Досгосрочный проект: "Это чудо Земли - хлеб!"
проект (старшая группа) на тему
В этом проекте представлены мероприятия,( занятия, праздники, иследовательская работа, кулинарный конкурс, выставка, презентация, показ детских сказок( "Колобок" и "Колосок" ) проводимые по данной тематике. Освещена актуальной темы проекта, ее нужность и необходимость в условиях нашей действительности, когда хлеб всегда на столе. В проекте разработаны методы , поставлены задачи, указаны цели, которые помогли бы детям в понимании народной мудрости: "Хлеб - всему голова", научили бы уважать труд хлеборобов, пекарейи сам продукт - хлеб.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_opisanie.docx | 52.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение
Детский сад № 916
Утверждаю
Заведующая _________ Налетова Т.А.
Приказ № __5___
от «01___» _0ктября__________ 2012г.
Долгосрочный проект
« Это чудо Земли –хлеб!»
социально - личностной направленности
(01.10.2012 г. - 20.09.2013г.)
Автор- составитель:
Воздвиженская Светлана Сергеевна
Музыкальный руководитель
ГБОУ детского сада № 916 ЮАО г. Москвы.
Актуальность проекта
Минуту я запомнил ту
Из детства озорного,
Вдруг скучно сделалось во рту
От хлеба аржанова.
И бросил наземь я кусок
От дедушки украдкой,
И наступил я на кусок
Босой чумазой пяткой.
И растоптал. И весь как был
Зарылся носом в пыль я…
А раньше дед меня не бил,
И вообще не били. В. Солоухин.
Одной из составляющих духовно – нравственного развития личности является патриотическое воспитание дошкольников. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Это любовь к родным местам и гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающими. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном возрасте, когда и закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, к человеческому труду, в том числе и к труду хлебороба. Особое, трепетное отношение к хлебу присуще гражданам нашей страны. Любви и уважению к хлебу нужно учить детей с детства, прививать эту любовь, начиная с самого раннего дошкольного возраста, а далее в школе и дома. С древнейших времен к этому продукту человеческого труда – хлебу- люди относились по- особому. Его сравнивали с золотым солнцем ( с древности у многих народов хлеб как солнце и золото, обозначался одним символом –кругом с точкой посередине). Хлеб берегли и слагали в честь него гимны, хлебом встречают самых дорогих гостей. Во все времена неуважительное отношение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое можно нанести человеку. Поэтому мы должны с детских лет учить детей ценить и беречь каждый кусок хлеба как самое большое на земле, богатство. В народе о хлебе говорили как о живом существе: хлеб-кормилец, Хлеб – батюшка. Так же как и к хлебу, испокон веков относился народ и к труду тех, кто создавал его. Хлебников всегда величали уважительно, полными именами, например Иван, Петр, Федор, а часто добавляли и фамилию.
Проект «Это чудо земли –хлеб!» ориентирован на приобщение детей к бережному отношению к хлебу, воспитанию глубокого уважения к труду тех, кто создает великое чудо человечества - хлеб . Реализация мероприятий в рамках данного проекта позволила создать целостную систему работы духовно – нравственного воспитания дошкольников посредством внедрения в педагогический процесс ГБОУ инновационной формы – непосредственного участия детьми в процессе изготовления хлеба (от выращивания колосьев из семян на опытном поле, до выпечки хлеба).
Проблема:
- Недостаточный уровень знаний детей о хлебе, труде хлеборобов, других профессий, связанных с процессом производства хлеба. Низкая мотивация семей воспитанников по приобщению детей к воспитанию уважительного отношения к хлебу.
- Цель: формирование целостного представления у детей старшего дошкольного возраста о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе.
- Задачи:
- Воспитывать любовь к своей Родине, уважение к труду и к главному продукту – хлебу, чувство гордости за урожаи зерновых в нашей стране.
-. Приобщать дошкольников к истокам русской народной культуры о хлебе через фольклор русского народа( песни, хороводы, игры, загадки, сказки , потешки)
-Привлекать родителей к участию в мероприятиях, способствующих привитию детям интереса к истории хлеба, выращиванию колосков, их переработки в муку и изготовлению хлеба.
