Метод проектов
статья по теме
Статья содержит описание метода проектов. Одним из путей достижения поставленной цели является внедрение в учебный процесс метода проектов, который подразумевает учение через открытия, через разрешение проблемных ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод проектов
Одним из путей достижения поставленной цели является внедрение в учебный процесс метода проектов, который подразумевает учение через открытия, через разрешение проблемных ситуаций.
Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их: умению конструировать свои знания. В последнее время этому методу уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Первоначально его называли методом проблем и связывался он с идеями, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.
Эта технология применялась как в отечественной дидактике (особенно в 20-30 годы), так и в зарубежной. В 1905году русский педагог С. Т. Шацкий пытался использовать проектный метод в преподавании. Позднее, в 20-ых годах метод проектов широко внедрялся в советской общеобразовательной школе в качестве основного направления обучения учащихся, но уже к 1931 году был сделан вывод о том, что с помощью этого метода невозможно увеличивать знания учащихся по общеобразовательным предметам. И советская общеобразовательная школа была полностью переведена на традиционное обучение. В зарубежной педагогике метод проектов, получил дальнейшее развитие, в него были включены все прогрессивные элементы обучения, успешно проверенные на практике. Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время метод проектов встроен в структуру системы образования. Но сущность идеи остается прежней - стимулировать интерес детей к обучению путем организации их самостоятельной деятельности, постановки перед ними целей и проблем, решение которых ведет к появлению новых знаний и умений.
В зарубежной педагогике метод проектов получил широкое распространение и развитие в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем в совместной деятельности учащихся. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания.
Педагогу в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта. Метод проектов — не новость в мировой педагогике: он начал использоваться в практике обучения значительно раньше выхода в свет известной статьи американского педагога В.Килпатрика «Метод проектов» (1918), в которой он определил это понятие как "энергичный, от души выполняемый замысел".
Для проведения проектной работы в детском саду необходимо следовать как общим подходам к использованию метода проектов, так и серьёзно учитывать специфику этой возрастной категории детей, их ограниченность в знаниях и способности самостоятельно получать эти знания. Поэтому первым проектом для наших воспитанников - является тот, который возник спонтанно, случайно в повседневной деятельности детей и в результате возникновения проблемной ситуации. Успешность такого проекта заключается в том, что у дошкольников он вызовет наибольший интерес, так как они сами заинтересованы в поиске решения.
Метод проектов – это совокупность приемов, действий детей в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи - решения определенной проблемы, значимой для них и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Итак, Зачем нужны проекты?
Проекты:
- помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;
- помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;
-способствуют развитию творческих способностей детей;
- способствуют умению наблюдать;
- способствуют умению слушать;
-способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;
- способствуют развитию мышления;
- помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно;
- развивают воображение;
- развивают внимание, память, речь.
Основная цель Метода Проектов состоит в предоставлении возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей, развитии познавательных, творческих навыков воспитанников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Количество участников проекта не ограничено. Это может быть как один человек, так и целый детский сад.
На практике любой проект представляет собой и исследовательскую, творческую, и игровую, и практическую деятельность детей.
Различают несколько видов проектов:
1. Ролево-игровые (в нем дети играют конкретных персонажей. Приемлем для маленьких детей).
2. Исследовательские/творческие (в нем дети исследуют, экспериментируют анализируют а результаты выдают в виде сборников сочинений, отчетов, докладов/газет или журналов).
3. Информационно- практические (в нем дети создают различные прикладные предметы, которые могут быть использованы в реальной жизни (лук на подоконнике) или используются, например, в оформлении группы (создаем цветочные кашпо или выращиваем цветы).
4. Творческие (результат - спектакль, сказка, постановка).
И здесь очень важна работа педагога.
Он должен:
- иметь четкое представление о целях, задачах и этапах проекта и его проблематикой,
- донести ее до детей,
- познакомить с проектом родителей, помочь им найти своё место в данном проекте,
- заинтересовать каждого ребенка,
- использовать мотивацию и эмоциональную отзывчивость детей,
- использовать позитивный настрой и активную поддержку всех начинаний ребенка,
- использовать индивидуальный подход,
- оказывать содействие в реализации проекта на всех его этапах,
- информировать о его реализации.
Тематика проектов в детских садах обширна.
Этапы работы над проектом
Ценностно-ориентированный этап
Конструктивный этап
Практический этап
Заключительный этап
Презентационный этап
Оценочно-рефлексивный этап
Паспорт проекта:
Тема
Название проекта
Проблема
Причины
Цель
Задачи
Мероприятия
Результат
Критерии результата
Анализ ресурсов
Продуктом проектной деятельности могут быть:
Поделка
Выставка
Газета или журнал
Законопроект
Игра
Костюм
Музыкальное произведение
Постановка
Праздник
Справочник
Экскурсия
Виды презентации проекта:
Игра
Диалог персонажей
Инсценировка
Пресс - конференция
Путешествие
Реклама
Ролевая игра
Соревнование
Спектакль
Телепередача
Resource id #2504По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический проект "Работа ДОУ по методу проектов"
В 2011-2012 учебном году методическая служба ДОУ определила задачу развития педагогической деятельности, как основанные на инновациях. Работа ДОУ в режиме развития позв...
статья на семинар - «Метод проектов – один из самых эффективных методов работы ДОУ с родителями».
Основная цель проектного метода:– развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей– формирование социаль...
Метод проектов как метод развития творческого познавательного мышления
Задачи обучения: пробуждать интерес к предлагаемой деятельности; приобщать детей к процессу познания; формировать различные представления; привлекать детей к воспроизведению образов, используя ра...
"Основные методы и задачи метода проектов"
Проектный метод – это такая система обучения, которая предусматривает получение детьми знаний и умений в процессе выполнения системы постоянно усложняющихся практических заданий в совокупности с...
Метод проектов как метод взаимодействия с семьей
Проект – это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и ...
«Основные методы и задачи метода проектов»
Проектный метод – это такая система обучения, которая предусматривает получение детьми знаний и умений в процессе выполнения системы постоянно усложняющихся практических заданий в совокупности с...
Презентация "Метод проектов – инновационный и перспективный метод в работе с дошкольниками"
Стандарт педагога предполагает овладение ПЕДАГОГОМ формами и методами обучения дошкольников, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты,...