Метод проектов
статья по теме

Федоренко Людмила Николаевна

Статья содержит описание метода проектов. Одним из путей достижения поставленной цели является внедрение в учебный процесс метода проектов, который подразумевает учение через открытия, через разрешение проблемных ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_proektov.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов

Одним из путей достижения поставленной цели является внедрение в учебный процесс метода проектов, который подразумевает учение через открытия, через разрешение проблемных ситуаций.

Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их: умению конструировать свои знания. В последнее время этому методу уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Первоначально его называли методом проблем и связывался он с идеями, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.

Эта технология применялась как в отечественной дидактике (особенно в 20-30 годы), так и в зарубежной. В 1905году русский педагог С. Т. Шацкий пытался использовать проектный метод в преподавании. Позднее, в 20-ых годах метод проектов широко внедрялся в советской общеобразовательной школе в качестве основного направления обучения учащихся, но уже к 1931 году был сделан вывод о том, что с помощью этого метода невозможно увеличивать знания учащихся по общеобразовательным предметам. И советская общеобразовательная школа была полностью переведена на традиционное обучение. В зарубежной педагогике метод проектов, получил дальнейшее развитие, в него были включены все прогрессивные элементы обучения, успешно проверенные на практике. Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время метод проектов встроен в структуру системы образования. Но сущность идеи остается прежней - стимулировать интерес детей к обучению путем организации их самостоятельной деятельности, постановки перед ними целей и проблем, решение которых ведет к появлению новых знаний и умений.

В зарубежной педагогике метод проектов получил широкое распространение и развитие в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем в совместной деятельности учащихся. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания.

Педагогу в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта. Метод проектов — не новость в мировой педагогике: он начал использоваться в практике обучения значительно раньше выхода в свет известной статьи американского педагога В.Килпатрика «Метод проектов» (1918), в которой он определил это понятие как "энергичный, от души выполняемый замысел".

Для проведения проектной работы в детском саду необходимо следовать как общим подходам к использованию метода проектов, так и серьёзно учитывать специфику этой возрастной категории детей, их ограниченность в знаниях и способности самостоятельно получать эти знания. Поэтому первым проектом для наших воспитанников - является тот, который возник спонтанно, случайно в повседневной деятельности детей и в результате возникновения проблемной ситуации. Успешность такого проекта заключается в том, что у дошкольников он вызовет наибольший интерес, так как они сами заинтересованы в поиске решения.

Метод проектов – это совокупность приемов, действий детей в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи - решения определенной проблемы, значимой для них и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Итак, Зачем нужны проекты?

Проекты:

- помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;

- помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;

 -способствуют развитию творческих способностей детей;

- способствуют умению наблюдать;

- способствуют умению слушать;

-способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;

- способствуют развитию мышления;

- помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно;

- развивают воображение;

- развивают внимание, память, речь.

Основная цель Метода Проектов состоит в предоставлении возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей, развитии познавательных, творческих навыков воспитанников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Количество участников проекта не ограничено. Это может быть как один человек, так и целый детский сад.

На практике любой проект представляет собой и исследовательскую, творческую, и игровую, и практическую деятельность детей.

Различают несколько видов проектов:

1. Ролево-игровые (в нем дети играют конкретных персонажей. Приемлем для маленьких детей).

2.     Исследовательские/творческие   (в   нем   дети   исследуют,   экспериментируют анализируют а результаты выдают в виде сборников сочинений, отчетов, докладов/газет или журналов).

3.     Информационно-  практические  (в  нем дети создают различные прикладные предметы, которые могут быть использованы в реальной жизни (лук на подоконнике) или используются,   например,   в   оформлении   группы   (создаем   цветочные   кашпо   или выращиваем цветы).                                                                                        

4.     Творческие (результат - спектакль, сказка, постановка).                                                                                                                

И здесь очень важна работа педагога.

Он должен:

- иметь четкое представление о целях, задачах и этапах проекта и его проблематикой,

- донести ее до детей,

- познакомить с проектом родителей, помочь им найти своё место в данном проекте,

- заинтересовать каждого ребенка,

- использовать мотивацию и эмоциональную отзывчивость детей,

- использовать позитивный настрой и активную поддержку всех начинаний ребенка,

- использовать индивидуальный подход,

- оказывать содействие в реализации проекта на всех его этапах,

- информировать о его реализации.

Тематика проектов в детских садах обширна.

Этапы работы над проектом

Ценностно-ориентированный этап

Конструктивный этап

Практический этап

Заключительный этап

Презентационный этап

Оценочно-рефлексивный этап

Паспорт проекта:

Тема

Название проекта

Проблема

Причины

Цель

Задачи

Мероприятия

Результат

Критерии результата

Анализ ресурсов      

Продуктом   проектной деятельности могут быть:                       

Поделка

Выставка

Газета или журнал

Законопроект

Игра

Костюм

Музыкальное произведение

Постановка

Праздник

Справочник

Экскурсия

                                                         

Виды презентации проекта:

Игра

Диалог персонажей

Инсценировка

Пресс - конференция

Путешествие

Реклама

Ролевая игра

Соревнование

Спектакль

Телепередача

Resource id #2504

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический проект "Работа ДОУ по методу проектов"

  В 2011-2012 учебном году методическая служба ДОУ определила задачу развития педагогической деятельности, как  основанные на инновациях. Работа ДОУ в режиме развития позв...

статья на семинар - «Метод проектов – один из самых эффективных методов работы ДОУ с родителями».

Основная цель проектного метода:– развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей– формирование социаль...

Метод проектов как метод развития творческого познавательного мышления

Задачи обучения: пробуждать интерес к предлагаемой деятельности; приобщать детей к процессу познания; формировать различные представления; привлекать детей к воспроизведению образов, используя ра...

"Основные методы и задачи метода проектов"

Проектный метод – это такая система обучения, которая предусматривает получение детьми знаний и умений в процессе выполнения системы постоянно усложняющихся практических заданий в совокупности с...

Метод проектов как метод взаимодействия с семьей

Проект – это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и ...

«Основные методы и задачи метода проектов»

Проектный метод – это такая система обучения, которая предусматривает получение детьми знаний и умений в процессе выполнения системы постоянно усложняющихся практических заданий в совокупности с...

Презентация "Метод проектов – инновационный и перспективный метод в работе с дошкольниками"

Стандарт педагога предполагает  овладение ПЕДАГОГОМ формами и методами обучения дошкольников, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты,...