Ознакомление с народной игрушкой. Праздник «Кузьминки»
план-конспект занятия (младшая группа) по теме

Лукьянова Елена Васильевна

Ознакомление с народной игрушкой.

Праздник «Кузьминки»

 

Программное содержание. Обобщить имеющиеся у детей знания о народной игрушке, о народных промыслах России. Продолжить знакомство с вятской игрушкой. Закрепить знания по технике ее изготовления. Учить выделять элементы дымковской росписи. Через игрушку воспитывать интерес и любовь к народному творчеству. Закрепить знания о некоторых образцах устного народного творчества, фольклора (календарные игры, пословицы …).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lukyanova_1.docx16.14 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление с народной игрушкой.

Праздник «Кузьминки»

Программное содержание. Обобщить имеющиеся у детей знания о народной игрушке, о народных промыслах России. Продолжить знакомство с вятской игрушкой. Закрепить знания по технике ее изготовления. Учить выделять элементы дымковской росписи. Через игрушку воспитывать интерес и любовь к народному творчеству. Закрепить знания о некоторых образцах устного народного творчества, фольклора (календарные игры, пословицы …).

Ход занятия.

Воспитатель. Ноябрь за окном, месяц студеный, с долгими вечерами. Поздняя осень. Хоть и осень за окном, ноябрь в самом разгаре, а на Руси 14 ноября отмечают первый зимний праздник – Кузьминки.

Праздник этот ремесла,

Домашнего очага.

Праздник не безделья,

Праздник рукоделья.

Так уж на Руси повелось, приходили Кузьминки, садились за работу мастера, рукодельницы. Много пословиц есть о мастерах:

Красна птица пером, а человек умением.

Хорошая работа уже века живет.

Умелец, да рукоделец  и себе и людям радость приносит.

В каждой деревне есть свои мастера, но есть и такие которые на весь мир прославились. Ободной такой игрушке мы сейчас и поговорим. Живут на свете дружные сестрицы. Пойдет одна в лес, за ней другая … А уж как одна на другую похожа, хотя платочки у всех разные, губы у одной бантиком, у другой по своему; щеки у одной розовые, у другой побелее, сарафаны луг цветной. Как зовут этих сестренок (Ответы).

Все сестры Матрёшки, а чем они отличаются!? (Ростом). Захотят Матрёшки спрятаться, ни сразу их найдешь. Стоит одна. Где же остальные? Ищи, на то и игра. (Дид. игра «Найди Матрёшку»). А вы знаете как делают Матрёшку (Рассказы детей). Воспитатель подводит итог. Вытачивают и расписывают игрушки люди добрые и веселые. По-другому и быть не может: игрушка-то радостная.

Дети читают стихи о Матрёшке (2-3). Русская народная игра «Карусель» (В эту и другие по ходу занятия игры играли на Кузьминки).

Воспитатель. Настоящие карусели устанавливались на ярмарке. (Словарная работа). Эх и весело было там. Коробейники зазывали покупателей, скоморохи (словарная работа) веселили народ. У многих в руках были свистульки. (Воспитатель раздает детям свистульки.Дети свистят).Затем рассматривают филимоновские игрушки. Воспитатель рассказывает как делают филимоновскую игрушку. Игрушки удивительно красивы и разнообразны. Кони, олени, бараны, петухи, всадники, барышни - всех и не перечесть - образуют яркий хоровод. И каждая фигурка свистит. Делают эти фигурки из местной глины иссиня-черной,которая послеобжига становится светлой.  Какие краски используют мастерицы (делают игрушки только женщины) для росписи (отметить это слово)? (Ответы). Желтый, красный, зеленый – основные цвета. Они сочетаются со светлым тоном обожженной глины,создают неподражаемый образ филимоновской игрушки.

Воспитатель. Пойдем далее по ярмарке. Здесь продаются другие игрушки – из Дымковской слободы. Благодаря труду замечательных мастериц их слобода стала известна во всем мире как родина знаменитых дымковских глиняных игрушек. Давайте рассмотрим их.

