эмоциональной сферы ребенка признано главным элементом понятия «психологическая готовность к школе».

Обобщая все вышеизложенное можно сделать вывод, что, способности, являющиеся составной частью эмоционального интеллекта, поддаются развитию. Поэтому начинать воспитание и развитие эмоционального интеллекта следует уже в самом раннем возрасте. Это лучший путь к укреплению личности и профилактике разных отклонений и проблем в развитии.

В ходе диагностического этапа исследования были выявлены психологические предпосылки формирования эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте, а также доказана важность эмоциональной ориентации ребенка дошкольного возраста на эмоциональные переживания других людей как необходимое условие полноценного развития социального представления как в этом возрасте, так и на следующих этапах психического развития.

В работе используем программу развития эмоционального интеллекта старших дошкольников, задачами которой выступают: пробудить интерес детей к миру человеческих эмоций, к их влиянию на поведение человека и его настроение; формировать способность видеть не только проблемы, но и другого человека во всех жизненных ситуациях; помочь детям осознавать возможность своего участия в жизни других и значимость другого в своей деятельности для оптимизации сотрудничества; развивать умение сочувствовать, сопереживать и желание помочь другим людям. Эти задачи мы реализовали при помощи различных методов: рассказ, обсуждение после рассказа, беседа, показ рисунков с изображением людей и их различными эмоциями, совместная игра.

Содержание занятий и эффективное сочетание разнообразных методов побуждали детей направить свое внимание на мир людей и мир эмоций, ориентироваться на другого человека и учитывать его эмоциональное состояние в своем нравственном рассуждении, а также заботиться о нём. Всё это поднимало уровень развития эмоциональной отзывчивости и способствовало приобретению социального опыта старших дошкольников.

Эмоциональный интеллект для старшего дошкольного возраста мы рассматриваем как готовность ребёнка ориентироваться на другого человека и учитывать его эмоциональное состояние в своей деятельности.

Предпосылками возникновения эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте являются: обобщение переживаний в дошкольном возрасте, совместная деятельность, нравственное представление дошкольника, отношение «Я-ты» у ребёнка дошкольного возраста, которое считается генезисом личности и чувства, развитие которых опережает интеллектуальное, и которые дают начальную целостность человеческому существу.

Содержание эмоционального интеллекта старшего дошкольника отражается через сочетание трёх характеристик:

• смена направленности внимания: от направленности внимания на мир вещей к направленности внимания на мир людей и эмоций;

• смена эмоциональной ориентации: от эмоциональной ориентации на себя к эмоциональной ориентации на другого человека;

• учёт эмоционального состояния другого человека в решении возникающих проблем.

Специфика формирования эмоционального интеллекта дошкольника заключается в возрастных особенностях развития, закономерностях, механизмах и логике данного процесса. Эффективность работы по созданию условий формирования эмоционального интеллекта дошкольника подтверждается стабильными позитивными результатами реализации мероприятий психолого-педагогического сопровождения по развитию эмоциональной сферы дошкольников:

- Успешно формируется детская компетентность в соответствии с возрастом.

- Правильно строятся взаимоотношения в детском социуме.

- Дети проявляют активность и самостоятельность в разных видах деятельности. Они стали отзывчивее, проявляют навыки взаимодействия со сверстниками.

- Бескорыстно предлагают свою помощь, настойчивы при выполнении начатого дела, инициативны. Внимательно выслушивают собеседника.

На сегодняшний день убедительно доказана центральная роль эмоциональной стабильности в успешности школьного обучения, а развитие эмоциональной сферы ребенка признано главным элементом понятия «психологическая готовность к школе».

Начинать воспитание и развитие эмоционального интеллекта следует уже в самом раннем возрасте. Это лучший путь к укреплению личности и профилактике разных отклонений и проблем в развитии.

Формирование эмоционального интеллекта дошкольников стало более успешным, при развитии его компонентов, при создании психолого-педагогических условий для реализации программы развития эмоционального интеллекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.

Понятие «Эмоциональный интеллект» введено исследователями Иельского университета Питером Саловеем и Джоном Мейером в 1990 году.[4] Они определяют эмоциональный интеллект как сложный психологический ко...

«Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»

На сегодняшней день все больше возрастает  интерес, связанный с проблемой связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Эмоциональный интеллект...

Консультация для воспитателей «Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»...

Консультация "Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста"

Консультация "Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста"...

Консультация для воспитателей «Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»Управляй своим настроениемибо оно, если не повинуется, то повелевает.(латин...

Консультация для педагогов: «Формирование эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для педагогов: «Формирование эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»...