Файловая папка подготовительная группа
учебно-методическое пособие (подготовительная группа) по теме
Файловая папка предназначена для совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
faylovaya_papkapodg.zip | 32.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации Шахунского района
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 147
Обеспечение системного взаимодействия музыкального руководителя с воспитателем группы
Подготовительная группа
г. Шахунья
Мониторинг качества музыкального образования детей подготовительной группы
Список детей подготовительной группы 2012-2013 уч. г.
№ п/п | Фамилия. Имя. | Дата рождения, группа здоровья. |
Ведущие задачи музыкального образования детей в подготовительной группе.
1.Слушание музыки
Задачи общие | Дифференциация задач |
1.Приобщить детей к культуре восприятия народной, классической, современной музыки. | 1.Развивать музыкально-эстетическое восприятие. 2. Развивать представления о: *жанрах (опера, оперетта, балет); *видах народной песни (колыбельная, плясовая, хороводная, игровая, трудовая); *видах танца: пляска, полька, вальс, менуэт, кадриль, краковяк гопак, бульба; *видах марша: солдатский, марш для игрушек, свадебный, похоронный, спортивный; 3. знакомить с новыми музыкальными инструментами (духовые, струнные, ударные, клавишные, клавишно-язычковые) |
2. Обучать деятельности восприятия музыки: - Развивать целостное музыкально-эстетическое восприятие | Различать выразительность музыки: *смену характеров (мужественного, таинственного, грозного, пугливого); *сравнивать, различать, выделять характерные особенности, понимать процесс развития образов и их взаимодействие. |
- Развивать дифференцированное музыкальное восприятие | Различать форму произведения (2-3 части) *средства музыкальной выразительности (сравнивая лад, динамику, тембр, темп, ритм); *сравнивать произведения одного названия, но имеющие различное эмоционально-образное содержание, находить общее и различное (анализ); *сравнивать виды музыки (классическая, современная, народная) |
- Развивать музыкально-сенсорное восприятие основных музыкальных звуков | Различать: *интервалы (прима, секунда, терция, кварта, трезвучие, посту пенные звуки лада -3, 5, 7); *ритм (польки, вальса, марша); *тембры (различных оркестров: симфонического и народных инструментов); *динамику (очень громкое, громкое, тихое, очень тихое звучание, усиление и ослабление звучания силы звука); *темповые изменения(от очень медленного до очень быстрого, а также замедление и ускорение темпа) |
- Развивать умения выражать свои впечатления, давать оценку | *через рисунок, слушание, музыкальные движения, пение; *через рассказ, суждения развернутые и доказательные; *моделировать форму, содержание, характер, настроение музыки |
3. Развивать музыкальное воображение, креативность детей | *передавать через пластику рук, музыкально-ритмические и певческие импровизации, особенности характера, содержания, средства музыкальной выразительности, менять их в соответствии со сменой характера, ярких интонаций, ритмов в частях и фразах; *побуждать к совместному художественному моделированию содержания музыки (на фланелеграфе, панно с прорезями, аппликация, коллективный рисунок) *побуждать самостоятельно, индивидуально или по подгруппам придумать танец или танцевальную композицию на прослушанную инструментальную танцевальную музыку |
2. Певческая деятельность
Задачи | Дифференциация задач |
