Статья "Трудовое воспитание у детей дошкольного возраста"
статья по теме
Статья посвящена трудовому воспитанию у детей дошкольного возраста. Основной целью ознакомления детей с трудом взрослых является воспитание уважительного отношения к трудовой деятельности, желание трудиться самому и оказывать посильную помощь окружающим. Важно, чтобы ребенок научился ценить труд, его результаты, вложенные в него силы и знания, заботу, внимание и любовь, при этом проявленные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья посвященная трудовому воспитанию детей дошкольного возраста | 29.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание трудовой деятельности у детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте дети получают первые представления о роли труда в жизни человека и общества. В этом возрасте они знакомятся с трудовой и профессиональной деятельностью взрослых людей, миром профессий, включаются в посильную трудовую деятельность в детском саду и семье, приобретают первоначальные трудовые умения и опыт трудовой деятельности. Дети впервые учатся планировать, прикладывать усилия, доводить начатое дело до конца, взаимодействовать с партнерами, оказывать помощь, ценить результаты своего и чужого труда.
Основной целью ознакомления детей с трудом взрослых является воспитание уважительного отношения к трудовой деятельности, желание трудиться самому и оказывать посильную помощь окружающим. Важно, чтобы ребенок научился ценить труд, его результаты, вложенные в него силы и знания, заботу, внимание и любовь, при этом проявленные.
"Знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми. Отсюда знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада…", — пишет В.И.Логинова.
Автором выделены и определены пять уровней, ступеней развивающегося знания детей о труде как явлении социальной действительности. Позиция В. И. Логиновой выражена в следующих ее словах: «Знания о социальной действительности составляют основу человеческого сознания, являются важнейшим компонентом в структуре личности, выступают как внутреннее условие формирования ее социальной направленности, отношения к миру». Было, в частности, установлено, что от уровня знаний о труде зависит и интерес к труду, и развитие познавательной деятельности, и умение практически выполнять доступные трудовые процессы (повышение уровня знаний сопровождается активизацией интереса к выполнению трудовых процессов).
При отсутствии продуманного руководства развитием детей уровень знаний о труде взрослых даже у шестилеток может оставаться не выше, чем на первом уровне, тогда как при научно обоснованном построении педагогической работы трехлетки превосходят первый уровень, четырехлетки достигают второго, пятилетние дети превосходят третий уровень, а шестилетние вплотную приближаются к четвертому".
Таким образом, "доступность" знаний о труде взрослых — это признак хорошей педагогической работы.
Осуществляя работу по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых, нужно учитывать возраст детей, специфику протекания психических процессов, условия, имеющиеся в ближайшем социальном окружении. Расширяя представления детей об окружающем мире, о том, что существуют разнообразные профессии и специальности, следует объяснять их значимость и необходимость в жизни людей. Однако невозможно воспитать у детей дошкольного возраста уважение к труду, используя только рассказы и картинки о некой абстрактной для ребенка профессиональной деятельности, поскольку систему внутренних отношений личности формирует, прежде всего, опыт взаимоотношений с людьми. В свою очередь, сформировавшаяся система отношений влияет на характер переживаний, особенности восприятия действительности, поведенческие реакции в ответ на внешние воздействия.
Если младшие дошкольники знакомятся с трудом взрослых на основе непосредственных наблюдений за трудовыми действиями (профессии в детском саду), то старших дошкольников больше привлекает труд, протекающий за стенами детского сада. В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении трудового воспитания: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей, ограничены возможности наблюдения за трудом взрослых. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения дошкольников к труду взрослых, показав его общественную значимость, сущность, трудовых действий, результатов труда, определить условия наиболее действенного влияния труда взрослых на формирование образных представлений о нем.
Наиболее действенные способы ознакомления с трудом взрослых – наблюдения за трудовым процессом, экскурсии, беседы и встречи с представителями профессий, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний. Однако наглядное восприятие требует интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.