-Развивать познавательные и интеллектуальные способности детей;
- Активизировать мотивацию родителей в поддержке деятельности дошкольного учреждения к участию в творческом к
конкурсе : «Лучший хлебопек».
- совершенствовать технические навыки работы с соленым тестом;
-развивать связную монологическую и диалогическую речь;
- обогащать активный словарь детей специфическими терминами и названиями,
-. Развивать эмоционально-чувственную сферу детей дошкольного возраста.
Планируемый результат.
-Воспитанники проявляют интерес и глубокое уважение к главному продукту питания – хлебу, познанию героического труда создателей хлеб; к русскому народному календарю, фольклору.
-Семьи воспитанников поддерживают деятельность дошкольного учреждения в сфере социального партнерства по проведению и подготовки Праздников хлеба, досугов, викторин, участию в конкурсе: «Лучший пекарь».
- Повысилась компетентность педагогов в области истории хлеба, настоящего и будущего хлеба, узнали, чем полезен хлеб, рецепты изготовления изделий из подсохшего хлеба.
Руководитель проекта: Воздвиженская Светлана Сергеевна старший воспитатель Жарова Наталья Александровна.
Реализаторы проекта:
Методическое обеспечение и методическое оформление: старший воспитатель Жарова Наталья Александровна.
Воспитатели: Цыбушкина Н.В; Попова Е.В; Райло Г.Н.
Участники проекта: Воспитатели и воспитанники подготовительной и
Старшей группы, родители.
Сроки выполнения проекта: 01. 10.2012 г-.20.09 2013г.
Теоретическое обоснование проекта.
Знакомство детей с процессом выращивания и производство хлеба, с людьми, участвующими непосредственно в его изготовлении, способствуют расширению кругозора детей, умению определять названия хлебобулочных изделий, техники, устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных продуктов, определять технологию хлебобулочного изделия. При этом дети знакомятся с профессиями людей, обследуют предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, группируют предметы в соответствии с познавательной задачей.
В процессе знакомства детей с новыми понятиями, названиями продуктов, зерновых, техники, профессий, хлебобулочных изделий, использованием муки и зерна в жизни человека пополняется активный словарь детей, а значит, развиваются речевые умения и навыки личности, повышается уровень познавательных способностей, развивается воображение, формируется личность в целом.
Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без элементарных знаний окружающего мира, природы, без понимания взаимосвязи «человек-природа». Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса, бережного отношения к природным богатствам.
Ресурсное обеспечение проекта
№ | Название ресурса | Содержание |
1. | Нормативно- правовой ресурс | Согласование с педагогическим коллективом детского сада по реализации проекта. Издание приказа по дошкольному учреждению . |
2 | Научно- методический ресурс | Изучение литературы: Очерки Л, Кон: «Пшеница», Рожь», стихотворение Я.Дягутитте «Руки человека, славящего людей труда», «Лето», М.Глинской «Хлеб», сказка Андрея О, «О хлебном зернышке», Т.Шорыгина: «Беседаы о хлебе». М.Пришвин: «Лисичкин хлеб», П.Синявского: «Хлеб созрел», «Сказочный завод», «Слава хлебу» Стихи В.Воронько, Н.Самковой, С.Погореловского, Г.Виеру, Я,Акима, В.Орлова,Н.тихонова, Е.Винокурова. Русский фольклор: Сказка: «Колобок», «Колосок»,и др, потешки, поговорки и пословицы о хлебе. Настольные печатные игры по экологии; Дидактические игры по экологии, Библиотечка юного хлебороба. Прослушивание песен о хлебе: «Берегите поле» муз. Д.Тухманова, стихи.Вл. Фирсова, «Русское поле» Муз. Я.Френкеля, сл. Л.Ошанина. |
3 | Материально- технический | Создана презентация по проекту «Это чудо Земли – хлеб!» Создан банк данных на электронных носителях «Из истории хлеба»». Использовались репродукции картин А.Венецианова: «В поле. Весна», И, Шишкина: «Рожь», «Уборка хлеба», Г.Мясоедова: «Жатва, А.Пластова: «Ужин трактористов»,А. Герасимовой «Весенний дождь», Т.Яблоневского: «Хлеб»,Н.Волобуева: «Хлеб- всему голова». |
4 | Информационный | Выход на сайты интернета www.museum.ru/M2158 |
Управление реализацией проекта
Тип проекта: информационно –исследовательски - ориентированный.
