Организация совместной деятельности с родителями через создание семейного клуба "Непоседы"
учебно-методический материал по теме
Комплексное воздействие на ребенка с ОВЗ через организацию семейного клуба.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_lyudik.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РОДИТЕЛЯМИ
ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ СЕМЕЙНОГО КЛУБА «НЕПОСЕДЫ»
Л.А. Аночкина
МБС(к)ОУ «Начальная школа-детский сад №152 IV вида» г. Перми
При патологиях зрения у дошкольников с амблиопией и косоглазием обнаруживается целый комплекс двигательных нарушений и проблем со здоровьем. Они обусловлены снижением остроты зрения, нарушением бинокулярности, глазодвигательных функций, поля зрения и т.д. В связи с этим у детей наблюдается ряд двигательных отклонений таких как: снижение двигательной активности из-за сложности зрительно двигательной ориентации, недостаточная двигательная подготовленность, такие специфические особенности координации движений, как асимметричность и несогласованность движений рук и ног, несформированность зрительно – двигательных взаимосвязей, нарушения координации и равновесия.
При выполнении заданий на равновесие у детей со зрительной патологией обнаруживается большая неустойчивость в сохранении туловища в прямом положении, наблюдающаяся в боковых раскачиваниях, резком наклоне туловища вперед или в сторону, сильном наклоне головы вниз. Описанные затруднения вызваны также тем, что при ходьбе ребенку приходится решать сразу несколько задач:
- правильно ориентироваться в пространстве;
- сохранять равновесие движения (осанку, координацию рук и ног);
- удерживать тело в определенном положении.
Лечебно-профилактическое воздействие физических упражнений объясняется важной биологической ролью движений в жизни ребенка. Они благотворно влияют на нарушенные болезнью функции организма, ускоряют восстановительные процессы, уменьшают неблагоприятные последствия вынужденной гипокинезии.
Решать вопросы всестороннего физического развития детей и вырастить их здоровыми можно только совместными усилиями родителей и дошкольного учреждения. Физическое воспитание ребенка - не простое дело, чтобы добиться успеха, родителям нужно много знать и уметь, и особенно родителям имеющим ребенка с ОВЗ. Очень важно уметь правильно относиться к дефекту своего ребенка, понимать его реальные возможности. Многие родители неадекватно относятся к своим детям, они или излишне опекают его, или наоборот не учитывают особенности его зрения, завышают возможности ребенка. Серьезной проблемой является отсутствие знаний о способах коррекционно-развивающей работы с такими детьми. Поэтому всю работу по физическому воспитанию мы строим в тесном взаимодействии с семьями воспитанников по следующим направлениям:
- ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья и физической подготовленности детей;
- проведение целенаправленной работы среди родителей по пропаганде здорового образа жизни, необходимости выполнения общегигиенических требований, рационального режима дня, закаливания;
- ознакомление родителей с содержанием физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ;
- создание в семье условий для укрепления здоровья и снижения заболеваемости: создание спортивных уголков, закаливание, фитотератия, витаминотерапия и т.д.;
- организация мероприятий с участием детей и взрослых членов семьи.
Совместно с инструктором по физическому воспитанию мы проводили консультации, открытые занятия, праздники, досуги, организовали в ДОУ выпуск бюллетеня «Зоркий глаз», где помещали информацию, советы и рекомендации по физическому воспитанию дошкольников.
Эти традиционные формы работы с родителями нас не устраивали, и мы решили придумать что-то новое, интересное для всех. Проведенное анкетирование позволило выяснить, какие проблемы больше всего волнуют родителей. Они ответили, что им хотелось бы больше узнать о способах закаливания, коррекционных упражнениях, спортивных играх, приемлемых для детей с нарушением зрения, о формах проведения физкультурных занятий и досугов, о содержании подвижных игр, в которые можно поиграть дома. На вопрос анкеты: «Желаете ли Вы вместе со своим ребенком посещать физкультурно-оздоровительные мероприятия?» большинство родителей ответили положительно. Результаты этого тестирования натолкнули на мысль создать семейный клуб.
В сентябре, на групповом собрании средней группы, мы предложили родителям создать семейный клуб, в процессе которого родители получили бы возможность лучше узнать своего ребенка, научиться организовывать физкультурный досуг с детьми в семье, понаблюдать за ним в коллективе сверстников, сравнить его физическую подготовку, физические качества с другими детьми. А самое главное родители смогли бы узнать, как помочь ребенку с нарушением зрения приспособиться к окружающей действительности, собственному дефекту в условиях двигательной активности. Родителей заинтересовало это предложение. Так появился наш клуб «Непоседы» – это название придумали сами дети.
Девизом нашего клуба стали слова: «Мы умеем веселиться, нам без дела не сидится, по плечу нам все победы, а зовут нас Непоседы!»
Цель работы клуба – вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ; предупреждение и коррекция отклонений в физическом воспитании детей.
Основные задачи клуба:
- установить тесное сотрудничество с семьями воспитанников по вопросам оздоровления детей и подъема уровня физической культуры;
- обучить родителей способам взаимодействия со своим ребенком;
- приобщить семьи к здоровому образу жизни;
- формировать положительные взаимоотношения между детьми – родителями – педагогами.
На основе информации, полученной из анкет, определили тематику занятий клуба, составили перспективный план работы, который утвердили на очередном заседании клуба.
