Файловая папка средняя группа
учебно-методическое пособие (средняя группа) по теме

Шаманина Галина Николаевна

Совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon faylovaya_papkasred.zip31.25 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации Шахунского района

 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 147

Обеспечение системного взаимодействия музыкального руководителя с воспитателем группы

Средняя группа

г. Шахунья

Мониторинг качества музыкального образования детей средней группы

Список детей средней группы 2012-2013 уч. г.

№ п/п

Фамилия. Имя.

Дата рождения, группа здоровья.

Ведущие задачи  музыкального образования детей в средней       группе.

1.Слушание музыки

           Задачи общие

      Дифференциация задач

1.Приобщить детей к культуре восприятия народной, классической, современной музыки.

1.Развивать музыкально-эстетические потребности.

2. Формировать представления о:

*об образной музыке в развитии;

*видах народной песни ( хороводная, игровая);

*видах танца: парный танец, хоровод;

*видах марша: солдатский, марш для игрушек.

3. знакомить с новыми музыкальными инструментами (духовые, струнные, ударные)

2. Обучать деятельности восприятия музыки:

- Развивать целостное музыкально-эстетическое восприятие

Различать выразительность музыки:

*смену характеров (спокойный, задорный);

*сравнивать чувства,  интонации (просящая, сердитая);

- Развивать дифференцированное музыкальное восприятие

Развивать форму произведения (1-2 части)

*выделять промежуточные оттенки:

темп (умеренно медленный, медленный, быстрый);

регистр (высокий, средний, низкий);

динамика (громкое, умеренно громкое, тихое звучание);

ритмические особенности;

тембр (нежный, звучный, яркий);

- Развивать музыкально-сенсорное восприятие основных музыкальных звуков

Различать:

*интервалы (октавы, септимы, сексты, квинты);

*ритмических отношений половинных и четвертных длительностей;

*тембры (духовых, щипковых, ударно-клавишных инструментов);

динамику (умеренно громкое, громкое, тихое звучание);

темпы (быстрый, умеренно медленный, медленный)

- Развивать умения выражать свои впечатления

*через рисунок, слушание, музыкальные движения;

*моделировать условно-образно форму, характер, настроение музыки

3. Развивать музыкальное воображение, креативность детей

*передавать через пластику рук, музыкально-ритмические и певческие импровизации, особенности характера, содержания, средства музыкальной выразительности;

*побуждать к совместному художественному моделированию содержания музыки (на фланелеграфе, панно с прорезями)

2. Певческая деятельность

                 Задачи

      Дифференциация задач

1. Развивать восприятие певческой культуры

- Различать:

*настроение, характер (задорный, спокойный);

*интонации (просящая, сердитая);

*форму песен (вступление, куплет, припев);

*различать и воспроизводить темп, высоту звука ( высокие, средние, низкие);

*тембровые  отношения музыкальных звуков (поющих детей и взрослых);

*ритмических (1-3 ритмических простых рисунка);

*отличать правильное исполнение от неправильного;

*петь по ручным знакам (1-5 ступень_ и по руке (1-5 ступень) самостоятельно;

*выражать отношение к песне словами, в движении, рисунке;

*моделировать содержание, характер, форму песни;

*побуждать петь самостоятельно знакомые, любимые песни в детском саду и в семье

2. Обучать азбуке шестой ступени способов певческих исполнительских умений

- Продолжать учить новым певческим умениям, совершенствовать имеющиеся навыки:

*пение по ручным знакам (1-5 ступени), по руке – «нотный стан» (1-5 ступени);

*естественность , непринужденность, эмоциональность исполнения;

*правильность звукообразования;

*смена различных способов звук ведения;

*особенности певческой дикции;

*точность интонирования мелодии и ритмических особенностей песни;

*исполнение на одном дыхании фразы песни;

*соблюдение ансамбля при исполнении: темпа (медленного, умеренно медленного, быстрого), ритмических, мелодических, динамических (умеренно громкое, тихое, очень тихое звучание) особенностей песни.