1. Развивать восприятие певческой культуры | - Различать: *настроение, характер (мужественный, таинственный); *интонации (грозная, пугливая); *форму песен (вступление, куплет, заключение, повторение); *моделировать форму песен, содержание, изменения (в разных куплетах); *различать, сравнивать, осознавать и воспроизводить темп, высоту звука (высокие, средние, низкие); *отличать правильное исполнение от неправильного: - правильность звукообразования – гласных, согласных; - красоту звуковедения – напевного, отрывистого; - точность, ясность певческой дикции; - правильность интонирования мелодии и точность ритмического рисунка; - слаженность динамического и тембрового ансамбля; *петь по ручным знакам (1-7 ступень_ и по руке (1-7 ступень) самостоятельно; *восприятие пения без сопровождения; *развивать восприятие техники «эхо» *выражать отношение к песне словами, в движении, рисунке; *моделировать содержание, характер, форму песни различных куплетов; *побуждать петь самостоятельно знакомые, любимые песни в детском саду и в семье |
2. Обучать азбуке шестой ступени способов певческих исполнительских умений | - Продолжать учить новым певческим умениям, совершенствовать имеющиеся навыки: *пение по ручным знакам (1-7 ступени), по руке – «нотный стан» (1-7 ступени); *естественность , непринужденность, эмоциональность исполнения; *правильность звукообразования; *смена различных способов звук ведения; *особенности певческой дикции; *точность интонирования мелодии и ритмических особенностей песни; *исполнение на одном дыхании фразы песни; *соблюдение ансамбля при исполнении: темпа (медленного, умеренно медленного, быстрого), ритмических, мелодических, динамических (умеренно громкое, тихое, очень тихое звучание) особенностей песни. *пение с солистом, с запевалой; *пение по подгруппам, по фразам в соответствии с певческими диапазонами детей. - Побуждать к самостоятельному исполнению освоенной песни в повседневной жизнедеятельности в детском саду, в семье. *побуждать моделировать форму, характер, содержание куплетов песни. |
Беречь голос детей | Петь естественным голосом. |
3. Осваивать азбуку музыкального творчества | - Побуждать импровизировать окончание мелодии, начатой взрослым, грозные и пугливые интонации; побуждать сочинять песенки на знакомые темы. - Побуждать к сочинению мелодий на заданный литературный текст; - Импровизировать слова и мелодию, соответствующих настроению ребенка. - Импровизировать песенные мелодии в ритме польки, вальса, марша. |
3. Музыкально-ритмическая деятельность
Задачи | Дифференциация задач |
1. Приобщить к восприятию детской музыкально-ритмической культуры и деятельности Беречь физическое здоровье детей, обеспечивая их эмоциональное и психическое благополучие | Первоначально воспринимать, а в последствии формировать способы выполнения музыкально-ритмических шагов и движений: *ходьба спортивная, торжественная, энергичная, спокойная, осторожная; *ходьба на четвереньках, *ходьба спиной (расширяя круг); *ходьба, бег в различных ритмах; *бег стремительный; *бег легкий, острый, -высокий, -стремительный; *подскоки с помощью взмахов рук; *ходьба пружинящим шагом; *ходьба гусиным шагом; *прыжки сильные с высоким подскоком; *прыжки с помощь. Взмахов рук; *прыжки: ноги вместе – руки врозь и наоборот; *прыжки со сменой ног (одна вперед, другая назад). Элементы русского танца: - танцевальные шаги: *простой тройной шаг, * простой каблучный шаг; *русский переменный шаг; *русский тройной дробный шаг (с притопом на сильную долю); *шаг русской кадрили; - танцевальные движения: *дроби тройные (в различном варианте и темпе), *присядка (в различном варианте и темпе), *падебаск (для девочек); *кружение на припадании; *ковырялочка (на подскоке, с разведением рук); *движения рук характерных для русских танцев. Другие народный танцы: *украинский «бегунец», «ковырялочка», падебаск, «веревочка», «ручеек»; *белорусская полька Элементы бального танца: - танцевальные шаги – боковой галоп, подскок, шаг польки; - танцевальные движения – выставление правой ноги вперед, в сторону + 3 притопа, различные виды хлопков. Элементы современного детского игрового танца: - матросский шаг, движения животных и т.п. |
