Организация совместной деятельности с родителями через создание семейного клуба "Непоседы"
учебно-методический материал по теме

Комплексное воздействие на ребенка с ОВЗ через организацию семейного клуба.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_lyudik.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РОДИТЕЛЯМИ

 ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ СЕМЕЙНОГО КЛУБА «НЕПОСЕДЫ»

 Л.А. Аночкина

МБС(к)ОУ «Начальная школа-детский сад №152 IV вида» г. Перми

     При патологиях зрения у дошкольников с амблиопией и косоглазием обнаруживается целый комплекс двигательных нарушений и проблем со здоровьем. Они обусловлены снижением остроты зрения, нарушением бинокулярности, глазодвигательных функций, поля зрения и т.д.  В связи с этим у детей наблюдается ряд двигательных отклонений таких как: снижение двигательной активности из-за  сложности зрительно двигательной ориентации, недостаточная двигательная подготовленность, такие специфические особенности координации движений, как асимметричность и несогласованность движений рук и ног, несформированность зрительно – двигательных взаимосвязей, нарушения координации и равновесия.

     При выполнении заданий на равновесие у детей со зрительной патологией  обнаруживается большая неустойчивость в сохранении туловища в прямом положении, наблюдающаяся в боковых раскачиваниях, резком наклоне туловища вперед или в сторону, сильном наклоне головы вниз.  Описанные затруднения вызваны также тем, что при ходьбе ребенку приходится решать сразу несколько задач:

  • правильно ориентироваться в пространстве;
  • сохранять равновесие движения (осанку, координацию рук и ног);
  • удерживать тело в определенном положении.

     Лечебно-профилактическое воздействие физических упражнений  объясняется важной биологической ролью движений в жизни ребенка. Они благотворно влияют на нарушенные болезнью функции организма, ускоряют восстановительные процессы, уменьшают неблагоприятные последствия вынужденной гипокинезии.

     Решать  вопросы всестороннего физического развития детей и вырастить их здоровыми можно только совместными усилиями родителей и дошкольного учреждения. Физическое воспитание ребенка  - не простое дело, чтобы добиться успеха, родителям нужно много знать и уметь, и особенно родителям имеющим ребенка с ОВЗ.  Очень важно уметь правильно относиться к дефекту своего ребенка, понимать его реальные возможности. Многие родители неадекватно относятся к своим детям, они или излишне опекают его, или наоборот не учитывают особенности его зрения, завышают возможности ребенка. Серьезной проблемой является отсутствие знаний о способах коррекционно-развивающей работы с такими детьми. Поэтому всю работу по физическому воспитанию мы строим в тесном взаимодействии с семьями воспитанников по следующим направлениям:

  • ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья и физической подготовленности детей;
  • проведение целенаправленной работы среди родителей по пропаганде здорового образа жизни, необходимости выполнения общегигиенических требований, рационального режима дня, закаливания;
  • ознакомление родителей с содержанием физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ;
  • создание в семье условий для укрепления здоровья  и снижения заболеваемости: создание спортивных уголков, закаливание, фитотератия, витаминотерапия и т.д.;
  • организация  мероприятий с участием детей и взрослых членов семьи.

     Совместно с инструктором по физическому воспитанию мы проводили консультации, открытые занятия, праздники, досуги, организовали в ДОУ выпуск бюллетеня «Зоркий глаз», где помещали информацию, советы и рекомендации по физическому воспитанию дошкольников.

     Эти традиционные формы работы с родителями нас не устраивали, и мы решили придумать что-то новое, интересное для всех. Проведенное анкетирование позволило выяснить, какие проблемы больше всего волнуют родителей. Они ответили, что им хотелось бы больше узнать о способах закаливания, коррекционных упражнениях, спортивных играх, приемлемых для детей с нарушением зрения, о формах проведения физкультурных занятий и досугов, о содержании подвижных игр, в которые можно поиграть дома. На вопрос анкеты: «Желаете ли Вы вместе со своим ребенком посещать физкультурно-оздоровительные мероприятия?» большинство родителей ответили положительно. Результаты этого тестирования натолкнули на мысль создать семейный клуб.

     В сентябре,  на групповом собрании средней группы, мы предложили родителям создать семейный клуб, в процессе которого родители получили бы возможность лучше узнать своего ребенка,  научиться организовывать физкультурный досуг с детьми в семье,  понаблюдать за ним в коллективе сверстников, сравнить его физическую подготовку, физические качества с другими детьми. А самое главное родители смогли бы  узнать, как помочь ребенку с нарушением зрения приспособиться к окружающей действительности, собственному дефекту в условиях двигательной активности. Родителей заинтересовало это предложение. Так появился наш клуб «Непоседы» – это название придумали сами дети.

Девизом нашего клуба стали слова: «Мы умеем веселиться, нам без дела не сидится, по плечу нам все победы, а зовут нас Непоседы!»

     Цель работы клуба –  вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ; предупреждение и коррекция отклонений в физическом воспитании детей.

     Основные задачи клуба:

  • установить тесное сотрудничество с семьями воспитанников по вопросам оздоровления детей и подъема уровня физической культуры;
  • обучить родителей способам взаимодействия со своим ребенком;
  • приобщить семьи к здоровому  образу  жизни;
  • формировать положительные взаимоотношения между детьми – родителями – педагогами.