*пение с солистом, с запевалой;

*пение по подгруппам, по фразам в соответствии с певческими диапазонами детей.

- Побуждать к самостоятельному исполнению освоенной песни в повседневной жизнедеятельности в детском саду, в семье.

Беречь голос детей

Петь естественным голосом.

3. Осваивать азбуку музыкального творчества

- Побуждать импровизировать песню, танец, марш;

свое имя в 3х вариантах.

3. Музыкально-ритмическая деятельность

                     Задачи

        Дифференциация задач

1. Приобщить к восприятию детской музыкально-ритмической культуры и деятельности

Беречь физическое здоровье детей, обеспечивая их эмоциональное и психическое благополучие

Первоначально воспринимать, а в последствии формировать способы выполнения музыкально-ритмических шагов и движений:

*ходьба на высоком шаге, спокойная;

*бег легкий (как птички);

*бег высокий (как лошадки)

*подскоки (как клоуны);

*ходьба на четвереньках (как медведи) ;

*ходьба на носочках;

*прыжки на двух ногах (как лягушки);

*галоп прямой (как лошадки).

Элементы русского танца:

- танцевальные шаги:

*русский хороводный , дробный (топочущий);

*русский шаг на легком беге с захлестыванием назад;

*переменный шаг с пятки на носок;

русский простой шаг с притопом;

- танцевальные движения:

*дроби тройные на одном месте с кружением (мальчики на шаге, девочки на подскоке);

*ковырялочка (без подскока, руки фиксированы);

*присядка;

*движения рук характерных для русских танцев.

Элементы бального танца:

- танцевальные шаги – боковой галоп, подскок;

- танцевальные движения – выставление правой ноги вперед, затем левой, в сторону + 3 притопа, различные виды хлопков.

Легкие повороты вправо, влево (на легком полуприседании).

Элементы современного детского игрового танца:

- матросский шаг, движения животных и т.п.

Продолжать учить детей ориентировки в пространстве

*перестроение звеньями в 3 колонны, ходьба змейкой;

*бег врассыпную

*перестроение из 2-3 колон в 1 круг;

*перестроение из 2 колон в 2 маленьких круга, из них в один большой;

*ходьба по прямой друг за другом ( по одному и в парах)

3.развивать музыкально-игровое и танцевальное творчество

*Содействовать творческой выразительности исполнения;

*побуждать передавать в импровизациях музыкально-игровой образ в развитии (спокойный, затем бодрый);

*моделировать  (на карточках) содержание, характер, форму танца, игры

*побуждать придумывать и изменять однотипные движения с контрастным изменением частей музыки.

4. Музыкально-инструментальная деятельность

                Задачи

          Дифференциация задач

1. Развивать восприятие произведений народной, классической, современной музыки, исполняемой на детских музыкальных инструментах.

- Побуждать:

*понимать характер музыки;

*понимать форму музыкальной пьесы (2 части);

*различать средства музыкальной выразительности (звуковысотные, ритмические, динамические, тембровые).

Знать название детских музыкальных игрушек и инструментов, различать их тембры, способы звуковоспроизведения и расположение высоких и низких звуков.

*Ударных (ложки, треугольники, палочки, барабан, бубен);

*стучащего типа (ксилофон и т.д.);

*звенящего тембра (треугольник, колокольчик.);

*шуршащего типа (маракас, погремушки, коробочки, др.);

*имеющих звукоряд (металлофон);

*духовых (флейта.);

*струнных ( балалайка, арфа и др.);

*клавишных (пианино);

*клавишно-язычковых (аккордеон, баян).

*самодельные ритмические игрушки

2. Обучать детей игре на детских музыкальных инструментах (металлофон)

Учить правильному звук извлечению на металлофоне на 2-х пластинах, знать их название;

Учить играть в ритмическом оркестре.