Вид: социально – личностный
Продукт проекта: обобщение материала на электронном носителе «Это чудо Земли - хлеб!»
Этапы проектной деятельности
1этап – подготови
Сроки: 01.10.2012г -25.11.2012г
Задачи:
1.Провести анализ по данной теме проекта.
2.Выявить проблемы темы и наметить пути решения данных проблем.
3. Изучить теоретические основы темы, определить концептуальные основы проекта, разработка проекта.
Планируемый результат
Готовность перехода к реализации проекта
Ответственный: старший воспитатель, музыкальный руководитель педагоги.
2этап – практический
Сроки:12.01.2013г.-20.09.2013г
Задачи:
1.Реализация проекта.
2. Корректировка мероприятий проекта.
Ответственный: старший воспитатель, музыкальный руководитель педагоги,
3этап – контрольно- оценочный
Сроки:10.09.2013г-25.09.2013г
Задачи
1.Определить степень готовности проекта
2.Представить продукт проекта
Планируемый результат
Планируемый результат совпадает с реальным
Ответственный: старший воспитатель, музыкальный руководитель,
План работы по реализации проекта
№ | Содержание деятельности | Задачи | Планируемый результат | Ответственные | Сроки |
I этап - подготовительный | |||||
1 | Экспертиза ресурсного обеспечения учреждения ГБОУ №916 | Изучить ресурсы учреждения. | Ресурсное обеспечение проекта в контексте данного проекта. | Старший воспитатель Заведующая, музыкальный руководитель. | Октябрь – ноябрь 2012г. |
2 | Презентация проекта на педагогическом совете педагогов. | Определить стратегию работы на 2012-2013уч. г. | Внедрение проекта в практику работы педагогов ГБОУ. | Старший воспитатель | Октябрь 2012г. |
II- этап практический
Задачи | Содержание | Ответственные | сроки |
Направление | |||
1- | |||
Расширить познавательный интерес к произведениям художественной литературы. Обогатить небольшой опыт ребенка в приобретении знаний в области вятских писателей. | Литературный час -Малые фольклорные формы потешки, пословицы, поговорки.о хлебе. Встреча с поварами: «У нас в гостях наши повара». Развитие речи: беседы: « Кто такой хлебороб», «Что на нашем столе главное?»Занятие: - «Путешествие пшеничного зернышка», «труд хлебороба», «Труд пекаря». Составление рассказов по иллюстрациям: «Как выращивают хлеб», Как мы в магазине хлеб покупаем»; Сюжетно – ролевые игры: «Булочная», «Моя семья». Дидактические игры: «Назови, какие действия на земле делают люди»; - Чтение книги Р. А. Агафоновой «Сказки из шкатулки»; - Рисование по замыслу : «Рисование» : «Колосок»,Иллюстрации к сказке :»Колосок», Аппликация: « Вышли в поле трактора», «На мельнице». Конструирование: «Дом для зерна», Лепка соленое тесто) « Пирожки для куклы Наташи,», «Завтра ждем гостей из всех волостей» «.Испекли мы каравай…» - Конкурс викторина вместе с родителями: «Умники и умницы», Конкурсы для родителей: «Лучший хлебопек детского сада», Лучший кондитер детского сада» | Старший воспитатель- Жарова Н. А. музыкальный руководитель Воздвиженская С.С. Педагогический коллектив Семьи воспитанников | Октябрь- ноябрь 2010г |
2-Эстетически - художественная | |||
