"Народный праздник "Кузьминки""
план-конспект урока (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Цель: Закрепить знания детей о народном празднике «Кузьминки», традициях его празднования.
Образовательные:
- закрепить представления детей о старинном, обрядовом празднике «Кузьминки», о традициях, связанных с этим праздником;
- формировать знания малых фольклорных жанров: пословиц и поговорок, хороводных игр;
- закрепить знания детей о ремесле на Руси
Развивающие:
- развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми;
- развивать внимание, память;
- развивать устную связную речь, активизировать словарь детей;
- развитие познавательного интереса к народной культуре;
Воспитательные:
- формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость;
- прививать уважение к традициям русского народа;
- учить, внимательно, слушать педагога и ответы других детей, не перебивая товарища.
Предварительная работа:
- рассказ и беседа о народном празднике Кузьминки и его традициях;
- просмотр иллюстраций и презентаций о празднике братьях - кузнецах
-знакомство и заучивание наизусть малых форм русского фольклора.
- знакомство с ремеслами на Руси
-наблюдение за изменениями в природе с приходом ноября.
-слушание русской народной песни «Во кузнице».
-знакомство с русскими народными играми «Кузнец», «Дударь», «Курочка - рябушечка».
- знакомство с ремеслами на Руси
Оборудование: русский народный костюм, сундучок, тряпичная кукла Кузьма и Демьян, ноутбук с записью фонограммы музыкальных произведений, корзинка с подковами, самовар, демонстрационный материал, продукты труда ремесленников, угощенье.
Ход
Звучит русская народная песня и воспитатель выходит в русском народном костюме.
Воспитатель: Здравствуйте, мои хорошие!
Здравствуйте, мои пригожие!
Дети: Здравствуй, Марьюшка. (отдают низкий поклон)
Воспитатель: Ребятушки, сегодня, я, как и обещала, приглашаю вас на настоящие посиделки.
Но сначала вам нужно отгадать загадку, которую я для вас приготовила, а отгадка находится в моем волшебном сундучке. Ну что загадывать?
Загадка:
В сундучке - то не спроста,
Два братишки-молодца.
Жили в Азии когда-то
Кузнецы- два добрых брата
Хоть и были небогаты,
Но с людей не брали платы.
Дети: Кузьма и Демьян
Воспитатель: Ребятушки, слова заветные помните, давайте все вместе хором попросим сундучок открыться.
ДЕТИ: «Сундучок мой сундучок
Приоткрой нам свой бочок»
Звучит музыка, воспитатель открывает сундучок.
Воспитатель: Правильно, это обрядовая кукла Кузьма и Демьян. А на какой народный праздник наши предки делали такую куклу?
Дети: На Кузьминки.
Воспитатель: Правильно, молодцы. А теперь добро пожаловать на кузьминские посиделки. Сядем с вами рядком, да поговорим ладком. (садятся на стулья).
Воспитатель: А скажите мне, девицы-красавицы, да красны молодцы, в каком месяце на Руси праздновали Кузьминки.
Дети: На Руси праздник отмечался после окончания уборочных работ в поле и огороде.
В ноябре.
Воспитатель: А как ноябрь звали в народе? Как величали?
Дети: Грудень, потому, что всюду лежит грудами замерзшая земля.
А еще его называли Ледень. Ноябрь самый студёный месяц осени. Начинаются заморозки, ледовые кузнецы сковывают воду.
Воспитатель: Правильно. Обычно в эту пору небольшие морозы:
- Демьянов путь – не путь, а только перепутье!
Это означает, что праздник Кузьмы и Демьяна проводы осени и встреча зимы, первые морозы, поэтому и говорили, что «Кузьминки – по осени поминки».
Предлагаю вам сыграть в игру «НАЧНИ – ЗАКОНЧИ».
Я начинают пословицы, а вы заканчиваете.
Кузьма-Демьян – кузнец, кует лед на земле и на воде.
Кузьмы и Демьяна путь – проводы осени, встреча зимы, первые морозы .
Не заковать реку зиме без Кузьмы и Демьяна кузнеца.
Невелика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю святую Русь в ней ледяные цепи куются.
Воспитатель: Ой, вы мои хорошие пословицы мне подарили. Я их в свой сундучок положу.
Немало народных примет было связано с этим днем. Какие приметы вы знаете?