Продолжать учить детей ориентировки в пространстве | *перестроение в пары, тройки, четверки; *перестроение из 2-3-4 колоны в 1-2 круга; *перестроение из 2 колон в 2 маленьких круга, из них в один большой; *перестроение из ходьбы в ходьбу по диагонали, «змейкой», «спираль», «воротики»; *моделировать все перестроения. Учить понимать более сложную композицию (игры, танца), - форму (танца), -последовательность движений, моделировать их на бумаге, фланелеграфе |
3.Развивать музыкально-игровое и танцевальное творчество | *Содействовать творческой самореализации в исполнении фиксированных танцев и постановочных игр; *побуждать к творческой передаче действий персонажей в сюжетных играх, образных упражнениях и этюдах; *побуждать придумывать простой сюжет игры, несложные танцы, инсценировать песни по условно-схематическому рисунку (схеме формы танца) |
4. Музыкально-инструментальная деятельность
Задачи | Дифференциация задач |
1. Развивать восприятие произведений народной, классической, современной музыки, исполняемой на детских музыкальных инструментах. | - Побуждать: *понимать характер музыки; *понимать форму музыкальной пьесы (3 части), где развитие и взаимодействие музыкальных образов; *различать средства музыкальной выразительности (звуковысотные, ритмические, динамические, тембровые). |
Знать название детских музыкальных игрушек и инструментов, различать их тембры, способы звуковоспроизведения и расположение высоких и низких звуков. | *Ударных (ложки, треугольники, палочки, барабан, бубен); *стучащего типа (ксилофон и т.д.); *звенящего тембра (треугольник, колокольчик.); *шуршащего типа (маракас, погремушки, коробочки, др.); *имеющих звукоряд (металлофон); *духовых (флейта, гобой, кларнет и др.); *струнных (гусли, балалайка, арфа и др.); *клавишных (пианино); *клавишно-язычковых (аккордеон, баян). |
2. Обучать детей игре на детских музыкальных инструментах (металлофон) | -Учить правильному звук извлечению на металлофоне на 2-х пластинах, знать их название; -Учить играть в ритмическом оркестре. -Выбирать лучшие варианты исполнения пьесы. -Побуждать игре на музыкальном инструменте в самостоятельной деятельности. -Моделировать форму, характер, содержание музыкальной пьесы |
3. Побуждать к инструментальной импровизации на детских музыкальны инструментах | *Импровизировать мелодии таинственного, мужественного и других характеров; *подбирать на слух знакомые мелодии; *импровизировать на различных детских музыкальных инструментах в играх-драматизациях; *импровизировать мелодии на стихотворные тексты контрастного содержания. |
Обследование развития музыкальности детей подготовительной группы 2012-2013 гг.
№ п/п | Ф. И. ребёнка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Начало года | Конец года | |||||||
В- С- Н- |
1-й уровень - оптимальный (3,5-4 балла);
2-й уровень - высокий (2,4-3,4 балла);
3-й уровень – средний (1,3-2,3 балла);
4-й уровень – ниже среднего ( менее 1,2 балла).
Компоненты музыкальности ребёнка: 1 – эмоциональная отзывчивость на музыку; 2 – звуковысотный слух; 3 – чувство ритма; 4 – динамический слух; 5 – тембровый слух; 6 – музыкальное мышление; 7 – музыкальная память.
Обследование качества овладения детьми детской музыкальной деятельностью.
№ п/п | Ф. И. ребёнка | Слушание музыки | Певческая деятельность | Музыкально- ритмическая деятельность | Музыкально-инструментальная деятельность | Конец года | |
Итого: |
Мониторинг активности детей подготовительной группы в самостоятельной музыкальной деятельности 2012-2013 гг.
№ п/п | Ф. И. ребёнка | Слушание музыки | Певческая деятельность | Музыкально-ритмическая деятельность | Музыкально-инструментальная деятельность | Итог | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||
1, 2, 3, 4 – неделя месяца
Мониторинг деятельности взрослых.
Циклограмма организации нерегламентированной (совместной с воспитателем) и (создание условий для самостоятельной) музыкальной деятельности детей подготовительной группы.
