Файловая папка средняя группа
учебно-методическое пособие (средняя группа) по теме
Совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
faylovaya_papkasred.zip | 31.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации Шахунского района
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 147
Обеспечение системного взаимодействия музыкального руководителя с воспитателем группы
Средняя группа
г. Шахунья
Мониторинг качества музыкального образования детей средней группы
Список детей средней группы 2012-2013 уч. г.
№ п/п | Фамилия. Имя. | Дата рождения, группа здоровья. |
Ведущие задачи музыкального образования детей в средней группе.
1.Слушание музыки
Задачи общие | Дифференциация задач |
1.Приобщить детей к культуре восприятия народной, классической, современной музыки. | 1.Развивать музыкально-эстетические потребности. 2. Формировать представления о: *об образной музыке в развитии; *видах народной песни ( хороводная, игровая); *видах танца: парный танец, хоровод; *видах марша: солдатский, марш для игрушек. 3. знакомить с новыми музыкальными инструментами (духовые, струнные, ударные) |
2. Обучать деятельности восприятия музыки: - Развивать целостное музыкально-эстетическое восприятие | Различать выразительность музыки: *смену характеров (спокойный, задорный); *сравнивать чувства, интонации (просящая, сердитая); |
- Развивать дифференцированное музыкальное восприятие | Развивать форму произведения (1-2 части) *выделять промежуточные оттенки: темп (умеренно медленный, медленный, быстрый); регистр (высокий, средний, низкий); динамика (громкое, умеренно громкое, тихое звучание); ритмические особенности; тембр (нежный, звучный, яркий); |
- Развивать музыкально-сенсорное восприятие основных музыкальных звуков | Различать: *интервалы (октавы, септимы, сексты, квинты); *ритмических отношений половинных и четвертных длительностей; *тембры (духовых, щипковых, ударно-клавишных инструментов); динамику (умеренно громкое, громкое, тихое звучание); темпы (быстрый, умеренно медленный, медленный) |
- Развивать умения выражать свои впечатления | *через рисунок, слушание, музыкальные движения; *моделировать условно-образно форму, характер, настроение музыки |
3. Развивать музыкальное воображение, креативность детей | *передавать через пластику рук, музыкально-ритмические и певческие импровизации, особенности характера, содержания, средства музыкальной выразительности; *побуждать к совместному художественному моделированию содержания музыки (на фланелеграфе, панно с прорезями) |
2. Певческая деятельность
Задачи | Дифференциация задач |
1. Развивать восприятие певческой культуры | - Различать: *настроение, характер (задорный, спокойный); *интонации (просящая, сердитая); *форму песен (вступление, куплет, припев); *различать и воспроизводить темп, высоту звука ( высокие, средние, низкие); *тембровые отношения музыкальных звуков (поющих детей и взрослых); *ритмических (1-3 ритмических простых рисунка); *отличать правильное исполнение от неправильного; *петь по ручным знакам (1-5 ступень_ и по руке (1-5 ступень) самостоятельно; *выражать отношение к песне словами, в движении, рисунке; *моделировать содержание, характер, форму песни; *побуждать петь самостоятельно знакомые, любимые песни в детском саду и в семье |
2. Обучать азбуке шестой ступени способов певческих исполнительских умений | - Продолжать учить новым певческим умениям, совершенствовать имеющиеся навыки: *пение по ручным знакам (1-5 ступени), по руке – «нотный стан» (1-5 ступени); *естественность , непринужденность, эмоциональность исполнения; *правильность звукообразования; *смена различных способов звук ведения; *особенности певческой дикции; *точность интонирования мелодии и ритмических особенностей песни; *исполнение на одном дыхании фразы песни; *соблюдение ансамбля при исполнении: темпа (медленного, умеренно медленного, быстрого), ритмических, мелодических, динамических (умеренно громкое, тихое, очень тихое звучание) особенностей песни. *пение с солистом, с запевалой; *пение по подгруппам, по фразам в соответствии с певческими диапазонами детей. - Побуждать к самостоятельному исполнению освоенной песни в повседневной жизнедеятельности в детском саду, в семье. |
