Картотека физкульминуток
учебно-методическое пособие по теме

Ерохина Светлана Владимировна

Физкультминутки пригодятся на занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_fizminutok.doc102.84 КБ

Предварительный просмотр:

Свойства предметов и расположение предметов в пространстве

Вот большая пирамидка (потянуться вверх)

И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)

Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)

Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)

Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)

Начинают все играть (изобразить любое движение)

Шарик

(Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить)

Надуваем быстро шарик.

(Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом - шарик надут)

Он становится большой.

(Соприкасаем ладошки друг с другом полностью)

Вдруг шар лопнул,

воздух вышел -

(Смыкаем вместе пальчики)

Стал он тонкий и худой!


РАДУГА

Гляньте: радуга над нами,

(Нарисовать рукой над головой полукруг-маховое движение).

Над деревьями,

(Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты).

Домами,

(Руки сложены над головой крышей).

И над морем, над волной,

(Нарисовать волну рукой).

И немножко надо мной.

(Дотронуться до головы).

ГРОЗА

Встало солнышко с утра,

И ушли мы со двора,

Мы топтали на полянке

Тонконогие поганки,

Землянику собирали,

Веселились и играли.

Вдруг все небо потемнело,

Что-то страшно загремело,

Смотрим мы во все глаза —

Начинается гроза!

То ли прятаться под дубом,

То ли прочь бежать отсюда,

Но гроза отгрохотала,

Поплыла и с глаз пропала.

Завтра мы пойдем опять

На полянку поиграть.

Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.


  Осень    

Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки – изобразить корзину)

Скучала, наверно, все лето она (наклоны головы, вправо-влево)

Вот осень пришла и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев)

Настала пора собирать урожай. (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)

Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой)

Она удивилась (развести руки)

Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг)

********************************************************************************

Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)

И листочки собираем (наклоны вперед)

Собирать их каждый рад

Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)

Мы дорожки подметаем (имитация движений)

Листья в кучи собираем (наклониться, имитировать движение)

Чтоб гуляя, малыши

Веселились от души! (подскоки на месте)

Ох, устали («обтереть пот со лба»)

Отдохнем (присесть)

И домой скорей пойдем (шаги на месте)

  Зима

МОРОЗ

На дворе мороз трескучий,

Вышла Оля на крыльцо.

Под ногами снег скрипучий,

Ветер бьет в лицо колючий,

Рвет с петель входную дверь

Ведьма злющая — метель.

Заходи скорее в дом!

Печка дышит тут теплом,

Ласково мурлычет кошка

И узоры на окошке.

Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой.


СНЕЖИНКИ

Кружатся, кружатся снежинки,

Как белые перья ложатся в перинки,

Перинки, подушки лежат на опушке.

И зайца следы — как петельки,

Украсили эти постельки.

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре

  Весна

Наконец сегодня солнце

Заглянуло к нам в оконце,

Вместо злых метелей, стуж

На дороге много луж.

Очень нежно греет солнышко,

Зачирикали воробушки,

И ворона им в ответ

Громко каркнула: «Привет!»

Ходят люди, улыбаются,

Ты пришла, весна-красавица!

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.

 Лето

 (Плавное движение правой рукой в сторону-вверх) Берёза моя, берёзонька.

(То же, но левой рукой) Берёза моя кудрявая.

(подъём рук вверх, вдох) Стоишь ты, берёзонька,

(Опустить руки, выдох) Посредь долинушки,

(подъём рук, вдох) На тебе, берёзонька,

(Опустить руки, выдох) Листья зелёные,

(Подъём рук, вдох) Под тобой, берёзонька,

(Опустить руки, выдох) Трава шёлковая,

(Подъём рук, вдох) Вокруг тебя, берёзонька,

(Опустить руки, длительный выдох) Девицы красные, венки вьют, плетут…


Дуб    

Перед нами дуб широкий, (Руки в стороны)

А над нами дуб высокий. (Руки вверх)

Вдруг над нами сосны, ели (Наклоны головой)

Головами зашумели (Хлопки)

Грянул гром, сосна упала, (Присели)

Только ветками качала. (Встали, покачали головой)

Грибы      

Мы шли, мы шли,

Белый гриб нашли.

Раз — грибок, два — грибок -

Положили в кузовок

Цветы

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли дети погулять. Разбежались по лугу

 Рвать лютики, ромашки, розовые кашки!