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Понедельник | Совместная музыкальная деятельность – закрепление танцевальных движений и шагов. 15.30-16.00 | Совместная музыкальная деятельность – закрепление танцевальных движений и шагов. 15.30-16.00 | Совместная музыкальная деятельность дидактическая игра на развитие музыкально-сенсорных способностей. 15.30-16.00 | Совместная музыкальная деятельность- закрепление навыков игры на музыкальных инструментах. 15.40-16.00 |
Вторник | Совместная музыкальная деятельность –игры с музыкальным конструктором 15.40-16.00 | Вечер досуга (организатор воспитатель) концерт «Дети- детям» (традиция) 15.30-16.00 | Совместная музыкальная деятельность – работа с ручными знаками и нотами по руке. 15.40-16.00 | Совместная музыкальная деятельность- игры с музыкальным конструктором и ручными знаками. 15.40-16.00 |
Среда | Вечер досуга (организатор воспитатель)-Сказка в гостях у ребят (традиция) 15.30-16.00 | Развлечение (организатор музыкальный руководитель) 15.30-16.00 | Совместная музыкальная деятельность (организатор воспитатель) «Вечер песни» (традиция) 15.40-16.00 | Вечер досуга (организатор воспитатель) – День именинника (традиция) 15.40-16.00 |
Четверг | Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности детей. | |||
Пятница | Совместная музыкальная деятельность-слушание музыки 15.40-16.00 | Совместная музыкальная деятельность-вечер песни 15.40-16.00 | Совместная музыкальная деятельность-слушание музыки 15.40-16.00 | Совместная музыкальная деятельность-Сказка в гостях у ребят. 15.40-16.00 |
Примерный план организации нерегламентированной (совместной с воспитателем и самостоятельной) музыкальной деятельности детей на учебный год.
Виды музыкальной деятельности | Задачи | Формы организации детей | Музыкальный репертуар месяца |
Слушание музыки | Прививать любовь к музыке, побуждая к исполнению репертуара музыкальных занятий:
| Игры (сюжетно-ролевые, дидактические):
| «Болезнь куклы», «Новая кукла» П. И. Чайковский, «Осень» А. Алексанндрова , «Детская полька» М. Глинка, «Лебедь» Сен-Санс, повторное слушание репертуара старшей группы. Музыкально-дидактические игры старшей группы: «Музыкальное лото», «Тише-громче запоём» Е. Н.Тиличеевой. Дидактические игры для детей подготовительной группы: «Музыкальный домик», «Угадай на чём играю»,Е. Н. Тиличеевой. «Определи по ритму».
|
Певческая деятельность |
| Игры (сюжетно-ролевые, дидактические), упражнения:
Задания «Подбери картинку к любимой песне и спой её», «Сочиним песню», пение по ручным знакам, конструирование песни с помощью музыкального конструктора. | «Листопад» Т. Попатенко, «Моя Россия» Г. Струве, «Скворушка прощается» Т. Попатенко, «На горе-то калина...» обр. Ю. Чичкова, «Будет горка во дворе» Т Попатенко, «Ёлочка» Л. Бекман, «К нам приходит Новый год» В Герчика, «Блины» рус. нар. мел., «Мамин праздник» Ю. Гурьева, «Самая хорошая» В Иванникова, «Будем в армии служить» Ю. Чичкова, «Песенка для папы» И Пономарёва, «Про бабушку» Л Вахрушева, «Пришла весна» З. Левиной, «Прощальная песенка» Л. Вахрушевой, «Не забудем детский сад» Е. Туманян, «До свиданья, детский сад» Ю Слонова. |
Музыкально-ритмические движения |
| Игры и упражнения:
|
|
Игра на детских музыкальных инструментах | Способствовать закреплению умений игры на музыкальных инструментах. Прививать бережное отношение к ним. | Игры, упражнения:
|
|
Самостоятельная музыкальная деятельность детей | |||
Создать условия для самоорганизации детей в музыкальной деятельности. | Характер управления самостоятельной деятельностью носит косвенный характер. |
Циклограмма индивидуального взаимодействия воспитателя подготовительной группы с музыкальным руководителем