Беречь голос детей | Петь естественным голосом. |
3. Осваивать азбуку музыкального творчества | - Побуждать импровизировать песню, танец, марш; свое имя в 3х вариантах. |
3. Музыкально-ритмическая деятельность
Задачи | Дифференциация задач |
1. Приобщить к восприятию детской музыкально-ритмической культуры и деятельности Беречь физическое здоровье детей, обеспечивая их эмоциональное и психическое благополучие | Первоначально воспринимать, а в последствии формировать способы выполнения музыкально-ритмических шагов и движений: *ходьба на высоком шаге, спокойная; *бег легкий (как птички); *бег высокий (как лошадки) *подскоки (как клоуны); *ходьба на четвереньках (как медведи) ; *ходьба на носочках; *прыжки на двух ногах (как лягушки); *галоп прямой (как лошадки). Элементы русского танца: - танцевальные шаги: *русский хороводный , дробный (топочущий); *русский шаг на легком беге с захлестыванием назад; *переменный шаг с пятки на носок; русский простой шаг с притопом; - танцевальные движения: *дроби тройные на одном месте с кружением (мальчики на шаге, девочки на подскоке); *ковырялочка (без подскока, руки фиксированы); *присядка; *движения рук характерных для русских танцев. Элементы бального танца: - танцевальные шаги – боковой галоп, подскок; - танцевальные движения – выставление правой ноги вперед, затем левой, в сторону + 3 притопа, различные виды хлопков. Легкие повороты вправо, влево (на легком полуприседании). Элементы современного детского игрового танца: - матросский шаг, движения животных и т.п. |
Продолжать учить детей ориентировки в пространстве | *перестроение звеньями в 3 колонны, ходьба змейкой; *бег врассыпную *перестроение из 2-3 колон в 1 круг; *перестроение из 2 колон в 2 маленьких круга, из них в один большой; *ходьба по прямой друг за другом ( по одному и в парах) |
3.развивать музыкально-игровое и танцевальное творчество | *Содействовать творческой выразительности исполнения; *побуждать передавать в импровизациях музыкально-игровой образ в развитии (спокойный, затем бодрый); *моделировать (на карточках) содержание, характер, форму танца, игры *побуждать придумывать и изменять однотипные движения с контрастным изменением частей музыки. |
4. Музыкально-инструментальная деятельность
Задачи | Дифференциация задач |
1. Развивать восприятие произведений народной, классической, современной музыки, исполняемой на детских музыкальных инструментах. | - Побуждать: *понимать характер музыки; *понимать форму музыкальной пьесы (2 части); *различать средства музыкальной выразительности (звуковысотные, ритмические, динамические, тембровые). |
Знать название детских музыкальных игрушек и инструментов, различать их тембры, способы звуковоспроизведения и расположение высоких и низких звуков. | *Ударных (ложки, треугольники, палочки, барабан, бубен); *стучащего типа (ксилофон и т.д.); *звенящего тембра (треугольник, колокольчик.); *шуршащего типа (маракас, погремушки, коробочки, др.); *имеющих звукоряд (металлофон); *духовых (флейта.); *струнных ( балалайка, арфа и др.); *клавишных (пианино); *клавишно-язычковых (аккордеон, баян). *самодельные ритмические игрушки |
2. Обучать детей игре на детских музыкальных инструментах (металлофон) | Учить правильному звук извлечению на металлофоне на 2-х пластинах, знать их название; Учить играть в ритмическом оркестре. |
3. Побуждать к инструментальной импровизации на детских музыкальны инструментах | *Интонаций вопроса-ответа; * самостоятельно подбирать по тембру музыкальные инструменты (к игрушкам) *импровизация на металлофоне своего имени. |
Обследование развития музыкальности детей средней группы 2012-2013гг.
№ п/п | Ф. И. ребёнка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Начало года | Конец года | |||||||
Итого: | В- С- Н- |
1-й уровень - оптимальный (3,5-4 балла);
2-й уровень - высокий (2,4-3,4 балла);
3-й уровень – средний (1,3-2,3 балла);
4-й уровень – ниже среднего ( менее 1,2 балла).
Компоненты музыкальности ребёнка: 1 – эмоциональная отзывчивость на музыку; 2 – звук высотный слух; 3 – чувство ритма; 4 – динамический слух; 5 – тембровый слух; 6 – музыкальное мышление; 7 – музыкальная память.
Обследование качества овладения детьми детской музыкальной деятельностью.