Дружно рвал весь первый класс, Вот какой букет у нас.

********************************************************************************

Мы гуляем, мы гуляем в садике садочке. (погулять по комнате)

Собираем, собираем в садике цветочки (наклоны с продвижением вперед)

Вот какой у нас букет,

Лучше в целом мире нет! (потянуться – «показать букет»)

********************************************************************************

В поле я гуляю, ноги поднимаю (ходьба на месте с высоким подниманием колена)

Наклонюсь к цветам поближе

Красоту их всю увижу,

Нежный чудный аромат

Ощутить я тоже рад! (наклониться, сделать несколько вдохов носом)

Рвать не буду я цветы (выпрямиться повороты головы вправо – влево)

Много будет красоты (развести руки)

Овощи

Вот мы репку посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие! (показать «силу»)


АИСТ

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает: —

Топай правою ногой,

Потом левою ногой,

Снова правою ногой,

Снова левою ногой.

Вот тогда придешь домой.

Встать. Согнуть ногу в колене, вытянуть вперед и только затем поставить на землю. Вытянуть руки в стороны и ходить с поднятой головой

Шла кукушка

(Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.)

Шла кукушка мимо рынка,

(Ладони соединяются "ковшом" – корзинка.)

У неё была корзинка,

(Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.)

А корзинка на пол - бух!

(Разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи. Количество разогнутых пальцев соответствует тексту.)

Полетело десять (девять, восемь) мух!

СОВА

В лесу темно,

Все спят давно.

(Дети изображают спящих.)

Все птицы спят...

Одна сова не спит,

Летит, кричит.

(Дети делают взмахи руками.)

Совушка - сова,

Большая голова.

На суку сидит,

Головой вертит.

(Изобразить большой круг руками. Присесть, сделать повороты головой вправо, влево.)

Во все стороны глядит,

Да вдруг как полетит.

(Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)


ДЯТЕЛ

Дятел долбит старый сук, (Наклоны вперед.)

Тук-тук-тук, тук-тук-тук, (Приседания, постукивания руками об пол.)

Гонит эхо дятла стук,

(И. п.: руки к плечам, вытянуть руки вперед, «отмахнуться».)

Туки-туки, туки-тук.

(Приседания, постукивание руками о пол.)


Маленькие птички,

Птички-невелички,

По лесу летают,

Песни распевают. (машем руками, как крылышками)

Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)

Там уютно и тепло.

ПОПУГАЙ

Жил на свете попугай.

Крылья шире расправляй.

(Руки в стороны, влево, вправо.)

Он любил летать всех выше,

Выше пальм, жирафов выше.

(Потянуться на носках, руки вверх.)

В гости к деткам прилетал,

Вместе с ними отдыхал,

(Делать приседания.)

Прыгал, кланялся, шалил,

(Наклоны головы или туловища вперед.)

С малышами говорил.


КОТЕНОК    

Мой котенок был так мал,

На ладошке он лежал,

А потом подрос немножко,

Стал похож на маму-кошку,

Но шалит малыш повсюду:

Сбросил со стола посуду...

А забрался на карниз —

И карниз свалился вниз.

Он обгрыз цветок в горшочке

Спрятал Машины носочки.

Убегает даже пес —

Поцарапан его нос.

Тут сказала тетя Зина:

«Посажу его в корзину,

А не то разбойник кот

Нам весь дом перевернет!»

ЩЕНОК

Папа мне купил щенка,

Как смешон малыш пока!

Очень мил щенок и весел,

Ушки длинные развесил,

Брюшко — шарик, мокрый нос,

Он игрушка, а не пес.

Назову его Трезор,

Будем с ним ходить в дозор.

Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандировано и четко.


ЛОШАДКИ

Эй, лошадки, все за мной

Поспешим на водопой.

Вот река широка и глубока,

Не достанешь до дна.

А водица вкусна.

Пейте! Хороша водица!

Постучим копытцем.

Эй, лошадки, все за мной

Поскакали домой.

Гоп-гоп-гоп-гоп-гоп!

Встать, руки вперед, сделать прыжки на место. Развести руки в стороны. Занять исходное положение, сделать наклоны вперед, стараясь коснуться пола. Выпрямиться, потопать сначала левой, а потом правой ногой. Встать, руки вперед, сделать прыжки на место.


  Индюк.

Ходит по двору индюк

Шаги на месте

Среди уток и подруг.