Утренняя гимнастика | Музыкальные занятия | Музыкальные развлечения | Консультации для воспитателя | |
Понедельник | 8.30-8.40 | 13.00-14.00 по планированию | ||
Вторник | 9.35-10.05 | 13.00-14.00 плановые консультации | ||
Среда | 15.30-16.00 2-я неделя | |||
Четверг | 8.30-8.40 | 13.00-14.00 индивидуальные консультации | ||
Пятница | 9.35-10.05 |
Музыкальные традиции подготовительной группы
Что? | Где? | Когда? |
Песня «Утренняя песенка» Н. Н. Мурычёва. «На прогулку» Н. Н. Мурычёва. | По окончании утренней гимнастики или перед завтраком (дети слушают и подпевают). После занятий. | Ежедневно |
Концерт «Дети-детям» | Для детей 2-й младшей, средней, старшей групп – поют песни, читают стихи, инсценируют, драматизируют. | После полдника 1-я среда месяца. |
Музыкальная сказка в гостях у ребят | Прослушивание кассет, просмотр мультфильмов с записями музыкальных сказок. | После полдника 4-я среда месяца. |
Вечер песен | Пение, подпевание знакомых, любимых песен. | После полдника 3-я среда месяца, 2-я пятница месяца. |
День именинника | Воспитатель совместно с музыкальным руководителем организует поздравление детей, родившихся в одном месяце. | Ежемесячно 2-я среда месяца |
Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателем подготовительной группы для обеспечения индивидуального подхода к детям.
Дата | Рекомендации музыкального руководителя после занятий |
Пополнение фонотеки (кассет, дисков) подготовительной группы.
Месяц | Песенный репертуар | Музыкальные сказки | Музыка для слушания | Музыкотерапия | Колыбельные | Фоновая музыка | Современная ритмическая музыка |
Сентябрь | Репертуар старшей группы | «Петя и волк» С. Прокофьева к.№ III | «Детский альбом» П. И. Чайковского | Моцарт для малышей к.№ III | Колыбельные | «Малыш в лесу» | «Ритмическая мозаика» к.№2-А |
Октябрьь | «Где был, Иванушка», «100 друзей у песенки» | сб. «Ромашковая Русь» Ю Чичкова | То же | То же | То же | То же | |
Ноябрь | «Снега – жемчуга» М. Копыловой. | «Щелкунчик» П. И. Чайковского к.№ III | «Шествие гномов» Э. Григ | «Времена года» П. И. Чайковского к. № I | То же | «Малыш у реки» | То же |
Декабрь | Новогодние песни, песни о зиме. | «Вальс цветов» П. И. Чайковского, танцевальная музыка | То же | То же | То же | «Ритмическая мозаика» к.№ 1-В | |
Январь | Песни В. Я. Шаинского | «Волк и семеро козлят» | «На тройке» П. И. Чайковског | Шедевры инструментальной музыки к.№2 | То же | Шедевры инструментальной музыки к.№2 | То же |
Февраль | Песни о маме и бабушке. | То же | «Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковского | То же | То же | То же | Ритмическая мозаика №4-А |
Март | Песни о весне | «По щучьему велению» М Дунаевского | «Утро» Э. Грига | Музыка к балету «Щелкунчик» П. И. Чайковского | То же | Концерт «Весна» А. Вивальди | То же |
Апрель | То же | Вокальная музыка (колыбельная, плясовая, трудовая) | По выбору воспитателя | То же | То же | По выбору воспитателя | |
Май | Песни о лете | По желанию детей | По желанию детей | То же | То же | По желанию детей |
Организация музыкально-звукового пространства подготовительной группы
(музыкальный дизайн)
Время | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | |
Утренний приём детей | 7.30-8.00 | Звучание музыки не более 30 минут 1-й квартал – Моцарт для детей 2-й квартал – русская народная музыка 3-й квартал – музыка П. И. Чайковского | ||||
Утренняя гимнастика | 8.30-8.40 | Традиционная. Под фортепиано | Традиционная. Под бубен | Танцевальная под фортепиано | Традиционная под бубен | Игровая под инструментальную музыку |
Пение «Утренней песенки» Н. Н. Мурычёвой 1-й квартал Пение песен о Родине, 2-4 квартал | ||||||
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.40-8.55 | 1-й квартал – шедевры инструментальной музыки. №1-А 2-й квартал – шедевры инструментальной музыки №1-В 3-й квартал – шедевры инструментальной музыки. №2-А | ||||