В план работы вошли обучающие, практические, игровые занятия, походы на природу, спортивные развлечения и соревнования между семьями. На каждом занятии родители получали теоретические знания, которые закреплялись на практическом материале. После занятий устраивали различные выставки, круглые столы, что способствовало сближению по разным направлениям: дети – дети, дети – родители; родители – родители, формированию взаимопонимания родителей и педагогов. Родители с удовольствием посещали занятия клуба. Почти всегда 100% посещаемость, они помогали готовить атрибуты, пособия, эмблемы команд, продумывали домашние задания, готовились к походам, активно участвовали в разных конкурсах. А сколько радости принесло детям такое общение с родителями, участие в общих мероприятиях.
Можно сделать вывод, что опыт такого сотрудничества с родителями очень эффективен. Он способствует оказанию реальной помощи родителям в повышении их педагогической компетенции, учит способам общения с собственным ребенком, помогает педагогам и родителям овладевать способами общения, наконец, способствует гармонизации отношений детей, родителей и педагогов как субъектов общения и деятельности.
Комплексное воздействие на ребенка через систему адаптивных средств: физкультурные и коррекционно-оздоровительные занятия, лечебные мероприятия, подвижные игры, разные виды гимнастик, физических упражнений, совместная работа с родителями по физическому воспитанию позволили повысить двигательную активность детей, обеспечить высокий уровень физической подготовленности детей с нарушением зрения.
Примерный перспективный план работы семейного клуба «Непоседы»
Тема | Задачи | Дата |
«Здравствуй лес, волшебный лес". Прогулка-поход | Осуществлять работу с родителями по овладению знаниями, умениями и навыками организации семейных туристических прогулок и походов. Развивать способность детей решать двигательные задачи в необычных условиях. Создавать для детей и родителей атмосферу радости, обоюдного обогащения знаниями, умениями и навыками при выполнении различных заданий. Пропагандировать среди родителей активный семейный отдых. | Сентябрь |
Физкультурный досуг «Непоседы» в гостях у «Здоровячка» | Показать родителям, как проводятся физкультурно-оздоровительные мероприятия по коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата и зрительных нарушений. Обогащать представления о роли коррекционных упражнений. Познакомить с оздоровительными играми и оборудованием, которые способствуют выработке правильной осанки, укреплению мышц глаз и общему оздоровлению организма. Научить родителей как снимать у детей нервно-мышечное напряжение. | Октябрь |
Обучающее занятие «Веселое общение» | Познакомить родителей с новыми подходами к гармонизации отношений в семье через развивающие игры и упражнения. Обучить родителей, как можно играть с ребенком, создавая не только хорошее настроение, но и получить возможность поработать с отдельными группами мышц. Рассказать о некоторых приемах игрового массажа. | Ноябрь |
Спортивное развлечение «Зимушка – зима спортивная пора» | Обогащать представления родителей о роли подвижных игр в развитии личности детей старшего дошкольного возраста. Воспитывать игровые взаимоотношения с помощью правил. Познакомить родителей с некоторыми моделями семейного досуга. Создавать атмосферу радости, обоюдного обогащения знаниями, умениями и навыками при выполнении различных заданий в играх. | Январь |
Физкультурный досуг «Веселая кутерьма» | Показать роль игры во всестороннем развитии детей. Привлечь родителей к спортивным формам семейного досуга. Нацелить на формирование здорового образа жизни. | Март |
Игровое занятие «Нам мячик, расти помогает» | Рассказать родителям, какое место во всестороннем физическом развитии детей занимают игры и действия с мячом, какие качества и навыки они развивают. Познакомить родителей с играми, действиями и элементами спортивных игр с мячом. Доставить детям и взрослым ощущение радости. | Апрель |
Конкурсная программа «Я и мои спортивные родители» | Формировать познавательный интерес к физической культуре. Расширять представление о вариативном использовании физических упражнений для укрепления здоровья человека. Повышать интеллектуальный уровень развития, создавая проблемно-практические ситуации. Воспитывать дружелюбие, взаимопомощь. Создавать веселое спортивное настроение. | Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Приобщение детей дошкольного возраста к чтению в процессе организации совместной деятельности педагогов родителей и детей»
Книга - великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас....
«Нетрадиционные формы работы, применяемые при организации совместной деятельности детей, родителей и педагогов»
Опыт работы педагогов группы по организации совместной деятельности детей ,родителей и педагогов....
Методическая разработка«Нетрадиционные формы работы, применяемые при организации совместной деятельности детей, родителей и педагогов, способствующие поддержке детской деятельности, инициативности и самостоятельности »
Методическая разработка «Нетрадиционные формы работы, применяемые при организации совместной деятельности детей, родителей и педагогов, способству...
Развитие детской инициативы посредством организации совместной деятельности с родителями
Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...
Организация совместной деятельности с родителями
Презентация о совместной деятельности детского сада и родителей...
«Развитие личностных качеств дошкольников с речевыми нарушениями через организацию совместной деятельности логопеда – родителей – детей».
Сообщение из опыта работы, посвященное развитию личностных качеств дошкольников-логопатов....
Совершенствование совместной деятельности с родителями через организацию различных нетрадиционных форм взаимодействия.
Изменение, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Де...