Дом для капельки
материал по теме

Иванова Наталья Николаевна

Задачи: развивать связную и диалогическую речь, память, мелкую моторику; конкретизировать и систематизировать знания детей о воде: зачем она нужна , для чего ее используют; учить бережному отношению к воде; формировать познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность, любознательность, внимание; активизировать мыслительную деятельность при проведении опытов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dom_dlya_kapelki.docx24.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №47 «Лесная сказка».

Занятие по эксперементально-исследовательской деятельности для детей старшего возраста «Дом для Капельки».

                                                                                     Воспитатель: Иванова Н.Н.

Егорьевск

Задачи: развивать связную и диалогическую речь, память, мелкую моторику; конкретизировать и систематизировать знания детей о воде: зачем она нужна , для чего ее используют; учить бережному отношению к воде; формировать познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность, любознательность, внимание; активизировать мыслительную деятельность при проведении опытов.

Материал: стаканчики с водой, кубики льда, термос, игрушка Капелька, картинки с изображением способов использования воды (6 шт.), простой карандаш, гуашь, кисть, салфетка, картина с  изображением моря, «волшебное око»

Ход занятия

Дети садятся полукругом у доски, на которой находятся картинки с изображением способов использования воды (6 шт.). С обратной стороны мольберта спрятана игрушка Капелька.

Воспитатель : поудобнее садитесь,

Не вертитесь, не крутитесь.

Дети, ой, что утром было,

Я же вам сказать забыла —

Только в садик я зашла,

Ко мне Капелька пришла (показывает Капельку),

Плачет бедная, грустит,

А потом мне говорит:

«Дети кран закрыть забыли,

И все капельки уплыли!»

И сказала я в ответ:

«Нет, таких детей здесь нет!

Воду попусту не льем,

 Все мы воду бережем!»

Капелька заулыбалась (воспитатель переворачивает ей ротик на улыбку),

И у нас в саду осталась.

Давайте расскажем, дети, нашей Капельке, что мы знаем о воде.

Посмотрите на картинки и скажите ,кому нужна вода и зачем?

 (Дети рассматривают картинки со способами использования воды человеком    и животными , по одному рассказывают о них. Воспитатель кратко подводит итог сказанному.

Молодцы, много знаете о воде, а Алиса, Даниил и Рита хотят дополнить ваши ответы.

 ( дети читают стихотворения.)

1. Вода везде — вода в стакане     (Алиса)

И в чайнике, и просто в кране.

Когда водички вовсе нет —

То и не сваришь ты обед.

2. Не могут рыбы без воды,        (Даниил)

Я не могу, не можешь ты.

Давайте все вместе вод беречь,

И каждую капельку дружно стеречь.

3. Мы помогаем цветы поливать,           (Рита)

И листья большие у них протирать.

Еще наблюдаем, как лук наш растет,

Как через корни водичку он пьет.

Много всего узнаем каждый день,

Нам все интересно — учиться не лень!

В .Уважаемая капелька. наши дети каждый день  узнают что-то новое.

Я приглашаю всех в нашу  лабораторию, где мы  побольше узнаем о свойствах воды(халат)

(Предлагаю  рассмотреть колбу.) Как вы думаете, что в ней?

Дети. Вода. 

В. А теперь давайте послушаем песенку (перелить воду из одного  сосуда в другой). Вода льется, и мы слышим ее. А если она льется, значит, она какая?

Дети. Жидкая.

Воспит.: вода – это жидкость .  

( переливаем  в другой ) Она  может принимать форму той  емкости ,  в которую ее наливают.

В.  Есть цвет у  воды?  Нет.

Проведем наш первый  опыт. У меня на столе  два стакана :с водой  и  с молоком.

Если в стакан  с водой   опустим ложку, видно ее? ( да) Если ложку  опустим  в молоко , ее видно? (нет) Какая вода ?Догадайтесь, (прозрачная)

(прощу пройти на свои места и провести самостоятельно следующий опыт)

А если мы добавим в воду краску (прошу ребёнка помочь), вода стала зелёной. Какой вывод? Краска растворяется в воде и принимает цвет красителя.

Второй опыт.

А какая она на вкус? ( безвкусная)

 А можно ли ее сделать соленой? Как?

 А сладкой?  ( добавить  кусочек сахара)

 Вывод: вода безвкусна, но растворённые в ней вещества, придают воде вкус.

Следующий  опыт :

Положила я  в  тарелочку лед . Хочу вам показать его. Где же он ? Здесь только вода

(часть льда плавает)

Воспитатель предлагает  каждому потрогать кусочек льда .

Какой лед – холодный.

В. Что происходит со льдом? Почему он тает? (Ответы детей.) Правильно,  в группе тепло, и поэтому льдинки растаяли и превратились в воду. Значит, лед — это что? (Ответы детей.) Правильно, лед — это тоже вода, только  в твердом виде.

Проводим  следующий  опыт

Это— термос.  Давайте откроем его и посмотрим, что же там внутри. (Открывает, идет пар.) Что это? (Ответы детей.) Это пар от горячей воды.