Занятия | 9.00-10.40 | Музыкальное занятие | Музыкальное занятие | |||
Использование музыки на других занятиях по рекомендации музыкального руководителя | ||||||
Подготовка к прогулке, прогулка | 10.40-12.25 | Кассета с репертуаром детских песен (средняя, старшая группа) | ||||
Возвращение с прогулки | 12.25-12.40 | Звучание музыки до 10 минут 1-й квартал – кассета с музыкой В. А. Моцарта 2-й квартал – русские народные мелодии 3-й квартал – музыка П. И Чайковского | ||||
Обед | 12.40-13.10 | Звучание спокойной, тихой музыки в соответствии с желанием и настроением детей | ||||
Подготовка ко сну, сон | 13.10-15.00 | Звучание спокойной расслабляющей музыки. Кассета «Колыбельные» | ||||
Подъём, гимнастика | 15.00-15.25 | 1-й квартал – Ритмическая мозаика - кассета №2-А 2-й квартал – Ритмическая мозаика – кассета№1-В 3-й квартал - Ритмическая мозаика – кассета№4-А | ||||
Полдник | 15.25-15.40 | Звучание спокойной, тихой музыки в соответствии с желанием детей | ||||
Самостоятельная деятельность | 15.40-16.30 | Звучание спокойной, тихой музыки в соответствии с желанием детей. Кассеты с репертуаром песен, слушания музыки, современной танцевальной музыки. | ||||
Подготовка к прогулке, прогулка | 16.30-18.00 | Звучание фоновой музыки. |
Взаимодействие с семьёй
- Регулярность проведения анкетирования родителей с целью выявления их образовательных потребностей в музыкальном развитии детей.
- Использование разнообразных форм работы с семьёй: включение вопросов музыкального образования в групповые родительские собрания, родительские конференции, дни открытых дверей.
- Адресная направленность рекомендаций семье с учётом достижений и проблем ребёнка в музыкальном развитии.
- Привлечение родителей к участию в музыкально-образовательном процессе (оказание помощи в оснащении музыкальной предметно-развивающей среды; проведение совместными силами детского, педагогического родительского коллектива детских праздников, конкурсов, развлечений и др.).
Взаимодействие с учреждениями социально-педагогической среды
- Сотрудничество с учреждениями музыкальной культуры и образования на районном, городском уровнях.
- Разнообразие характера форм сотрудничества с учреждениями музыкальной культуры (организация приезда коллективов учреждения культуры в детский сад, выезды детей на концерты в детскую музыкальную школу, посещение спектаклей театра и т.п.).
- Информирования населения о качестве музыкального образования детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Файловая папка средняя группа
Совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателя....
папка-передвижка для подготовительной группы
папка-передвижка для оформления раздевалки ( подготовительная группа)...
папка-передвижка для подготовительной группы
папка-передвижка для оформления раздевалки ( подготовительная группа)...
Папка-передвижка для родителей "Лето 2015 Подготовительная группа"
Данный материал подготовлен для родителей, как отчёт о проделанной работе с детьми в летний период....
Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Занимательная математика" (папка содержит видео с занятия)
Ссылка на видеоматериал занятия - https://cloud.mail.ru/public/AisP/FHrmTKx4AКонспект занятия по математике для подготовительной группы...
папка-передвижка для родителей "Игры по формированию математических представлений у дошкольников"(подготовительная группа)
Стендовая информация для родителей....
Папка по самообразованию воспитателя Карочкиной Евгении Александровны (Подготовительная группа)
Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»Цель: помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способно...