Воспитывать у детей речевую культуру Развивать эмоционально- чувственную сферу дошкольника. | Цикл тематических бесед «Тульский пряник», - Знакомство с творчеством художников, славящих труд хлебороба. Проведение музыкальных досугов-викторин: «Хлеб – всему голова», Праздников в рамках проекта : «Это чудо земли – хлеб», дидактических –музыкальных игр: Жницы», «Каравай» Логоритмических: «Урожай мы собирали». Музыкальный театр : постановка сказки: «Колобок» на новый лад, «Маша и Дуняша», «Колосок». -Организация выставки хлеба и хлебо-булочных изделий, выставки рисунков «Это чудо земли – хлеб!» - Оформление на конкурс для родителей показа кулинарного творчества на конкурсах «Лучший хлебопек детского сада» и «Лучший кондитер детского сада». Составление книги кулинарных рецептов от родителей детского сада и кулинарных рецептов «Изготовление кулинарных шедевров из хлеба», Книги полезных советов: « Как рационально использовать хлеб в вашем доме, чем полезен хлеб, хлеб - лекарь». | Старший воспитатель- Жарова Н.А. Музыкальный руководитель Воздвиженская С.С. Воспитатели Цыбушкина Н.В, Попова Е.В.Райло Г.Н. Семьи воспитанников | Декабрь 2010 Январь- февраль 2011г |
3 – хлеб рукотворный | |||
Воспитывать у детей чувство гордости, восхищения за Труд людей сельскохозяйственного труда, хлебопекарней и др. Активизировать детей на приобретение и закрепление умений и навыков в области иследовательской работы, выпечка изделий из муки. | - Просмотр видеофильма «Кто работает на поле?»- Встреча с поварами детского сада. С их помощью изготовили из сдобного теста жаворонков. Проведение исследовательской работы по выращиванию пшеницы и ржи на опытном поле детского сада. Ведение графика и дневника. - Посещение выставки детского сада: «Выставка хлеба», «Выставки кондитеров – родителей детского сада: « Как торты хороши, когда печешь от души!»- Практическое занятие «Путешествие с зернышком» - Оформление выставки детского творчества« Это чудо земли – хлеб»» - Творческое рисование «Разноцветная радость» - мультимедийная презентация « Это чудо земли – хлеб» | Педагогический коллектив. Старший воспитатель- Жарова Н.А. Музыкальный руководитель Воздвиженская С.С. Семьи воспитанников | Март- апрель 2011г |
III- этап контрольно- оценочный
Задачи | Содержание | Ответственные | сроки |
Проанализировать степень реализации проекта, уровень решения поставленных задач. | -Представление результатов работы по проекту на расширенном педагогическом совете. -Создание банка данных на электронных носителях по проекту: Это чудо земли –хлеб». -Оформление информационного материала. | старший воспитатель, музыкальный руководитель, педагоги ГБОУ. | Май 2011г |
Resource id #3952
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Береза - чудо земли (для людей, родившихся под знаком Берёзы)
Согласно медицинской астрологии, берёза благоприятствует людям, родившимся под созвездием Рака, то есть с 22 июня по 23 июля....
Чудо земли - хлеб
Праздник для дошкольников старшего возраста о хлебе....
Проект "Мастерство. Плоды земли - плоды человеческого труда"."Что за чудо овощи!"
Над проектом работали вместе с детьми несколько месяцев. Наблюдали как растут овощи на грядках, проводили беседы,рассматривали иллюстрации,играли в дидактические игры,отгадывали загадки,собирали пазлы...
Проект "Великое чудо - Хлеб"
Вот, он – Хлебушко душистый. Вот он – Тёплый, золотистый. В каждый дом, На каждый стол – Он пожаловал – пришёл.В нем – Здоровье, наша сила, В нем – Ч...
Мини-музей "Чудо земли - хлеб!"
С данным мини- музеем наша группа заняла 1 место в конкурсе мини-музеев ДОУ.Актуальность. Тема о хлебе затронута не случайно. По всему миру ни один прием пищи не начинается без хлеба. При этом совреме...
Чудо земли Белгородской - хлеб
Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста "Чудо земли Белгородской - хлеб"...
Исследовательский проект "Чудо земли - хлеб"
Проблема: как правильно хранить хлеб, чтобы он не навредил здоровью?Цель: создание определённых условий для сохранения свежести продукта...