Дом для капельки
материал по теме
Задачи: развивать связную и диалогическую речь, память, мелкую моторику; конкретизировать и систематизировать знания детей о воде: зачем она нужна , для чего ее используют; учить бережному отношению к воде; формировать познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность, любознательность, внимание; активизировать мыслительную деятельность при проведении опытов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dom_dlya_kapelki.docx | 24.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №47 «Лесная сказка».
Занятие по эксперементально-исследовательской деятельности для детей старшего возраста «Дом для Капельки».
Воспитатель: Иванова Н.Н.
Егорьевск
Задачи: развивать связную и диалогическую речь, память, мелкую моторику; конкретизировать и систематизировать знания детей о воде: зачем она нужна , для чего ее используют; учить бережному отношению к воде; формировать познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность, любознательность, внимание; активизировать мыслительную деятельность при проведении опытов.
Материал: стаканчики с водой, кубики льда, термос, игрушка Капелька, картинки с изображением способов использования воды (6 шт.), простой карандаш, гуашь, кисть, салфетка, картина с изображением моря, «волшебное око»
Ход занятия
Дети садятся полукругом у доски, на которой находятся картинки с изображением способов использования воды (6 шт.). С обратной стороны мольберта спрятана игрушка Капелька.
Воспитатель : поудобнее садитесь,
Не вертитесь, не крутитесь.
Дети, ой, что утром было,
Я же вам сказать забыла —
Только в садик я зашла,
Ко мне Капелька пришла (показывает Капельку),
Плачет бедная, грустит,
А потом мне говорит:
«Дети кран закрыть забыли,
И все капельки уплыли!»
И сказала я в ответ:
«Нет, таких детей здесь нет!
Воду попусту не льем,
Все мы воду бережем!»
Капелька заулыбалась (воспитатель переворачивает ей ротик на улыбку),
И у нас в саду осталась.
Давайте расскажем, дети, нашей Капельке, что мы знаем о воде.
Посмотрите на картинки и скажите ,кому нужна вода и зачем?
(Дети рассматривают картинки со способами использования воды человеком и животными , по одному рассказывают о них. Воспитатель кратко подводит итог сказанному.
Молодцы, много знаете о воде, а Алиса, Даниил и Рита хотят дополнить ваши ответы.
( дети читают стихотворения.)
1. Вода везде — вода в стакане (Алиса)
И в чайнике, и просто в кране.
Когда водички вовсе нет —
То и не сваришь ты обед.
2. Не могут рыбы без воды, (Даниил)
Я не могу, не можешь ты.
Давайте все вместе вод беречь,
И каждую капельку дружно стеречь.
3. Мы помогаем цветы поливать, (Рита)
И листья большие у них протирать.
Еще наблюдаем, как лук наш растет,
Как через корни водичку он пьет.
Много всего узнаем каждый день,
Нам все интересно — учиться не лень!
В .Уважаемая капелька. наши дети каждый день узнают что-то новое.
Я приглашаю всех в нашу лабораторию, где мы побольше узнаем о свойствах воды(халат)
(Предлагаю рассмотреть колбу.) Как вы думаете, что в ней?
Дети. Вода.
В. А теперь давайте послушаем песенку (перелить воду из одного сосуда в другой). Вода льется, и мы слышим ее. А если она льется, значит, она какая?
Дети. Жидкая.
Воспит.: вода – это жидкость .
( переливаем в другой ) Она может принимать форму той емкости , в которую ее наливают.
В. Есть цвет у воды? Нет.
Проведем наш первый опыт. У меня на столе два стакана :с водой и с молоком.
Если в стакан с водой опустим ложку, видно ее? ( да) Если ложку опустим в молоко , ее видно? (нет) Какая вода ?Догадайтесь, (прозрачная)
(прощу пройти на свои места и провести самостоятельно следующий опыт)
А если мы добавим в воду краску (прошу ребёнка помочь), вода стала зелёной. Какой вывод? Краска растворяется в воде и принимает цвет красителя.
Второй опыт.
А какая она на вкус? ( безвкусная)
А можно ли ее сделать соленой? Как?
А сладкой? ( добавить кусочек сахара)
Вывод: вода безвкусна, но растворённые в ней вещества, придают воде вкус.
Следующий опыт :
Положила я в тарелочку лед . Хочу вам показать его. Где же он ? Здесь только вода
(часть льда плавает)
Воспитатель предлагает каждому потрогать кусочек льда .
Какой лед – холодный.
В. Что происходит со льдом? Почему он тает? (Ответы детей.) Правильно, в группе тепло, и поэтому льдинки растаяли и превратились в воду. Значит, лед — это что? (Ответы детей.) Правильно, лед — это тоже вода, только в твердом виде.
Проводим следующий опыт
Это— термос. Давайте откроем его и посмотрим, что же там внутри. (Открывает, идет пар.) Что это? (Ответы детей.) Это пар от горячей воды.