Вдруг увидел он грача

Остановиться, удивленно посмотреть вниз

Рассердился сгоряча.

Сгоряча затопал

Потопать ногами

Крыльями захлопал

Руками, словно крыльям, похлопать себя по бокам

Весь раздулся, словно шар

Руки на поясе

Или медный самовар

Сцепить округленные руки перед грудью

Затряс бородою

Помотать головой, приговаривая «бала – бала – бала», как  индюк

Понесся стрелою.

Бег на месте

  Дикие животные

Звериная зарядка.

Раз — присядка,

Два — прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)

Любят долго потянуться (потянуться)

Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)

А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)

И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)

Ну, а мишка косолапый (руки согнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)

Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)

То одну, то обе вместе (переступание а ноги на ногу)

Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)

А кому зарядки мало —

Начинает все сначала! (развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)

МЕДВЕДЬ

Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит. (Идти вразвалочку)

        

Находит в дуплах мёд и в рот к себе кладёт. («доставать» мёд рукой)

Облизывает лапу сластёна косолапый, (имитация движения)

А пчёлы налетают, медведя прогоняют. («отмахиваться» от пчёл)

А пчёлы жалят мишку: «Не ешь наш мёд, воришка». (слегка пощипать себя за нос и щёки)

Бредёт лесной дорогой медведь к себе в берлогу. (Идти вразвалочку)

Ложится, засыпает и пчёлок вспоминает. (руки под щеку, наклонить голову)

Белка      

(В самом начале кулачек сжат)

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки:

(Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с большого)

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому…

ЛЯГУШКА

Видим, скачут по опушке    

Две веселые лягушки.

Прыг-скок! Прыг-скок!

Прыгать с пятки на носок.

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

СТРЕКОЗА

Вот какая стрекоза,

Как горошины глаза.

Влево — вправо, назад — вперед.

Ну, совсем как вертолет.

Встать. Показать на уровне глаз большим и указательным пальцами глаза стрекозы. Повернуть голову вправо, влево. Руки на пояс, повороты туловищем вправо, влево. Исходное положение. Руки в стороны, голову опустить вниз, поднять вверх. Выполнить 3—4 раза.


Жук    

На лужайке по ромашкам

Жук летал в цветной рубашке. —

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу,

Тихо на ветру качаюсь,

Низко-низко наклоняюсь.

Бабочка      

Бабочка летала, над цветком порхала (медленный бег на носочках, руки делают взмахи вверх-вниз)

Села, посидела и нектар поела (присесть, покачать головой вниз - вверх)

Два своих больших крыла опустила, подняла (встать опустить и поднять выпрямленные руки)

Полетела дальше, чтобы мир был краше (медленный бег на носочках, руки делают взмахи вверх-вниз)

Кузнечик    

Я гуляю по дорожке (шаги на месте)

А кузнечик скачет рядом (подскоки на месте)

Наклонюсь, возьму в ладошки (наклониться «взять кузнечика»)

Здесь скакать ему не надо (погрозить пальчиком)

Пусть сидит он лучше в травке (шаги на месте, ладошки «держат кузнечика»)

Там с ним будет все в порядке (наклониться «отпустить кузнечика»)

ПЧЕЛКА

Солнце утром лишь проснется,

Пчелка кружит, пчелка вьется.

Собирает свежий мед

И домой к себе несет.

Встать, поднимать и опускать руки плавно, имитируя движения пчелы. Присесть 2—3 раза, повторить плавные движения руками. Выполнить упражнение 3—4 раза в медленном темпе.


Дом  

Я хочу построить дом,

(Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём,

(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была,

(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла.

(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял,

(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл,

(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвёл!    

(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")

ЗАМОК

Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали,

На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы

Покрутили,

Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.

Потянули

Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.

И открыли!

Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны. Стишок нужно читать не очень быстро, но четко и ритмично, чтобы движения малыша совпадали с ритмом. Особенно выделяйте финальное «открыли», малыши очень любят демонстрировать, как широко они открыли замочек.


СОЛНЫШКО

На зарядку солнышко

Вызывает нас.

Поднимаем руки мы

По команде: «Раз!»

А над нами весело шелестит листва.

Опускаем руки мы

По команде: «Два!»

Мы решили закаляться, раз – два – раз – два! (приседания, с вытягиванием рук перед собой)

И водою обливаться, раз – два – раз – два! (поднять руки вверх, имитация обливания)

А потом мы полотенцем, раз – два – раз – два!