3. Побуждать к инструментальной импровизации на детских музыкальны инструментах

*Интонаций вопроса-ответа;

* самостоятельно подбирать по тембру музыкальные инструменты (к игрушкам)

*импровизация на металлофоне своего имени.

Обследование развития музыкальности детей средней группы 2012-2013гг.

п/п

Ф. И. ребёнка

1

2

3

4

5

6

7

Начало

года

Конец

года

Итого:

В-

С-

Н-

1-й уровень - оптимальный (3,5-4 балла);

2-й уровень - высокий (2,4-3,4 балла);

3-й уровень – средний (1,3-2,3 балла);

4-й уровень – ниже среднего ( менее 1,2 балла).

Компоненты музыкальности ребёнка: 1 – эмоциональная отзывчивость на музыку; 2 – звук высотный слух; 3 – чувство ритма; 4 – динамический слух; 5 – тембровый слух; 6 – музыкальное мышление; 7 – музыкальная память.    

Обследование качества овладения детьми детской музыкальной деятельностью.

п/п

Ф. И. ребёнка

Слушание

музыки

Певческая деятельность

Музыкально-

ритмическая

деятельность

Музыкально-инструментальная

деятельность

Конец года

Итого:

Мониторинг активности детей средней группы в самостоятельной музыкальной деятельности 2009-2010гг.

п/п

Ф. И. ребёнка

Слушание

музыки

Певческая деятельность

Музыкально-ритмическая деятельность

Музыкально-инструментальная деятельность

Итог

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

24.

25.

1, 2, 3, 4 – неделя месяца

  1. Мониторинг деятельности взрослых.

Циклограмма организации нерегламентированной (совместной с воспитателем) и (создание условий для самостоятельной) музыкальной деятельности детей средней группы.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Понедельник

Совместная музыкальная деятельность – закрепление танцевальных движений и шагов.

15.40-16.00

Совместная музыкальная деятельность – закрепление танцевальных движений и шагов.

15.40-16.00

Совместная музыкальная деятельность дидактическая игра на развитие музыкально-сенсорных способностей.

 15.40-16.00

Совместная музыкальная деятельность- закрепление навыков игры на музыкальных инструментах. 15.40-16.00

Вторник

Совместная музыкальная деятельность –игры с музыкальным конструктором 15.40-16.00

Вечер досуга (организатор воспитатель) концерт «Дети- детям» (традиция)  15.40-16.00

Совместная музыкальная деятельность – работа с ручными знаками и нотами по руке.      15.40-16.00

Совместная музыкальная деятельность- игры с музыкальным конструктором и ручными знаками. 15.40-16.00

Среда

Вечер досуга (организатор воспитатель)-Сказка в гостях у ребят (традиция) 15.40-16.00

Развлечение (организатор музыкальный руководитель) 15.30-15.50

Совместная музыкальная деятельность (организатор воспитатель) «Вечер песни» (традиция) 15.40-16.00

Вечер досуга (организатор воспитатель) – День именинника (традиция) 15.40-16.00

Четверг

Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности детей.

Пятница

Совместная музыкальная деятельность-слушание музыки

15.40-16.00

Совместная музыкальная деятельность-вечер песни

15.40-16.00

Совместная музыкальная деятельность-слушание музыки

15.40-16.00

Совместная музыкальная деятельность-Сказка в гостях у ребят.

15.40-16.00

Примерный план организации нерегламентированной (совместной с воспитателем и самостоятельной) музыкальной деятельности детей на учебный год.

Виды музыкальной деятельности

Задачи

Формы организации детей

Музыкальный репертуар месяца

Слушание музыки

Прививать любовь к музыке, побуждая к исполнению репертуара музыкальных занятий:

  • закреплять музыкальные впечатления, полученные на музыкальном занятии;
  • способствовать развитию музыкального вкуса;
  • способствовать развитию музыкального мышления, памяти воображения.

