"Комплекс психогимнастических упражнений для детей 5-6 лет"
методическая разработка (старшая группа)
В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды психотренингов, однако довольно редко – психогимнастика как метод практической психопрофилактики и психокоррекции. Хотя именно она наиболее доступна в применении для воспитателей и психологов, так как в ее основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника.
В книге М.И. Чистяковой «Психогимнастика» дано такое определение психогимнастики: это курс специальных занятий(этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка(как его познавательной, так и эмоционально-личностнойсферы).
Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.
Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс
психогимнастических
упражнений для детей 5-6 лет
Материал подготовил:
Педагог-психолог
Воробьева О.А.
Что там происходит? (5 – 6 лет)
Мальчики стояли в тесном кружке, и что-то делали, наклонив головы вниз. В нескольких шагах от них остановилась девочка. «Что там происходит?» - подумала она, но ближе подойти не решалась.
Выразительные движения: Голова поворачивается в сторону происходящего действия, пристальный взгляд.
Поза: Выдвинуть одну ногу вперёд, перенести на неё вес тела, одна рука на бедре, другая опущена вдоль тела.
Страх (5 – 6 лет).
Мальчик боится одиночества. Он неподвижно сидит на стуле и со страхом смотрит на дверь…. Вдруг в другой комнате кто-то притаился, что тогда?
Выразительные движения: Голова откинута назад и втянута в плечи.
Мимика: брови идут вверх, глаза расширены, рот раскрыт как бы для восклицания.
Карлсон(5 – 6 лет).
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
Мой дом у вас на крыше!
Я каждому знаком!
И мой пропеллер слышен!
Над вашим чердаком!
Затем один ребёнок показывает, какое лицо у Карлсона, а другой – какое довольное лицо у мальчика, к которому прилетел Карлсон.
Выразительные движения: Надуть щёки. Улыбнуться.
Негаданная радость(5 – 6 лет).
В комнату вошла мама, с улыбкой посмотрела на своих мальчиков и сказала:
- Заканчивайте, ребята, свою игру. Через час мы идём в цирк!
Мама подняла руку и показала билеты. Мальчики сначала замерли, а потом пустились плясать вокруг мамы.
Выразительные движения: 1.Закусить нижнюю губу, поднять брови, улыбаться. 2. Смех, потирают руки одну о другую, причём одна рука может быть сжата в кулак. Можно хлопать в ладоши, прыгать, пританцовывать.
Психомышечная тренировка
«Пылесос и пылинки»
Пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее и медленнее, оседают на пол. Когда ребенок-пылинка садится на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вперед-вниз, руки опускаются, голова наклоняется, он весь как бы обмякает. Пылесос собирает пылинки: кого он коснется, тот встает и уходит.
Я так устал(5 – 6 лет).
Маленький гном несёт на плече большую еловую шишку. Вот он остановился, положил шишку у своих ног и говорит: «Я так устал. Я очень устал».
Выразительные движения: Стоять, руки висят вдоль тела, плечи опущены.
Грязь(5 – 6 лет).
Мальчик обул новые ботинки и пошёл в гости к своему другу. Ему надо было перейти дорогу, где шли ремонтные работы и было всё раскопано. На дороге было грязно. Мальчик шёл осторожно, стараясь не напачкать ботинки.
Выразительные движения: походка должна производить впечатление, что ребёнок идёт по грязи, ступая на кончики пальцев как бы нехотя и делая вид, что он выбирает боле чистое место.
Чуня - задавака(5 – 6 лет).
Поросёнок Чуня хвастается перед белочкой и ёжиком, что не боится волка:
Я стукну Волка в нос,
Ему по уху дам.
Я срежу Волку хвост!
Пусть волк боится сам.
Выразительные движения: голова повёрнута и откинута назад, брови приподняты, плечи развёрнуты, ноги слегка расставлены, правая рука лежит на бедре, левая рука делает размашистые угрожающие движения.
Чуня просит прощения(5 – 6 лет).
От хвастунишки поросёнка Чуни ушли его друзья – ежик и белочка, а волк тут как тут. Чуня зовёт друзей:
Где вы верные друзья? Чуни помогите!
За бахвальство и за смех вы меня простите.
Выразительные движения: Первая – вторая строчки: поворачивать голову в разные стороны, брови приподняты, руки протянуты вперёд. Третья – четвёртая строчки: опущенная голова, брови приподняты, губы вытянуты и слегка надуты, руки висят вдоль тела.
Солёный чай(5 – 6 лет).
Бабушка потеряла очки, поэтому она не заметила, что насыпала в сахарницу вместо сахарного песку мелкую соль.
Внук захотел пить. Он налил себе в чашку горячего чая и, не глядя, положил себе в чашку сахарного песку, помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту!
Выразительные движения: голова наклонена назад, брови нахмурены, глаза сощурены, верхняя губа подтягивается к носу, нос сморщен…
Момент отчаяния(5 – 6 лет).