     На основе информации, полученной из анкет, определили тематику занятий клуба, составили перспективный план работы, который утвердили на очередном заседании клуба.

В план работы вошли обучающие, практические, игровые занятия, походы на природу, спортивные развлечения и соревнования между семьями. На каждом занятии родители получали теоретические знания, которые закреплялись на практическом материале. После занятий устраивали различные выставки, круглые столы, что способствовало сближению по разным направлениям: дети – дети,  дети – родители; родители – родители, формированию взаимопонимания родителей и педагогов. Родители с удовольствием посещали занятия клуба. Почти всегда 100% посещаемость, они помогали готовить атрибуты, пособия, эмблемы команд, продумывали домашние задания, готовились к походам, активно участвовали в разных конкурсах. А сколько радости принесло детям такое общение с родителями, участие в общих мероприятиях.

Можно сделать вывод, что опыт такого сотрудничества с родителями очень эффективен. Он способствует оказанию реальной помощи родителям в повышении  их педагогической компетенции, учит способам общения с собственным ребенком, помогает педагогам и родителям овладевать способами общения, наконец, способствует гармонизации отношений детей, родителей и педагогов как субъектов общения и деятельности.

Комплексное воздействие на ребенка  через систему адаптивных средств:  физкультурные и коррекционно-оздоровительные занятия, лечебные мероприятия, подвижные игры, разные виды гимнастик, физических упражнений,  совместная работа с родителями по физическому воспитанию позволили повысить двигательную активность детей,  обеспечить высокий уровень физической подготовленности  детей с нарушением зрения.

Примерный перспективный план работы семейного клуба «Непоседы»

Тема

Задачи

Дата

«Здравствуй лес, волшебный лес". Прогулка-поход

Осуществлять работу с родителями по овладению знаниями, умениями и навыками организации семейных туристических прогулок и походов.

Развивать способность детей решать двигательные задачи в необычных условиях.

Создавать для детей и родителей атмосферу радости, обоюдного обогащения знаниями, умениями и навыками при выполнении различных заданий.

Пропагандировать среди родителей активный семейный отдых.

Сентябрь

Физкультурный досуг «Непоседы» в гостях у «Здоровячка»

Показать родителям, как проводятся физкультурно-оздоровительные мероприятия по коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата и зрительных нарушений.

Обогащать представления о роли коррекционных упражнений.

Познакомить с оздоровительными играми и оборудованием, которые способствуют выработке правильной осанки, укреплению мышц глаз и общему оздоровлению организма.

Научить родителей как снимать у  детей нервно-мышечное напряжение.

Октябрь

Обучающее занятие «Веселое общение»

Познакомить родителей с новыми подходами к гармонизации отношений в семье через развивающие игры и упражнения.

Обучить родителей, как можно играть с ребенком, создавая не только хорошее настроение, но и получить возможность поработать с отдельными группами мышц.

Рассказать о некоторых приемах игрового массажа.

Ноябрь

Спортивное развлечение

«Зимушка – зима спортивная пора»

Обогащать представления родителей о роли подвижных игр в развитии личности детей старшего дошкольного возраста.

Воспитывать игровые взаимоотношения с помощью правил.

Познакомить родителей с некоторыми моделями семейного досуга.

Создавать атмосферу радости, обоюдного обогащения знаниями, умениями и навыками при выполнении различных заданий в играх.

Январь

Физкультурный досуг «Веселая кутерьма»

Показать роль игры во всестороннем развитии детей.

Привлечь родителей к спортивным формам семейного досуга.

Нацелить на формирование здорового образа жизни.

Март

Игровое занятие

«Нам мячик, расти помогает»

Рассказать родителям, какое место во всестороннем физическом развитии детей занимают игры и действия с мячом, какие качества и навыки они развивают.

Познакомить родителей с играми, действиями и элементами спортивных игр с мячом.

Доставить детям и взрослым ощущение радости.

Апрель

Конкурсная программа

«Я и мои спортивные родители»

Формировать познавательный интерес к физической культуре.

Расширять представление о вариативном использовании физических упражнений для укрепления здоровья человека.

Повышать интеллектуальный уровень развития, создавая проблемно-практические ситуации.

Воспитывать дружелюбие, взаимопомощь.

Создавать веселое спортивное настроение.

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей дошкольного возраста к чтению в процессе организации совместной деятельности педагогов родителей и детей»

Книга - великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас....

«Нетрадиционные формы работы, применяемые при организации совместной деятельности детей, родителей и педагогов»

Опыт работы педагогов группы по организации совместной деятельности детей ,родителей и педагогов....

Методическая разработка«Нетрадиционные формы работы, применяемые при организации совместной деятельности детей, родителей и педагогов, способствующие поддержке детской деятельности, инициативности и самостоятельности »

Методическая разработка «Нетрадиционные  формы  работы, применяемые  при организации  совместной  деятельности  детей, родителей  и  педагогов, способству...

Развитие детской инициативы посредством организации совместной деятельности с родителями

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...

Организация совместной деятельности с родителями

Презентация о совместной деятельности детского сада и родителей...

Совершенствование совместной деятельности с родителями через организацию различных нетрадиционных форм взаимодействия.

Изменение, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Де...