Семинар-практикум «Методические рекомендации для воспитателей по подготовке воспитанников к конкурсу чтецов»
материал по коррекционной педагогике
Беседа о том, что такое конкурс чтецов, важна и нужна ли такая форма работы в ДОУ, помогают ли конкурсы чтецов в развитии речи и вообще в развитии дошкольника.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ручеёк»
Семинар-практикум
«Методические рекомендации для воспитателей
по подготовке воспитанников к конкурсу чтецов»
Подготовил:
Учитель-логопед
Бурьянова М.В.
г. Новый Уренгой, 2023г.
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о том, что такое конкурс чтецов, важна и нужна ли такая форма работы в ДОУ, помогают ли конкурсы чтецов в развитии речи и вообще в развитии дошкольника.
Начнём с того, что дошкольный возраст – это благодатный период для развития ребёнка, в том числе для включения в читательскую деятельность. В дошкольном возрасте у ребенка формируется любознательность, приобретаются первоначальные знания об окружающем мире, вырабатываются умения, навыки и привычки. Именно в дошкольном возрасте формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности, формируется желание работать с книгой, развивается интерес к этому процессу, воспитывается читательская культура и грамотность.
Одной из важных задач в работе с детьми в детском саду, является ознакомление дошкольников с художественной литературой, разнообразием жанров. Одним из таких жанров является поэзия. Поэтические произведения помогают сформировать и расширить образные представления об окружающем мире, обогащают словарный запас детей, развивают нравственные понятия, воспитывают любовь к художественному слову. Правильно подобранные и выразительно прочитанные поэтические произведения вызывают у детей интерес и эмоциональный отклик. Во время слушания и декламации стихов дети соприкасаются с мелодичностью, созвучностью речи, тренируются в четкой дикции, овладевают средствами выразительности речи (темп, тембр, тон, интонация, сила голоса).
Заучивание стихов является одним из средств развития читательской грамотности, умственного, нравственного и эстетического развития. Каждое произведение, выученное ребёнком обогащает его словарный запас, формирует речь, а выразительное исполнение развивает технику речи, расширяет объем памяти. Заучивание и декламация стихотворений способствует автоматизации навыков звукопроизношения, развитию интонационной стороны речи, формирует навыки темпо-ритмического оформления высказывания.
Поэтому одной из эффективных форм работы по развитию речи и ознакомлению дошкольников с поэзией является проведение конкурса чтецов.
Конкурсы чтецов позволяют воспитанникам показать свои умения в декламировании произведений, способствуют формированию коммуникативной компетентности дошкольников, развивают творческий потенциал, способствуют художественно-эстетическому развитию. При систематическом их проведении и качественной подготовке с учётом возраста, интересов и возможностей воспитанников, конкурсы способны стать той значимой ситуацией общения, которая объединяет всех участников образовательного процесса. Кроме того выступление перед зрителями развивает и такие невербальные средства построения коммуникации как мимика, жестикуляция, визуальный контакт.
А сейчас хотелось бы немного остановиться на критериях оценки. Уровень исполнения произведения в нашем учреждении как правило оценивается по следующим критериям:
-Соответствие содержания заданной теме
-Выразительность и четкость речи
-Эмоциональность выступления
-Творческий подход к исполнению
-Артистичность
-Оригинальность
-Сценическая культура выступления
-Создание художественного образа
Некоторые критерии ясны и понятны, но есть такие которые вызывают затруднения. Предлагаю рассмотреть их более подробно.
Выразительность. Что такое выразительность на ваш взгляд? (ответы педагогов). Выразительным называется такое чтение, которое ясно, отчетливо передает мысли и чувства, выраженные в произведении. Выразительное чтение требует дословного знания текста, потому что пропуск или изменение порядка слов нарушает художественную форму. Если вначале работать над запоминанием текста, а потом над выразительностью, ребенка придется переучивать, так как он приобретет привычку читать невыразительно. С другой стороны, текст держит ребенка в плену. Поэтому на первый план выходит задача запоминания стихотворения, затем – его выразительного чтения. Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума.
Творческий подход к исполнению. Что же это такое? (предположения педагогов). Т.е. это способность продекламировать произведение оригинально, нестандартно, по-своему. Этот критерий тесно переплетается с критерием оригинальность под которым понимается своеобразие, неповторимость, самостоятельность, непохожесть, индивидуальность, необычность. Конечно эти критерии будут максимально прослеживаться у творческих личностей, а как мы знаем дошкольный возраст - наилучший период для воспитания творческой личности.
В детском саду ребёнок может творчески развиваться на основе различных видов деятельности, прежде всего игровой, а также продуктивной, коммуникативной и других. Разнообразные обучающие и стимулирующие игры призваны раскрывать творческий потенциал малыша.