№ п/п | Ф. И. ребёнка | Слушание музыки | Певческая деятельность | Музыкально- ритмическая деятельность | Музыкально-инструментальная деятельность | Конец года | |
Итого: |
Мониторинг активности детей средней группы в самостоятельной музыкальной деятельности 2009-2010гг.
№ п/п | Ф. И. ребёнка | Слушание музыки | Певческая деятельность | Музыкально-ритмическая деятельность | Музыкально-инструментальная деятельность | Итог | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||
24. | ||||||||||||||||||
25. |
1, 2, 3, 4 – неделя месяца
- Мониторинг деятельности взрослых.
Циклограмма организации нерегламентированной (совместной с воспитателем) и (создание условий для самостоятельной) музыкальной деятельности детей средней группы.
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Понедельник | Совместная музыкальная деятельность – закрепление танцевальных движений и шагов. 15.40-16.00 | Совместная музыкальная деятельность – закрепление танцевальных движений и шагов. 15.40-16.00 | Совместная музыкальная деятельность дидактическая игра на развитие музыкально-сенсорных способностей. 15.40-16.00 | Совместная музыкальная деятельность- закрепление навыков игры на музыкальных инструментах. 15.40-16.00 |
Вторник | Совместная музыкальная деятельность –игры с музыкальным конструктором 15.40-16.00 | Вечер досуга (организатор воспитатель) концерт «Дети- детям» (традиция) 15.40-16.00 | Совместная музыкальная деятельность – работа с ручными знаками и нотами по руке. 15.40-16.00 | Совместная музыкальная деятельность- игры с музыкальным конструктором и ручными знаками. 15.40-16.00 |
Среда | Вечер досуга (организатор воспитатель)-Сказка в гостях у ребят (традиция) 15.40-16.00 | Развлечение (организатор музыкальный руководитель) 15.30-15.50 | Совместная музыкальная деятельность (организатор воспитатель) «Вечер песни» (традиция) 15.40-16.00 | Вечер досуга (организатор воспитатель) – День именинника (традиция) 15.40-16.00 |
Четверг | Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности детей. | |||
Пятница | Совместная музыкальная деятельность-слушание музыки 15.40-16.00 | Совместная музыкальная деятельность-вечер песни 15.40-16.00 | Совместная музыкальная деятельность-слушание музыки 15.40-16.00 | Совместная музыкальная деятельность-Сказка в гостях у ребят. 15.40-16.00 |
Примерный план организации нерегламентированной (совместной с воспитателем и самостоятельной) музыкальной деятельности детей на учебный год.
Виды музыкальной деятельности | Задачи | Формы организации детей | Музыкальный репертуар месяца |
Слушание музыки | Прививать любовь к музыке, побуждая к исполнению репертуара музыкальных занятий:
| Игры (сюжетно-ролевые, дидактические):
| «Октябрь» П. И. Чайковский, «Осень» Ц. Кюи, «Белка» Н. Римский-Корсаков, повторное слушание репертуара 2 младшей группы. Дидактические игры для детей средней группы: «Птица — птенчики», «Качели», «Эхо», «Курицы» Е. Н. Тиличеевой.