 Я возьму зеркало и подержу его над паром (на зеркале образовались капли, вместе с детьми рассматривают их). Откуда же здесь появилась вода? (Ответы детей.) Пар охладился и превратился  в  воду.

Значит, пар — это тоже вода.

Делаем вывод: вода может быть жидкой, твердой и в виде пара. А как вы думаете, может ли наша Капелька жить везде: и в жидкой, и в твердой, и в горячей воде? (Ответы детей.) Правильно, любое место, где есть вода — дом для нашей Капельки.

2. Игровая деятельность

Словесная игра «Где же ты, капелька, бываешь?» (с мячом  в кругу)

— Где же  живет капелька воды? Назовите это место.

(лужа, ручей, пруд, река, озеро, море, океан, снег, лёд, сосульки, дождь, пар

. Физкультминутка.

Вы слыхали о воде?-  Воспит.

Говорят она везде! -дети

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране…

Раз, два – всем нужна вода,

Три, четыре, пять – будем воду охранять.

В Мы снова возвращаемся  в лабораторию:

посмотрите внимательно. Я взяла 2 стакана. В один стакан положила комочек земли, перемешала. Что стало с водой? Вода стала мутной. Но её можно очистить. В качестве фильтра я использую вату. Положу её в воронку, перелью помутневшую воду в  другой стакан. Посмотрите, что стало с водой. Правильно, она стала чистой. Вывод: грязную воду можно фильтровать и она станет чистой. Мы познакомились с новым словом- фильтр. Что можно делать? Фильтровать - значит очищать.

«Плавает-тонет».

Сейчас мы снова возвращаемся на свои рабочие места. Представьте, что вы- настоящие учёные и будете самостоятельно проводить опыт. Ваша цель- узнать, какие предметы в воде плавают, а какие- тонут. Каждому предлагаются следующие предметы- болт, пенопласт, дерев. палочка, пробка, губка, стекл. бусина, камень, пластмас. пробка.

Вы получаете эксперементальный лист, на котором изображены такие же предметы. Ваша задача определить: тонет ли предмет в воде или плавает. Для этого вы будете осторожно опускать каждый предмет в воду и в таблице отмечать результат опыта. Если предмет плавает, напротив его изображения ставим стрелочку в верх, если предмет тонет в воде- стрелку вниз.

( ТИХАЯ МУЗЫКА)

В: Вода  постоянно перемещается  в природе .Как весной это происходит?( тает снег , бегут ручьи . мы  пускали  бумажные кораблики , они  плывут по воде)

 Верно. Вода  уносит  их, она перемещает разные предметы , приводит их  в движение

Посмотрите, как это происходит ,( лить на мельницу ) .

Что мы узнали? (  вода  двигает предметы ) –

Воспит.  Верно.  

Вода  сама постоянно  двигается  в  природе , это движение происходит по кругу  и называется круговорот.( снять халат)

Сейчас мы с вами это и покажем, а для этого я предлагаю исполнить песенку  «Про утят»

Выглянуло солнце. Что происходит с лужами? Они испаряются. Собрались опять тучи, и пошёл дождь, а в холодное время года - снег, и вода вернулась опять на землю, в реки, озера , моря. Это и называется - круговорот воды в природе.

Предлагаю занять  свои места

Вос. А теперь проведем творческий опыт

 Красоту  водной стихии  воспевали  поэты. Музыканты. Художники.

Посмотрите на картину  у вас на столах.

Ее написал  художник  Айвазовский

Как бы вы назвали  картину?

А художник назвал ее «На чёрном море начинается буря…»

Он изобразил  воду в море разными  красками.

Рассмотреть  ее нам поможет  волшебное око.

Поставим его  в середину картины .

Каким  цветом изобразил художник  море? – 3 вар

Используя  разные  краски   можно передать настроение  моря .

Послушаем, как  русский композитор  Римский-Корсаков  изобразил  море в музыке.

Пришла царица- вода.

Я -  Царица   вода,

Зовите капельку сюда!

Воспит : Вот и Капелька, она нам  помогла  многое  узнать  о   воде ,  спасибо тебе.

Цар:  Я капельку забираю  и  в природу  возвращаю.

Дарю  вам  волшебные сувениры .До новых  встреч.  

Наша лаборатория  завершает свою работу и вновь откроется  уже летом на нашем прогулочном участке.

 А теперь  покажем гостям наш  группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Проект «Капелька за капелькой»

Формирование представлений детей о воде и её свойствах, подвести к пониманию важности воды для всех живых организмов и необходимости её беречь....

Проект "Капелька за капелькой"

Прект в младшей группе "Капелька за капелькой"...

Сказка про капельку "Путешествие капельки"

Сказку "Путешествие капельки" можно использовать при проведении тематической недели "Праздник воды и земли" в средней группе по речевому развитию .Цель:  формировать  нач...

Конспект НОД по ФЦКМ в средней группе: «Путешествие с капелькой» Тема: «Путешествие с капелькой»

В дошкольном возрасте закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. ...

Капелька за капелькой

Проект  в средней группе...