Условия для успешного развития талантов
Следует помнить о том, что таланты ребёнка будут развиваться, если соблюдать такие условия:
- раннее начало творческого воспитания
- свободный выбор деятельности
- разнообразие видов деятельности
- благоприятная развивающая среда
- поддержание постоянного интереса ребёнка к творческой деятельности
- поощрение воображения
- уважительная оценка творческих усилий
Следующий критерий - сценическая культура выступления. Что на ваш взгляд включает в себя это понятие? (ответы педагогов).
Это понятие включает в себя не только эстетичность внешнего вида, уместность костюма выступающего, но и уважение к зрителю, к авторам исполняемых произведений. Необходимо учиться таким умениям как:
· собранный выход на сцену и уход;
· ясное, точное объявление названия и автора произведения;
· взаимодействие со зрителем (посыл звука, взгляд) сценический поклон.
Несколько слов о реквизите. По законам сцены всякая вещь, используемая в постановке, несёт смысловую нагрузку.
Типичные ошибки:
- Невнятное представление.
- Физический и психологический зажим: поиск глазами «одобрения» педагога, неуместная улыбка, чтение «в сторону, в пол, в потолок», для жюри.
- Не эстетичность внешнего вида, несоответствие костюма теме.
- Перегруженность костюма аксессуарами и реквизитом, который служит лишь украшением (например, барабан который не барабанит, портрет и т. п.)
Еще один критерий на котором хотелось бы остановиться – это создание художественного образа. Что по вашему мнению это такое? (ответы педагогов). Это создание целостности, общего впечатления от выступления. Художественный образ получится целостным если ребёнок ощутит чувства, эмоции героев, проникнется произведением, т.е. погрузится в него. Именно поэтому важно выбирать произведение интересное для ребёнка. При создании художественного образа продумываются жесты, мимика. Отрабатывать их нужно, но важно чтобы чувства были естественными, непосредственными. Продумайте, как выразить мимикой и жестами удивление, гнев, радость и прочие чувства. Хорошо будет обратить внимание на слова-помощники: глаголы (удивилась, прошептал, закричал, улыбнулась), слова, передающие признаки действия, – наречия (громко, тихо, быстро, торопливо, медленно, недовольно, стремглав) и все те слова, которые помогают подобрать правильный темп.
Так как же правильно подготовить ребёнка к конкурсу чтецов. Попытаемся описать процесс подготовки к конкурсу технологично.
1 этап – выбор произведения.
1. Совместно с учителем-логопедом подбирается индивидуально каждому воспитаннику материал для заучивания. При этом учитывая его речевые и психологические особенности.
2. Произведение должно соответствовать возрасту исполнителя. Это проявляется в том, что читающий ясно представляет время и место описанных событий, понимает смысл всех слов, понятий, чувства героев, способен сформировать своё мнение о материале.
Примерные вопросы для предварительной беседы:
· В какое время написано стихотворение?
· Какие события послужили поводом к его написанию?
· Что известно тебе о них?
· Каково авторское отношение?
· Почему он написал это произведение?
· Все ли слова, понятия, образы понятны?
3. Лучше предлагать детям стихи, где есть сюжет.
Рассказывать историю ребёнку гораздо доступнее, чем переживать чужие чувства. Кроме того, сама предложенная «история» диктует возможность для изложения её в развитии (завязка - развитие действия – кульминация - развязка), динамично.
Типичные ошибки: Педагог в надежде на детское обаяние даёт сложный литературный материал. Лирика (стихи) – такой род литературы, в основе которого - переживания героя. Эмоциональная сфера детей развита недостаточно. Отсюда пафос или псевдопереживания чтеца, часто чтение «голосом взрослого», неуместная жестикуляция.
2 этап – логический анализ текста.
1. Уточнив о чём произведение (тема, идея), совместно с ребёнком определите и подчеркните самое главное слово в каждой фразе текста (расставьте логическое ударение). Это основа содержания. Проверьте себя: если читать только эти слова, убрав все остальные из текста, то смысл его не исказится. Логическое чтение – это осмысленное чтение. Элементарной беседы о том, «какие слова надо выделить» в том или ином предложении, чтобы правильно передать его смысл, вполне достаточно.
Логическое ударение выделяем несколькими способами, которые можно комбинировать:
· главное слово читается громче всех остальных;
· перед главным словом или после него делается небольшая пауза;
· главное слово читается медленнее (врастяжку);
· главное слово эмоционально окрашено и т.д.;
Типичные ошибки: Неумение найти смысловой центр фразы. Акцентирование каждого слова фразы. Формальное использование приёмов выделения главного слова (обычная констатация), без соответствия их цели высказывания, характеру авторского отношения, эмоциональному содержанию.