Не забудем растереться, раз – два – раз – два! (имитация растирания полотенцем)

Одежда

(Поочерёдные хлопки ладошками и удары кулачками друг о друга.)

Алёнушка шустра,

Алёнушка быстра:

(Поочерёдное загибание пальчиков по одному, начиная с большого. На обеих руках.)

Сарафан дошила,

Носок довязала,

Постирала платок,

Погладила поясок,

Платье надела

(Развести ладошки в стороны.)

И песню запела.

(Хлопок ладонями, удар кулачками друг о друга – 2 раза.)

Везде поспела,

В охотку ей дело

(Чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга.)

Посуда

Раз, два, три, четыре, (Одна ладонь скользит по другой по кругу.)

Мы посуду перемыли:  

(Загибать пальчики по одному, начиная с большого.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку.

(Одна ладонь скользит по другой.)

Мы посуду перемыли,

(Разгибать пальчики по одному, начиная с большого.)

Только чашку мы разбили,  

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши.)

Так мы маме помогали.


Еда

Мы варили суп-суп (потираем ладошки друг об друга)

Из перловых круп-круп (потираем ладошки)

Получилась каша (потираем ладошки)

То-то горе наше (хватаемся за голову)

Замесили тесто (стучали кулачками по столу, если сидели за столом и по коленкам, если просто сидели)

А оно ни с места (удерживаем руки в покое)

Замесили на дрожах (снова стучим)

Не удержишь на вожжах!!! (расставляем руки в стороны, как-будто хотим удержать)

  Наш детский сад, наша группа

Яркий красный мячик, прыгает как зайчик (прыжки на месте)

Покатился по дорожке (бег на месте)

Подождал меня немножко (остановиться)

Наклонюсь, возьму его (наклониться)

И подброшу высоко (имитация движения)

Мы веселые милашки (руки на пояс раскачиваться в стороны)

Чудо – куклы, неваляшки (продолжать раскачиваться)

Мы танцуем и поем (приседание)

Очень весело живем (прыжки на месте)

Поднимает кукла руки,

Вверх-вниз, вверх-вниз! (поднимать и опускать руки вверх)

А потом она танцует,

Покружись, покружись! (повороты вокруг себя)

После танца всем ребятам

Поклонись, поклонись! (наклоны вперед)


Транспорт

Раз, два — стоит ракета (Руки вверх)

Три, четыре — самолет (Руки в стороны),

Раз, два — хлопок в ладоши,

А потом на каждый счет.

Раз, два, три, четыре -

И на месте походили.

Тик-так, тик-так,

Целый день вот так. (Руки на пояс, наклоны в сторону)

Кораблик

По реке плывёт кораблик,

(Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты - показываем "кораблик")

Он плывёт издалека,

(Приставляем горизонтально левую руку к глазам - "смотрим вдаль")

На кораблике четыре очень храбрых моряка.

(Показать 4 пальца)

У них ушки на макушке,

(Приставляем обе ладошки к своим ушам)

У них длинные хвосты,

(Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)

И страшны им только кошки, только кошки да коты!

(Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем - получаются "коготки")

В конце этой игры можно спросить у ребёнка:

-Что за моряки были на кораблике?

Ответ: мышки

Чтоб поехать на машине накачать нам надо шины (имитация движения со звуком ш-ш-ш)

В бензобак нальем бензин (имитация движения)

И поедем в магазин («поездить» по комнате)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека физкульминуток

Картотек физкультминуток для всех возрастов детей...

Методическая разработка: "Картотека физкульминуток и пальчиковой гимнастики экологического содержания"

В картотеке представлены упражнения для развития мелкой моторики рук, речевого интонационно-ритмического слуха, способствующие развитию ребенка....

Картотека физкульминуток

Картотека физкульминуток для детей второй младшей группе...

картотека физкульминуток

картотека физкульминуток...

Картотека физкульминуток.

Картотека физкульминуток....

Картотека физкульминуток

Физкультминутка не является обязательным моментом как утренняя гимнастика, но опыт показал, что введение её в режим дня детей возрастных групп даёт положительные результаты. Физкультминутка это - крат...

Картотека физкульминуток для средней группы

Для отдыха и снятия напряжения уместны и необходимы небольшие физкультминутки. Лучше, если физ. минутки не будут повторяться. Вот, некоторые из них:...


 

Комментарии