|
Певческая деятельность |
| Игры (сюжетно-ролевые, дидактические), упражнения:
Задания «Подбери картинку к любимой песне и спой её», «Сочиним песню». | «Петушок» рус. нар. мел. обр. А Гречанинова, «Детский сад» Н. Мурычёва, «Осень» Е. Тиличеева, «Ёлочка» М. Красев, «Голубые санки» М Иорданского, «В лесу родилась ёлочка» Л. Бекмана, «Песенка друзей» В Герчик, «Весёлая девочка Таня» А Филиппенко, «Мы — солдаты». Ю. Слонов, «Мы запели песенку..». Р. Рустамова, «Песенка про бабушку» И. Пономарёва, «Весенняя песенка», «Дождик» А. Филиппенко |
Музыкально-ритмические движения |
| Игры и упражнения:
|
|
Игра на детских музыкальных инструментах | Способствовать закреплению умений игры на музыкальных инструментах. Прививать бережное отношение к ним. | Игры, упражнения:
|
|
Самостоятельная музыкальная деятельность детей | |||
Создать условия для самоорганизации детей в музыкальной деятельности. | Характер управления самостоятельной деятельностью носит косвенный характер. |
Циклограмма индивидуального взаимодействия воспитателя средней группы с музыкальным руководителем
Утренняя гимнастика | Музыкальные занятия | Музыкальные развлечения | Консультации для воспитателя | |
Понедельник | 8.10-8.20 | |||
Вторник | 9.00-9.20 | 13.00-14.00 плановые консультации | ||
Среда | 15.30-15.50 3-я неделя | |||
Четверг | 8.10-8.20 | 13.00-14.00 индивидуальные консультации | ||
Пятница | 9.00-9.20 | 13.00-14.00 по планированию |
Музыкальные традиции средней группы
Что? | Где? | Когда? |
Песня «Утренняя песенка» Н. Н. Мурычёва. «На прогулку» Н. Н. Мурычёва. | По окончании утренней гимнастики или перед завтраком (дети слушают и подпевают). После занятий. | Ежедневно |
Концерт «Дети-детям» | Для детей 1-й младшей, 2-й младшей групп – поют песни, читают стихи, инсценируют, драматизируют. | После полдника 1-я среда месяца. |
Музыкальная сказка в гостях у ребят | Прослушивание кассет, просмотр мультфильмов с записями музыкальных сказок. | После полдника 2-я среда месяца. |
Вечер песен | Пение, подпевание знакомых, любимых песен. | После полдника 4-я среда месяца, 2-я пятница месяца. |
День именинника | Воспитатель совместно с музыкальным руководителем организует поздравление детей, родившихся в одном месяце. | Ежемесячно 3-я среда месяца |
Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателем средней группы для обеспечения индивидуального подхода к детям.
Дата | Рекомендации музыкального руководителя после занятий |
Пополнение фонотеки (кассет, дисков) средней группы.
Месяц | Песенный репертуар | Музыкальные сказки | Музыка для слушания | Музыкотерапия | Колыбельные | Фоновая музыка | Современная ритмическая музыка |
Сентябрь | Репертуар средней группы | «Петя и волк» С. Прокофьева к.№ III | «Детский альбом» П. И. Чайковского | Моцарт для малышей к.№ III | Колыбельные | «Малыш в лесу» | «Ритмическая мозаика» к.№2-А |
Октябрьь | «Где был, Иванушка», «100 друзей у песенки» | «Осенняя песнь» П. И. Чайковского | То же | То же | То же | То же | |
Ноябрь | «Голубые санки» М. Иорданского. | «Щелкунчик» П. И. Чайковского к.№ III | «Лебедь» Сен-Санса, «Бабочка» Э. Грига. | «Времена года» П. И. Чайковского к. № I | То же | «Малыш у реки» | То же |
Декабрь | Новогодние песни, песни о зиме. | «Вальс цветов» П. И. Чайковского, танцевальная музыка | То же | То же | То же | «Ритмическая мозаика» к.№ 1-В | |
Январь | Песни В. Я. Шаинского | «Волк и семеро козлят» | «На тройке» П. И. Чайковског | Шедевры инструментальной музыки к.№2 | То же | Шедевры инструментальной музыки к.№2 | То же |
Февраль | Песни о маме и бабушке. | То же | «Смелый наездник» Р. Шумана. | То же | То же | То же | Ритмическая мозаика №4-А |
Март | Песни о весне | То же | «Утро» Э. Грига | Музыка к балету «Щелкунчик» П. И. Чайковского | То же | Концерт «Весна» А. Вивальди | То же |
Апрель | То же | Вокальная музыка (колыбельная, плясовая, трудовая) | По выбору воспитателя | То же | То же | По выбору воспитателя | |
Май | Песни о лете | По желанию детей | По желанию детей | То же | То же | По желанию детей |
Организация музыкально-звукового пространства средней группы
(музыкальный дизайн)
Время | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | |
Утренний приём детей | 7.00-8.00 | Звучание музыки не более 30 минут 1-й квартал – Моцарт для детей 2-й квартал – русская народная музыка 3-й квартал – музыка П. И. Чайковского | ||||
