Психологическая подготовка руководителей.
статья по теме

Булахтина Елена Олеговна

В настоящее время всех волнует проблема увеличения числа чрезвычайных ситуаций. Из этого вытекает  другая проблема – современный человек в большинстве случаев оказывается не способным самостоятельно найти оптимальные пути решения сложных экстремальных ситуаций, и, как следствие, появляются различные психологические проблемы. Закономерно встаёт вопрос о необходимости вводить психологическую подготовку. Немаловажной при этом является психологическая и педагогическая подготовка руководителей и сотрудников.                                                                                                                     А. И. Папкин выделяет  основные психологические и  педагогические задачи,  подготовка руководителей к :

  1)пониманию решающей роли людей в экстремальных ситуациях их подготовленности психических состояний испытуемых, трудностей, настроений в группах и необходимости психологически и педагогически квалифицированной работы с ними;

  2)осуществлению психологически и педагогически грамотного руководства людьми в экстремальных ситуациях;

  3)учёту психологических и педагогических факторов обеспечения безопасности людей и своей лично в экстремальных ситуациях.

                 Методическая система подготовки к экстремальной ситуации представляет собой взаимосвязанное и адекватное, её задача единство методов, приёмов, педагогических технологий, и обеспечивающих при правильном применении формирование необходимых  обучающимся компонентов подготовленности к экстремальным ситуациям..

        Методы экстремальной подготовки – способы упорядоченной  взаимосвязанной  деятельности обучающего и  обучающихся,  одновременным достижением воспитательного и развивающего эффекта. Анализ литератур позволил сделать следующий вывод, что в системе экстремальной подготовки используют определённые методы:

          1) словесные – рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, инструктаж;

           2)наглядные – иллюстрация, демонстрация, показ, моделирование обстановки;

           3)учебных действий – упражнение, поисковая работа, вербализация, тренинг, коррекция действий, методы обеспечения при обработке действий;

           4)учебное моделирование экстремальных условий фактическое моделирование, психологическое моделирование экстремальных трудностей и др.;

          5)самостоятельная подготовка – проработка учебной литературы, выполнения заданий обучающего, заучивание, повторение, самостоятельный тренинг (упражнения), самооценка и самообучение.

Для руководителей не менее важны знания о поведении сотрудников в экстремальных ситуациях. Их действия зависят помимо индивидуальной подготовленности её членов от связей, которые превращают её в психологическую целостность обладающую социально – психологическими свойствами, обнаруживающимися в её взаимодействии с окружением.

Необходимо руководителю обращать внимание  на то, что характеризует  подготовленность к экстремальным ситуациям его подчиненных, а именно:

1) уровень развития группы как коллектива;

2) групповое экстремальное мастерство.

Психология группы образуется благодаря взаимодействию между  членами этой группы: общением, групповыми целями, потребностями, стремлениями, мотивами, взглядами, предрассудками, слухами, нормами, обычаями и традициями. Каждая группа имеет свои педагогические характеристики: образованность, культурность, воспитанность, обученность, развитость. Поэтому подготовка группы включает качественное совершенствование её психологических и педагогических характеристик, приведение их в соответствие с требованиями экстремальных ситуаций. Известно, что для оценки способности группы к действиям в экстремальных ситуаций важен учёт уровня её психологической и педагогической развитости (сформированности):

Низкий – в нём нет взаимопонимания, стремления к достижению общей цели, сотрудничества и слабо развита личная ответственность;

Высокий – группа сплочена и хорошо подготовлена её характеристики близки к требованиям успешной совместной деятельности. Группа воспитана и управляема.

Средний – промежуточный между высшим и низким уровням.

Мы считаем, что руководители при систематичном ознакомлении с вопросами психологии должны концентрировать внимание на подготовки к работе с людьми. Цель психологической подготовки – научить грамотно выявлять и адекватно оценивать психологические явления, имеющие место в руководимом коллективе, правильно их анализировать, обобщать, а также учитывать их в реальном руководстве людьми и, то самое сложное, научиться управлять этими психологическими явлениями. Психологические факторы должны постоянно находиться в поле зрения и внимания руководителей – только при таком условии можно осуществлять эффективное и качественное руководство коллективом без серьёзных психологических ошибок и помех.

После проведения пилотажного исследования с несколькими руководителями (работающими в системе образования) и проанализировав эти результаты, можно сделать вывод: что современное состояние детских садов и школ находится на должном уровне по подготовке к экстремальной ситуации. Проводят педагогические советы, и обсуждается определённый случай, также в детских садах и школах введены ставка инженеров безопасности, который курирует подготовку к адекватному поведению в экстремальной ситуации. В каждом помещении обязательно находится: план – схема (эвакуации педагогического коллектива и учащихся муниципального общеобразовательного учреждения в случае ЧС, пожара), инструкция действий руководства при угрозе возникновения террористического акта и памятка “ Захват и заложники”, где говорится, как и что нужно делать при захвате в заложники. Также в группах и классах находится телефонный справочник, где написаны телефоны служб спасения. На каждом этаже  находится план безопасности. Есть запасные выходы.  

По нашему мнению, такая подготовка руководителей и сотрудников детских садов и школ поможет быть готовым к внезапно возникшим экстремальным ситуациям. Если учесть все вышеизложенные требования можно повысить уровень безопасности учреждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическая подготовка руководителей.

