"Комплекс психогимнастических упражнений для детей 5-6 лет"
методическая разработка (старшая группа)
В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды психотренингов, однако довольно редко – психогимнастика как метод практической психопрофилактики и психокоррекции. Хотя именно она наиболее доступна в применении для воспитателей и психологов, так как в ее основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника.
В книге М.И. Чистяковой «Психогимнастика» дано такое определение психогимнастики: это курс специальных занятий(этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка(как его познавательной, так и эмоционально-личностнойсферы).
Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.
Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihogimnastika_dlya_detey_5-6_let.docx | 18.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс
психогимнастических
упражнений для детей 5-6 лет
Материал подготовил:
Педагог-психолог
Воробьева О.А.
Что там происходит? (5 – 6 лет)
Мальчики стояли в тесном кружке, и что-то делали, наклонив головы вниз. В нескольких шагах от них остановилась девочка. «Что там происходит?» - подумала она, но ближе подойти не решалась.
Выразительные движения: Голова поворачивается в сторону происходящего действия, пристальный взгляд.
Поза: Выдвинуть одну ногу вперёд, перенести на неё вес тела, одна рука на бедре, другая опущена вдоль тела.
Страх (5 – 6 лет).
Мальчик боится одиночества. Он неподвижно сидит на стуле и со страхом смотрит на дверь…. Вдруг в другой комнате кто-то притаился, что тогда?
Выразительные движения: Голова откинута назад и втянута в плечи.
Мимика: брови идут вверх, глаза расширены, рот раскрыт как бы для восклицания.
Карлсон(5 – 6 лет).
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
Мой дом у вас на крыше!
Я каждому знаком!
И мой пропеллер слышен!
Над вашим чердаком!
Затем один ребёнок показывает, какое лицо у Карлсона, а другой – какое довольное лицо у мальчика, к которому прилетел Карлсон.
Выразительные движения: Надуть щёки. Улыбнуться.
Негаданная радость(5 – 6 лет).
В комнату вошла мама, с улыбкой посмотрела на своих мальчиков и сказала:
- Заканчивайте, ребята, свою игру. Через час мы идём в цирк!
Мама подняла руку и показала билеты. Мальчики сначала замерли, а потом пустились плясать вокруг мамы.
Выразительные движения: 1.Закусить нижнюю губу, поднять брови, улыбаться. 2. Смех, потирают руки одну о другую, причём одна рука может быть сжата в кулак. Можно хлопать в ладоши, прыгать, пританцовывать.
Психомышечная тренировка
«Пылесос и пылинки»
Пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее и медленнее, оседают на пол. Когда ребенок-пылинка садится на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вперед-вниз, руки опускаются, голова наклоняется, он весь как бы обмякает. Пылесос собирает пылинки: кого он коснется, тот встает и уходит.
Я так устал(5 – 6 лет).
Маленький гном несёт на плече большую еловую шишку. Вот он остановился, положил шишку у своих ног и говорит: «Я так устал. Я очень устал».
Выразительные движения: Стоять, руки висят вдоль тела, плечи опущены.
Грязь(5 – 6 лет).
Мальчик обул новые ботинки и пошёл в гости к своему другу. Ему надо было перейти дорогу, где шли ремонтные работы и было всё раскопано. На дороге было грязно. Мальчик шёл осторожно, стараясь не напачкать ботинки.
Выразительные движения: походка должна производить впечатление, что ребёнок идёт по грязи, ступая на кончики пальцев как бы нехотя и делая вид, что он выбирает боле чистое место.
Чуня - задавака(5 – 6 лет).
Поросёнок Чуня хвастается перед белочкой и ёжиком, что не боится волка:
Я стукну Волка в нос,
Ему по уху дам.
Я срежу Волку хвост!
Пусть волк боится сам.
Выразительные движения: голова повёрнута и откинута назад, брови приподняты, плечи развёрнуты, ноги слегка расставлены, правая рука лежит на бедре, левая рука делает размашистые угрожающие движения.
Чуня просит прощения(5 – 6 лет).
От хвастунишки поросёнка Чуни ушли его друзья – ежик и белочка, а волк тут как тут. Чуня зовёт друзей:
Где вы верные друзья? Чуни помогите!
За бахвальство и за смех вы меня простите.
Выразительные движения: Первая – вторая строчки: поворачивать голову в разные стороны, брови приподняты, руки протянуты вперёд. Третья – четвёртая строчки: опущенная голова, брови приподняты, губы вытянуты и слегка надуты, руки висят вдоль тела.
Солёный чай(5 – 6 лет).
Бабушка потеряла очки, поэтому она не заметила, что насыпала в сахарницу вместо сахарного песку мелкую соль.
Внук захотел пить. Он налил себе в чашку горячего чая и, не глядя, положил себе в чашку сахарного песку, помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту!
