«Система подготовки и проведения конкурса чтецов в ДОУ
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Воспитание положительного эмоционального отношения к литературным поэтическим произведениям;  формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством художественно - поэтического слова. Воспитание положительного эмоционального отношения к литературным поэтическим произведениям;  формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством художественно - поэтического слова. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка : «Система подготовки и проведения конкурса чтецов в ДОУ».

Цель: Воспитание положительного эмоционального отношения к литературным поэтическим произведениям;  формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством художественно - поэтического слова.

Задачи:        

  • Создание условий для познавательно-речевого и художественно-эстетического развития детей;
  • формирование у дошкольников навыков выразительного чтения, артистических умений;
  • выявление лучших чтецов среди детей, предоставление им возможности для самовыражения  
  • Развивать чувство ритма и рифмы


В процессе воспитания, обучения и развития детей поэзия занимает важное место. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. Стихи влияют на ребёнка силой ритма, обаянием мелодики; детей привлекает мир звуков. Поэтому в дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтические произведения, воспитывать художественный вкус.

Педагог, используя  поэтическое слово при каждом удобном случае: на занятиях, на прогулках, во время наблюдений, экскурсий, при рассматривании картин и во время выполнения режимных моментов ребёнок приобщается к миру прекрасного – поэтическому слову. Заучивание же стихов является одним из средств умственного, нравственного и эстетического развития. Каждое произведение, усвоенное памятью ребёнка, обогащает его словарный запас, формирует его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи, расширяет объём памяти.

Но немало важно не только заучить с детьми стихотворения, но и дать возможность показать свои умения в декламировании поэтических произведений. Наверное, каждому воспитателю приходилось быть в такой ситуации, когда после утренника надо было объяснять раздосадованным родителям, почему именно их малыш не смог прочитать стихотворение на празднике. В нашем детском саду стали уже традиционными литературные праздники и конкурсы чтецов. Они позволяют каждому ребёнку в группе продемонстрировать свои умения в декламировании поэтических произведений, но  

 всё чаще  сталкиваемся с проблемой монотонности и невыразительности речи у детей.

 Особенно заметно это в выступлениях детей на праздниках, участиях конкурсах чтецов, в исполнении ролей играх драматизациях. Поэтому необходимо выделить основные принципы организации такого вида досуговой деятельности и требования, которыми следует руководствоваться при подготовке к такому празднику (конкурсу).

Это чёткое произношение текста, выразительность речи, эмоциональность. Выразительность речи дошкольника вырабатываются с помощью таких компонентов, как мелодика, темп, ритм, тембр, логическое ударение. Для этого необходима поэтапная работа, сопровождающая тематикой, подбором литературы, игр-упражнений, игр-этюдов, стихов.

К отбору репертуара конкурсных стихов нужно подходить вдумчиво и серьёзно. Это могут быть произведения одного автора или стихотворения, объединённые одной темой, стараясь подбирать малоизвестные, интересные, небольшие по объёму и понятные детям тексты. Необходимо помнить, что дети должны не только выучить стихи, но и услышать их. (первый этап)

              Следующий этап (в группе) – подбор стихотворений по тематике «Конкурса чтецов в ДОУ», заучивание стихотворений, используя приём сопоставления выразительного и невыразительного чтения, давая понять  ребёнку, как правильно и красиво с использованием интонации,  должен звучать текст.

На третьем этапе необходимо провести в группе миниконкурс чтецов, заранее составить сценарий конкурса. (для детей младшего возраста; для родителей). В сценариях всегда присутствует множество игровых моментов побуждающих детей к образному движению, звукоподражанию, подбору рифмы, словотворчеству и тому подобное.
Взрослые принимают активное участие в организации и проведении литературных праздников. Воспитатели и родители выступают в качестве членов жюри, готовят атрибуты и подарки, исполняют роль сказочных персонажей.

При проведении такого рода мероприятия не остаётся в стороне не один ребёнок, каждому предоставляется возможность продемонстрировать свои умения. В группах старшего возраста каждый участник конкурса чтецов получает свою награду в какой либо номинации ( «Создание яркого образа», «За обаяние» и другие). С детьми младшего и среднего дошкольного возраста организуются поэтические праздники.

          Оценивая детей по критериям: чистая, чёткая речь; эмоциональность; оригинальность; творчество. (дети награждаются призами)

Лучшие чтецы из каждой группы - победители предыдущего этапа принимают в  заключительном четвёртом этапе, который состоится в театральном зале. (Это целостная система работы по эстетическому и нравственному развитию дошкольников, где предусматриваются цели и задачи коммуникативных навыков и умений речевого развития).

                                                                                           Составила воспитатель первой

                                                                                            Квалификационной категории

                                                                                             Балдина С.В.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДНИЕ № 99

«ДЕТСКИЙ САД  КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ТОП-ТОП»

663300, Красноярский край, г. Норильск, ул. Хантайская, д.25, тел. (3919) 43-34-60

Система работы

по проведению «Конкурса чтецов».

                                                                                          Подготовила воспитатель первой

                                                                                           квалификационной категории

                                                                                           Балдина С.В.

                                                               

.

                                         

Норильск 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о проведении конкурса чтецов среди воспитанников старшего дошкольного возраста ДОУ "Три сигнала светофора"

положение о проведении конкурса чтецов среди воспитанников старшего дошкольного возраста ДОУ "Три сигнала светофора"...

конспект проведения конкурса чтецов

предлагаемый материал содержит разработку сценария конкурса чтецов к Дню матери, положение о конкурсе...

Сценарий проведения конкурса чтецов в ДОУ

Как превратить конкурс чтецов в небольшое представление интересное для конкурсантов и зрителей ??? - ответ в сценарии проведения на базе нашего ОУ....

Грамота за подготовку призеров в конкурсе чтецов "Осень золотая"

Грамота за подготовку призеров в конкурсе чтецов "Осень золотая"...

Семинар-практикум «Методические рекомендации для воспитателей по подготовке воспитанников к конкурсу чтецов»

Беседа о том, что такое конкурс чтецов, важна и нужна ли такая форма работы в ДОУ, помогают ли конкурсы чтецов в развитии речи и вообще в развитии дошкольника....