Утренняя гимнастика | 8.20-8.30 | Традиционная. Под фортепиано | Традиционная. Под бубен | Танцевальная под фортепиано | Традиционная под бубен | Игровая под инструментальную музыку |
Пение «Утренней песенки» Н. Н. Мурычёвой 1-й квартал Пение песен о Родине, Н. Новгороде 2-4 квартал | ||||||
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.30-8.55 | 1-й квартал – шедевры инструментальной музыки. №1-А 2-й квартал – шедевры инструментальной музыки №1-В 3-й квартал – шедевры инструментальной музыки. №2-А | ||||
Занятия | 9.00-10.00 | Музыкальное занятие | Музыкальное занятие | |||
Использование музыки на других занятиях по рекомендации музыкального руководителя | ||||||
Подготовка к прогулке, прогулка | 10.00-11.25 | Кассета с репертуаром детских песен (младшая, средняя группа) | ||||
Возвращение с прогулки | 11.25-12.00 | Звучание музыки до 10 минут 1-й квартал – кассета с музыкой В. А. Моцарта 2-й квартал – русские народные мелодии 3-й квартал – музыка П. И Чайковского | ||||
Обед | 12.00-12.40 | Звучание спокойной, тихой музыки в соответствии с желанием и настроением детей | ||||
Подготовка ко сну, сон | 12.40-15.00 | Звучание спокойной расслабляющей музыки. Кассета «Колыбельные» | ||||
Подъём, гимнастика | 15.00-15.25 | 1-й квартал – Ритмическая мозаика - кассета №2-А 2-й квартал – Ритмическая мозаика – кассета№1-В 3-й квартал - Ритмическая мозаика – кассета№4-А | ||||
Полдник | 15.25-15.40 | Звучание спокойной, тихой музыки в соответствии с желанием детей | ||||
Самостоятельная деятельность | 15.40-16.30 | Звучание спокойной, тихой музыки в соответствии с желанием детей. Кассеты с репертуаром песен, слушания музыки, современной танцевальной музыки. | ||||
Подготовка к прогулке, прогулка | 16.30-18.00 | Звучание фоновой музыки. |
Взаимодействие с семьёй
- Регулярность проведения анкетирования родителей с целью выявления их образовательных потребностей в музыкальном развитии детей.
- Использование разнообразных форм работы с семьёй: включение вопросов музыкального образования в групповые родительские собрания, родительские конференции, дни открытых дверей.
- Адресная направленность рекомендаций семье с учётом достижений и проблем ребёнка в музыкальном развитии.
- Привлечение родителей к участию в музыкально-образовательном процессе (оказание помощи в оснащении музыкальной предметно-развивающей среды; проведение совместными силами детского, педагогического родительского коллектива детских праздников, конкурсов, развлечений и др.).
Взаимодействие с учреждениями социально-педагогической среды
- Сотрудничество с учреждениями музыкальной культуры и образования на районном, городском уровнях.
- Разнообразие характера форм сотрудничества с учреждениями музыкальной культуры (организация приезда коллективов учреждения культуры в детский сад, выезды детей на концерты в детскую музыкальную школу, посещение спектаклей театра и т.п.).
- Информирования населения о качестве музыкального образования детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Файловая папка подготовительная группа
Файловая папка предназначена для совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя....
папка-передвижка: консультация для родителей средней группы
Материал для папки-передвижки, позволяет логопеду оказать консультацию для родителей детей средней группы...
Лэпбук «Смекалочка» интерактивная папка, как часть предметно-развивающей среды в средней группе.
Лэпбук «Смекалочка» интерактивная папка, как часть предметно-развивающей среды в средней группе.Лэпбук "Смекалочка" интерактивная папка, как часть предметно-развивающей среды в средней группе.Лэпбук -...
Папка - передвижка "Солёное тесто" для родителей средняя группа
Влияние занятий лепкой на развитие ребенка широко....
Папка передвижка «Пожарная безопасность» для родительского уголка в средней группе
Папка передвижка «Пожарная безопасность» для родительского уголка в средней группе«Пожарная безопасность» для родительского уголка в средней группе.Эту папку пер...
Презентация Папка-передвижка "Список произведений литературы для средней группы"
Список произведений литературы предлагается родителям воспитанников для ознакомления. Материал презентации можно распечатать и использовать для папки-передвижки....
Папка-передвижка для средней группы "Работа с кистью и красками"
Информационный материал для оформления родительского уголка или для папки-передвижки на тему "Изодеятельность в детском саду"....