Дети: «На Кузьмин день тепло, то и зима теплая».
«Если на Кузьму и Демьяна листья остались на деревьях, то будет суровая зима и неурожайный год».
Снег на Кузьминки обещает будущей весной большой разлив.
Воспитатель: Молодцы, ребятки. А в честь кого же был назван этот праздник?
Дети: А назван он в честь братьев Кузьмы и Демьяна.
Они ходили по деревням и всем помогали. Ведь в деревне все делается своими руками: и печь, и стол, и ложки и плошки.
Они были добрыми и денег за свою помощь не брали, делали просто так от души и поэтому их называли бессеребрянники.
Воспитатель: На Руси Кузьма и Демьян почитаются как покровители ремесленных дел.
А вы знаете, какие ремесла были на Руси?
А я сейчас проверю. Послушайте внимательно и назовите ремесло.
Сколочу вам лавку, стол,
Да еще скамейку.
Не охотник, не маляр
Ремесло мое - (столяр)
Могу лошадь подковать,
Цепь железную сковать
Смастерить меч – кладенец,
Ремесло мое - (кузнец)
Изготовлю вам из глины:
Миску, крынку и горшок.
У меня отличный дар,
Ремесло мое – (гончар)
Постучу я топором
Выстрою из бревен дом
По дереву работник
Ремесло мое – (плотник)
(детям, отгадавшим загадки, дать картинки с изображением заданного ремесленника)
А теперь, кто хочет стать кузнецами, встаньте за…(ребенком с картинкой кузнеца) и т.д. А теперь попрошу вас подойти к столу, где находится, то что сделали вы (на столах лежат продукты труда ремесленников, дети подходят к столу с продуктами труда, в соответствии со своей картинкой. Воспитатель задает вопросы: о ремесленнике, о том что он изготовил).
А сейчас, я покажу картинки с орудиями труда, если вы этим пользовались, то поднимайте руку.
Молодцы, справились с заданием. (дети садятся на места)
Воспитатель: Кузьма и Демьян были покровителями не только мужского ремесла, но и женского рукоделия. Скажите, а каким рукоделием на Руси занимались женщины?
Дети: пряли пряжу, ткали полотно, шили одежду, вышивали на одежде узоры, лепили и раскрашивали игрушки.
На Кузьму-Демьяна женщины принимались зимнюю пряжу прясть, обращались к святым, просили помочь, чтобы не отставать в работе от тех, кто начал её раньше. «Батюшка, Кузьма – Демьян, сравняй меня позднюю с ранними» говорили они.
Воспитатель: В русском народе считалось, что Кузьма и Демьян покровители свадеб, они куют свадебку, свадебку крепкую, да долговечную, а затем помогают семьям жить в ладу, в мире и воспитывать своих детушек. На кузьминские посиделки молодые парни приходили на девушек посмотреть, да подругу себе выбрать. А у нас девицы – на все руки мастерицы.
И прясть, и вязать, и плясать умеют.
Собирайся народ!
Шире, шире хоровод!
Будем прялицу плясать,
Самых лучших выбирать.
Пляска «Прялица»
Воспитатель: А чем еще прославились братья?
Дети: А еще Кузьма и Демьян были знаменитыми врачами. Братья ходили по городам, деревням и лечили людей.
Воспитатель: От хворей всяческих народ
Словом могли исцелять.
А вам я предлагаю
В «Дударя» сыграть!
хороводная игра «Дударь».
В центре круга водящий – Дударь.
Дударь-дударь, дударище, (Хоровод по солнцу вокруг дударя.)
Старый, старый старичище,
Мы тебя полечим, (Сужаются к центру.)
Чтоб расправил плечи, (Расходятся.)
Мы тебе поможем, (Движения такие же, как в двух предшествующих строках.)
Станешь ты пригожим:
Ты омолодишься (Разомкнутыми руками дети «лечат» дударя.)
И развеселишься! (Хлопают в ладоши.)
Дударь, дударь, что болит?
- Голова!
Дети держатся за голову соседа и продолжают хоровод. И так далее пока Дударь не скажет «Здоров». (Дети остаются стоять в кругу)
Воспитатель: Что еще вы знаете про Кузьму и Демьяна.
Дети: Братья старательно учились кузнечному ремеслу и стали умелыми кузнецами, и в народе их стали считать покровителями кузнечного дела, поэтому кузнецы считают Кузьминки своим праздником.