Знакомство с профессиями в ходе специально организованных образовательных ситуаций, когда перед детьми ставится проблема, которую необходимо решить, непосредственно образовательной деятельности также способствуют расширению, закреплению и систематизации знаний детей, полученных в ходе непосредственного общения с представителями профессий. Во время таких ситуаций интегрируются различные образовательные области, используются разнообразные методы и приемы (наглядные, словесные, практические, проблемно-поисковые, игровые).
В практической работе желательно использовать разные методы знакомства детей с трудом взрослых, учитывая их возрастные особенности.
Например, экскурсии и встречи с людьми разных профессий.
Согласно Д.Б. Эльконину, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых важную роль играет установление их контактов с взрослым миром. Формирование системных знаний детей о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, преобразование человеком предмета труда в продукт (результат труда). Системные знания о труде дают возможность старшим дошкольникам установить связь между результатом труда и деньгами. За свой труд взрослые получают деньги.
Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых- наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.
Вводя ребенка в мир предметов, и показывая, как они создаются взрослыми в процессе труда, можно провести следующие экскурсии и беседы:
1. Экскурсия в процедурный кабинет.
Дети узнают:
- в процедурном кабинете хранятся: бинт, вата, шприцы, термометр, таблетки, йод. Все лекарства в процедурном кабинете хранятся в холодильнике; прививки, уколы тоже делают в процедурном кабинете. Там очень чисто, стерильно.
2. Беседа с медсестрой детского сада.
Дети узнают:
- чем она занимается: отмечает детей, составляет меню, делает прививки, обрабатывает раны, следит за здоровьем детей, витаминизирует пищу на кухне для детей, приносит вакцины для прививок.
- форма одежды медсестры: белый халат, обязательный головной убор, перчатки, если она делает укол или прививку.
3. Экскурсия в ателье.
Дети узнают:
- разные виды тканей, сантиметр, швейные машины, оверлок, нитки, иголки для машин швейных, иголки для ручного шитья, выкройки, лекало.
- ателье – большое помещение, в цехах шумно, работают швейные машины. Приемщица принимает заказ, закройщица кроит. В примерочной делают примерки одежды.
4. Беседа со швеёй.
Дети узнают:
- для работы швее необходимы: нитки, иголки, выкройка, ножницы, мел, ткань, швейная машина, оверлок.
- результатом работы швеи являются: постельные принадлежности, костюмы для праздников в детском саду.
5. Экскурсия в библиотеку.
Дети узнают:
- что в библиотеке есть: формуляры, стеллажи, каталоги, полки, ксероксы, карточки, любимые книжки.
6. Беседа с библиографом.
Дети узнают:
- чем занимаются библиографы. Библиографы устраивают познавательные, научные, красочные выставки, посвященные детским писателям и поэтам, выставки детских рисунков, детские праздники.
7. Экскурсия в мастерскую.
Дети увидели, что в мастерской есть: (полочки, дощечки, стулья, пособия). Наблюдали, как прямо на глазах дощечки превращаются в определенный предмет, изделие.
8. Беседа с плотником.
Дети знакомятся:
- с инструментами (молоток, гвозди, рубанок, стамеска, дрель, шурупы, гайки, отвертка, ножовка).
Дети узнают:
- в своей работе плотник использует много инструментов. У каждого инструмента свое название, применение. Без инструментов нельзя выполнить какое-то действие, чтобы работа приносила людям пользу.
9. Беседа с парикмахером
Дети узнают:
- парикмахеру для работы нужны: ножницы, фен, лак, гель, расческа, краска для волос.
- парикмахер делает стрижки, прически, мелирование, модельные стрижки.
- Когда у человека красивая прическа, повышается уверенность в себе, настроение хорошее. Приятно смотреть на себя в зеркало, ухоженный внешний вид.
10. Беседа с увлеченным человеком.
Дети узнают:
- увлечения, интересы у людей могут быть разные. Кому-то нравится копаться в огороде, собирать ягоды, разводить цветы.
- огород (рассада, удобрения, грядки, семена).
Еще одним важным методом при знакомстве детей с трудом взрослых является наблюдение.