Выразительные движения: голова наклонена назад, брови нахмурены, глаза сощурены, верхняя губа подтягивается к носу, нос сморщен…
Момент отчаяния(5 – 6 лет).
Ребёнок приехал с родителями в чужой город. На вокзале он отстал от них. Мальчик вышел на привокзальную площадь. Он в смятении, не знает, куда идти.
Выразительные движения: голова наклонена вперёд и втянута в плечи, плечи приподняты, брови идут вверх и сдвигаются, губы раскрыты так, что виден верхний ряд зубов, одна рука с силой сжимает другую.
Робкий ребёнок(5 – 6 лет).
Ребёнок первый день в детском саду. Он робеет. Ему кажется, что воспитательница им не довольна, а дети вот-вот его обидят.
Выразительные движения: сидеть на кончике стула очень прямо, колени сдвинуты, пятки и носки сомкнуть, локти прижать к телу, ладони лежат на коленях, голову опустить.
Разное настроение(5 – 6 лет).
Дети по очереди мимикой показывают эмоциональное состояние мальчика Марка:
Капризуля мальчик Марк. Не унять его никак.
Улыбнётся он на миг, засияет солнца лик.(Н, Померанцева)
Выразительные движения: 1-4 такты – капризное настроение: брови опущены и сдвинуты, губы полуоткрыты, уголки губ опущены вниз, голова слегка наклонена вниз, плечи опущены. Капризная гримаса на лице дополняется легкими движениями поочерёдно обеими плечами вперёд и назад. 5-8 такты – хорошее настроение: брови приподняты, губы тронуты улыбкой, голова слегка откинута назад, плечи развёрнуты.
Остров плакс (для детей 5 – 6 лет).
Путешественник попал на Волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но все дети плаксы отталкивают его и продолжают реветь.
Во время этюда заучит музыка Д. Кабалевского «Плакса».
Мимика: брови приподняты и сдвинуты, рот полуоткрыт.
Добрый мальчик (для детей 5 – 6 лет).
Зима. Маленькая девочка играя со снегом потеряла свою варежку. У неё замёрзли пальчики. Это увидел мальчик. Он подошёл к девочке и надел на её руку свою рукавичку.
Внимательный мальчик (для детей 5 – 6 лет).
По улице шла женщина с покупками. У неё упал свёрток. Мальчик, увидев это, подбежал, поднял свёрток и подал женщине. Женщина поблагодарила мальчика.
Любящий сын (для детей 5 – 6 лет).
Мальчик потихоньку входит в комнату с подарком, спрятанным за спиной. Он идёт на носочках и улыбается. Мама не знает, что мальчик в комнате и сейчас сделает ей подарок.
«Мы хорошие!» (для детей 5-6 лет).
Цель: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе.
Ход: встанем в круг, возьмёмся за руки и скажем: «Мы хорошие!» - сначала шёпотом, потом обычным голосом и покричим.
«Моя любимая игрушка» (для детей 5-6 лет).
Цель: развивать умение слушать друг друга; описывать любимую игрушку, отмечая её настроение, поведение, образ жизни.
Ход: дети выбирают, какую игрушку будут описывать, не называя её, и рассказывая о ней. Остальные отгадывают.
«Волшебники» (для детей 5-6 лет).
Цель: продолжать воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, умение проявлять внимание и заботу.
Ход: детям предлагают вообразить, что они волшебники и могут исполнять свои желания и желания других.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс артикуляционных упражнений для детей младшего дошкольного возраста (с 2-х лет)
На занятиях с малышами 2-х летнего возраста в игровой форме воспитатель знакомит детей со своими органами артикуляции, учатся выполнять простейшие арт упражнения, дети учатся копировать эт...
КОМПЛЕКС ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Упражнения для дыхания полезны не только для профилактики простудных заболеваний, бронхитов и синуситов, они обучают ребенка правильному дыханию.Предлагаемый нами несложный комплекс упражнений для пра...
Комплексы дыхательных упражнений для детей дошкольного возраста
Систематическое внедрение представленных комплексов дыхательных упражнений позволит укрепить дыхательную мускулатуру и повысить сопротивляемость воспитанников к простудным заболеваниям. Комплексы пред...
Комплекс дыхательных упражнений для детей 2-4 лет
Дыхательные упражнения целесообразно включать в комплексы корригирующей гимнастики....
Комплекс психогимнастических упражнений для детей дошкольного возраста
Материал содержит упражнения для детей дошкольного возраста...
"Комплекс психогимнастических упражнений для детей 3-4 лет"
В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды психотренингов, однако довольно редко – психогимнастика как метод практической психопрофилактики и ...
Взаимодействие педагога-психолога с педагогами ДОУ. Комплекс психогимнастических упражнений
Очень важно взаимодействовать педагогу-психологу с воспитателями. Игры и упражнения способствуют развитию физическому выражению своих положительных чувств, тем самым способствуя развитию группов...