Воспитатель: Ну, а где же удалец? Разумелый наш кузнец?
Идет кузнец из кузницы.
Несет молот да щипцы.
Раз два три кузнецом будешь ты.
Дети:
(Дети стоят в кругу, кузнец становится в центр круга. Дети идут к кузнецу, говоря слова и делая шаг на каждое слово)
Эй, кузнец, молодец!
Расковался жеребец.
Ты подкуй его опять
Кузнец: (Отвечает)
А чего не подковать (Хлопок, руки развел в стороны),
Вот гвоздь (Левая рука вперед, ладонью вверх),
Вот подкова (Правая рука вперед, ладонью вверх),
Раз, два и готово! (Два хлопка, руки развел в стороны)
Воспитатель: Ребятки, к этому дню кузнецы изготавливали «обетные работы» это изделия, которые они просто раздаривали в честь Кузьмы и Демьяна всем желающим.
Давайте и мы с вами побудем кузнецами и подарим от чистого сердца нашим гостям подковы, которые мы с вами сделали в прошлый раз.
Звучит музыка «Во кузнице»
(Дарят и садятся на стульчики)
Воспитатель: А как еще в народе называли праздник Кузьминки?
Дети: В деревнях называли этот день еще и куриным праздником. ИРИНА
Воспитатель: В простом народе Кузьма и Демьян почитались еще и как хранители кур, поэтому обязательно подавали на стол куриные блюда и во время еды строго следили за тем, чтобы косточки не ломались, чтобы будущие куры не были уродливы, служили молебны в курятниках и кропили их святой водой, веря, что курочки потом не будут болеть. И нам нужно обязательно про курочек спеть.
(Дети становятся в круг, курочка в центр круга).
Дети: Курочка-рябушечка, куда пошла?
Курочка: На речку!
Дети: Курочка-рябушечка, зачем пошла?
Курочка: За водой!
Дети: Курочка-рябушечка, кому вода?
Курочка: Цыпляткам!
Дети: Курочка-рябушечка, цыплятки чьи?
Курочка: Мои! Они пить хотят, на всю улицу кричат!
Куры-куряточки,
Хвостики-лопаточки,
Жито жнут, и гребут,
И в амбар несут,
Петушкам дают.
Петушки не едят,
И все делают вот так!
На последних словах водящий показывает какое-нибудь движение (приседает, подпрыгивает, танцует и т.д.), остальные за ним повторяют. Кто ошибется – выбывает из игры и занимает свое место в зале.
Воспитатель: Вот и погуляли мы на Кузьминках.
Дети (по очереди):
Всем людям добрым
Желаем добра,
Золота и серебра.
Пышных пирогов,
Доброго здоровья,
Маслица коровья!
Воспитатель:Вы ребята, молодцы! Всех вас хвалю и на память о празднике Кузьмы и Демьяна милости прошу за стол отведать мое угощение.
Я иду, иду, иду,
Самовар с собой несу!
Не красна изба углами,
А красна пирогами!
Чай горячий на столе,
Пирог и варенье!
Приглашаю вас отведать
Мое угощенье!
Звучит народная мелодия, дети садятся вокруг самовара
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщение опыта работы по теме: "Приобщение старших дошкольников к традиционной народной культуре посредством народных праздников"народной куль
Учитывая значимость данного опыта для развития личности ребенка, автор пришел к пониманию необходимости организовать работу по приобщению дошкольников к традиционной народной культуре в соответствии с...
"Не забывайте народные игры" Приобщение детей к истокам русской народной культуры через народные игры.
В консультации представлено описание народных игр на Вятке....
Национальные танцы разных народов мира (армянские народные танцы, турецкие народные танцы, русские народные танцы)
Национальные танцы разных народов мира (армянские народные танцы, турецкие народные танцы, русские народные танцы)...
Приобщение детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству через народную игрушку. (Консультация для родителей в рамках проекта "Страна народных мастеров").
Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста о воспитательной роли народной игрушки....
Народная игра. Формы и виды народных игр. Планирование подвижных народных игр для проведения занятий в детском саду. Классификация игр по основным видам движения и возрасту
В этом материале дано определение понятию "Народная игра". Описаны формы и виды народных игр. Даны рекомендации для педагогов по планированию подвижных народных игр для проведения занятий в детском са...
«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»
Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....
Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»
07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...