Я возьму зеркало и подержу его над паром (на зеркале образовались капли, вместе с детьми рассматривают их). Откуда же здесь появилась вода? (Ответы детей.) Пар охладился и превратился в воду.
Значит, пар — это тоже вода.
Делаем вывод: вода может быть жидкой, твердой и в виде пара. А как вы думаете, может ли наша Капелька жить везде: и в жидкой, и в твердой, и в горячей воде? (Ответы детей.) Правильно, любое место, где есть вода — дом для нашей Капельки.
2. Игровая деятельность
Словесная игра «Где же ты, капелька, бываешь?» (с мячом в кругу)
— Где же живет капелька воды? Назовите это место.
(лужа, ручей, пруд, река, озеро, море, океан, снег, лёд, сосульки, дождь, пар
. Физкультминутка.
Вы слыхали о воде?- Воспит.
Говорят она везде! -дети
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране…
Раз, два – всем нужна вода,
Три, четыре, пять – будем воду охранять.
В Мы снова возвращаемся в лабораторию:
посмотрите внимательно. Я взяла 2 стакана. В один стакан положила комочек земли, перемешала. Что стало с водой? Вода стала мутной. Но её можно очистить. В качестве фильтра я использую вату. Положу её в воронку, перелью помутневшую воду в другой стакан. Посмотрите, что стало с водой. Правильно, она стала чистой. Вывод: грязную воду можно фильтровать и она станет чистой. Мы познакомились с новым словом- фильтр. Что можно делать? Фильтровать - значит очищать.
«Плавает-тонет».
Сейчас мы снова возвращаемся на свои рабочие места. Представьте, что вы- настоящие учёные и будете самостоятельно проводить опыт. Ваша цель- узнать, какие предметы в воде плавают, а какие- тонут. Каждому предлагаются следующие предметы- болт, пенопласт, дерев. палочка, пробка, губка, стекл. бусина, камень, пластмас. пробка.
Вы получаете эксперементальный лист, на котором изображены такие же предметы. Ваша задача определить: тонет ли предмет в воде или плавает. Для этого вы будете осторожно опускать каждый предмет в воду и в таблице отмечать результат опыта. Если предмет плавает, напротив его изображения ставим стрелочку в верх, если предмет тонет в воде- стрелку вниз.
( ТИХАЯ МУЗЫКА)
В: Вода постоянно перемещается в природе .Как весной это происходит?( тает снег , бегут ручьи . мы пускали бумажные кораблики , они плывут по воде)
Верно. Вода уносит их, она перемещает разные предметы , приводит их в движение
Посмотрите, как это происходит ,( лить на мельницу ) .
Что мы узнали? ( вода двигает предметы ) –
Воспит. Верно.
Вода сама постоянно двигается в природе , это движение происходит по кругу и называется круговорот.( снять халат)
Сейчас мы с вами это и покажем, а для этого я предлагаю исполнить песенку «Про утят»
Выглянуло солнце. Что происходит с лужами? Они испаряются. Собрались опять тучи, и пошёл дождь, а в холодное время года - снег, и вода вернулась опять на землю, в реки, озера , моря. Это и называется - круговорот воды в природе.
Предлагаю занять свои места
Вос. А теперь проведем творческий опыт
Красоту водной стихии воспевали поэты. Музыканты. Художники.
Посмотрите на картину у вас на столах.
Ее написал художник Айвазовский
Как бы вы назвали картину?
А художник назвал ее «На чёрном море начинается буря…»
Он изобразил воду в море разными красками.
Рассмотреть ее нам поможет волшебное око.
Поставим его в середину картины .
Каким цветом изобразил художник море? – 3 вар
Используя разные краски можно передать настроение моря .
Послушаем, как русский композитор Римский-Корсаков изобразил море в музыке.
Пришла царица- вода.
Я - Царица вода,
Зовите капельку сюда!
Воспит : Вот и Капелька, она нам помогла многое узнать о воде , спасибо тебе.
Цар: Я капельку забираю и в природу возвращаю.
Дарю вам волшебные сувениры .До новых встреч.
Наша лаборатория завершает свою работу и вновь откроется уже летом на нашем прогулочном участке.
А теперь покажем гостям наш группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Проект «Капелька за капелькой»
Формирование представлений детей о воде и её свойствах, подвести к пониманию важности воды для всех живых организмов и необходимости её беречь....
Проект "Капелька за капелькой"
Прект в младшей группе "Капелька за капелькой"...
Сказка про капельку "Путешествие капельки"
Сказку "Путешествие капельки" можно использовать при проведении тематической недели "Праздник воды и земли" в средней группе по речевому развитию .Цель: формировать нач...
"Капелька за капелькой"
Проект...
Конспект НОД по ФЦКМ в средней группе: «Путешествие с капелькой» Тема: «Путешествие с капелькой»
В дошкольном возрасте закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. ...
Капелька за капелькой
Проект в средней группе...