В настоящее время всех волнует проблема увеличения числа чрезвычайных ситуаций. Из этого вытекает  другая проблема – современный человек в большинстве случаев оказывается не способным самостоятельно найти оптимальные пути решения сложных экстремальных ситуаций, и, как следствие, появляются различные психологические проблемы. Закономерно встаёт вопрос о необходимости вводить психологическую подготовку. Немаловажной при этом является психологическая и педагогическая подготовка руководителей и сотрудников.                                                                                                                                                                           А. И. Папкин выделяет  основные психологические и  педагогические задачи,  подготовка руководителей к :

        1)пониманию решающей роли людей в экстремальных ситуациях их подготовленности психических состояний испытуемых, трудностей, настроений в группах и необходимости психологически и педагогически квалифицированной работы с ними;

        2)осуществлению психологически и педагогически грамотного руководства людьми в экстремальных ситуациях;

        3)учёту психологических и педагогических факторов обеспечения безопасности людей и своей лично в экстремальных ситуациях.

                 Методическая система подготовки к экстремальной ситуации представляет собой взаимосвязанное и адекватное, её задача единство методов, приёмов, педагогических технологий, и обеспечивающих при правильном применении формирование необходимых  обучающимся компонентов подготовленности к экстремальным ситуациям..

        Методы экстремальной подготовки – способы упорядоченной  взаимосвязанной  деятельности обучающего и  обучающихся,  одновременным достижением воспитательного и развивающего эффекта. Анализ литератур позволил сделать следующий вывод, что в системе экстремальной подготовки используют определённые методы:

          1) словесные – рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, инструктаж;

           2)наглядные – иллюстрация, демонстрация, показ, моделирование обстановки;

           3)учебных действий – упражнение, поисковая работа, вербализация, тренинг, коррекция действий, методы обеспечения при обработке действий;

           4)учебное моделирование экстремальных условий фактическое моделирование, психологическое моделирование экстремальных трудностей и др.;

          5)самостоятельная подготовка – проработка учебной литературы, выполнения заданий обучающего, заучивание, повторение, самостоятельный тренинг (упражнения), самооценка и самообучение.

Для руководителей не менее важны знания о поведении сотрудников в экстремальных ситуациях. Их действия зависят помимо индивидуальной подготовленности её членов от связей, которые превращают её в психологическую целостность обладающую социально – психологическими свойствами, обнаруживающимися в её взаимодействии с окружением.

Необходимо руководителю обращать внимание  на то, что характеризует  подготовленность к экстремальным ситуациям его подчиненных, а именно:

1) уровень развития группы как коллектива;

2) групповое экстремальное мастерство.

Психология группы образуется благодаря взаимодействию между  членами этой группы: общением, групповыми целями, потребностями, стремлениями, мотивами, взглядами, предрассудками, слухами, нормами, обычаями и традициями. Каждая группа имеет свои педагогические характеристики: образованность, культурность, воспитанность, обученность, развитость. Поэтому подготовка группы включает качественное совершенствование её психологических и педагогических характеристик, приведение их в соответствие с требованиями экстремальных ситуаций. Известно, что для оценки способности группы к действиям в экстремальных ситуаций важен учёт уровня её психологической и педагогической развитости (сформированности):

Низкий – в нём нет взаимопонимания, стремления к достижению общей цели, сотрудничества и слабо развита личная ответственность;

Высокий – группа сплочена и хорошо подготовлена её характеристики близки к требованиям успешной совместной деятельности. Группа воспитана и управляема.

Средний – промежуточный между высшим и низким уровням.

Мы считаем, что руководители при систематичном ознакомлении с вопросами психологии должны концентрировать внимание на подготовки к работе с людьми. Цель психологической подготовки – научить грамотно выявлять и адекватно оценивать психологические явления, имеющие место в руководимом коллективе, правильно их анализировать, обобщать, а также учитывать их в реальном руководстве людьми и, то самое сложное, научиться управлять этими психологическими явлениями. Психологические факторы должны постоянно находиться в поле зрения и внимания руководителей – только при таком условии можно осуществлять эффективное и качественное руководство коллективом без серьёзных психологических ошибок и помех.

После проведения пилотажного исследования с несколькими руководителями (работающими в системе образования) и проанализировав эти результаты, можно сделать вывод: что современное состояние детских садов и школ находится на должном уровне по подготовке к экстремальной ситуации. Проводят педагогические советы, и обсуждается определённый случай, также в детских садах и школах введены ставка инженеров безопасности, который курирует подготовку к адекватному поведению в экстремальной ситуации. В каждом помещении обязательно находится: план – схема (эвакуации педагогического коллектива и учащихся муниципального общеобразовательного учреждения в случае ЧС, пожара), инструкция действий руководства при угрозе возникновения террористического акта и памятка “ Захват и заложники”, где говорится, как и что нужно делать при захвате в заложники. Также в группах и классах находится телефонный справочник, где написаны телефоны служб спасения. На каждом этаже  находится план безопасности. Есть запасные выходы.  

По нашему мнению, такая подготовка руководителей и сотрудников детских садов и школ поможет быть готовым к внезапно возникшим экстремальным ситуациям. Если учесть все вышеизложенные требования можно повысить уровень безопасности учреждений.

Resource id #506

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе «СКОРО В ШКОЛУ» (для детей 5-7 лет)

Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков. Таким образом, уровень ра...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ РЕБЁНКА К ДЕТСКОМУ САДУ.

Памятка поможет родителям подготовить себя и ребёнка к детскому саду....

Тематическое планирование занятий по психологической подготовке детей к школе

Тематическое планирование занятий с детьми подготовительных группы (Программа рассчитана 8 мес. - 1 занятие в неделю)...

"Психологическая подготовка к школе"

Консультация для родителей...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по психологической подготовке детей к школе « Психологическая азбука»

Рабочая программа, учебно-тематическое планирование на год. Примерный конспект занятия....