Игры (сюжетно-ролевые, дидактические):

  • «Идём на концерт»;
  • «Музыкальный концерт по заявкам»;
  • «Подбери картинку по содержанию музыки»;
  • «Подбери цветовую картинку к музыке» (содержание, характер);
  • Совместное музицирование;
  • Инсценирование содержания музыки, используя образные движения, элементы танца.


«Октябрь» П. И. Чайковский,

«Осень»  Ц. Кюи,

«Белка» Н. Римский-Корсаков,

повторное слушание репертуара 2 младшей группы.

Дидактические игры для детей средней группы: «Птица — птенчики», «Качели», «Эхо», «Курицы» Е. Н. Тиличеевой.

 

Певческая деятельность

  • Способствовать закреплению интереса к певческой деятельности;
  • Закрепление правильного произношения текста (дикция, артикуляция);
  • Учить выразительному исполнению более сложных песен;
  • Охранять и беречь голос детей;
  • Побуждать к самостоятельному исполнению освоенных песен.

Игры (сюжетно-ролевые, дидактические), упражнения:

  • «Зрители и артисты»;
  • «День рождения…»;
  • «Музыкальное занятие»;
  • «Музыкальный мешочек»;
  • «Музыкальное лото»;

Задания «Подбери картинку к любимой песне и спой её», «Сочиним песню».

«Петушок» рус. нар. мел. обр. А Гречанинова, «Детский сад» Н. Мурычёва, «Осень» Е. Тиличеева, «Ёлочка» М. Красев, «Голубые санки» М Иорданского, «В лесу родилась ёлочка» Л. Бекмана, «Песенка друзей» В Герчик, «Весёлая девочка Таня» А Филиппенко, «Мы — солдаты». Ю. Слонов, «Мы запели песенку..». Р. Рустамова, «Песенка про бабушку» И. Пономарёва, «Весенняя песенка», «Дождик» А. Филиппенко

Музыкально-ритмические движения

  • закреплять умение двигаться в соответствии с характером (частями, динамикой, регистрами) музыки;
  • упражнять в исполнении танцевальных шагов и движений;
  • закреплять последовательность движений в танце;
  • упражнять в ориентировке в пространстве;
  • начинать танцевальные движения с правой ноги.

Игры и упражнения:

  • включение танцевальных движений в утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, повседневную жизнь;
  • задания типа « Научи друга»;
  • игра-моделирование «Составь танец»»;
  • игра-соревнование «Перепляс» (по одному, подгруппами).
  • поскоки;
  • прямой галоп;
  • бег высокий, лёгкий;
  • движение парами по кругу;
  • элементы весёлого танца (движения рук, ног, приседание, пружинка);
  • творчество-«Весёлые пары» (элементы танца польки): бег поскоками, выставление ног на носок, хлопки, кружение лодочкой, бег парами по кругу (выдерживая расстояние между парами).

Игра на детских музыкальных инструментах

Способствовать закреплению умений игры на музыкальных инструментах.

Прививать бережное отношение к ним.

Игры, упражнения:

  • «Узнай инструмент» (лото);
  • Задание «Сыграй как я» (ритм, мелодия);
  • «Мы артисты», «Концерт музыкантов»;
  • «Убери лишний инструмент» (духовые, ударные, струнные)

  • Дидактическая игра «Птицы и птенчики»;
  • «Мы идём с флажками» Е Тиличеева;
  • Творчество: «Подберу музыку к осени» (дождь, сильный-тихий ветер).

Самостоятельная музыкальная деятельность детей

Создать условия для самоорганизации детей в музыкальной деятельности.

Характер управления самостоятельной деятельностью носит косвенный характер.

Циклограмма индивидуального взаимодействия воспитателя средней группы с музыкальным руководителем

Утренняя

гимнастика

Музыкальные занятия

Музыкальные

развлечения

Консультации для воспитателя

Понедельник

8.10-8.20

Вторник

9.00-9.20

13.00-14.00 плановые консультации

Среда

15.30-15.50

3-я неделя

Четверг

8.10-8.20

13.00-14.00 индивидуальные консультации

Пятница

9.00-9.20

13.00-14.00 по планированию

Музыкальные традиции средней  группы

Что?

