Психологические аспекты коммуникативного общения детей
материал по теме
В работе отражены: понятие коммуникативной деятельности, роль общения ребенка со сверстниками и взрослыми; специфика коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhologicheskie_aspekty_kommunikativnogo_obshcheniya_detey.docx | 17.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Личность ребенка формируется в процессе постоянного взаимодействия с другими людьми. Процесс общения способствует формированию речевой активности, обуславливает личностные, эмоциональные, поведенческие и другие особенности детей.
Успешные в коммуникативном плане дети в меньшей степени подвержены социальному одиночеству, включены в игровую деятельность со сверстниками. И, наоборот, дети, испытывающие с раннего возраста депривацию в общении, имеющие ограниченный круг социального взаимодействия или низкое качество личностных контактов, сталкивается с многочисленными психологическими трудностями развития.
Коммуникативную деятельность следует понимать как «общий тип специфической человеческой деятельности, частными проявлениями которой являются все виды взаимодействия человека с другими людьми и предметами окружающей действительности». Коммуникативно-речевая активность рассматривается как деятельностное состояние, свойство человека, которое характеризуется стремлением к разнообразной речевой деятельности на уровне доступных ему языковых возможностей.
Уже в дошкольном возрасте общение и взаимодействие ребенка со сверстниками нередко преобладает над общением с родителями. Условия «домашней» социализации необходимы, но недостаточны для полноценного личностного развития. Многие коммуникативные навыки и личностные качества, способствующие социализации ребенка, закладываются и формируются в условиях образовательных учреждений, где дети имеют возможность общаться на равных в системе «ребенок – ребенок».
В сферах общения ребенка со сверстниками и с взрослым можно выделить ряд качественных отличий. Контакты со сверстниками отличаются особенно яркой эмоциональной насыщенностью, которая отражает свободу, раскованность, непосредственность, присущую общению детей между собой. В общении со сверстниками нет жестко заданных образцов, норм и правил поведения и высказывания, в отличие от общения с взрослыми, т.е. сверстник обеспечивает условия для творчества, проявления индивидуальности. В процессе общения со сверстниками наблюдается преобладание инициативных высказываний над ответными, при общении с взрослым – наоборот. Функции общения со сверстниками гораздо более обширны, чем функции общения с взрослыми. Взрослый указывает, что хорошо и что плохо, как надо и как не надо поступать, т.е. ребенок получает от него либо оценку своих действий, либо новую информацию. Действия ребенка при общении со сверстниками намного разнообразнее: и управление действиями другого, и контроль его действий, и навязывание собственных образцов, и совместная игра, и постоянное сравнение с собой.
Таким образом, общение с взрослым и со сверстником способствует развитию личности ребенка с разных сторон. В общении с взрослым ребенок учится говорить и делать в соответствии с общепринятыми нормами, учится слушать и понимать другого, усваивать новые знания. В общении со сверстниками решаются другие задачи – выражать себя, управлять другим, вступать в разнообразные отношения. Очевидно, что для нормального развития ребенка ему необходимо общение не только с взрослым, но и с другими детьми.
Трудности общения детей с нарушениями речевого развития проявляются в несформированности основных форм коммуникации. Несовершенство коммуникативных умений, речевая инактивность препятствуют полноценному когнитивному развитию детей, поскольку не обеспечивают в должной мере процесс свободного общения.
Дошкольники с нарушениями речи меньше стремятся к общению и сотрудничеству со своими сверстниками, реже используют для этого вербальные средства общения.
При их контактах с ровесниками и взрослыми отсутствует состав диалога, вопросно-ответные циклы. Нарушение коммуникативной функции выражается в снижении потребности в общении, сформированности форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь), особенностях поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуациях общения) и др.
Недоразвитие языковых средств, несформированность форм коммуникации приводит к нарушению коммуникативной функции, что в свою очередь снижает потребность в общении.
В соответствии с этим для системы работы по развитию речи должен быть принцип коммуникативной направленности речи. Соблюдение его предполагает формировантие общения в процессе активной речевой деятельности, создание у дошкольников с нарушением речи мотивированной потребности к речи путем стимуляции их речевой активности и моделирования ситуации, способствующих порождению самостоятельных и инициативных высказываний.
Литература:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей детей средней группы «Психологические аспекты воспитания у детей заботливого отношения к окружающему».
Консультация для родителей детей средней группы«Психологические аспекты воспитания у детей заботливого отношения к окружающему»....
Рекомендации для родителей "Психологические аспекты изобразительной деятельности детей"
Педагогические рекомендации, способствующие художественному развитию ребенка....
Консультация: "Психологические аспекты изобразительной деятельности детей"
О чём думает ребёнок, когда рисует? О чём думаем мы, когда видим рисунок ребёнка? Зачем ребёнок рисует, нужно ли ему помогать при этом или не надо мешать?...
Психологические аспекты воспитания у детей заботливого отношения к окружающему
Данная консультация может быть использована воспитателями в информационных целях для родителей воспитанников....
Психологические аспекты организации питания детей
Психологические аспекты организации питания детей...
"Рекомендации для родителей по психологическим аспектам организации питания детей"
В консультации раскрываются основные рекомендации, которые помогут родителю психологически правильно организовать питание детей....