2. Обсудите последовательность событий в произведении: с чего всё начинается, как развивается, чем завершается. Читая текст, мысленно рисуйте картины, обстоятельства, героев. Каждый новый поворот сюжета начинайте с «поднятия голоса». Это поможет избежать монотонности. Важно сразу же учить, что всё стихотворение - это одна длинная мысль, что точка (интонационная) ставиться только в конце.
Типичные ошибки: Неточно определён событийный ряд, и потому чтец не распределил силы на протяжении большого текста. Нет перспективы: каждая часть интонационно закончена, т. е. голос понижается как при точке и, таким образом, разрушает целостность. Часто при прослушивании становится понятно, что стихи заучивались построчно, а не полной фразой, мыслью.
3 этап - работа над выразительностью.
Выразительность – это такое качество речи, которое подразумевает соответствие формы речи её содержанию. Можно говорить правильно (соответственно литературным нормам), но монотонно, сухо. Можно говорить логично, но вяло, безжизненно. Обращаться к разуму, но не затрагивать чувства и воображение зрителей. В идеале выразительная речь - это речь правильная, точная, ясная, логическая, уместная, эмоциональная, образная, воздействующая. Она выражает личное отношение говорящего к предмету речи и представляет словесное действие, которое диктуется целью (удивляем, объясняем, ободряем, упрекаем, приказываем, просим, узнаём и др.)
Чем точнее был смысловой анализ стихотворения, авторского отношения к описанному, чем ярче очерчена перспектива действия, тем легче ребёнку выразить и своё отношение. Взволновали ли его события и герои или вызвали какие-то другие чувства? Пусть он расскажет «историю» зрителям так, чтобы и они почувствовали то же самое. Нужная интонация появляется тогда, когда эмоции возникают естественно.
Типичные ошибки: Раскрашивание слов: например, слово «печаль» говорим печально, слово «злость» произносим зло и т. п. Нет развития в подаче материала (одной краской, одной интонацией). Нет точного отношения чтеца к читаемому произведению. Чтец занят не рассказыванием, он не добивается от слушателей взаимопонимания, а любуется тем, какое длинное и «взрослое» стихотворение знает.
Практикум. Педагоги делятся на мини группы и каждой группе предлагается прочитать стихотворение с учётом предложенных критериев. Одна группа прочитывает стихотворение, другие слушают и экспертируют по конкурсным критериям.
В заключении хочется пожелать, чтобы в группах была создана «атмосфера поэзии», чтобы поэтическое слово звучало на прогулке, в повседневном общении, на природе. Важно читать детям стихи, заучивать их не от случая к случаю, не только к праздникам, а систематически в течение года, развивать потребность слушать и запоминать. Конкурсы чтецов предполагают вступление взрослого в определенный творческий контакт, что очень важно для налаживания коммуникативных отношений. Конкурсы занимают важное место при воспитании у детей нравственности и положительных эмоций, направленных на создание у детей стойкого читательского интереса. Нам очень бы хотелось, чтобы после каждого проведенного такого мероприятия, ребёнку ещё и ещё раз хотелось обратиться к книге, прочесть сказку или стихотворение, выучить понравившееся произведение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Система подготовки и проведения конкурса чтецов в ДОУ
Воспитание положительного эмоционального отношения к литературным поэтическим произведениям; формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством художественно - поэ...
«Эмоциональное благополучие и здоровье дошкольников»/ Семинар – практикум. Методическая работа с воспитателями.
Оказание помощи в развитии социальной компетентности дошкольников, проявление творческой активности, умение устанавливать дружеские взаимоотношения....
Грамота за подготовку призеров в конкурсе чтецов "Осень золотая"
Грамота за подготовку призеров в конкурсе чтецов "Осень золотая"...
Рекомендации инструкторам и воспитателям для подготовки воспитанников к сдаче норм ГТО
Рекомендуются следующие виды деятельности в течение учебного года для подготовки к сдаче норм комплекса ГТО - 1 ступень (6-8 лет)...
Выступление на семинаре - практикуме "Методические рекомендации по руководству сюжетно-ролевыми играми дошкольников" по теме "Детство - это игра, игра - это детство"
Руководство сюжетно-ролевыми играми требует от педагога большого мастерства и педагогического такта. Самое сложное и важное - обдумать задачи и приёмы воспитания детей в игре....
Сообщение на семинаре-практикуме «Методические рекомендации по руководству сюжетно – ролевыми играми дошкольников» «Лучики добра»
Авторские игры по ознакомлению дошкольников с понятием «благотворительность» на основе модели «Лучики добра» могут быть использованы в работе с детьми старшего дошкольного возр...
Приказ: от 27.01.2022 № 11 О подготовке и проведения конкурса чтецов "Мой папа-лучше всех"
На основании годового плана ....