Где?

Когда?

Песня «Утренняя песенка»

Н. Н. Мурычёва.

«На прогулку» Н. Н. Мурычёва.

По окончании утренней гимнастики или перед завтраком (дети слушают и подпевают).

После занятий.

Ежедневно

Концерт «Дети-детям»

Для детей 1-й младшей, 2-й младшей групп – поют песни, читают стихи, инсценируют, драматизируют.

После полдника 1-я среда месяца.

Музыкальная сказка в гостях у ребят

Прослушивание кассет, просмотр мультфильмов с записями музыкальных сказок.

После полдника 2-я среда месяца.

Вечер песен

Пение, подпевание знакомых, любимых песен.

После полдника 4-я среда месяца, 2-я пятница месяца.

День именинника

Воспитатель совместно с музыкальным руководителем организует поздравление детей, родившихся в одном  месяце.

Ежемесячно 3-я среда месяца

Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателем средней группы для обеспечения индивидуального подхода к детям.

        

Дата

Рекомендации музыкального руководителя после занятий

Пополнение фонотеки (кассет, дисков) средней группы.

Месяц

Песенный

репертуар

Музыкальные

сказки

Музыка для слушания

Музыкотерапия

Колыбельные

Фоновая музыка

Современная ритмическая музыка

Сентябрь

Репертуар средней группы

«Петя и волк» С. Прокофьева к.№ III

«Детский альбом» П. И. Чайковского

Моцарт для малышей к.№ III

Колыбельные

«Малыш в лесу»

«Ритмическая мозаика»

 к.№2-А

Октябрьь

«Где был, Иванушка», «100 друзей у песенки»

«Осенняя песнь» П. И. Чайковского

То же

То же

То же

То же

Ноябрь

«Голубые санки» М. Иорданского.

«Щелкунчик» П. И. Чайковского к.№ III

«Лебедь» Сен-Санса, «Бабочка» Э. Грига.

«Времена года» П. И. Чайковского

к. № I

То же

«Малыш у реки»

То же

Декабрь

Новогодние песни, песни о зиме.

«Вальс цветов» П. И. Чайковского, танцевальная музыка

То же

То же

То же

«Ритмическая мозаика» к.№ 1-В

Январь

Песни В. Я. Шаинского

«Волк и семеро козлят»

«На тройке» П. И. Чайковског

Шедевры инструментальной музыки к.№2

То же

Шедевры инструментальной музыки к.№2

То же

Февраль

Песни о маме и бабушке.

То же

«Смелый наездник» Р. Шумана.

То же

То же

То же

Ритмическая мозаика

№4-А

Март

Песни о весне

То же

«Утро» Э. Грига

Музыка к балету «Щелкунчик» П. И. Чайковского

То же

Концерт

«Весна» А. Вивальди

То же

Апрель

То же

Вокальная музыка (колыбельная, плясовая, трудовая)

По выбору воспитателя

То же

То же

По выбору воспитателя

Май

Песни о лете

По желанию детей

По желанию детей

То же

То же

По желанию детей

Организация музыкально-звукового пространства средней группы

(музыкальный дизайн)

Время

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Утренний приём детей

7.00-8.00

Звучание музыки не более 30 минут

1-й квартал – Моцарт для детей

2-й квартал – русская народная музыка

3-й квартал – музыка П. И. Чайковского

Утренняя гимнастика

8.20-8.30

Традиционная. Под фортепиано

Традиционная. Под бубен

Танцевальная под фортепиано

Традиционная под бубен

Игровая под инструментальную музыку

Пение «Утренней песенки» Н. Н. Мурычёвой 1-й квартал

Пение песен о Родине, Н. Новгороде 2-4 квартал

Подготовка к завтраку, завтрак

8.30-8.55

1-й квартал – шедевры инструментальной музыки. №1-А

2-й квартал – шедевры инструментальной музыки №1-В

3-й квартал – шедевры инструментальной музыки. №2-А

Занятия

9.00-10.00

Музыкальное занятие

Музыкальное занятие

Использование музыки на других занятиях по рекомендации музыкального руководителя