Что лепили – (ответы) барыни, лошадки, индюки, куры, петухи.  Обратите внимание - лепили из глины, сюжеты для игрушек брали на улице. А для чего лепили!? – чтобы украсить свой дом, порадовать друзей, детей. А сейчас расскажу как ее делают. Глину привозили весной и хранили ее до осени. Затем ее замачивали, лепили, обжигали и опускали в ведро с разведенным на молоке мелом. Расписывали. Краски брали самые яркие. Какие!? (Ответы). Сверху покрывали белком яйца. Ни одна поделка не повторялась.

Дети рассматривают элементы дымковского узора. Садятся за столы. Игра «Сидит дед» на закрепление правильной постановки спины. Рисование «Украсим барыне сарафан».

На листе бумаги дети изображают узор из элементов, которые сами выбирали. Пока сохнет рисунок - проводится игра «Подушечка».

«Подушечка, подушечка.

Молодушка, молодушка.

Кого я люблю, кого я люблю

Того я поцелую, тому и подарю»

Ход игры: водящий входит в круг, выбирает девушку, пляшет с ней, оставляет ее в середине круга и т.д.

После игры дети предлагают свои рисунки (ткань для юбки) барыни. В свободное время (после занятия) юбку вырезают по трафарету и дарят барыне.

Посмотри как хороша эта девица душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд.

Сидит кокошник горделиво

Барыня так красива

Как лебедушка плывет, песню тихую поет.

От имени барыни воспитатель благодарит детей.

Воспитатель обращает внимание на ложки. Ложки – загляденье. Из чего сделаны!? (Ответы). Из дерева. Легкие, золотисто-огненные. Из какого дерева вырезал мастер ложки (из липы, осины).Причем, вместо одной срезанной липки, сажали две – для сына и внука. Давайте посмотрим какой рисунок на ложках. (Ответы). Мастер любит родную сторону – рисует то, что видит, то что любо и дорого ему.

Давайте поиграем на ложках. (Исполняется русская народная мелодия, дети хлопают ложками).

Хорошо иметь чудо-ложку, но еще лучше если к ней поставить расписную миску, солонку …

Вот они на столе (застеленной вязаной скатертью).Поглядеть любо-дорого. Ребята,а где делают этупосуду (В Хохломе). Эту посуду делают в Хохломе и называют ее золотой хохломой. И кисель налитый в нее, самый вкусный, полезный, богатый витаминами.

Дети угощаются киселем, сваренным из свежих ягод смородины и малины. Кисель должен быть густым.

Материал к занятию:

  1. Дымковские поделки.
  2. Филимоновские свистульки.
  3.  Изделия Хохломы.
  4.  Матрёшки (игрушки).
  5.  Матрешки для оформления зала.
  6.  Корзина (красивая) с ложками.
  7.  Прялки для оформления зала.
  8.  Оформление мастерской художников.

Resource id #2360

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс" Познавательная деятельность в ходе подготовки к народному празднику Кузьминки"

Мастер-класс  для педагогов по подготовке детей дошкольного возраста к празднику Кузьминки...

Конспект совместной деятельности с детьми - логопатами старшего дошкольного возраста. Народный календарь в образовательной деятельности ДОУ. Праздник "Кузьмы и Демьяна 14 Ноября".

Продолжать знакомить детей с народными праздниками, с элементами русского быта.Закрепить знания малых форм (пословицы, поговорки).Побуждать детей к участию в праздниках народного календаря....

Конспект совместной деятельности с детьми - логопатами старшего дошкольного возраста. Народный календарь в образовательной деятельности ДОУ. Праздник "Кузьмы и Демьяна 14 Ноября".

Продолжать знакомить детей с народными праздниками, с элементами русского быта.Закреплять знания малых форм (пословицы, поговорки).Побуждать детей к участию в праздниках народного календаря....

Проект по ознакомлению с народной игрушкой "Матрешка русская игрушка"

Проект " Матрешка русская игрушка" предназначен для I младшей группы. Цель его, развивать интерес у детей к народно-прикладному искусству....

Занятие по ознакомлению с народной игрушкой в средней группе. Дымковская роспись

Продолжить знакомить детей с особенностями дымковской игрушки, историей возникновения, цветом, элементами...

"Народный праздник "Кузьминки""

ООД в старшей группе...