Очень важно отобрать для наблюдений содержание труда, которое наиболее ценно в воспитательном отношении и доступно для понимания детям, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых. Впечатления должны повторяться, поэтому содержание труда должно быть распределено в ряде занятий, умело дозироваться в каждом из них, постепенно нарастать и углубляться.
Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. В ходе экскурсий в медицинский кабинет, в мастерскую к плотнику, в магазин и т. д. дети проявили активность в диалоге, интерес к профессиям. Во время общения с людьми разных профессий, дети обратили внимание на их форму, рассуждали. Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. При посещении мастерской плотника дети обратили внимание на общий порядок, тщательно продуманную работу – все инструменты разложены по ячейкам, у каждого инструмента свой домик.
В ходе наблюдения за конкретными трудовыми действиями помощника воспитателя мы старались раскрыть детям цель и мотив её деятельности, фиксируя внимание на каждом компоненте труда, объясняя их необходимость. Например, столы не накрыты - нельзя обедать. О сервировке столов позаботится помощник воспитателя. Таким образом, мотив труда, его значимость раскрывали через осознание детьми их собственных потребностей. Внимание детей направляли на получение результата труда.
Отбор предметов труда осуществляли на глазах детей, предлагая малышам выполнить элементарные трудовые поручения - расставить на столы хлебницы, салфетницы. Это давало нам возможность поставить дошкольников в субъектную позицию, сделать из пассивных наблюдателей активными участниками трудового процесса, помощниками взрослого.
Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.
Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и словарь. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.
Использованная литература:
- Ривина Е.К. Воспитание у дошкольников уважительного отношения к труду работников детского сада.//Детский сад: теория и практика.-2011.-№8.-С 45.
- Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т.В,Потапова.-М.: ТЦ Сфера, 2008.- 64с.
- Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим/ Н.В.Алешина.-М.: «Педагогическое Общество России», 2000.- 128с.
- Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых/ В.Логинова, Л.Мишарина // Дошкольное воспитание.- 1978.- № 10.- с.56-63
- Федоренко В. Формирование представлений о профессиях./ В. Федоренко // Дошкольное воспитание.- 1978.-№10.- с. 64-69
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Воспитание у детей дошкольного возраста положительной привычки безопасного поведения на улицах города"
В статье описан опыт работы МДОУ ЦРР - д/с № 27 "Сказка" по проблеме профилактики детского дорожно-транспортного травматизиа....
Консультация для воспитателей и родителей на тему: "Моральное воспитание у детей дошкольного возраста"
Одной иФормирование морального сознания дошкольника....
Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста. По моему глубокому убеждению, с дошкольного возраста необходимо воспитывать у детей чувство патриотизма, любовь, чувство гордости за свою страну.
В жизни каждого человека есть памятные даты, свои праздники. Но весь многонациональный народ России объединят великий день 9 мая – День Победы. У нас создан не один проект по патриотическом...
Семинар-практикум для родителей детского дошкольного образовательного учреждения на тему: «Использование игровых технологий в воспитании у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге»
Тема:«Использование игровых технологий в воспитании у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге»Цель: повышение педагогической компетенции родителей по формировани...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ для детей дошкольного возраста Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 111 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово
Рабочая программа воспитания для МБДОУ № 111 "Детский сад комбинированного вида", реализующего образовательные программы дошкольного образования, на основе требований Федерального закона от ...
Воспитание у детей дошкольного возраста эмоционально – ценностного отношения к природе. Содержание и приёмы работы воспитателя по воспитанию у детей эмоционально – ценностного отношения к природе в разных возрастных группах. Консультация для воспитателей
Гуманизм в отношении человека к человеку неразрывно связан с его отношением к окружающему миру, природе. Именно природа выступает в качестве объекта, к которому формируется отношение, когда речь идёт ...
Рабочая программа кружка «Мы дети земли Олонхо» для детей старшего дошкольного возраста «Духовно – нравственное воспитание для детей дошкольного возраста Срок реализации: 2020-2023 г.г.
Рабочая программа кружка «Мы дети земли Олонхо» для детей старшей дошкольного возрастаПояснительная запискаОсобое внимание в деятельности ЧДОУ «Солнечные лучики» уделяется...