Подготовка к прогулке, прогулка

10.00-11.25

Кассета с репертуаром детских песен (младшая, средняя группа)

Возвращение с прогулки

11.25-12.00

Звучание музыки до 10 минут

1-й квартал – кассета с музыкой В. А. Моцарта

2-й квартал – русские народные мелодии

3-й квартал – музыка П. И Чайковского

Обед

12.00-12.40

Звучание спокойной, тихой музыки в соответствии с желанием и настроением детей

Подготовка ко сну, сон

12.40-15.00

Звучание спокойной расслабляющей музыки.

Кассета «Колыбельные»

Подъём, гимнастика

15.00-15.25

1-й квартал – Ритмическая мозаика - кассета №2-А

2-й квартал – Ритмическая мозаика – кассета№1-В

3-й квартал - Ритмическая мозаика – кассета№4-А

Полдник

15.25-15.40

Звучание спокойной, тихой музыки в соответствии с желанием детей

Самостоятельная деятельность

15.40-16.30

Звучание спокойной, тихой музыки в соответствии с желанием детей. Кассеты с репертуаром песен, слушания музыки, современной танцевальной музыки.

Подготовка к прогулке, прогулка

16.30-18.00

Звучание фоновой музыки.

Взаимодействие с семьёй

  1. Регулярность проведения анкетирования  родителей с целью выявления их образовательных потребностей в музыкальном развитии детей.
  2. Использование разнообразных форм работы с семьёй: включение вопросов музыкального образования в групповые родительские собрания, родительские конференции, дни открытых дверей.
  3. Адресная направленность рекомендаций семье с учётом достижений и проблем ребёнка в музыкальном развитии.
  4. Привлечение родителей к участию в музыкально-образовательном процессе (оказание помощи в оснащении музыкальной предметно-развивающей среды; проведение совместными силами детского, педагогического родительского коллектива детских праздников, конкурсов, развлечений и др.).

Взаимодействие с учреждениями социально-педагогической среды

  1. Сотрудничество с учреждениями музыкальной культуры и образования на районном, городском уровнях.
  2. Разнообразие характера форм сотрудничества с учреждениями музыкальной культуры (организация приезда коллективов учреждения культуры в детский сад, выезды детей на концерты в детскую музыкальную школу, посещение спектаклей театра и т.п.).
  3. Информирования населения о качестве музыкального образования детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Файловая папка подготовительная группа

Файловая папка предназначена для совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя....

папка-передвижка: консультация для родителей средней группы

Материал для папки-передвижки, позволяет логопеду оказать консультацию для родителей детей средней группы...

Лэпбук «Смекалочка» интерактивная папка, как часть предметно-развивающей среды в средней группе.

Лэпбук «Смекалочка» интерактивная папка, как часть предметно-развивающей среды в средней группе.Лэпбук "Смекалочка" интерактивная папка, как часть предметно-развивающей среды в средней группе.Лэпбук -...

Папка - передвижка "Солёное тесто" для родителей средняя группа

Влияние занятий лепкой на развитие ребенка широко....

Папка передвижка «Пожарная безопасность» для родительского уголка в средней группе

Папка передвижка «Пожарная безопасность» для родительского уголка в средней группе«Пожарная безопасность» для родительского уголка в средней группе.Эту папку пер...

Презентация Папка-передвижка "Список произведений литературы для средней группы"

Список произведений литературы предлагается родителям воспитанников для ознакомления. Материал презентации можно распечатать и использовать для папки-передвижки....

Папка-передвижка для средней группы "Работа с кистью и красками"

Информационный материал для оформления родительского уголка или для папки-передвижки на тему "Изодеятельность в детском саду"....