Ребёнок приехал с родителями в чужой город. На вокзале он отстал от них. Мальчик вышел на привокзальную площадь. Он в смятении, не знает, куда идти.
Выразительные движения: голова наклонена вперёд и втянута в плечи, плечи приподняты, брови идут вверх и сдвигаются, губы раскрыты так, что виден верхний ряд зубов, одна рука с силой сжимает другую.
Робкий ребёнок(5 – 6 лет).
Ребёнок первый день в детском саду. Он робеет. Ему кажется, что воспитательница им не довольна, а дети вот-вот его обидят.
Выразительные движения: сидеть на кончике стула очень прямо, колени сдвинуты, пятки и носки сомкнуть, локти прижать к телу, ладони лежат на коленях, голову опустить.
Разное настроение(5 – 6 лет).
Дети по очереди мимикой показывают эмоциональное состояние мальчика Марка:
Капризуля мальчик Марк. Не унять его никак.
Улыбнётся он на миг, засияет солнца лик.(Н, Померанцева)
Выразительные движения: 1-4 такты – капризное настроение: брови опущены и сдвинуты, губы полуоткрыты, уголки губ опущены вниз, голова слегка наклонена вниз, плечи опущены. Капризная гримаса на лице дополняется легкими движениями поочерёдно обеими плечами вперёд и назад. 5-8 такты – хорошее настроение: брови приподняты, губы тронуты улыбкой, голова слегка откинута назад, плечи развёрнуты.
Остров плакс (для детей 5 – 6 лет).
Путешественник попал на Волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но все дети плаксы отталкивают его и продолжают реветь.
Во время этюда заучит музыка Д. Кабалевского «Плакса».
Мимика: брови приподняты и сдвинуты, рот полуоткрыт.
Добрый мальчик (для детей 5 – 6 лет).
Зима. Маленькая девочка играя со снегом потеряла свою варежку. У неё замёрзли пальчики. Это увидел мальчик. Он подошёл к девочке и надел на её руку свою рукавичку.
Внимательный мальчик (для детей 5 – 6 лет).
По улице шла женщина с покупками. У неё упал свёрток. Мальчик, увидев это, подбежал, поднял свёрток и подал женщине. Женщина поблагодарила мальчика.
Любящий сын (для детей 5 – 6 лет).
Мальчик потихоньку входит в комнату с подарком, спрятанным за спиной. Он идёт на носочках и улыбается. Мама не знает, что мальчик в комнате и сейчас сделает ей подарок.
«Мы хорошие!» (для детей 5-6 лет).
Цель: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе.
Ход: встанем в круг, возьмёмся за руки и скажем: «Мы хорошие!» - сначала шёпотом, потом обычным голосом и покричим.
«Моя любимая игрушка» (для детей 5-6 лет).
Цель: развивать умение слушать друг друга; описывать любимую игрушку, отмечая её настроение, поведение, образ жизни.
Ход: дети выбирают, какую игрушку будут описывать, не называя её, и рассказывая о ней. Остальные отгадывают.
«Волшебники» (для детей 5-6 лет).
Цель: продолжать воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, умение проявлять внимание и заботу.
Ход: детям предлагают вообразить, что они волшебники и могут исполнять свои желания и желания других.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/30/picture-137065-1543538641.jpg)
Комплекс артикуляционных упражнений для детей младшего дошкольного возраста (с 2-х лет)
На занятиях с малышами 2-х летнего возраста в игровой форме воспитатель знакомит детей со своими органами артикуляции, учатся выполнять простейшие арт упражнения, дети учатся копировать эт...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/30/picture-179489-1485774879.jpg)
КОМПЛЕКС ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Упражнения для дыхания полезны не только для профилактики простудных заболеваний, бронхитов и синуситов, они обучают ребенка правильному дыханию.Предлагаемый нами несложный комплекс упражнений для пра...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/16/picture-368698-1387207219.jpg)
Комплексы дыхательных упражнений для детей дошкольного возраста
Систематическое внедрение представленных комплексов дыхательных упражнений позволит укрепить дыхательную мускулатуру и повысить сопротивляемость воспитанников к простудным заболеваниям. Комплексы пред...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/18/picture-384826-1390025025.jpg)
Комплекс дыхательных упражнений для детей 2-4 лет
Дыхательные упражнения целесообразно включать в комплексы корригирующей гимнастики....
Комплекс психогимнастических упражнений для детей дошкольного возраста
Материал содержит упражнения для детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/03/picture-791603-1680529628.jpg)
"Комплекс психогимнастических упражнений для детей 3-4 лет"
В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды психотренингов, однако довольно редко – психогимнастика как метод практической психопрофилактики и ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/18/picture-655119-1439885267.jpg)
Взаимодействие педагога-психолога с педагогами ДОУ. Комплекс психогимнастических упражнений
Очень важно взаимодействовать педагогу-психологу с воспитателями. Игры и упражнения способствуют развитию физическому выражению своих положительных чувств, тем самым способствуя развитию группов...